Сравнительные хар-ки различных этносов. Сравнительные хар-ки различных этносов — копия. Введение Понятие Этнос
Скачать 123.5 Kb.
|
Содержание Введение Понятие «Этнос» Сравнение понятий «Этнос» «Нация» Особенности этноса в России Кереки - самый малочисленный народ Бенгальцы – один из самых многочисленных народов Заключение Введение У каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль в нахождении своего места в социальном пространстве и задевает самые сокровенные чувства по поводу собственного этнического отношения (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость. Знание психологических особенностей того или иного народа, понимание значимости этнического сознания в развитии социальных процессов необходимо каждому члену общества, чтобы способствовать его стабильности, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с представителями других этносов. А некоторые социологи, прогнозируя будущее, даже утверждают, что этническое самосознание станет главной идеологией в мире. Вот почему этническая проблема так интересна для многих ученых и специалистов. Понятие “Этнос” Слово «Этнос» является греческим по происхождению и обозначает «племя», «народ», «группа людей», «род». В современном научном языке отсутствует единое понимание сущности этноса. Различные ученые по-разному определяют те признаки, которые составляют понятие «этнос». В науках, изучающих национальные отношения, понятие «этнос» является центральным. Этносы — один из древнейших типов общностей людей. Этнос— это естественно сложившийся коллектив людей со своими стереотипами поведения, особенностями культуры, психики, противопоставляющий себя всем другим таким же коллективам: «мы» - «они». Этнос часто рассматривается как родовое понятие. Выделяют три исторически сложившихся типа этноса: род-племя (для первобытного общества); народность (для рабовладельческого и феодального обществ); нация (для капиталистического общества). Отличительные черты этноса: физический облик, географическое происхождение, хозяйственная специализация, религия, язык, жилище, одежда и пища. Существуют базовые характеристики, общие для всех этносов: общий язык, религия; наличие территории, на которой проживает данный этнос (не всегда исполняется); общая материальная и духовная культура; общие представления о территориальном и историческом происхождении; общие оформленные представления о родине и государстве; осознание членами группы своей принадлежности к этносу и основанное на этом чувство солидарности. Закономерности этноса: поведенческие модели, которые типичны для всех членов этноса; поведенческие, коммуникативные, ценностные, социально-политические и культурные модели определенных групп внутри этноса. Они регулируют отношения между различными группами внутри этноса. Исторически первыми типами этнических общностей были роды и племена. Родоплеменные общности просуществовали в течение нескольких десятков тысяч лет, и, по мере усложнения общественной жизни, возникают новые типы этносов — народности. Они складываются на основе различных племенных союзов, проживающих на определенной территории. Но позже эти процессы сменяются противоположными тенденциями объединения, консолидации в более целостную этническую систему — нацию. Нация — это тип этносов, консолидирующийся в единый организм прежде всего на основе общности экономической жизни. В мире живет несколько тысяч этносов. Они отличаются друг от друга по своей численности, уровню общественного развития, языку и культуре, расовому облику. Численность разных этносов весьма значительна. Так, численность крупнейших народов (китайцев, американцев США, русских, бразильцев…) превышает 100 млн человек. Крошечные вымирающие этносы не насчитывают и 10 человек. Существенны различия этносов и в социально-экономическом развития. Рядом сосуществуют высокоразвитые этносы и находящиеся еще на стадии первобытности. Каждый народ говорит на особом языке, хотя бывает, что один и тот же язык используют несколько этносов или, наоборот, один этнос говорит на нескольких языках. Вместе с тем многие языки родственны между собой. Значителен также диапазон сходств и различий в культуре разных народов. К этносу также применимы такие понятия, как ассимиляция, консолидация, интеграция, миксация. Например, межэтническая интеграция – процесс взаимодействия народов, не связанных родством, в ходе которого возникает новый этнос. Этносу также присуща социализация, которая происходит с помощью таких институтов, как школа, окружение человека, религиозные институты, семья и др. Неблагополучные факторы развития этноса: высокий уровень детской смертности; высокая смертность взрослых; распространение респираторных инфекционных заболеваний; алкоголизм; большое число