Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Проблема происхождения сознания

  • 3. Структура сознания В сознании выделяют следующие уровни: — чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление

  • 4. Проблема парапсихологии

  • 5. Процесс познания, его структура и принципы

  • 6. Проблема истины в познании

  • 7. Специфика научного познания

  • Универсализация

  • Идеализация

  • Философия2. Введение. Происхождение философии, ее сущность и специфика Раздел I. История философии Глава 1


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеВведение. Происхождение философии, ее сущность и специфика Раздел I. История философии Глава 1
    АнкорФилософия2.doc
    Дата09.09.2018
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия2.doc
    ТипДокументы
    #24324
    страница11 из 17
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17
    Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ  СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ

    1 . Проблема сознания в философии

    Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов.

    Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности, идеальности сознания. В образах, ощущениях, возникающих в нашем сознании, нет ни грамма вещества. Синее, сладкое и т.д. в природе как таковые не существуют, они идеальны. Идеальны и те образы, которые мы имеем при восприятии предметов. Идеальны картины нашего воображения. Идеальны и общие понятия (добро, справедливость и т.д.)

    Поэтому под идеальным одни понимают субъективный образ (существующий только в голове данного субъекта) объективного мира (красное, соленое), другие — объективную (существующую независимо от данного субъекта), но нематериальную реальность (стоимость, справедливость).

    Как же решается проблема сознания?

    Уже в  древности существовало представление о самостоятельном существовании души. Например, у Платона душа живет то в мире идей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека — искра божьего разума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душа бессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга.

    Для субъективного идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией.

    Для материализма сознание есть свойство материи. Объяснить это свойство — одна из главных проблем для материализма.

    Данная проблема существует и в естествознании. Это психофизиологическая проблема — как связано мышление с нейродинамическими процессами головного мозга и психофизическая проблема — как связаны психика и материальные процессы в веществе мозга.

    Материализм решает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считается свойством материи — свойством отражения. Этим свойством материя обладает на всех уровнях. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга.

    Это свойство в неживой природе слабо выражено, например, железо изменяет внутреннюю структуру под воздействием магнита и т.п. У растений — это уже раздражимость, у животных — это чувствительность и далее сложная психика у позвоночных, особенно обезьян.

    Качественно иная психика у человека. Психика животных предназначена для приспособления к среде, у человека — для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения этой качественно новой психики — сознания.

    Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме считается основным вопросом философии. Впервые о наличии основного вопроса философии было сказано Ф.Энгельсом. Он его впервые и сформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что это великий, основной вопрос, на который любой философ  вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга. Ф. Энгельс также утверждал, что основной вопрос философии имеет вторую сторону — это вопрос о познаваемости мира. Наряду с теми, кто признавал возможность безграничного познания мира, существовали и те философы, которые отрицали такую возможность или ограничивали ее. Они получили название агностиков. Такое понимание основного вопроса философии и деления философских учений, исходя из решения в них основного вопроса философии, закрепилось в марксизме.

    В западной философии этот вопрос не считался основным. В качестве основного в разное время признавались другие вопросы. Например, в неопозитивизме основным вопросом и основной задачей философии является логический и лингвистический анализ текста. Экзистенциализм главным считает постижение существования человека и т.д.

    2. Проблема происхождения сознания

    В основном происхождение сознания связывают с происхождением человека и общества, с появлением человеческой «деятельности», которая качественно отличается от «поведения» животных.

    То, что нужно человеку, он не застает в мире в готовом виде. Он все должен создать сам, то есть переделать мир. В результате деятельности создается постоянно меняющийся мир. Жить в этом мире на основе только генетической программы нельзя, так как неадекватная реакция может привести к гибели.

    Для существования человека необходимо постоянно создавать образы того, что он хочет. Этот процесс есть целеполагание.

    Этот образ надо удерживать в голове вместе со свойствами, которые не даны в чувственном восприятии, так как человек пользуется уже не природными веществами, а переделанными им. Эти свойства фиксируются в абстрактных понятиях — зафиксированных в слове. Слово — это знак понятия.

    Необходимо также определить способ достижения цели. Это делается с помощью абстрактного мышления, в котором устанавливаются причинно-следственные связи между предметами, которые внешне ничем не связаны. Все это объединяется понятием сознание (со-знание). Чтобы отделить себя от внешнего мира и результатов своей деятельности, оценить  свои возможности и способности достижениями целей, человеку необходимо самосознание. Сознание человека не угасает, так как деятельность человека постоянно меняет мир и заставляет сознание вечно бодрствовать.

