Философия2. Введение. Происхождение философии, ее сущность и специфика Раздел I. История философии Глава 1
Скачать 1.19 Mb.
|
б) Происхождение государства и его роль в жизни общества Ядром политической структуры общества является государство. К признакам государства относятся: «публичная власть», располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд и др.); территориальный принцип организации населения; налоги — обязательные взносы с населения для содержания публичной власти; право — определенная система норм, соблюдение которых обеспечивается властью. Существуют разные точки зрения по вопросу о происхождении государства. 1) «Теория общественного договора». Государство есть результат — договора между людьми, чтобы избежать «войны всех против всех». 2) «Теория патернализма». Государство возникает из вождей, оно рассматривается как родной отец, который может быть и строгим. 3) «Теория завоевания». Государство основывается завоевателями. Так считал немецкий социал-демократ К. Каутский. По его мнению, угнетательный характер существует у государств рабовладельческих и феодальных. А затем оно становится бесклассовым, государством чистой демократии. 4) Марксистская теория. Государство возникло с появлением антагонистических классов для господства одного класса над другим. 5) «Теория этатизма». Государство — благо для общества и возникает, когда усложняются общественные отношения. Государство выполняет следующие функции: экономическую (правовое регулирование имущественных и трудовых отношений, порой непосредственное регулирование общественного производства); методы: административное или экономическое вмешательство; насильственного подавления несогласных с существующими законами (противников строя, правонарушителей); социальной защиты (неимущих, больных, старых); внешние (военную, дипломатическую, экономическую, идеологическую). Эти функции обеспечиваются законодательной, исполнительной и судебной властью (это типы государственной власти). От того, в чьих руках они находятся, различают типы политической власти: авторитаризм, демократия, тоталитаризм. Тоталитаризм — форма авторитарного государства, где власть основана на насилии; строгое вертикальное подчинение снизу до верху; монополия государства на идеологию; система политического террора, идеологического и политического надзора над обществом и отдельными людьми; централизованная система управления экономикой и полное ее подчинение органам власти; однопартийная система. Авторитаризм — неограниченная власть одного лица (монарха, диктатора), где: власть основана на авторитете; нет полного контроля над обществом; разрешаются горизонтальные связи не связанные с политикой. Демократия — власть народа: непосредственная (референдум), представительная (парламент). Главным здесь является признание народа в качестве источника власти, равноправие граждан при участии в политической жизни, право народа влиять на государственную власть. Отсюда следующие принципы демократии: подчинение меньшинства большинству с учетом прав меньшинства; выборность и отчетность органов власти; наличие прав и свобод и условий для их реализации. Основным инструментом обеспечения демократии в настоящее время является выборность представительных органов. Но выборность не обеспечивает реальной демократии. В политологии существуют различные теории демократии дополняющие выборность другими механизмами, обеспечивающими влияние народа на власть. К ним, например, относятся информационная и экономическая теории демократии, подчеркивающие значение общественного мнения и рыночной экономики для реального народовластия. в) Место права в политической системе Право — это система норм, охраняемых государством. Право возникает вместе с государством. Первоначально это совокупность обычаев. Первые исторические формы права — законы Драконта и Солона в Афинах, законы 12 таблиц в Риме, «Русская правда» Ярослава Мудрого. В первобытном обществе споры улаживались собранием или советом старейшин, в государстве же — судом. При буржуазном строе роль права резко возрастает, нормы права детально разрабатываются. В них нашли отражение демократические принципы, что впоследствии стало основой для создания правовых государств. Правовое государство — это государство, где господствует право, т.