неполных семей, разводов, внебрачных детей, абортов, отказа родителей от воспитания детей; низкое качество жилья, скученность; социальная пассивность; высокий уровень преступности, включая подростковую; безработица. Сравнение понятий «Этнос» «Нация» Чаще всего в обыденной речи понятия «этнос» и «нация» употребляют как синонимы, как равнозначные понятия. Так говорят о польском народе и о нем же говорят как о нации, немецкий народ – это этнос, народ, он же является и нацией. Возникает естественный вопрос: можно ли между ними поставить равенство? Если говорить о политической практике, то слово «нация» и производное от него «национальность» употребляется в смысле «народ» и все население страны. И сегодня «нацией» называют граждан государства. Четкости в использовании данного понятия не было и в ХХ веке, в том числе и в отечественной науке. Дискуссии вокруг употребления понятий «этнос» и «нация» возникают с периодическим постоянством. Последние десятилетие ХХ века показательно по накалу страстей вокруг этой проблемы. Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация. Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей – таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа (менталитет), этнические стереотипы и т.д. Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере. Национальные движения – это огромная общественная сила – направлены на достижение определенных целей, и, как правило, политических. Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество это та территория на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства. В результате борьбы дискриминируемый этнос становится нацией, противопоставляющей себя остальному населению. Так начинается процесс «национализации» этноса, ведущий к отделению и образованию самостоятельного государства. В границах централизованных государств население чаще всего полиэтнично, оно отличается по языку и культуре. Так во Франции различные этнические общности до сих пор не ассимилировались, но это не мешает кельтам, баскам, корсиканцам войти в состав французской нации. Дискриминация какого-либо этноса, отсутствие у него определенных прав по сравнению с другими этносами может привести к борьбе с этой дискриминацией. Однако национальная идея в условиях демократии используется политиками в своих собственных целях, а тезис о праве нации на самоопределение может привести к распаду полиэтничного государства, к конфликтам между народами, к превращению идеалогии собственной государственной независимости в идее приоритета титульного этноса. Именно такой ход действий подтвердил весь опыт распада бывшего СССР. Особенности этноса в России Располагаясь на стыке двух континентов – Европы и Азии – Россия стала своего рода огромным «котлом», в котором смешалось невероятное количество малых и больших народов, каждый из которых обладает уникальной культурой, языком и традициями. В течение многих лет на территории российского государства был сформирован этнос, довольно сложный по своему составу. Таблица “Этнический состав населения России”
На территории России наиболее широко распространена индоевропейская языковая семья. В ее состав входит славянская группа, которая представлена титульной нацией государства – русскими. Помимо русских, на территории российского государства проживают и другие крупные народы, к которым относятся: татары – состоят из нескольких групп, и по численности занимают второе место после русских; украинцы – ассимилировались в России в ходе исторического развития страны в дореволюционный, советский и новейший периоды; башкиры – народ, который в прошлом вел кочевой образ жизни; чуваши – коренные жители Поволжья; чеченцы – один из многочисленных народов Кавказа. На территории России проживает и большое количество малых народов, которые представлены очень слабо. К таким народам относятся алеуты, чулымцы, орочи, ульты, энцы и многие другие. Кереки – самый малочисленный народ Кереки — самый малочисленный народ не только на Камчатке, но и во всей России. По данным переписи 2010 г. кереками себя назвали лишь 4 человека. Одна из самых таинственных и малоизученных северных народностей с печальным историческим прошлым сегодня находится на грани полного исчезновения. Самоназвание народа «аӈӄалҕакку», или анкалгакку, означает «приморские люди». Второй вариант, породивший этноним «кереки», произошел от чукотского слова «кэрэкит». Исторически выделялись две группы кереков, различавшихся языковыми особенностями и территорией проживания: Северные, обитавшие вблизи Наваринской бухты. Известны также как мейныпильгынские, или наваринские. Самоназвание группы — ыйулалҕакку, что значит «верхние». Южные, занимавшие низовья реки Хатырки, известные также как хатырские. В качестве самоназвания