    В происхождении сознания много проблем. Например, почему сознание возникло только у человека? Могло ли оно не возникнуть. Одно и то же — речь и мышление — или существует мысли без слов? Есть ли мышление и речь у животных? И т.д.

    3. Структура сознания

    В сознании выделяют следующие уровни:

    — чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление);

    — мышление (понятие, суждение, умозаключение).

    Ощущение — воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие — воспроизведение предмета в целом. Представление — воспроизведение предмета в его отсутствии. Существование этой ступени и у животных на первый взгляд не вызывает сомнения, но существует проблема теоретического обоснования. Если ощущение, восприятие и представление — явления сознания, то значит, и у животных есть сознание. Если у животных сознания нет, то что же они чувствуют? Мы осознаем свою боль, но что же означает боль в отсутствие сознания?

    Мышление невозможно без языка. Естественный язык — способ  существования мышления. Искусственные языки (математические формулы,  язык немых, азбука Морзе и т.п.) существуют только на базе естественного.

    Проблемой является наличие этого уровня психики у животных. Некоторые особенности поведения животных указывают на наличие у них интеллекта. Но как он может существовать без языка?

    К сознанию относится также и самосознание. Самосознание — это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль.

    Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты).

    В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П.В. Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры. Все остальное — неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений:

    • бессознательное — биологические потребности, инстинкты;

    • подсознание — все то, что было или может быть осознано;

    • сверхсознание — неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью. Язык сверхсознания — эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.

    4. Проблема парапсихологии

    К парапсихологии относятся следующие явления: телепатия (передача мыслей на расстояние), телекинез (перемещение вещей с помощью мысли), ясновидение (видение того, что не существует - прошлого или будущего), экстрасенсорная медицина (излечение болезней с помощью сверхъестественных способностей лечащего). Кто верит в них, тот объясняет эти явления, как правило, передачей или мыслей на расстоянии, или их физического эквивалента (биополя, особого космического поля и т.п.). Их существование наукой не доказано, поэтому  парапсихология не имеет научного статуса, а все научные звания парапсихологи присваивают себе сами. При этом они часто ссылаются на то, что в свое время преследовали Галилея. Но эта ссылка неубедительна, так как и в то время можно было убедиться в правоте Галилея, но инквизиция этого не пыталась делать. Сегодня же никто не мешает проводить сколько угодно экспериментов, но эксперименты не подтверждают парапсихологию. Поэтому те, кто не верят в существование подобных явлений, находят им естественное объяснение:

     телепатии — огромной аналитической способностью мозга;

     телекинеза — мошенничеством (иногда внушением);

     ясновидения — случайным угадыванием;

     экстрасенсорной медицины — внушаемостью людей.

    Действительно, биополе физики до сих пор не нашли, хотя это должно удивлять — то, что ему приписывают, должно быть легко фиксируемым приборами. Ученые обнаружили нейтрино —  мельчайшую частицу, которая, не взаимодействуя ни с чем, пролетает миллионы километров, а биополе, совершающие такие чудеса, найти до сих пор не могут. Как же тогда объяснить сбывающиеся предчувствия? Например, когда мать на большом расстоянии от дочери (за сотни километров) вдруг почувствовала, что дочь болеет.

    Объяснить это без биополя можно тем, что наши возможности замечать малейшие детали огромны. Например, температуру тела и давление больной дочери (что, собственно, и измеряют врачи) подсознание матери зафиксировало, подсчитало время обострения болезни и, когда оно пришло, информация о болезни прорвалась в сознание. Точно так же мы нередко просыпаемся за несколько секунд до звонка будильника.

    Все случаи перемещения вещей с помощью мыслей на проверку оказывались обычными фокусами. Разница только в том, что иллюзионист предупреждает, что он показывает фокусы, а мошенники не говорят об этом.

    Ясновидение — это просто случайное угадывание. Не случайно, астрологи и гадалки пользуются абстрактными формулами, которые не могут не сбываться («дорога дальняя, казенный дом»). Само это занятие прошло длительный этап совершенствования и имеет вековые традиции. В его основе желание людей знать то, что знать, на самом деле, невозможно.  Прошлое можно угадать, сообщая то, что чаще всего бывает. Например, молодым — количество счастливых случаев, пожилым — количество неприятностей в его жизни. Сколько человеку скажешь, столько он и насчитает.