е. существует верховенство закона, реальность прав и свобод, функционирование государства на основе разделения властей, строгое следование принципам: а) презумпции невиновности, б) разрешено все, что не запрещено (для граждан), в) запрещено все, что не разрешено (для чиновников). Право закрепляет отношения собственности, выступает регулятором разделения труда и его продуктов (гражданское, трудовое), регламентирует деятельность государственного механизма (конституционное, административное право), определяет меры борьбы с посягательством на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное и процессуальное право), воздействует на межличностные отношения (семейное право). г) Проблема отмирания государства и права Будет ли государство существовать вечно или оно отомрет, когда прекратится действие причин, по которым оно возникло? С точки зрения теории этатизма, государство будет существовать вечно, так как оно возникло из-за усложнения общественных отношений. Марксизм считает, что государство и право отомрут вместе с ликвидацией классовых противоречий, ликвидацией различий между умственным и физическим трудом, городом и деревней. Анархизм предлагает уничтожение государства и замену его самоуправлением. Религия требует уже сейчас жить не по праву, а по заповедям божьим, т.е. по морали. Пока же в России стоит задача создания правового государства. 5. Источники и движущие силы развития общества а) Потребности и интересы как побудительные силы исторического развития Общество не стоит на месте. Изменения происходят в результате деятельности людей. Что же заставляет их действовать? Потребности. Потребность — это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, направленное на устранение этой неудовлетворенности. Потребности организма осознаются и становятся стимулом для социальной деятельности и поведения человека, т.е. становятся интересами. Интересы бывают экономические, политические, духовные. В соответствии с носителями выделяют интересы: классовые, национальные, общенародные, партийные, государственные, профессиональные и т.д. Потребности и интересы выступают как побудители силы деятельности. Но определяется ли деятельность только интересами, или на нее влияют какие-либо другие факторы? Волюнтаризм утверждает, что деятельность человека определяется целиком его волей (Шопенгауэр, Ницше, Штирнер, народники — Лавров, Михайловский и др.). Провиденциализм придерживается противоположного взгляда. С этой точки зрения ход истории реализует божественный замысел. Движущей силой является божественная воля. Против волюнтаризма и провиденциализма активно боролись материалисты прошлого. Они противопоставляли им естественные материальные обстоятельства. Но, абсолютизируя их роль, они рассматривали историю как неизбежный ход событий. Такой подход называется фатализмом. Фаталистический характер истории и у Гегеля, хотя он исходит из духовного фактора. Он считал творцом истории мировой разум. Марксизм, утверждая, что историю творят свободные люди, в то же время признает объективную необходимость в общественном развитии. В ее основе — действие материального фактора — экономической жизни общества. Законы экономической жизни не зависят от воли человека. Свобода же людей заключается в познании этой необходимости и действии в соответствии с познанной необходимостью. На практике марксисты зачастую игнорировали альтернативность вариантов развития. То есть фактически вставали на позиции фатализма. б) Роль народных масс и личности в истории История творится людьми. Но отдельные личности играют разную роль в истории. Поэтому правомерен вопрос о роли личности и масс в истории. Этот вопрос один из самых сложных. Историю можно представить как результат деятельности великих личностей, но в то же время известно, что решения, которые они принимали, не всегда зависели от их желаний. В настоящее время существуют несколько точек зрения по этому вопросу. Марксизм признает решающую роль в истории за народными массами, так как они являются главной производительной силой общества. Основным содержанием истории марксизм считает классовую борьбу. Народными массами марксизм считает весь народ, за исключением реакционных классов. Например, буржуазия в период борьбы с феодализмом и колониализмом считается народом. Личность тоже играет роль в истории, но при условии, что она выражает интересы народа. Индивидуальные качества личности могут ускорить или замедлить ход истории. Для их различия используются понятия — великая личность и историческая. Основоположники марксизма неоднократно заявляли о том, что они против культа личности. Но практическая реализация их идей привела к тому, что культ личности вождя стал закономерностью в политической жизни всех стран и партий марксистского типа. А интересы конкретной личности, составляющей народ, были принесены в жертву интересам теории. До марксизма за народом признали право на управление обществом Бабеф, Фурье, Бланки, Тьерри, Минье, Гизо. Главную решающую силу в народе видели Белинский, Герцен, Чернышевский. Противоположной марксизму в понимании роли народных масс является теория элиты. Она утверждает, что для любой социальной структуры общества необходим высший привилегированный слой, управляющий