использовали этноним «иутылалҕакку», что переводится как «нижние». К XVII столетию кереки занимали обширные территории от устья реки Опуки в северо-восточной части современного Камчатского края до чукотского залива Анадырский лиман. Археологические исследования показали, что в древности зона расселения была еще больше, простираясь до мыса Олюторский на одноименном полуострове, служащем границей между Беринговым морем и Олюторским заливом. В связи с удаленностью и малой изученностью региона, точных данных о численности кереков не было до конца XIX века. Долгое время представителей народности записывали как коряков, считая их единым народом. Сохранившиеся сведения показывают, что с каждым годом число кереков неумолимо сокращалось: 897 г. — 600 чел. 1927 г. — 315 чел. 1959 г. — 53 чел. 1970 г. — 25 чел. 1975 г. — 13 чел. 2002 г. — 8 чел. 2010 г. — 4 чел. Сегодня кереки в основном используют русский и чукотский языки. Национальный керекский язык, относящийся к чукотско-камчатской семье, сохранился лишь пассивно: в трудах исследователей народа и в памяти оставшихся его представителей. Ряд ученых относит его к числу диалектов корякского языка. В лексике зафиксированы также элементы эскимосского. Впервые научное описание керекского выполнил советский ученый Петр Яковлевич Скорик. Серьезный вклад в изучение традиций, культуры, верований, фольклора, языка внес историк-этнограф Владилен Леонтьев после исследовательских экспедиций семидесятых годов прошлого столетия. Известно порядка 4000-5000 керекских слов, несколько десятков фольклорных текстов. Керекский традиционный костюм во многом схож с чукотским. Верхней мужской одеждой служила кухлянка: куртка-рубаха глухого, расширяющегося к низу кроя. Шилась из двух шкур оленя, сложенных мехом внутрь. Зимой поверх обычной кухлянки надевали утепленную: аналогичную по крою, но сшитую мехом наружу. Рукава кухлянки кроили широкими в проймах, сужающимися к кисти. Низкий ворот и рукава оторачивали мехом собаки. Для тепла надевали воротник-шарф, завязывающийся под подбородком двойной меховой капор из шкур с лап выдры, собаки, росомахи. Дополняли наряд меховыми штанами, поршневидной обувью из толстой кожи моржа, шедшей на подошву, и голенищем с передним швом. Традиционный женский керекский костюм — керкер, то есть меховой комбинезон. Летом надевали одинарный нательный керкер, зимой дополняли вторым аналогичным, сшитым мехом наружу. Рукава и ворот декорировали собачьим мехом, глубокий вырез от шеи до груди затягивали шнурками. Комбинезон снабжали теплым меховым капюшоном, дополнительно надевали капоры. Как и другие палеоазиатские народы, кереки в большей степени относятся к арктической расе, возникшей из азиатского очага расселения. К отличительным особенностям внешности кереков относят необычайно маленький, даже для северных народов, рост: 140-145 см для представителей обоих полов, редко рост достигал 150 см. К другим особенностям внешности относят: худощавое, сухое телосложение; темные глаза с суженным горизонтальным разрезом; смуглая кожа; жесткие черные прямые волосы; толстые губы; острые высокие скулы; нос, узкий в переносице. Семейный уклад Традиционным семейным укладом кереков был матриархат. Главой семьи выступала женщина, принимавшая все важные общественные, хозяйственные решения, занимавшаяся торговлей. Старшая женщина или жена любое действие мужчины предваряла советом, могла запретить совершение какого-либо поступка. Главенствующая роль женщины отразилась в народном фольклоре. Перед совершением какого-либо поступка или началом дела герои обязательно спрашивают совета у бабушки или другой женщины. Например, такой сюжет есть в сказке про мужчину-зайца по имени Милуткалик. Род вели по линии матери, живя большими семьями, управляла которыми старшая женщина. Летом род разбивался на малые семьи, отправляясь на промыслы. Орудия труда, добыча, запасы, скарб при этом оставались в общем пользовании. Детей с ранних лет приучали в игровой форме к труду: мальчиков учили охотничьим приемам, обращению с собаками, девочек — хозяйственным домашним делам, изучению съедобных растений, трав, ягод. Детей любили и баловали, верили, что в телах младенцев в мир живых возвращаются души предков. Появившегося на свет сына считали умершим отцом его матери. Рождение дочери означало реинкарнацию матери отца ребенка. Верование в возвращение душ предков нашло отражение в эпосе: в сказках дети всегда оказываются умнее взрослых людей. Жилище Традиционное зимнее жилище кереков представляло полуземлянку. В выкопанную полуметровую яму устанавливали толстые бревна, укрепляемые жердями. Пологую крышу утепляли травой, дерном, зимой дополнительно наваливали поверх снег. Дым выходил через светодымовое окошко в верхней