    5. Процесс познания, его структура и принципы

    Познание есть процесс формирования знаний. Уже древнегреческие философы обнаружили противоречия в этом процессе. Эти противоречия Зенон выразил в своих апориях «Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стадион». По мнению древних греков, эти противоречия связаны с двояким происхождением знаний. Один источник знаний — чувства и ощущения. Другой источник — разум.

    Отсюда они сделали вывод, что знания не могут быть единым с тем, знанием чего они являются: есть объект познания, есть субъект познания и есть знание субъекта об объекте, которое получается с помощью чувств или разума.

    Если знание субъекта не «похоже» на объект, то возникает первый вопрос: может ли субъект получить достоверные знания об объекте?

    Те, кто считал, что такое знание невозможно, получили в дальнейшем  название агностиков. Агностицизм — это учение, либо отрицающее возможность получения достоверного знания, либо ограничивающее эту возможность.

    Второй вопрос заключается в следующем: что же является источником достоверного знания — чувства или разум? Те, кто считал, что таким источником являются чувства, получили название сенсуалистов, те, кто разум — рационалистов. Мы можем назвать Парменида и Зенона первыми рационалистами, так как они считали, что чувства дают ненадежные знания (или мнения), а разум — надежные знания (или истину). Фактически рационалистами были и атомисты (Левкип,  Демокрит). Хотя они и признавали, что образы вещей проникают в наши чувства, эти знания они считали мнением, а истиной считали знания о том, что все в мире — это атомы и пустота.

    Также и Платон считал истинными идеи, к которым можно приблизиться с помощью разума. С помощью же чувств человек познает лишь тени идей. Дуализм Декарта, утверждавшего, что нет ничего общего между двумя субстанциями — протяженной и мысленной, приводит к выводу о том, что они не могут действовать друг на друга, а значит, материальный мир не причина наших представлений о нем. Поэтому среди сенсуалистов появилось два направления. Одно — материалистическое (те, кто считал, что источник ощущений — внешний материальный мир (Локк), другое субъективно-идеалистическое (те, кто считал источником знаний собственные ощущения, не связанные с материей (Беркли). Таким образом, в философии формировалось представление о процессе познания как формирования субъектом знаний об объекте, которое может осуществиться с помощью чувства и разума.

    6. Проблема истины в познании

    Следующая важнейшая проблема в познании — это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий? (Суть проблемы хорошо показал Беркли. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая — холод. Какая же вода на самом деле?»)

    В истории философии были разные ответы на эти вопросы.

    В древности крайние точки зрения следующие:

    а) Материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.
    б) Объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон).
    в) Софисты считали, что объективной истины нет: «Человек — мера всех вещей».

    Затем на понимание истины наложила отпечаток диалектика, и истину стали понимать как изменяющееся знание.

    • Истина есть процесс совпадения субъективных знаний с развивающимся объективным миром (диалектический материализм). Здесь истина и абсолютна, и относительна одновременно, и единственным ее критерием является практика.

    • Истина — это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей (объективный идеализм Гегеля).

    • Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины — логическую непротиворечивость.

    • Иррационализм либо отрицает существование истины вообще, либо понимает ее как субъективное переживание, как интуицию.

    • Неопозитивизм считает, что истина — это согласованность предложений науки с чувственным опытом.

    • Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых.

    • Прагматизм критерием истины считает успех. То есть истина — это знания, приводящие к успеху.

    Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин. Некоторые считают, что это — истины факта (вечные истины), все остальное — относительные истины.

    Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения.  Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание — заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом.

    Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании.

    Разные философские учения подчеркивают лишь одну из сторон истины, но преувеличивают ее.

    Истина и объективна, и субъективна, она должна приводить к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она логически непротиворечива и в какой-то мере и условна, так как носит относительный и субъективный характер.

    7. Специфика научного познания

    Большинство согласно с тем, что научное познание является высшей формой познания. Наука оказывает огромное влияние на жизнь современного человека. Но что такое наука? В чем ее отличие от таких видов знаний, как обыденное, художественное, религиозное и так далее? На это  вопрос пытались ответить давно. Еще античные философы искали различие между подлинным знанием и изменчивым мнением. Мы видим, что эта проблема является одной из главных в позитивизме. Найти метод, который гарантировал бы получение достоверного знания или хотя бы отличить такое знание от ненаучного, так и не удалось. Но можно выделить некоторые общие черты, которые выражали бы специфику научного знания.