обществом. Предшественниками этой теории были Платон, Ницше, Карлейль (английский историк и философ). Под элитой понимаются либо наиболее активные, ориентированные на власть, либо пользующиеся наибольшим престижем, статусом, богатством, либо обладающие интеллектуальным уровнем или моральным превосходством, чувством ответственности, либо обладающие властью, либо творческое меньшинство. Например, у Тойнби каждый шаг общества вперед определяется адекватным ответом творческого меньшинства на вызов исторической ситуации. Творческое меньшинство сначала властвует силой авторитета, затем превращается в господствующее меньшинство. Оно утрачивает творческие способности, опирается на силу власти и оружия, поэтому приходит к банкротству. Цивилизация разлагается или гибнет. Теория массового общества признает, но оценивает негативно роль народных масс. «Массовой» именуется социальная структура, в которой человек нивелируется, становится безликим элементом социальной машины. Он ощущает себя жертвой обезличенного социального процесса. Предшественником этой теории был Ницше, который и утверждал, что в обществе господствует масса. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в книге «Восстание масс» писал, что неблагодарные массы вместо того, чтобы следовать за элитой, рвутся к власти, хотя не обладают способностью управлять, пытаются вытеснить эту элиту, что и является причиной катаклизмов XX в. В 60-70-х годах в США переконструировали эту теорию. Подчеркивалось, что массы интегрируются в систему социальных институтов общества. Посредством массовых коммуникаций они усваивают нормы и ценности, создаваемые элитой, и общество движется по пути преодоления социальных антагонизмов). в) Место классовой борьбы в развитии общества Потребности и интересы, являющиеся побудительными силами деятельности людей, различны у разных групп населения. Но влияют ли эти различия на развитие общества? Марксизм считает, что эти различия и являются источником исторического развития общества. Различия в общественных интересах приводят к их столкновениям, особенно когда интересы являются противоположными. А такими они становятся у антагонистических классов. Именно классовая борьба является движущей силой истории. Главным вопросом для классов является вопрос о собственности. Различие в интересах классов проявляются в отношениях к существующему способу производства, к общественному и государственному строю, которые выражаются в идеологии класса. Классовая борьба происходит в форме экономической, политической и идеологической. Результатом этой борьбы является завоевание политического господства более прогрессивным классом, в конечном счете, смена способа производства и появление новой общественно-экономической формации. Необходимость классовой борьбы отрицается в теории социальной стратификации, так как признается неизбежным существование неравенства. Изменение социального положения, согласно этой теории, должно происходить в соответствии со способностями и усилиями самого человека. г) Социальные революции и их роль в развитии общества Периодически в обществе происходят глубокие качественные изменения, охватывающие все сферы жизни общества. Они называются социальной революцией. Противоположным революционному развитию является эволюционное, постепенное развитие, развитие через реформы — преобразования, не уничтожающие основ социальной структуры. Какова роль этих путей развития в жизни общества? С точки зрения марксизма, социальная революция — важнейшее звено развития общества. Она есть высший этап классовой борьбы, локомотив истории (по выражению Маркса). Эпоха социальной революции начинается тогда, когда возникает конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, когда в недрах старой экономической формации возникают материальные предпосылки новой, высшей формации. За время существования общества были три такие всемирно-исторические революционные эпохи: при переходе от первобытнообщинного к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному, от феодального к капиталистическому. Современный марксизм добавил четвертую: при переходе к социализму. Но практика не подтвердила этот вывод. В.И. Ленин создал собственную теорию социальной революции. Она наступает, по его мнению, тогда, когда в обществе созревает революционная ситуация. Признаками революционной ситуации являются: 1. Невозможность господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство («кризис верхов»). «Для наступления революции недостаточно, — писал он, — чтобы низы не хотели, надо, чтобы еще верхи не могли жить по-старому». 2. Обострение выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов. (Современный марксизм добавил, что революционная ситуация может быть вызвана резким несоответствием возможностей общества и тем, что получает население). 3. Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс. По Ленину, не всякая революционная ситуация приводит к революции. Необходим еще и субъективный фактор — это готовность революционного класса на решительные действия. Ленинское учение о революционной ситуации нашло подтверждение не только в практике коммунистических партий, но и в практике контрреволюции. Уже в ХIХ в. в среде социал-демократов возникло движение социал-реформизма. Их идеалом стало эволюционное развитие общества, развитие через реформы. Они считали, и практика подтвердила, что революция, как форма социального развития, неэффективна. Она связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. В революции нет позитивного, но есть негативное — она разрушитель старого, но не созидатель нового. В свое время лидер германских социал-реформистов Э.Бернштейн (1850-1932) провозгласил лозунг «Конечная цель — ничто, движение — все!» Его смысл — постепенное улучшение жизни вместо социальных революций. Таким образом, по вопросу о движущих силах истории существуют диаметрально противоположные точки зрения. Они подчеркивают те или иные моменты реального развития общества, но абсолютизируют их. 6. Духовная жизнь общества а) Понятие духовной жизни Два человека таскают камни. Их спрашивают: — Что вы делаете? Один отвечает: — Таскаю камни. Второй: — Строю храм. Ясно, что деятельность второго одухотворена, то есть, определяется не материальными, а духовными причинами. Но имеет ли какое-либо значение эта одухотворенность, если поведение первого и второго внешне ничем не отличается? Оказывается, имеет. Стоит только изменить оплату труда, как различие между ними выявится. Следовательно, духовное может управлять деятельностью человека. Но каким образом? Или духовное — это часть совсем не той видимой нами материальной системы, как утверждает религия, или это проявляется гигантский, уходящий в бесконечность, непонятный для нас эксперимент природы, как утверждают материалисты? Как биологическое существо, человек не более удивителен, чем любое млекопитающееся. Но мы не можем представить себе, что животное стало бы размышлять о смысле жизни. Это было бы чудом. И таким чудом является стремление человека познать тайну мира, смысл жизни. Эта бескорыстная устремленность человека и называется духовностью. Если сопоставить духовное и бездуховное, то духовное — это следование разуму, а бездуховное — это следование чувству, инстинктам. Специфика духовного появляется в специфике управления психикой и поведением человека. С помощью чего же осуществляется это управление? Человек сознательно регулирует свою деятельность с помощью идеалов. Он ставит себе идеальные цели. Основополагающими являются идеи истины, добра, красоты, Бога. Они присущи всем людям. У атеистов роль бога выполняет какая-либо первооснова. На них указывал Платон. В его пирамиде идей эти идеи занимают высшее положение. Другие виды духовности присущи не всем людям. Например: жажда свободы, славы, национального самоопределения, стремление добиваться справедливости, отстоять честь, достоинство, сохранить памятники прошлого и т.д. Если какая-то идея у человека является господствующей, то для него она становится неотъемлемой частью его жизни, профессии, для ученого главной идеей является идея истины, для верующего — идея Бога, для революционера — идея свободы, справедливости и т.д. Какова же цель духовного управления человеком? Идеалы и ценности, регулирующие поведение человека, заставляют его преодолевать сопротивление природы (в том числе и своей), воспроизводить искусственную среду, разделяющую человека и природу, — культуру. Духовность — это способность обнаруживать в предметах и явлениях человеческое, это способность устанавливать связь этого человеческого с своими действиями, то есть это способность быть человеком. Человек ставит себе цель — быть человеком, идеалы подсказывают ему, как это сделать. Значит, духовность — это механизм обучения искусству человеческой жизни, искусству самоуправления, а бездуховность — это жизнь животной жизнью, например наркомания, алкоголизм, лень, безделье и т.п. Совокупность всех проявлений духовности составляет духовную жизнь общества. б) Общественное и индивидуальное сознание Духовность — неотъемлемое свойство всех видов человеческой деятельности. В духовную сферу жизни включаются: идеология, наука, искусство, воспитание и образование и т.