33Лекции методика. Введение в методику преподавания русского языка
Скачать 252 Kb.
|
3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Если бы русское письмо было идеографическим, то каждый знак (идеограмма) перекодировался бы непосредственно в смысловую единицу (слово или понятие); соответственно при письме слово кодировалось бы с помощью идеограммы. Но наше письмо — звуковое, следовательно, возникает необходимость промежуточного этапа — перевода графических знаков в звуки при чтении или звуков в буквы при письме. Русское письмо — звуковое (фонемное). Это значит, что каждому основному звуку (фонеме) в графической системе языка соответствует свой знак — буква (графема). Поэтому методика обучения грамоте основывается на фонетической и графической системах (фонетика и графика). Учитель должен знать, какие звуковые единицы выполняют смыслоразличительную функцию (т.е. являются фонемами) и какие такой функции не выполняют (варианты основных фонем в слабых позициях). В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте, предполагающий выделение звука в слове, анализ звука, синтез, усвоение буквы и процесс чтения. В основе русской графики лежит слоговой принцип, который состоит в том, что отдельно взятая буква (графема) не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Поэтому в современной методике обучения грамоте действует принцип слогового (позиционного) чтения, при котором дети с самого начала ориентируются на открытый слог как единицу чтения. Открытые слоги характерны для русского языка. Построение слога в большинстве случаев подчинено закону восходящей звучности. Слог представляет собой несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. Основой слога является гласный звук. Структура слога может быть различной: СГ (открытый), ГС (закрытый), типа СГС, а также эти же типы со стечением согласных: ССГ, СССГ и др. (С — согласный, Г — гласный). Овладение правилами графики — необходимое условие письма, но недостаточное. Живые фонетические процессы приводят к тому, что между словом произнесенным и написанным часто возникает несоответствие. Это происходит в тех случаях, когда фонемы находятся в слабых позициях. Для обозначения буквой звука слабой позиции нужно определить, к какой фонеме относится данный звук, а затем уже обозначать его. Буква для звука, соответствующего сильной позиции фонемы, выбирается по правилам графики. Для звука же, представляющего слабую позицию фонемы, — по правилам орфографии. Основой обучения чтению также является орфоэпия, нормы которой детям запомнить сразу, а тем более выполнять трудно. Поэтому на начальных этапах рекомендуется двоякое прочтение: орфографическое, а затем орфоэпическое. Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые случаи пунктуации: точку, вопросительный и восклицательный знаки, запятую, двоеточие, тире. 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Чтение и письмо — сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», т.е. может охватить зрением значительную часть текста (2—3 слова). При этом читающий узнает слова по их общему виду. И лишь незнакомые слова взрослый прочитывает по слогам. «Поле чтения» начинающего читателя ограниченно: он охватывает всего лишь одну букву, и чтобы ее узнать, нередко нужно сравнить ее с другими. Прочтение буквы вызывает у ребенка желание сразу назвать звук, но учитель требует читать целый слог, поэтому приходится читать следующую букву, удерживая в памяти предыдущую, слить два или три звука и воспроизвести то сочетание, которое составляет единую звуковую структуру слога или слова. И здесь для многих детей кроются немалые трудности. Для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слогов в слове. Кроме того, глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как глаз не приучен двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повторяет слоги или слова по два и более раза. Иногда ребенок пытается угадать слово по первому слогу, по картинке или по контексту. Все указанные трудности постепенно исчезают по мере того, как увеличивается «поле чтения». Письмо — сложное речевое действие. Взрослый человек пишет, не замечая элементарных действий, автоматически. У первоклассника этот процесс распадается на множество самостоятельных действий. Он должен следить за положением ручки и тетради, вспомнить письменную букву, соответствующую звуку или печатной букве, разместить ее на строчке, соединить с другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. В