    Спецификой науки не является ее точность, так как точность используется в технике, в общественном управлении. Не является спецификой и использование абстрактных понятий, так как сама наука использует и наглядные образы.

    Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы теоретических знаний. Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью следующих приемов:

    1. Универсализация — распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».)

    2. Идеализация — в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает.

    3. Концептуализация — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение.

    Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки, которые являются обобщениями опыта, выявляющими повторяющиеся, необходимые существенные связи между явлениями.

    Первоначально на базе классификации эмпирических данных (эмпирический уровень познания) формулируются обобщения в виде гипотез (начало теоретического уровня познания). Гипотеза — это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория — это доказанная гипотеза, это закон.

    Законы позволяют  объяснить уже известные и предсказать новые явления, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и экспериментам. Законы ограничивают область своего действия. Так, законы квантовой механики применимы только к микромиру.

    Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах):

    редукционизм — стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней;

    эволюционизм — утверждение естественного происхождения всех явлений;

    рационализм — как противоположность иррационализму, знанию, основанному не на доказательстве, а на вере, интуиции и т.д.

    Эти принципы делают науку в отличие от религии:

    а) наднациональной, космополитичной;
    б) она стремится стать единственной;
    в) научные знания надличностны;
    г) наука носит открытый характер, ее знания постоянно изменяются, дополняются и т.д.

    В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они фиксируют различия в способе, методах познавательной деятельности ученых и характере добываемого материала.

    Эмпирический уровень — это предметно-орудийная деятельность ученых, наблюдения, эксперимент, сбор, описание и систематизация научных данных и фактов. Здесь присутствуют и чувственное познание, и мышление как характеристики познания вообще. Теоретический уровень — это не всякое мышление, а то, что воспроизводит скрытые от непосредственного восприятия, внутренние, необходимые стороны, связи, сущность исследуемого явления.

    К эмпирическим методам относятся:

     наблюдение — связано с проверкой гипотезы планомерно, систематично;

     измерение — особый вид наблюдения, при котором дается количественная характеристика объекта;

     моделирование — вид эксперимента, когда прямое экспериментальное исследование затруднено или невозможно.

    К теоретическим методам научного познания относятся:

     индукция — метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего (Виды индукции: аналогия, модельная экстраполяция, статистический метод и т.п.);

     дедукция — метод, когда из общих положений (аксиом) логическим путем выводятся другие утверждения (от общего к частному).

    Наряду с другими методами в науке действует исторический и логический методы познания.

    Исторический метод — это изучение реальной истории объекта, воспроизведение исторического процесса для раскрытия его логики.

    Логический метод — это раскрытие логики развития объекта путем изучения его на высших ступенях исторического  процесса, так как на высших стадиях объект воспроизводит в сжатом виде свое историческое развитие (онтогенез воспроизводит филогенез).

    Что же за знания у человека, которые не входят в науку?

    Это ложь, заблуждение, невежество, фантазия? Но разве наука не ошибается? Разве нет доли истины в фантазии, в обмане?

    Наука имеет область пересечения с этими явлениями.

    а) Наука и фантазия. У Жюль Верна — из 108 идей 64 сбылись или скоро сбудутся, 32 — осуществимы в принципе, 10 признаны ошибочными. (У Герберта Уэллса — из 86 — 57, 20, 9; у Александра Беляева — из  50 — 21, 26, 3 соответственно.)

    б) Наука и культура. В настоящее время развернута критика науки. Историк Гилански так говорит об ученых: «Будь их воля, они  превратили бы в ботанику великолепные цветения, в метеорологию красоту закатов». Илья Пригожин тоже утверждает, что наука низводит богатство мира до однообразного повторения, убирает благоговение перед природой и приводит к господству над ней. Фейерабенд: «Наука — это богословие ученых, делая акцент на общем, наука огрубляет вещи, противопоставляет себя здравому смыслу,  морали. В этом виновата сама жизнь с обезличенными отношениями через письменность, политику, деньги. Науку надо подчинить морали.»

    Критика науки должна считаться справедливой только с позиции человека, отказавшегося от использования ее результатов. Гуманизм предполагает право каждого человека на выбор смысла и способа жизни.  Но тот, кто пользуется ее плодами, не имеет морального права на критику. Развитие культуры уже немыслимо без развития науки. Для устранения последствий развития науки общество использует саму науку. Отказ от науки есть деградация современного человека, возврат к животному состоянию, на что  человек вряд ли согласится.