д. Элементы духовной жизни обеспечивают формирование и развитие личности, сохранение и передачу духовных ценностей. Такие качества духовности говорят о ее принадлежности чему-то большему, чем индивидуальное сознание. Духовность относится к общественному сознанию. Общественное сознание может существовать только в индивидуальном. Индивидуальное сознание — это духовный мир данной личности, ее взгляды и представления. Но общественное сознание не равно сумме индивидуальных. Общественное сознание относится к индивидуальному, как общее к единичному. Оно богаче, глубже, разностороннее. Оно воздействует на индивидуальное через средства массовой информации, коллектив, систему образования и воспитания. В общественном сознании выделяют два уровня: обыденное (повседневное) сознание, теоретическое сознание. Повседневное сознание — это навыки, знания, складывающиеся в процессе трудовой деятельности. Это житейские нормы, знания об окружающем мире, собственном социальном положении. Ядром обыденного сознания является здравый смысл. Он приближается к научному, но включает в себя обывательское сознание, что делает его более человечным. Составной частью общественного сознания является общественная (социальная) психология. Это область общественных чувств, представлений, эмоций, традиций, предрассудков. В обыденное сознание входит общественное мнение. Это состояние массового сознания, в котором проявляется отношение к событиям и фактам общественной жизни, к деятельности различных групп и отдельных личностей. Общественное мнение имеет позицию, дает совет, выносит решение. Оно выполняет функции: аналитическую, конструктивную, регулятивную. Оно насаждает определенные нормы общественных отношений. В зависимости от формы суждений оно выступает в позитивной или негативной функциях. Общественное мнение высказывается не по любому поводу. Его объектом являются факты, имеющие общественный интерес. Они должны носить дискуссионный характер и быть доступными знанию и пониманию общественности. В качестве источника общественного мнения могут быть: — молва, слухи; — официальные сообщения средств массовой информации; — индивидуальный и общественный опыт т.д.; Общественное мнение может быть стихийным или являться результатом целенаправленной деятельности государства, партии. Чем же определяется содержание и характер общественного сознания? Марксизм считает общественное сознание производным от общественного бытия. По Марксу, определенной ступени развития производительных сил соответствуют определенные формы обмена и потребления. Определенным формам производства, потребления и обмена соответствует определенный общественный строй, определенная форма организации семьи, классов. Им в свою очередь соответствуют определенный политический строй и общественное сознание, которое отражает общественное бытие. Бытие определяет сознание. Представители идеализма называют такой подход экономическим материализмом и настаивают на независимости идей от экономической жизни, а источником идей считают предшествующие идеи. Религиозные философы доказывают их божественное происхождение. Маркс тоже признавал относительную самостоятельность общественного сознания. Известно его высказывание о том, что идеи становятся материальной силой, если они овладевают массами. в) Идеология как система духовных ценностей класса Второй уровень общественного сознания — теоретический — выражает глубинные, сущностные стороны бытия в форме теорий, законов. Одной из таких форм, наряду с наукой, философией, религией, является идеология. Идеология — это совокупность политических, правовых, нравственных, философских и других взглядов, выражающих интересы общественных классов. В идеологии представлена общественная психология класса, но уже в систематизированном, теоретически осмысленном знании с позиции определенного класса. Каждый класс имеет свою систему ценностей и идей, в которых выражены потребности и интересы класса, его общественное положение. Так как в обществе существует несколько классов, то возникает вопрос о том, идеология какого класса является истинной. Марксизм, объявив всякую идеологию искаженным отражением действительности, сделал исключение для идеологии рабочего класса, от имени которой марксизм и выступал. Марксизм был объявлен научным мировоззрением, научным социализмом. Но практика не подтвердила вывод о научности марксистской идеологии. Классовое действительно нередко расходится с общечеловеческим. Поэтому общечеловеческие ценности должны иметь преимущество. Идеология должна занять подчиненное место. В СССР идеологизация общества оправдывалась прогрессивностью рабочего класса. Тем самым остальные классы объявлялись непрогрессивными, а их идеологии ненаучными. В настоящее время идет процесс деидеологизации Российского государства и общества в целом. г) Политическое сознание Политика — это область общественных отношений включающих в себя отношения между классами, нациями, государствами за власть и руководство обществом. Политика — это сознательно проводимая линия поведения классов, партий, наций, государств. Общественное сознание, отражающее политику, выступает в формах политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология обосновывает содержание и формы классовой борьбы. Она выступает как совокупность взглядов на государство, на отношения между государствами, нациями, политическими организациями и учреждениями. Политическая психология — это несистематизированные взгляды, чувства и настроения классов. Например, классовая солидарность, классовое чутье, классовая ненависть и т.