Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Социальная структура общества а) Понятие социальной структуры общества

  • 4. Политическая структура общества а) Понятие политической структуры

  • Теория народного суверенитета

  • традиция

  • Философия2. Введение. Происхождение философии, ее сущность и специфика Раздел I. История философии Глава 1


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВведение. Происхождение философии, ее сущность и специфика Раздел I. История философии Глава 1
    АнкорФилософия2.doc
    Дата09.09.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия2.doc
    ТипДокументы
    #24324
    страница13 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

    2. Теоретические модели общества

    а) Теории исторического круговорота

    С самых ранних пор люди задумывались о смысле развития общества, его направленности и конечных целях. Поиски ответа можно найти уже в мифологии. Так, в древнегреческой мифологии выделены: золотой, серебряный, бронзовый и железный века.

    До христианства развитие общества представлялось как развитие, имеющее циклический характер. В христианстве история имеет уже однонаправленный характер от сотворения Мира к концу Света. Повториться этот процесс уже не может. Развитие общества носит не случайный характер, оно предопределено волей Бога.

    Изучение общества всегда было затруднено сложностью и запутанностью общественной жизни. В обществе действуют люди, наделенные сознанием и свободой воли. Поэтому правомерен вопрос: возможна ли вообще теория общества? Н.А. Бердяев, например, дал на этот вопрос отрицательный ответ: «Социология — это мертвая, пустая дисциплина, так как естествознание имеет дело с повторяющимися явлениями, а история — с индивидуальными». Но в истории философии было немало попыток дать цельную картину развития общества, объяснить механизм и законы этого развития. Наибольший след оставили Вико, Кондорсе, Гегель и Маркс.

    Итальянский ученый Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.) выдвинул теорию исторического круговорота — развития всех наций по циклам, состоящим из трех эпох:

     век богов (безгосударственность, подчинение жрецам, так как люди думали, что ими правят боги);

     век героев (аристократическое государство, аристократы думали, что они превосходят плебеев);

     век людей (демократическая республика или представительная монархия — все признали, что они равны).

    Каждый цикл кончается общим кризисом и распадом данного общества.

    Придавая решающее значение деятельности людей в осуществлении исторического процесса, Вико считал, что он носит объективный характер. Законы развития общества, по его мнению, являются провиденциальными.

    Сторонники объяснения развития общества как круговорота рассматривали прогрессивные изменения в обществе как временные, локальные. Другие мыслители полагали, что общество всегда развивается по восходящей линии, то есть прогрессирует.

    б) Теории прогресса

    Попытки понять развитие общества как естественный процесс по восходящей линии (от низшего к высшему, от простого к сложному) предполагали поиск главного фактора, определяющего развитие общества. Одни мыслители (Монтескье, Мечников) главным фактором считали географическую среду, другие (просветители) — духовный, третьи (Маркс) — материальный.

    Французский просветитель Жан Антуан Никола Кондорсе (1743-1794 гг.) — один из основоположников идеи исторического прогресса, источник которого — безграничная возможность развития человеческого разума. Он выделил девять эпох в развитии общества: первобытное состояние, земледелие, разделение труда, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, появление наук, книгопечатание. Девятая, по его мнению, начинается с Декарта и завершается образованием Французской республики.

    Гегель, обратив внимание на географический фактор, в основу положив развитие свободы, делит историю на 4 отрезка.

    1) Восточный мир — детский возраст человечества, свободным чувствует себя только деспот.

    2) Греческий мир — период юности, царство прекрасной свободы, здесь процветает истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля придерживается обычаев и законов, в политике преобладает демократия.

    3) Римский мир — это возраст возмужалости истории. Здесь нет ни произвола ни деспота, ни субъекта. Индивид достигает свободы в подчинении общей цели. Господствует абстрактная свобода, которая ставит государство выше индивида. Но индивид чувствует себя личностью, так как является юридическим лицом. В политике преобладает аристократия.

    4) Германский мир — здесь германский дух осуществляет абсолютную истину как самоопределение свободы. Дух достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории является прусская монархия.