части крыши. Интерес представляет керекская печь: сложенный из поставленных вертикально плоских камней очаг. Когда очаг прогревался, угли и золу вычищали, помещая вместо них мясо, рыбу, дичь, готовившиеся на теплых камнях. Покидали жилище при помощи боковых ходов. В одной землянке располагалось несколько родственных семей, пользовавшихся одним очагом, но имевших собственные спальные зоны. Летом жили в небольших шалашах из жердей, устанавливавшихся вблизи мест промысла. Жизнь Основными занятиями кереков выступали рыбалка, охота на морских зверей. Острогами, неводами из китовых жил, тупыми стрелами, дубинками ловили и глушили кету, нерку, горбушу, чавычу, корюшку, камбалу, палтуса. Рыбу квасили, вялили над костром, сушили на ветру: запасы служили основной пищей в зимний период. Для морской охоты использовали так называемую керекскую спицу — подобие гарпунного устройства. Значительную роль играла охота на птиц, гнездовавшихся на морских скалах. Для этого на скалу спускали сеть, в которой пугавшиеся присутствия человека птицы запутывались. Сети, петли на шестах использовали на морской поверхности для ловли бакланов. С помощью лука, дубинки охотились на медведей, волков, горных баранов, диких оленей, грызунов, выдр, росомах. В прибрежных районах собирали морские водоросли, моллюсков, морскую капусту, на земле занимались сбором морошки, голубики, брусники, шишек. Религия Религию кереков относят к анимистическому пантеизму, распространено было шаманство. Верили в духов-хозяев окружающего мира, помогающих и вредящих людям. Народ считал, что у каждого животного есть душа. Кости убитого зверя хоронили, а позвонки мужчины нанизывали на охотничий пояс. Чтобы задобрить душу убитого животного на могилу помещали юколу, вяленое мясо, шикшу. Возвращавшихся с охоты мужчин хозяйки дома встречали с обрядовыми песнями-благодарениями. Чтобы с улицы в жилище не проникли злые духи, в приходящих охотников кидали горящие головешки. Рядом с каждым поселением существовали молельные места, называемые камак, используемые также для жертвоприношений. Представляли собой врытый в землю деревянный высокий столб, вокруг которого размещали кучи черепов моржей, китовые челюсти, антропоморфные фигурки. Жертвенными животными чаще других выступали собаки. Шаманы участвовали в промысловых обрядах, предсказывали погоду, занимались врачеванием. В их роли чаще выступали мужчины, женщины занимались магией, знали заговоры. Интерес представляет традиционный обряд погребения. Единственные среди всех соседских народов, кереки тела погибших в зимнее время соплеменников выбрасывали в море. Умерших летом хоронили в земле, облачая в специально сшитый без образования узлов костюм. Отороченный белым собачьим мехом капор плотно затягивали на голове, открытым оставляя лишь нос. Важно, чтобы в одежде не было дыр, прорех, иначе раны появятся у родственников покойного. Чтобы отогнать беды, злых духов от потомков умершего, детей до похорон связывали, сажали на цепь, наподобие собаки. После завершения церемонии погребения их развязывали, заставляли лаять, стоя на четвереньках. Погибших детей хоронили у стен дома, считали это дурным знаком, поскольку кто-то из предков не пожелал вернуться в земной мир. Бенгальцы – один из самых многочисленных народов Бенгальцы — коренное население исторической области на северо-востоке Южной Азии под названием Бенгалия. В настоящее время она разделена на две области — западную и восточную. Первая является индийским штатом Западная Бенгалия, вторая — Республикой Бангладеш. Бенгальцы представляют собой индоевропейскую этническую группу. Они имеют много общего с народами Индии, Шри-Ланки, Пакистана. Численность Бенгальцы являются одной из самых больших этногрупп мира. Их суммарное количество составляет 250 000 000 человек. Бангладеш перенаселен, на территории этого небольшого государства проживает 150 000 000. Где живут В штате Западная Бенгалия и остальной Индии находится около 95 000 000 бенгальцев. Остальные представители этого народа широко расселены по всему миру. Ареал проживания распределяется таким образом: Саудовская Аравия: 1 000 000; ОАЭ: 600 000; Великобритания: 500 000; Малайзия: 230 000; Кувейт: 150 000; США: 143 000; Южная Корея: 130 000; Бахрейн: 120 000; Оман: 115 000; Италия: 35 000. Язык Бенгальцы говорят на языке бенгали. Он принадлежит к индоарийской языковой группе. Также на нем разговаривают жители некоторых соседних индийских штатов. Многие знают английский язык, так как это язык бывших колонизаторов. На нем ведется преподавание, помимо бенгали. Религия Население Бангладеш в основном исповедует ислам, который был принесен мусульманскими завоевателями. Часть жителей Западной Бенгалии является исламистами, остальные — индуисты. Есть