связи с этим на уроках следует проводить специальные упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо с устными упражнениями. Успешное обучение чтению и письму требует большой и систематической работы по развитию фонематического слуха, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звук из слова или слога. Фонематический слух необходим не только для обучения чтению и письму, но и для выработки впоследствии орфографических навыков. Развитию фонематического слуха способствуют звуковой анализ слов, установление последовательности звуков в слове, упражнения в слушании, слышании и «узнавании» фонемы в сильной и слабой позиции. Психологическое изучение процесса чтения и письма начинающего показывает, что ребенок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Он может услышать звуки, произносимые учителем, но, переходя к записи слова, он помогает себе собственным проговариванием и прислушиванием к нему. Проговаривание при письме называется речедвигательным анализом. Учителю необходимо упражнять детей в правильном произношении по слогам слов при их составлении и написании. Ребенок должен научиться проговаривать каждое слово по слогам, одновременно прислушиваясь к его звучанию, стремясь уловить каждый звук слова и порядок звуков. 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Педагогикой определяются содержание и методы обучения, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Внимание первоклассников отличается неустойчивостью, колебанием во время урока, ребенок еще не умеет его концентрировать или распределять. Отличительная особенность памяти ребенка — преобладание наглядных образов над словесными, поэтому словесный материал запоминается им механически и без осмысления. Восприятие в этом возрасте характеризуется тем, что дети воспринимают предмет в целом, не расчленяя его. И в слове они воспринимают прежде всего его смысл, а не состав. В первые недели ребенок часто смешивает понятия «слово», «слог», «звук», «буква»; путает буквы, сходные по форме, и звуки, близкие по звучанию. П ервоклассник мыслит конкретными образами, абстрактное мышление практически отсутствует. В связи с этими особенностями психических процессов обучение грамоте организуется с помощью приемов и методов, помогающих реализовать принципы доступности и посильности, наглядности и индивидуального подхода. Важное место на уроке занимает игра. Сформулируем основные педагогические требования к процессу обучения грамоте. 1. В начале каждого этапа урока учитель сообщает детям, что они будут делать и зачем, а по окончании работы оценивает, что и как сделали. 2. Задания и вопросы формулируются конкретно и короткими фразами. 3. Преобладает общеклассная форма работы, постоянно учитель показывает образцы выполнения или исполнения заданий.
Успех организации обучения грамоте зависит от того, насколько учитель владеет лингвистическими знаниями, учитывает требования психологии и педагогики. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ План:
1. ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ Рассмотрим вопрос о том, что такое методы обучения, когда и как они возникали, какие известны методы обучения грамоте, как они вписываются в систему общих дидактических методов. Простейшие методы обучения встречаются в мире животных, например в семье кошек: показ, игра, подражание и упражнение. У людей методы обучения как целенаправленные, осознанные совместные действия обучающих и обучаемых имеют далекие истоки. Метод (от греч. «тегооюз» — путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, деятельности, направленной на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в процессе обучения. Были описаны методы в античном мире (Платон, Аристотель, Квинтилиан), например сократовский метод — эвристическая беседа, применявшаяся в философской школе Сократа. Русский педагог М.