п. Какова же роль политического сознания в жизни людей? Ленин считал, что политика — это сконцентрированное выражение экономики. Поэтому все должны заниматься политикой, «кухарка должна управлять государством». Русская же интеллигенция считала, что господство политики над духовной жизнью общества должна закончиться, что политика должна быть подчинена внутреннему совершенствованию человека, то есть воспитанию. д) Правовое сознание Право — это система норм, охраняемых государством. Правовое сознание есть знание права и правовых отношений в обществе, знание прав и обязанностей людей в государстве. Оно включает в себя чувство и понимание свободы, справедливости и несправедливости, связанных с равенством и неравенством в обществе. Марксизм выводит правовое сознание из условий экономической жизни. Его противники полагают, что экономику нельзя считать причиной права. Об этом свидетельствует присутствие традиций и обычаев в праве и воздействие права на экономику. Правосознание содержит в себе противоречия. Оно нередко расходится с моральными нормами. То, что в праве считается естественным, в морали осуждается. Например, судебные разбирательства между близкими родственниками. Примером другого противоречия является противоречие между стремлением наказать преступника и стремлением его исправить. Отсюда и проблема наказания. Что оно: — возмещение ущерба, — способ изоляции преступника от общества для защиты общества от повторного дурного поведения или — обрядовый акт искупления вины за то, что он мог поступить иначе? е) Нравственное сознание Нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, а также оценку поведения людей в общественном мнении. Нравственное сознание оценивает поступок как достойный или недостойный с точки зрения общественного блага. Учение о морали и нравственности называется этикой. В понимании морали и нравственности много проблем. Во-первых, это проблема происхождения морали. Имеет ли она предпосылки в животном мире или она возникает только в человеческом обществе, когда представления о добре и зле становятся мерилом поведения людей? Часть исследователей считает, что общечеловеческие нормы имеют источник в инстинктах животных. Другие же считают, что мораль — сугубо человеческое явление. Так, по Ницше, моральные нормы рождены страхом рабов перед наказанием господина. Следующая проблема — проблема обоснования моральных норм. Можно ли обосновать их без идеи Бога? Кант, например, считал, что нравственность существует только потому, что человек не может ни доказать, ни опровергнуть существование Бога и поэтому нравственные нормы дает себе сам. Марксизм обосновывает моральные нормы характером общественных отношений. Проблемой является и существование классовой морали. Если классовая мораль существует, то можно ли назвать ее моралью, когда она расходится с общечеловеческими ценностями? Если нет классовой морали, а есть только общечеловеческие ценности, то можно ли считать аморальными предыдущие поколения за то, что их поведение не соответствует современным общечеловеческим ценностям? Марксизм, например, считает, что классовая мораль существует, а общечеловеческие ценности — это то общее, что присутствует во всех обществах, это простые моральные нормы. Следующая проблема — проблема изменения моральных норм. Изменяются ли они со временем? Если изменяются, то должны ли они подстраиваться под правовые или право должно приближаться к измененным нормам морали? Отличие моральных норм от норм обычая, права выражено в языке. Это видно на примере следующих суждений. — Так поступать нельзя, потому что так не принято. [Обычай] — Так поступать нельзя, потому что это запрещено. [Право] — Так поступать нельзя, потому что это нехорошо. [Мораль] ж) Эстетическое сознание В оценке поступков и вещей мы используем понятия «красивое», «безобразное», «комическое» «трагическое». Так воспринимает явления наше эстетическое сознание. К эстетическому относят иронию и юмор. Но вопрос о сущности эстетического спорный. Эстетическое выступает как внешняя выразительность предмета, явления. Связано ли оно с их вещественно-природными характеристиками или безразлично к ним? Мы видим, что эстетическое имеет самоценный характер. Оно зачастую приходит в противоречие с