некоторое количество буддистов, христиан, последователей джайнизма (древняя индийская религия). У приверженцев индуизма популярны такие течения, как шактизм, вишнуизм. Они отличаются тем, что люди поклоняются разным верховным божествам, которых считают главнее других. История В древние века на территории Бенгалии размещались буддийские королевства Магадха, Камарупа. Позднее они были захвачены монголами (начало 13 века). Местное население восставало, но безуспешно. Далее эти территории колонизировали англичане (17 век) и начали развивать там торговлю. После этого произошло множество военных столкновений между бенгальцами и британскими войсками. Конфликты заканчивались победой англичан, так как они значительно превосходили местных по вооружению. В 1947 году Бенгалию разделили на две части, присоединенные к Индии и Пакистану. Позднее Восточная Бенгалия была переименована в Восточный Пакистан, а затем на этой территории была образована Республика Бангладеш. Внешность Бенгальцы являются представителями европеоидной расы. Они имеют выраженные черты индо-средиземноморского типа. Кроме того, прослеживается влияние монголоидов и дравидов (древнего населения Южной Индии). Эти люди имеют смуглую кожу, порой такую же темную, как у негроидов. Оттенки кожи различаются от темно-коричневого до оливкового, желтовато-коричневого. Основную массу бенгальского этноса нельзя назвать привлекательным. Это люди низкого роста, худощавые, с часто с кривыми ногами, плохими зубами. Для них характерен плоский расширенный нос, прямые жесткие черные волосы. У мужчин практически отсутствует растительность на теле. Цвет глаз — карий. Иногда встречаются симпатичные девушки, но это скорее исключение из правил. Жизнь Бенгальцы живут в бедном, экономически отсталом регионе. Основной отраслью является земледелие. Скотоводство почти не развито. Круглогодично выращивают рис различных сортов. Также культивируют сахарный тростник, бобовые, кукурузу, пшеницу. Для производства тканей выращивают лен, джут. Есть чайные плантации. Из ремесел получили развитие: Ткачество; Гончарство; Роспись на ткани; Тиснение кожи; Резьба по кости, дереву; Производство медной посуды. 80% бенгальцев — сельские жители. Они живут небольшими поселениями, которые расположены вдоль рек (на юге страны). Северные регионы часто страдают от наводнений, поэтому там селятся вблизи дорог. Такие деревни защищают насыпями. В сельской местности сохранилась традиция неразделенной семьи, когда под одной крышей живут родители, их женатые дети со своим потомством. Главой семьи является отец. Он распоряжается деньгами, имуществом, назначает работу. Его жена управляет хозяйством, распределяя дела между невестками и дочерьми. Брак часто заключается по договоренности между родителями. Но он может не состояться, если молодые люди не согласны. Бенгальцы часто женятся очень рано, так как существует обычай, по которому девушек после совершеннолетия не берут в жены. Заключаются так называемые обменные браки, когда молодой человек из одной семьи женится на девушке из другой семьи, а затем сыновья из второй берут в жены дочерей из первой. Несмотря на тяжелое экономическое положение, уровень образования бенгальцев достаточно высок. В Бангладеш много учебных учреждений, что позволяет людям получать образование. Некоторые даже учатся в Москве. В крупных городах население быстро европеизируется. Оба супруга работают на промышленных предприятиях, живут в квартире. Их дети после брака начинают жить отдельно. У бенгальцев, как и во всей Индии, до сих пор соблюдается кастовость. Это социальные группы, на которые разделено общество. Можно назвать их сословиями. Основных каст (варн) всего 4: Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры Также существует огромное количество подкаст. Они определяются по религиозным признакам, роду занятий, другим критериям. Люди, принадлежащие к одной варне, не смешиваются с остальными. Однако представители низших каст стремятся общаться с высшими. Брахманами являются жрецы, духовные учителя, философы. Это высшая варна. Людей этой группы отличает высокий интеллект, сдержанность, философский взгляд на жизнь. Все они вегетарианцы. Они свободны от налогов, могут иметь любое имущество. Кшатрии находятся на ступень ниже брахманов. Это тоже уважаемая варна. К ней принадлежат воины и правители. Они должны защищать подданных страны, взимать налоги. Им разрешается иметь оружие. Их отличает уверенность, храбрость, они импульсивны, могут вступать в драки. Вайшьи — варна торговцев. Им позволено иметь дом, землю, скот. Они должны возделывать землю, развивать ремесла и торговлю. В этой группе много бизнесменов, а также просто рабочих. Особенность их характера — везде искать выгоду. Они