Н. Скаткин выделяет три этапа в развитии методов обучения: 1) догматический, на котором не требовалось понимания усваиваемых знаний (по крайней мере на первых этапах обучения); 2) объяснительно-иллюстративный (с первой половины XIX в. и по настоящее время), характеризующийся стремлением к осознанному усвоению учебного материала; 3) проблемно-поисковый, характеризующийся поисками путей повышения познавательной активности самих учащихся (начало приходится на 60—70-е гг. нашего столетия). Обучение грамоте — самая древняя отрасль методики родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров и многие другие — активно занимались проблемами букваристики. Но и по сей день не утихают споры относительно методов обучения грамоте. Классифицируются методы обучения грамоте в зависимости: 1) от единицы языка, взятой за основу при обучении элементарному чтению (по исходным языковым единицам: буква, звук, слог, целое слово); 2) ведущего вида деятельности учащихся (анализ, синтез). По исходным языковым единицам различаются методы: бук венные, звуковые, слоговые, целых слов. По видам деятельности различаются методы: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические. 2. БУКВЕННЫЕ МЕТОДЫ Вплоть до конца XVIII в., в период господства в школьной практике догматических методов обучения, использовался буквослагшпельный метод. Суть его заключалась в механическом заучивании букв, их названий, слогов и слов. Обучение начиналось с заучивания названий всех букв алфавита: аз, буки, веди, глаголь и т.д. Затем заучивались слоги: буки-аз — ба, веди-рцы-аз — вра и т.п., всего более 400 слогов. При этом складывались слоги, не всегда реально существовавшие в языке, в отрыве от живой речи: шла как бы подготовка формального материала для чтения. Лишь после этого начиналось чтение по слогам («по складам»): ребенок, называя каждую букву ее полным названием, складывал слоги, а затем соединял их в слова. Завершалось обучение чтением «по верхам», т.е. целыми словами, без называния букв и слогов. На такое обучение затрачивалось два года. На третьем году обучения переходили к письму. С введением Петром I гражданской азбуки в XVII в. стало входить в употребление упрощенное название букв: а, бэ, вэ и т.д. В это же время появилась картинная азбука Кариона Истомина, в которой первые звуки названий предметов, изображенных на картинках, соответствовали буквам алфавита. Но принцип обучения чтению оставался тем же, что и при буквослагательном методе, т.е. дети читали по буквам, не понимая, как из букв получаются слоги и слова. Этот метод получил название «слоговой» метод. Буквослагательный и слоговой методы — буквенные синтетические, так как учили читать от части к целому, от букв и слогов к слову. Эти методы догматичны, направлены на механическую зубрежку, обучение с их помощью было трудным и неинтересным. Существенный их недостаток состоял в том, что они не опирались на звуки, на звучащую речь, не требовали слитного чтения слога (хотя русская графика подчинена слоговому принципу). Письмо было оторвано от чтения. 3. ЗВУКОВЫЕ МЕТОДЫ Наибольшее распространение и на Западе, и в России получили звуковые методы: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические. Их объединяло то, что значительная роль отводилась самим детям: они выделяли звуки из слов, складывали слова из звуков, т.е. анализировали и синтезировали. В 40-е гг. XIX в. в России был принят аналитический звуковой метод, на Западе его называли «методом Жакото», в России — «методом Золотова». Согласно этому методу школьники делили предложения на слова, слова — на слоги, а слоги разлагали на звуки (в устном варианте) и на буквы (в письменном варианте). Аналогичная работа проводится и в наши дни при обучении грамоте. Но в аналитическом звуковом методе сказывались еще традиции догматического периода: заучивались слоги, начертания слов, сочетания букв; путем многократного чтения заучивались также предложения. Звуковой анализ следовал после того, как дети зрительно запоминали начертание слова, т.е. преобладали зрительные упражнения. Примером синтетического звукового метода может служить метод Г. Стефани (Германия), распространенный в Европе в XIX в. В России он разрабатывался Н.А. Корфом. Согласно этому методу обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а затем соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое количество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: звуки сливали в слоги, слоги — в слова; из букв составляли слоги и слова. Затем усваивалась следующая группа звуков и т.д. Чтение по этому методу сводилось к называнию ряда звуков, обозначаемых буквами (такое чтение в наши дни называется побуквенным). Слог не являлся единицей чтения. 4. СЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ В 1872 г. вышла «Азбука» и в 1875 г. — «Новая азбука» Л.