ввс-шпоры-правка. Введение в специальность
Скачать 212.44 Kb.
|
Специализация в рамках профессии: работа репортера. Репортёр (также корреспондент) — сотрудник СМИ (не обязательно штатный), посланный на место событий и сообщающий в редакцию информацию (рапорты, корреспонденцию) «с места событий». В печатных изданиях (чаще всего в газетах[1]) пишут текстовые сообщения, в аудиовизуальных СМИ (ТВ, радио) работают в кадре или эфире, в интернет-изданиях создают мультимедийный контент. Также существуют: по специализации Военный корреспондент Спортивный корреспондент Фоторепортёр по статусу Постоянный корреспондент Специальный корреспондент В журналистике всё начинается именно с репортёрского труда: редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортёры «собрали урожай новостей»[2]. Репортёр добывает информацию из трёх источников: документы и записи интервью личные наблюдения Эверетт Дэннис свёл методику репортёрского отбора новостей к семи пунктам[3]: Конфликт. (Напряжение, удивление) Развитие какого-то значимого события. Катастрофа. Последствия значимого события. Знаменитость. (человеческий интерес) Своевременность. Дата. Местная тематика. В принципе, репортёру необходимо добротное гуманитарное образование. Он должен знать язык, литературу, историю, политические науки, экономику, социологию, психологию, математику и естественные науки. В профессиональной среде пока не найден консенсус относительно того, что предпочтительней — рекрутировать для работы грамотного эксперта и сделать из него журналиста или же работать над «специализацией» (в той или иной сфере) грамотного репортёра. Считается, что: для успешной работы репортёру необходимо иметь особые свойства характера и профессиональные навыки, начиная с честности, любознательности и аккуратности. Они обязаны распознавать новости, то есть такую информацию, которая будет интересна и полезна читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого. Линдон Джонсон иронизировал[4][5]: Если кто-то работает газетным репортёром – значит, в его характере есть некий изъян. Печатные СМИ В словарях профессию определяют следующим образом: «репортёр (англ. reporter) — газетный сотрудник, доставляющий информацию о происшествиях и событиях местной жизни»[6]. Эта дефиниция не учитывает реалий нынешнего дня, когда электронные СМИ формируют значительную часть информационного потока. Кроме того, репортажи публикуются и в журналах, как еженедельных, так и ежемесячных. Так что прилагательное «газетный» в полной мере не отражает сферу деятельности репортёров. Сотрудники этого профиля как правило «закреплены» за определёнными отделами редакции. Но в небольших газетах существует лишь отдел информации, который отвечает за освещение местных событий[7]. [править] Телевидение В контексте ТВ репортёр — одно из шести амплуа тележурналиста; остальные пять[8]: ведущий, интервьюер, комментатор, обозреватель, шоумен. Ключевое значение в этой профессии имеет оперативность. C 2007[9] по 2009 года компания НТВ проводила всероссийский телевизионный конкурс «Профессия-репортер», который давал возможность журналистам трудоустроится на престижных российских телеканалах[10]. Самым известным советским телерепортёром считается Александр Политковский[11], который первым из наших журналистов применил метод «скрытой камеры» (англ. hidden camera). Точнее, работал с радиомикрофоном, что было новаторством на том этапе развития отечественного ТВ. Был фактически единственным жанровым репортёром среди постоянных ведущих программы «Взгляд» (среди приглашенных «взглядовцев» можно отметить стилистику Артёма Боровика и Евгения Ю. Додолева, которые работали в аналогичном амплуа). Это позволяет отнести Политковского к той же плеяде журналистов, к которой принадлежал Александр Невзоров: телеведущих, работающих на грани допустимого действующим законодательством. Телевизионная работа на натуре (природный фон с перспективой) Александр Политковский и Владимир Мукусев — пионеры жанра «скрытой камеры» Евгений Додолев: работа с петлёй в программе «Взгляд» Владислав Флярковский: в 80-х был репортёром «Взгляда» [править] Кредо В известном смысле ремесло мифологизировано литературой и кинематографом. Репортёр не просто знакомит зрителя с новостями, но рапортует с места событий, являясь очевидцем происходящего и беспристрастно информируя о происходящим. В отличие от колумнистов и комментаторов, репортёры избегают давать оценку происходящему и обозначать авторскую позицию. Это не их прерогатива. Акрам Хазам, шеф московского бюро телеканала «Аль-Джазира» утверждает[12]: Профессия репортёра быть вовремя везде. Поэтому если это для них является необыкновенным явлением, для нас это само собой разумеется. Была замечательная звезда MSNBC Эшли Бэнфилд, которая делала первые репортажи 11 сентября, потом была в Афганистане, работала прекрасно, каждый день необычные репортажи из самых живых точек. Потом она сейчас выступила в университете Северной Дакоты и сказала, что ей многое не нравится, как журналисты американские освещают. На следующий день её уволили. Это звезда первой величины. Ей просто не продлили контракт. Об этом тоже нужно говорить. Но есть честные журналисты. Я всегда основывался на честных журналистах, которых я знал. Марина Леско, описывая профессию, резюмировала, что репортёром в сущности был Хам, поскольку его рассказ об отце и есть репортаж[13]. Пётр Любимов, ведущий телеканала «ТВ Центр» говорит[14]: Репортёр сегодня — это, прежде всего, циничный, неэмоциональный, высокопрофессиональный с точки зрения именно телевизионного мастерства человек. Человек, который может беспристрастно смотреть на происходящие события, не испугаться, если это какие-то чрезвычайные происшествия, выдержать какие-то жесткие ситуации, потому что очень часто репортерам активно начинают мешать в их работе. Он должен все это достойным образом переносить. Вот что такое репортёр сегодня. И, конечно, прежде всего, это автор, потому что репортер на Западе и в России это несколько разные вещи. В России под репортёром подразумевают, прежде всего, корреспондента, человека, который может осмыслить ситуацию. И, конечно, он должен быть беспристрастным. [править] Риски профессии Профессия репортёра считается одной из самых опасных в мире. Ежегодно в «горячих точках» или при съёмке опасных сюжетов гибнет несколько десятков репортёров. Специализация в рамках профессии: работа аналитика. Субъекты медиапроцесса: от редактора до корреспондента. Во главе редакции газеты или журнала стоит главный редактор, который полностью отвечает за все направления деятельности вверенного ему СМИ: подбор и расстановку кадров, организацию их работы, общее идейное направление издания, его творческое лицо и художественное оформление, тираж, экономические показатели работы. Это, однако, не значит, что принцип единоначалия делает главного редактора независимым ни от кого и ни от чего. У каждого издания есть учредитель – частное лицо или группа лиц, организация, ассоциация или партия, наконец, творческий коллектив редакции, которые основали данную газету или журнал, имеют определенные права собственности на печатную продукцию издания, редакционное имущество, определяет направленность издания, в соответствии с которым строится творческая деятельность редакции. Материально-техническое и финансовое обеспечение производства продукции СМИ обеспечивает издатель. Довольно часто учредитель и издатель создают попечительский или редакционный совет. Редакционный совет участвует в разработке долгосрочной идейно-художественной политики издания, утверждает перспективные планы работы, обсуждает кадровые вопросы. У главного редактора есть один или несколько заместителей. Во втором случае первый заместитель выполняет обязанности главного редактора во время его отсутствия. Обычно же заместители главного редактора несут полную персональную ответственность за то или иное направление в деятельности редакции, выполняют любые, как правило, особо сложные и ответственные задания главного редактора. Третьим человеком в редакции, после главного редактора и его первого заместителя, считается ответственный секретарь, возглавляющий особое подразделение – секретариат. Сотрудники секретариата осуществляют тематическое планирование каждого отдельного номера, дают заказы в отделы, принимают готовые материалы, отвечают за иллюстрации (отдел фотоиллюстраций, художники и ретушеры, операторы компьютерного набора и верстки, напрямую подчиняются секретариату). Важнейшим участком работы и, так сказать, готовой продукцией секретариата является макет номера. Для внутриредакционной структуры характерно деление на так называемые отраслевые отделы – журналистские подразделения, отвечающие за освещение того или иного тематического направления в зависимости от общей направленности издания. Это могут быть отделы экономики и бизнеса, внутренней политики и международный отдел, культуры, писем, спорта. Во главе каждого отдела – заведующий (шеф-редактор), в подчинении у него работают, по преимуществу, корреспонденты и литсотрудники. Выпуск газеты или журнала – дело весьма дорогостоящее. Цены на бумагу, полиграфические услуги и особенно за доставку номеров читателям столь высоки, что никакая подписная цена не может обеспечить рентабельности издания. Важный резерв в финансировании работы редакции – публикация платной рекламы. Поэтому важную роль в редакционной структуре играют рекламные отделы. В последнее время создание рекламы принято считать особым видом журналистской деятельности. Сегодня почти все издания предпочитают иметь в составе редакции отделы распространения – службы технического порядка, но от них в значительной мере зависит тираж и уровень популярности издания. Публицист в массмедиа (очеркист, эссеист, критик, обозреватель). Очеркист (журналист) Должностные обязанности Предлагает описание актуальных проблем на примере конкретной личности в художественной или документальной форме, предельно точно воспроизводящей реальные факты. Развитие действия очеркист показывает в образной форме; чаще, чем авторы других жанров, "вмешивается" в ход описываемых событий от первого лица. Снабжает материал публицистическими рассуждениями, научными обобщениями. Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов редакции, разрабатывает предложения по освещению отдельных тем, осуществляет поиск новых тем. Ставит в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала. Подготавливает обязательный минимум информации, установленный распоряжением главного редактора. Оказывает содействие арт-директору СМИ в подборе иллюстраций к лично написанным материалам. Должен знать Законодательство о средствах массовой информации. Профиль, специализацию, структуру СМИ, перспективы его развития. Этику журналистской деятельности. Композиционные особенности очерков, виды очерков, способы создания произведений в жанре "очерк". Специфику информационной работы. Основы газетно-журнального производства. Методы редактирования. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров. Грамматику и стилистику русского языка. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила по охране труда. Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Требования к квалификации Высшее образование (журналистское, филологическое). Наличие портфолио опубликованных работ. Компетенции Творческое мышление и литературные способности. Эрудированность. Любознательность. Коммуникабельность. Аналитический склад ума. Стрессоустойчивость. Умение работать в команде. Объективность. Эссеисты Эссеист — автор эссе; писатель, который пишет эссеистические произведения. Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы. В XVIII—XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). В качестве эссеистов выступали, например, в XIX веке Т. Карлейль, В. Хэзлитт, М. Арнолд, Оскар Уайльд, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие. К известным эссеистам XX века можно отнести Б. Шоу, Г. Уэллса, Г. К. Честертона, Дж. Оруэлла, Т. Манна, Р. Роллана, А. Моруа, Ж. П. Сартра, И. А. Бродского, Ч. Милоша. Критики Критик — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры. Различают кинокритиков, специализирующихся в области кинематографии, литературных критиков, работающих с произведениями художественной литературы, музыкальных критиков и театральных критиков, а также художественных критиков, предмет занятий которых составляют изобразительные искусства. К критикам относят знатоков и ценителей, обычно профессионально подготовленных, которые регулярно оценивают и интепретируют концерты, спектакли, произведения различных искусств и, как правило, публикуют свои наблюдения и суждения в периодических изданиях. Критика отличает объективное, взвешенное, аргументированное мнение. Чтобы грамотно доказать свою точку зрения, специалисту нужно прекрасно разбираться в том виде искусства, которое он критикует. Личные качества - тонкий вкус - внимательность - образное мышление - хорошая память - тактичность К традиционно сложившейся группе профессий литературных, музыкальных, театральных критиков и позднее возникшей кинокритика примыкают сравнительно недавно появившиеся профессии ресторанного критика, а также критика видеоигр. Образование Специальности «Критика» в вузах не существует, но в творческих и гуманитарных институтах есть факультеты теории и истории искусств, выпускники которых вполне могут считаться профессиональными критиками. Обычно они специализируются в одной из пяти областей искусства: литература, музыка, кино, изобразительное искусства, театр. Критики могут работать в газетах, журналах, на телевидении и пр. Карьера и зарплата зависят от специализации критика. Обозреватель Должностные обязанности Обеспечивает редакцию оперативной информацией, готовит собственные публикации. Обеспечивает соответствующие подразделения редакции обобщающей информацией по соответствующим направлениям деятельности (экономической, политической, социальной, культурной и пр.) закрепленных за ним объектов или регионов. Готовит к публикации аналитические, обобщающие, обзорные материалы по закрепленной за ним проблематике с широким привлечением документов и материалов, по материалам зарубежной, федеральной и региональной прессы, а также других источников (в том числе и конфиденциальных) с обязательным выражением собственного мнения по рассматриваемому вопросу. Устанавливает контакты по заданию редактора или по собственной инициативе с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями для получения необходимой информации; своевременно информирует редакцию о предстоящих событиях. Осуществляет подготовку обзоров событий с их анализом за конкретные промежутки времени. Изучает собранную информацию, обрабатывает материалы, представляет их в виде интервью, публикаций, комментариев по определенной тематике, осуществляет подготовку очерков, статей. Производит проверку достоверности полученной информации, выполняет иные требования законодательства о средствах массовой информации. Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов редакции, разрабатывает предложения по освещению отдельных тем, осуществляет поиск новых тем. Редактирует авторские материалы. Составляет подборки, рубрики, готовит их для печати и выпускает их в соответствии с утвержденным графиком. Устанавливает и поддерживает контакты с исследовательскими и аналитическими компаниями. Обобщает материалы внештатных корреспондентов. Ставит в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала. Подготавливает обязательный минимум информации, установленный распоряжением главного редактора. Готовит тематические, аналитические справки и другие служебные документы. Оказывает содействие арт-директору СМИ в подборе иллюстраций к лично написанным материалам. Должен знать Законодательство о средствах массовой информации. Профиль, специализацию, структуру СМИ, перспективы его развития. Этику журналистской деятельности. Специфику информационной работы. Основы газетно-журнального производства. Методику проведения рыночных и социологических исследований, подготовки аналитических отчетов. Методы подготовки материалов в печать. Методы редактирования. Грамматику и стилистику русского языка. Правила пользования записывающим оборудованием, диктофонами. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила по охране труда. Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Требования к квалификации Высшее образование (журналистское, филологическое). Опыт проведения рыночных и социологических исследований, подготовки аналитических отчетов. Обладание специальными знаниями по конкретной тематике раздела/рубрики. Наличие портфолио опубликованных работ. Компетенции Творческое мышление и литературные способности. Аналитический склад ума. Коммуникабельность. Умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватные решения. Способность грамотно и четко задавать вопросы, хорошие вербальные способности. Эрудированность. Любознательность. Объективность. Стрессоустойчивость. Умение работать в команде. Публицист в массмедиа (фельетонист, памфлетист, ведущий модератор). Фельетонисты Фельетонист — газетный или журнальный сотрудник, пишущий фельетоны. Фельетон (фр. feuilleton, от feuille — «лист», «листок») — сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. Главным отличием фельетона как жанра является то, что повествование в нём ведётся от лица неживого предмета. Термин фельетон возник в начале XIX векa. В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его к низу, и эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетон. Очень часто фельетон выполнял просто занимательную роль и с помощью стилевого оживления привлекал внимание читателя к данному номеру газеты или журнала. Иногда фельетон выступал в роли так называемой газетной беллетристики, где художественная манера не всегда достигала высоты подлинного эстетического уровня. Как это ни покажется ныне странным, фельетон когда-то имел вполне позитивную направленность. Сатирическую окраску он приобрёл в новейшее время. Ведущий телевизионных и радиопрограмм Должностные обязанности Осуществляет сбор информации, подготовку материала к эфиру. Озвучивает в прямом эфире утвержденные материалы. Осуществляет творческое озвучивание (ситуативное) в прямом эфире. Интервьюирует участников программы в прямом эфире. Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов редакции, ведет поиск новых тем. Должен знать Законодательство о средствах массовой информации. Нормативные документы, определяющие требования, предъявляемые к уровню телевизионных программ. Профиль, специализацию, структуру СМИ, перспективы его развития. Этику журналистской деятельности. Структуру и задачи редакции. Методы подготовки информационного материала к выпуску в эфир. Грамматику и стилистику русского языка. Стандарты, технические условия, инструкции и другие нормативные документы по подготовке и выпуску информационных программ. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила по охране труда. Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Требования к квалификации Высшее образование (журналисткое). Опыт создания телерепортажей. Компетенции Способность убедительно излагать свои мысли. Грамотная речь, отличная дикция. Самообладание, Стрессоустойчивость. Мобильность. Пунктуальность. Умение работать в команде. Актерские данные. Умение устанавливать контакт с людьми. Правовое регулирование профессиональной деятельности журналиста (закон и профессиональные кодексы). Основные законы РФ, касающиеся медиасферы: Конституция РФ Закон «О СМИ»; Закон «Об авторских и смежных правах»; Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»; Закон «О рекламе»; Закон «Об информации, информатизации и защите информации»; Закон «О связи»; Закон «О защите прав потребителей»; Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»; Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Закон «О государственной тайне». I. Конституция РФ. Статья 29: 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. (Ст.5 Закона «О государственной тайне»: сведения в области внешней политики и экономики; сведения в военной области; сведения в области науки и техники; сведения в области правоохранительной, разведывательной и контрразведывательной деятельности). 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Статья 13 – идеологический плюрализм в России; Статья 14 – религиозный плюрализм (никакая религия не может быть признана государственной или официальной); Статья 15 – приоритет международного над национальным правом; Статья 23 – право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь – особая сфера бытовых и интимных отношений человека, не подлежащая контролю со стороны государства и общества; Статья 41 – ответственность за сокрытие общественно значимой информации; Статья 44 – свобода творчества и преподавания; интеллектуальная собственность защищена законом; Статья 55 - право не давать показания против себя и своих близких; Статья 100 – открытость парламентских заседаний; Статья 123 – открытость судебного производства. II.Отрасли права, регулирующие деятельность СМИ в России: Гражданское право (гражданский кодекс, гражданско-процессуальный кодекс): Статья 139 «Разглашение коммерческой тайны» - штраф; Статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» - штраф; Уголовный кодекс РФ (2001г.): Статья 129 «Клевета» - штраф, арест, лишение свободы до 3 лет; Статья 130 «Оскорбление» - арест 3-6 месяцев. III. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (27.12.1991) История: 1862г. – временное положение о печати (цензура, газеты не имеют право обсуждать политическую жизнь в стране); 1917 г. – Декрет о печати (закрытие оппозиционных изданий); 1990 – закон «О печати и других СМИ», 1991 - «Закон о СМИ РФ» - 7 глав, 62 статьи: |