могут обманывать, чтобы получить прибыль. Низшая варна — шудры — слуги, чернорабочие. Им не позволено иметь свое имущество, они должны только прислуживать или выполнять тяжелую работу. Они не имеют права даже молиться и делать подношения богам. Кроме того, существует еще одна группа, называемая «неприкасаемые». До них нельзя дотрагиваться, чтобы не оскверниться. Это бездомные люди, которые занимаются воровством и попрошайничеством. Согласно индуистским верованиям, благочестивая жизнь дает возможность получить в следующей жизни более высокую касту. Брахманы, которые и так относятся к высшей, после смерти перейдут в божественный мир. Традиции Религиозные верования влияют на поведение и уклад жизни бенгальцев. У них не принято здороваться за руку. Индуисты приветствуют друг друга поклоном, сложив ладони перед собой. Прикасаться к незнакомому человеку считается плохим тоном. Это возможно только между хорошими друзьями. Женщин религия обязывает одеваться консервативно, закрывая почти все тело. Они не должны оголять живот, плечи, ноги, желательно прикрывать и волосы. Нельзя показывать другим людям ступни ног. Бенгальцы могут принимать пищу, усевшись в позу лотоса (в сельской местности часто едят за низкими столиками или прямо на полу). Еду берут руками, столовыми приборами не пользуются. Бедняки используют широкие банановые листья в качестве стола и одновременно тарелок, раскладывая еду прямо на них. В гостях принято хвалить кулинарные умения хозяйки. Нужно преподнести цветы, небольшой сувенир, книгу. Это вызывает радость и уважение со стороны хозяев дома. Алкогольные напитки, деньги дарить не принято, это считается оскорблением. У бенгальцев достаточно много праздников. Мусульмане отмечают исламские праздники, такие, как Рамадан, Курбан-байрам, Ураза-байрам. Представители буддизма празднуют День рождения Гаутамы Будды, индуисты — Кришна-джанмаштами, Дурга-пуджа. Кроме того, в Бангладеш отмечают свои национальные даты и некоторые международные: День родного языка (21 февраля); День независимости (26 марта); Бенгальский Новый год (14 апреля); 1 мая — день труда; День победы над пакистанскими войсками (16 декабря). Кришна-джанмаштами представляет собой значимый ведический праздник, который отмечается повсеместно, несмотря на разницу в вероисповеданиях. Его празднуют даже христиане и атеисты. Это День рождения Кришны, который являет собой воплощение бога Вишну — абсолютное значение всей жизни, основу мироздания. В этот день устраивается фестиваль, проводятся моления в храмах, подношения божествам. Дурга-пуджа — национальный индуистский праздник поклонения богине Дурге. Он символизирует торжество добра над силами зла. Дурга — это воительница, сокрушившая в поединке демона Махиши, который нарушил мировой порядок, свергнув богов с небес. Она является покровительницей гармонии, благополучия. С особым размахом праздник отмечают в Западной Бенгалии, так как Дурга воплотилась именно там. Он проводится несколько дней подряд, устраиваются костюмированные шествия, различные ритуалы, восхваляющие Дургу и других божеств. Еда Основу пищи бенгальцев составляют рис, овощи, бобовые, пресные лепешки. Мясо употребляют редко, главным образом, домашнюю птицу. Частыми блюдами являются рыба, морепродукты. Особенностью бенгальской кухня можно считать наличие огромного количества приправ, соусов. Они готовятся на основе овощей, фруктов с добавлением различных специй. Известным соусом является чатни — сладкий состав из таких продуктов, как ананасы, папайя, манго, сухофруктов. Чатни отлично дополняет рисовые, бобовые гарниры. Рис — самый часто используемый продукт, бенгальцы выращивают около 500 его сортов. Из него готовят супы, каши, десерты, гарнир. Также распространены гарниры из бобов мунг, красной чечевицы, горошка. Популярные блюда бенгальской кухни: Дал Бхарт. Густой суп на основе бобов, с добавлением томатов, чили, лука, имбиря. Кичри. Второе блюдо, основой которого служит рис, также туда кладут томаты, картофель, цветную капусту. Бегуни. Баклажаны, обжаренные в горчичном масле. Пакора. Микс из овощей, зажаренных в тесте с добавлением зелени. Сандеш. Десерт, приготовленный из творожного сыра с фисташками, изюмом, кардамоном. Пантуа. Шарики из манной крупы, молока, обжаренные в топленом масле. Бенгальские сладости являются важным блюдом на различных торжествах и религиозных праздниках. Их готовят во множестве, украшая ими праздничный стол. Угощения из Бенгалии популярны не только по всей Индии, но и за ее пределами. Заключение На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее, есть общее, интересующее этносоциологию, — социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями. Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни. |