полезным, с моральным. Например, аморальными поступками иногда любуются, сценами разрушения наслаждаются. Получается, что чувственные, вещественные характеристики вещи выступают лишь как носители некоторого смысла, значения, ценности, которые не связаны с самими вещами. Что же тогда выражают эти смыслы, значения, ценности? Смыслом и значением чего они являются? Эти вопросы относятся к проблеме субстанции эстетического. Что она представляет собой? Являются ли такой субстанцией природные свойства вещей или это нечто привнесенное извне. По Платону, эстетические чувства указывают меру воплощения вечных идей в вещах. Гегель считал, что это знаки проявления в вещах абсолютной идеи. В марксизме эстетическое понимается как проявление сущностных сил человека, его творческих способностей. В истории философии во взглядах на прекрасное можно выделить два основных направления. Одних философов условно можно назвать «природниками», других — «общественниками». «Природники» считали, что прекрасными вещи становятся в силу наличия в них симметрии, гармонии и т.п. «Общественники» причину прекрасного видели не в свойствах вещей, а в общественном влиянии на восприятие человеком явлений. Например, прекрасными являются вещи, в которых внешние признаки свидетельствуют о проявлении высоких творческих способностей создателя объекта эстетической оценки. Такой подход объясняет, почему со временем происходит изменение эстетической оценки, несмотря на сохранение природных качеств объекта — изменяются творческие способности человека, которые выступают в качестве меры эстетического. По-видимому, способность к эстетическому восприятию мира человеку необходима для мгновенной оценки качества вещей по внешним признакам. Конечно, при этом могут быть ошибки. Но, как правило, чем красивее вещь, тем больше творческих способностей в ней опредмечено, значит, она и более надежна в использовании. Эстетическое шире понятия художественного. Художественное — это только воплощение человеком эстетического в каком-либо материале, это искусство. Эстетическое относится и к обществу в целом, и к природе. з) Специфика религиозного сознания Религиозное сознание связано с верой в потусторонние сверхъестественные силы. Низший уровень религиозного сознания — это обыденное религиозное сознание или просто религия (или религиозная психология). Ее признаки: чувство веры в существование сверхъестественного мира в виде различных существ (боги, ангелы, духи, черти); вера в их способность творить чудо (воскрешение мертвых, исцеление иконами и т.п.); знание норм религиозного культа. Высший уровень религиозного сознания — теоретический уровень — религиозная идеология или теология (в православии — богословие, так как они считают, что Бога познать нельзя, можно только его славить). Теология создается профессиональными служителями церкви для теоретического обоснования существования Бога, сверхъестественного. Атеизм считает религию фантастическим, искаженным отражением господствующих над человеком стихийных сил природы и общества. Религия, в свою очередь, считает атеизм результатом грехопадения человека. Какова же роль религии в обществе? Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) считал, что религия сакрализует (делает священной) сложившуюся солидарность членов общества. Она делает священным то, что связывает людей. Людей связывает искусство, наука, мораль, но лишь религия делает эти связи священными. Необходимость в этом появилась у человека сразу с его появлением. Инстинктивные запреты у человека слабы, легко нарушаются, в отличие от животных. Поэтому человеку необходимо мощное подкрепление. Упакованные в ритуальную форму, полезные знания и правила легче запоминаются, доступны всем. В дальнейшем функции религии усложнились. Она дает целостный образ мира, а главное, смысл жизни. Философия о смысле жизни говорит проблематично, мифология — иносказательно, искусство — без требования верить в сказанное. Религия же четко, определенно и жестко требует веры в свои положения, догматы. Вопросы для повторения:
— отдел культуры городской администрации, — отдел архитектуры городской администрации, — отдел народного образования городской администрации, — отдел здравоохранения городской администрации, — отдел внутренних дел городской администрации, городской суд, — прокуратура?
— возмещение ущерба, — способ изоляции преступника от общества для защиты общества от повторного дурного поведения или — обрядовый акт искупления вины за то, что он мог поступить иначе? Почему существует данная проблема, чем она вызвана?
— Так поступать нельзя, потому что так не принято. — Так поступать нельзя, потому что это запрещено. — Так поступать нельзя, потому что это нехорошо. — Так поступать нельзя, потому что это некрасиво.
|