    Маркс в основу деления истории общества на периоды положил материальный фактор — способ производства материальной жизни. Способ производства  представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения составляют экономический базис общества, над которым возвышается надстройка (правовые, политические, духовные явления). Базис и надстройка составляют общественно-экономическую формацию. Всю историю Маркс разбил на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Правда, у Маркса есть и другое деление истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Маркс еще употребил понятие азиатского способа производства. Это понятие до сих пор дискуссионное. Оно обозначает строй, в котором отсутствует частная собственность на средства производства, прежде всего на землю, нет класса эксплуататоров, есть общины, владеющие землей, но эксплуатируемые государством. Власть имеет деспотический характер.

    Смена общественно-экономической формации происходит по мере развития производительных сил в ходе социальных революций, когда старые производственные отношения, сдерживающие развитие производительных сил, заменяются новыми.

    В 1960 г. вышел «Некоммунистический манифест» Ростоу. Он делит историю на пять стадий.

    1) «Традиционное общество» включает все,  вплоть до начала капитализма. Оно характеризуется низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства. В основе власти лежит доскональное знание порядков, правильность которых не подлежит обсуждению. Верхи также не свободны, как и низы, так как все должно быть подчинено естественным условиям жизни, циклам природы.

    2) Стадия «переходного общества» условно совпадает с переходом к капитализму.

    3) «Период сдвига» — характеризуется промышленными революциями и началом индустриализации.

    4) «Период зрелости» — завершение индустриализации, возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран.

    5) «Эра высокого массового потребления» — достигнута в США. На четвертом этапе возникает современное общество, которое отличается от традиционного тем, что труд уже способен преодолеть естественные ограничения производства (искусственные материалы, искусственный климат и т.д.). Человек уже контактирует не с дикой, а преобразованной природой, общество развивается на своей собственной основе, наращивая производство.

    в) Теория культурно-исторических типов

    Английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) всемирную историю рассматривал не как единый процесс, а как сумму «цивилизаций», проходящих фазы: рождения, роста, крушения, разложения, гибели. По его мнению, цивилизации возникают в результате вызова, на который откликается творческое меньшинство народа. Вызовы могут быть природными и человеческими. Так, иссушение рек в Нильской долине было вызовом природы. Когда пастбища стали превращаться в пустыни, первопроходцы героическим трудом превратили безжизненные места в благодатные земли. Так возникла египетская цивилизация. Так возникли и другие цивилизации. Те племена, которые не смогли ответить на вызов и не изменили образ жизни, погибли.

    Рост цивилизации происходит путем самоорганизации. Главную роль играет творческое меньшинство и великие личности. Некоторые цивилизации не выдерживают испытания, гибнут или «задерживаются», как, например, эскимосы, полинезийцы и др.

    Надлом цивилизации происходит из-за того, что массы перестают подражать творческому меньшинству, и последние начинают терпеть неудачу, в результате утрачивается самодетерминация.  В процессе надлома творческое меньшинство становится правящим меньшинством. Общество раскалывается, возникают конфликты, происходит распад цивилизации и ее гибель.

    Тойнби насчитал пять крупных живых цивилизаций и две реликтовые.

    В числе живых:

    1. православно-христианское (византийское) общество;

    2. исламское общество;

    3. индуистское общество;

    4. дальневосточное общество;

    5. западное христианское общество.

    К реликтовым он отнес группу стран: Армению, Египет, Сирию, т.к. здесь особое христианство. Вторую группу составляют буддисты Тибета, Монголии, Цейлона, Бирмы и Таиланда. Кроме этого, он насчитал еще свыше двадцати мелких цивилизаций.

    Как видим, в основе выделения цивилизаций у Тойнби — религия.

    Существует множество других представлений о развитии общества.

    Оригинальный взгляд на общество у советского философа, проживающего с 70-х годов за границей, А.А. Зиновьева. По его мнению, в обществе действуют вечные и неизменные социальные законы (он их называет коммунальными), которые появляются вместе с возникновением общества. Это простые правила:

    1) меньше дать, больше взять;

    2) меньше риска, больше выгоды;

    3) меньше ответственности, больше почета;

    4) меньше зависимости от других, больше зависимости других от тебя.