Н. Толстого, составленные по «слуховому» методу. В букваристике обычно метод Толстого называют «слогослуховым», так как в нем уделялось очень большое внимание слоговой работе: разложению слогов на звуки, соединению звуков в слоги, чтению слогов, их произношению. Развивался речевой слух детей. Тексты были составлены таким образом, чтобы трудность читаемых слогов и слов нарастала постепенно. Так, вся первая часть «Азбуки» была составлена из слов, не превышающих 2 слогов и 6 букв. Но метод Толстого не был чисто слоговым: он включал добуквенные упражнения в разложении слов на звуки, слуховые восприятия, артикуляционные упражнения, предусматривал одновременное обучение письму, печатание букв, слов, сознательность чтения и т.д. Остальные слоговые методы, применявшиеся в русской школе, также не были чисто слоговыми, поскольку слог не становился с самого начала единицей чтения. Сначала заучивались все буквы алфавита, потом — слоги, а затем, читались слова с этими слогами. Усиленная слоговая работа по сравнению с буквосложением была шагом вперед, так как содержала слуховые и речедвигательные упражнения, а само чтение стало ближе к естественному, слоговому. Но по-прежнему применялось зазубривание букв и огромного количества слогов. Тем не менее слоговые методы оказали положительное влияние на развитие звуковых методов, главным образом введением слоговых таблиц и упражнений. 5. МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ Этот метод имел широкое распространение в США и других англоязычных странах, а в России появился в начале 20-х гг. Его суть состояла в том, что, во-первых, он позволял сразу начинать чтение с осмысленных и ценных в воспитательном отношении текстов, во-вторых, снимались трудности звукового метода, связанные со звукослиянием. Единицей чтения с самого начала становилось слово, его графическое изображение воспринималось как идеограмма и лишь впоследствии расчленялось на составляющие элементы — буквы. Дети за первые 2—3 месяца занятий запоминали зрительно, почти без звукового и буквенного анализа, до 150 слов. Они перерисовывали их, читали по общему виду, угадывали по картинкам. Затем начинался буквенный анализ выученных слов. Но метод целых слов, применявшийся в русской школе 13 лет, не оправдал себя. Это связано с тем, что русское правописание фонемное (фонема независимо от занимаемой позиции обозначается одной и той же графемой) и оно требует развитого фонематического слуха, чего не может обеспечить метод целых слов. Кроме того, опираясь на механическую и зрительную память, этот метод не обеспечивал развитие мышления учащихся. 6. ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД К.Д- УШИНСКОГО Создателем наиболее совершенного варианта звукового метода обучения грамоте в России был К.Д. Ушинский (1824—1870). Он! исходил из задачи всестороннего развития детей и свой метод разработал на основе анализа собственной речи ребенка. «Родное слово» К.Д. Ушинского, куда входили его «Азбука», а также «Руководство к преподаванию по "Родному слову"», вышло в 1864 г. и приобрело широкое признание. Свой метод К.Д. Ушинский назвал методом письма-чтения, убедительно доказав, что нельзя отделять письмо от чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения. По «Азбуке» детей сначала знакомили с рукописным шрифтом, и лишь через 10—15 уроков вводились печатные буквы. Но и тогда новая буква после изучения звука давалась сначала в письменном варианте. К.Д. Ушинский в своей методике объединил анализ и синтез, ввел систему аналитико-синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Обучение грамоте он соединил с развитием речи («дара слова») учащихся. С первых же уроков дети работали с народными пословицами, с загадками; читаемые тексты были доступны им. Для звукового анализа использовались предложения и слова, взятые из речи самих учащихся. Вся педагогическая система К.Д. Ушинского была направлена на становление личности ребенка, на развитие его мышления и речи, чему способствовали аналитико-синтетические упражнения, постоянное внимание к речевым упражнениям, осознанному чтению, беседы, связь письма и чтения. Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского, преодолевший догматизм буквослагательного метода, является объяснительно-иллюстративным, так как требует высокой активности самих детей в процессе обучения. Автор ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в наши дни, всем этим приемам он дал психолого-педагогическое обоснование. Однако К.Д. Ушинский не учитывал качественных особенностей гласных я, ю, е и некоторых позиционных изменений согласных: например, что звук [ж] в конце слов переходит в глухой согласный [ш]. |