    Итак, познание — это сложный процесс. Высшей формой познания является научное познание, которое имеет сложную структуру, свою специфику, которая возвышает науку, делает ее знания общепринятыми, но в то же время отрывает науку от личности, от морали,  здравого смысла. Но наука не имеет непроходимых границ с ненаукой и не должна их иметь, чтобы не перестать быть человечной.

    Вопросы для повторения:

    1. Как показывали материалисты древности различие между явлениями сознания и материальными вещами?

    2. В чем качественное отличие явлений сознания от материальных вещей?

    3. Как определить идеальное, чем оно отличается от материального?

    4. Как связано сознание с материей? Какие могут быть варианты ответов?

    5. Что такое психофизиологическая проблема?

    6. Что такое психофизическая проблема?

    7. Диалектический материализм считает, что вся материя обладает свойством, которое на разных уровнях материи имеет разное развитие, а на высшем уровне становится сознанием человека. Что это за свойство?

    8. Какую проблему в диалектическом материализме должна решить теория отражения в диалектическом материализме?

    9. Какая проблема в объяснении сознания возникает в диалектическом материализме с принятием теории отражения?

    10. Почему сознание возникло только у человека? Могло ли оно не возникнуть?

    11. Можно ли сказать, что мышление и речь — это одно и то же, что не существует мысли без слов? Есть ли мышление у животных?

    12. Что такое подсознание?

    13. Что такое бессознательное в психике человека?

    14. Что такое «сверхсознание» в психике человека?

    15. Что такое парапсихология?

    16. Что такое телепатия?

    17. Что такое телекинез?

    18. Что такое ясновидение?

    19. Что такое экстрасенсорная медицина?

    20. Что такое познание?

    21. Какую  проблему в познании обнаружили элеаты (Парменид и Зенон) и какое решение они предложили?

    22. На какой вопрос дают отрицательный ответ агностики?

    23. Мы имеем два источника получения знания. Одним источником является разум, другим — чувства, ощущения. Какой же источник дает достоверное знание?

    24. Из какой идеи Р. Декарта вытекал материалистический сенсуализм Д. Локка и субъективно-идеалистический сенсуализм Д.Беркли?

    25. Можно ли считать доказательством правоты рационализма тот факт, что видимое нами движение Солнца вокруг Земли есть ошибка чувственного познания?

    26. Г. Гельмгольц считал, что наши ощущения — символы вещей (совсем не похожи), Г.В. Плеханов сравнивал ощущения с иероглифами (чуть-чуть похожи), В.И. Ленин называл их копиями фотографиями вещей (очень похожи). Кто был ближе к истине?

    27. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая — холод. Какая же вода на самом деле?» — спрашивает Д. Беркли.
      Какая философская проблема им поставлена?


    28. Какие вообще возможны варианты понимания истины, если речь идет о соответствии знаний и того, о чем это знание?

    29. Как понимали истину материалисты древности?

    30. Чем должно различаться понимание истины у метафизиков и диалектиков?

    31. Что понимали под истиной объективные идеалисты? Какую сторону истины они подчеркивали?

    32. Что считает истиной диалектический материализм? Какую сторону истины он отмечает?

    33. Какой  критерий истины у прагматистов? Какую сторону истины он преувеличивает?

    34. На какую сторону наших знаний указывает иррационализм?

    35. Что является критерием истины в субъективном идеализме? Какая сторона истины преувеличивается?

    36. Что считается истиной в конвенциализме? На какую сторону истины делается акцент?

    37. Какое же определение истины можно считать правильным?

    38. Можно ли считать точность отличительной особенностью научного познания?

    39. Является ли спецификой науки использование абстрактных понятий?

    40. В каком виде существуют научные знания?

    41. Что такое научная теория?

    42. Советский психолог П.П. Блонский объяснял происхождение улыбки человека из оскала животных при виде пищи. Каким научным принципом он руководствовался?

    43. Чем отличается научное познание от религиозного и художественного?

    44. В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они фиксируют различия в способе, методах познавательной деятельности ученых и характере добываемого материала.
      К какому уровню относится:


    - классификация фактов (например, классификация растений, животных, образцов минералов и т.п.);
    - создание математической модели исследуемого явления?


    1. К теоретическим методам научного познания относятся индукция и дедукция. В чем их различие?

    2. Есть ли что-нибудь научного во лжи, заблуждении, фантазии?



    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17


    написать администратору сайта