    Эти законы естественны, а цивилизация — явление искусственное, она есть результат создания обществом средств, ограничивающих действие социальных законов. Прогресс общества — это изобретение таких средств, к которым относятся: мораль, право, религия, пресса, гласность, общественное мнение, обычай. Капитализм и коммунизм — это лишь различные способы ограничения этих законов. Их недостатки — следствие их достоинств. Идеальных обществ не может быть в принципе. Поэтому любое общество должно накапливать культуру, чтобы стать цивилизованным, а не ломать уже накопленное.

    3. Социальная структура общества

    а) Понятие социальной структуры общества

    Человеческое общество неоднородно. Даже в первобытном обществе существовали различные племена, роды, которые говорили на разных языках, придерживались различных обычаев и правил. С возникновением государств появляются новые социальные общности — сословия, касты, классы, складываются народности. С развитием капиталистических отношений возникают нации. Кроме того, существуют семьи, различные коллективы. Население сегодня включает в себя различные по характеру и размеру социальные элементы. Совокупность этих элементов, их связь и отношения составляют социальную структуру данного общества.

    б) Классовая структура общества

    Значение разных социальных групп в жизни общества неодинаково. Ведущими являются наиболее многочисленные классы, нации.

    Понятие «класс» (латинское — classis) означает «разряд». Деление людей на классы впервые было произведено (если верить традиции) еще легендарным римским императором Сервием Туллием, жившим в VI в. до н.э. Он разделил население Рима на пять классов в соответствии с имущественным положением для удобства создания армии. Позже понятие «класс» получило широкое распространение. Этим понятием обозначались большие группы людей, на которые разделилось общество.

    Необходимо было объяснить причину этого деления.

    А. Смит и Д. Рикардо объясняли деление общества на классы экономическими причинами. Они различали три класса в зависимости от способа получения дохода. Класс землевладельцев получает ренту, капиталисты — прибыль с капитала, рабочие — заработанную плату.

    Некоторые исследователи считали, что причина деления на классы в разных умственных способностях людей. Одаренные и образованные господствуют, а необразованные, неспособные, малоактивные — это угнетенные.

    Другие считали, что классы — это результат насилия одних  людей над другими. Например, господство ариев в Индии, захват рабов в ходе войн в древности и т.д.

    Марксизм в основу деления общества на классы положил разделение труда. Поэтому марксизм считает, что вместе с ликвидацией разделения труда исчезнут и классы. Отсюда и лозунг о стирании различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней, как условии перехода к бесклассовому обществу.

    Ленин в работе «Великий почин» дал следующее определение классов: «Классы — это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной  организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которыми они располагают. Классы — это такие большие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

    Главным признаком класса Ленин считал отношение к средствам производства. Именно собственность на средства производства делает конкретную социальную группу людей господствующим классом.

    Согласно марксизму, история есть борьба классов. Маркс писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:

    1) Что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства.

    2) Что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата.

    3) Что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».

    История показала утопичность диктатуры пролетариата. Но она подтвердила и то, что рабочий класс может совершить революцию, но ее результатом воспользуется номенклатура. О чем и предупреждал Маркса русский революционер-анархист Михаил Бакунин.

    в) Теория социальной стратификации

    Западные исследователи противопоставили марксизму теории «надклассовых» и «бесклассовых» обществ. Одной из них является теория социальной стратификации.

    Эта теория утверждает, что общество делится на страты (социальные слои). В качестве основания для выделения страты берется либо размер доходов, либо род занятий, либо уровень образования, либо район проживания и т.п. Количество страт у разных исследователей разное — от двух до шести. Эта теория связана с теорией «социальной мобильности», согласно которой неравенство в обществе неизбежно. Поэтому есть «высшие»,«средние» и «низшие» классы. Но более или менее свободное перемещение людей из одной страты в другую в соответствии со своими способностями и усилиями обеспечивает устойчивость социальной системы и делает излишней классовую борьбу.

    Неизбежность классовой борьбы отрицается также и в различных теориях «постиндустриального общества». В них утверждается, что в условиях НТР все классы превращаются в «среднее сословие», которое интегрирует и буржуазию, и пролетариат, так как доля умственного труда возрастает, а доля физического уменьшается.

    г) Национальный вопрос и пути его решения

    Кроме классов, в обществе существуют другие социальные группы. В ходе исторического развития в результате дифференциации и консолидации возникли такие исторические общности, как племена, народности, нации.

    Племена типичны для первобытнообщинного строя, народности — для рабовладельческого и феодального, нации — для капиталистического. Племя складывается на основе кровнородственных связей, народность — территориальных, нация — экономических. Провести грань между племенем и народностью трудно, так как формирование территориальных связей сопровождается целым рядом изменений родового строя. Становление нации неотделимо от создания общенационального рынка. Общественной потребности в экономической интеграции соответствуют процессы национальной консолидации.

    В настоящее время разные нации сосуществуют либо в унитарном, либо в федеративном государствах. В федеративных государствах наблюдается тенденция к распаду. Например, распались Югославия, Чехословакия, СССР. Остро стоит эта проблема и для России. Можно ли найти решение национального вопроса? История показывает, что это самый сложный вопрос. Единственный путь его решения — это признание равноправия наций и уважение прав отдельного человека. Первое без второго невозможно. Где этого не понимают, там льется кровь.

    4. Политическая структура общества

    а) Понятие политической структуры

    Общество как искусственная система нуждается в управлении. Управление осуществляется с использованием власти. Власть — это способность подчинять поведение и деятельность людей воле и интересам  общества в целом или отдельного класса. Отношения по поводу власти в обществе называются политическими, политикой. Организации, участвующие в завоевании, удержании и использовании власти, являются политическими организациями. Политическая партия — это политическая организация, ставящая своей целью завоевание власти для социальной группы, интересы которой она выражает.

    Политическая структура общества — это система организаций и учреждений, участвующих в управлении обществом. Это государство, политические партии, профессиональные союзы, церковные учреждения и т.д.

    Кому же должна принадлежать власть в обществе? На этот вопрос дают ответ две основные концепции.

    1) Теория народного суверенитета утверждает, что вся полнота власти принадлежит и должна принадлежать народу. Но так как не все имеют возможность и желание управлять, народ передает свои права (решать общественные проблемы) своим представителям, избранным большинством народа (депутатам и т.д.) Они — лидеры народа. Но они выразители не своих интересов, а интересов общественных сил. Если такие силы есть, они всегда найдут своего лидера. Лидер может наложить на события отпечаток своей личности, но не больше.

    2) Теория элиты, напротив, заявляет, что власть всегда находится и должна находиться в руках меньшинства (элиты). Если власть попадет в руки масс, общество приходит к упадку. Элита может быть аристократической (замкнутая группа — каста, сословие) и демократической (открытая группа, которая пополняется из народных масс, например через выборы). В этом случае элита — это наиболее ценная, продуктивная часть общества. Реализуя свои цели, она позволяет и массам пользоваться результатами своей деятельности. Господствующее положение элиты отвечает интересам общества. Социальное равенство в этом случае — равенство возможностей, а не результатов.

    Но почему люди подчиняются власти? Что является  причиной этого подчинения?

    Считается, что источниками власти являются:

    а) традиция — люди подчиняются власти, не задумываясь о разумности ее требований («всякая власть от Бога»);

    б) авторитет — люди подчиняются тем, кого считают авторитетными в силу личных качеств (опыт, знания и т.д.). Предельным выражением авторитета является харизма («исключительная одаренность») — власть, основанная на радостном подчинении в силу мудрости, героизма или святости лидера;

    в) насилие — одна группа силой принуждает другую к подчинению. Насилие, принуждение может быть:

    — физическое (силой оружия),

    — политическое (силой государственной власти),

    — экономическое (силой денег),

    — религиозное (угрозой отлучения),

    — идеологическое (силой агитации и пропаганды).
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта