Главная страница

Магистерская. Программирование. Взаимосвязь гипертекста и Webдизайна содержание и оформление виртуального дискурса. 1 Текст. История изучения


Скачать 0.99 Mb.
НазваниеВзаимосвязь гипертекста и Webдизайна содержание и оформление виртуального дискурса. 1 Текст. История изучения
Дата07.03.2023
Размер0.99 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаМагистерская. Программирование.rtf
ТипГлава
#973012
страница8 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9


2.3 Элементы оформления. Роль Web-дизайна в данной статье



Исходя из принципа комплексного подхода к решению задач, связанных с визуально-звуковым синтезом в дизайне мультимедиа, можно выделить общие и специфические группы факторов, влияющих на его создание в дизайне электронных мультимедийных изданий, которые предназначены для просмотра на локальных ПК и в сетях Интернет.

К объективным факторам относятся требования, предъявляемые ко всем объектам проектирования в дизайне, это: эргономичность, конструктивность и функциональность.

Помимо перечисленных, на результат целостного композиционного решения проектов мультимедиа влияют и субъективные факторы. К ним относятся: факторы стиля (исторического, авторского, фирменного), соблюдение информационной логики содержания, а также следование сложившимся принципам подачи информации в компьютерных сетях.

Кроме того, существуют специфические факторы, влияющие на создание визуально-звуковой композиции электронных мультимедийных изданий. К ним относятся: технологические требования к объему графических и звуковых файлов (разные для проектов Интернет-изданий и локальных мультимедийных изданий), технологические требования к возможностям ПК, а также увеличение конкурентной среды.

Применим это к рассматриваемой статье. Сама статья включает три снимка с подписями:

· Организаторы кастинга перезвонили Никите поздно ночью: «Ваш голос нам понравился»

· Никиту заметили в караоке-клубе его отца, известного в Ростове музыканта.

· Пройти в финал талантливым ребятам, к сожалению, не удалось.

Все три фотографии посвящены главному герою статьи, на последнем он в окружении других участников конкурса.

Однако главным выступает фон СМИ и цветовое сочетание. Рассмотрим отличительные особенности KP.RU в сравнении с «Комсомольской правдой» - печатной версией. Внимание читателя концентрируется в наибольшей степени на той части страницы, которую он видит при загрузке первой. Это относится, прежде всего, к титульному комплексу. Его непременным элементом является логотип издания, нередко частично переработанный специально для интернет-версии, к примеру, таким образом, чтобы включить окончание .ru. Впрочем, общий рисунок логотипа всегда остается узнаваемым. У различных изданий различный подход к размещению логотипа в пределах титульного комплекса - у некоторых он центрирован, у других уменьшен и отнесен к левому краю страницы. Иногда размеры и размещение логотипа непостоянны и зависят от конкретной рубрики, логотипу на главной странице при этом отводят «привилегированное» положение и укрупняют его по сравнению с другими страницами сайта. Еще два важных элемента, которые чаще всего встречаются в структуре титульного комплекса интернет-версии, - это те или иные выходные данные и основные средства навигации. Большинство изданий предпочитают включать последние в титульный комплекс, дабы избежать проблемы «потерявшегося» посетителя и держать наиболее важные из них «на виду». Практически стандартом является размещение формы для поиска в непосредственной близости от логотипа. Кроме того, в титульный комплекс или рядом ним помещают рубричные меню, часто в виде вкладок или ленты. В отличие от периодических изданий, онлайн-версии крайне редко располагают анонсы в верхней части страницы. Объяснить это можно и без того высокой концентрацией служебных элементов, а также рекламы, поэтому редкостью становится и использование «воздуха» в титульном комплексе (с исключениями, конечно).

Многие издания активно используют наборы иконок как в титульной части, так и в других секциях страницы, что может создавать условия для рассеивания внимания читающего. Отдельные интернет-версии выносят наверх комплексно оформленные ссылки на другие сайты издательской группы, делая данный блок постоянным для всех своих интернет-адресов.

После логотипа наиболее «бросающимся в глаза» элементом на странице может стать шапка - крупный заголовок, размещаемый обычно прямо под титульным комплексом. Шапка на домашней странице имеется далеко не всегда, в макете некоторых онлайн-версий она вообще не предусмотрена. Однако там, где ее используют, применяются также и другие средства акцентировки - дополнительный «воздух» вокруг или размещение на отдельной плашке. На сайтах журналов шапку могут прямо скомбинировать с заставкой или фотографией (как правило, с обложки печатного издания), создавая единый как формально, так и технически заголовочный комплекс. Обычно же шапка просто ставится в обтекание с самой большой на странице фотографией.

Высокое сосредоточение на главной странице новостной и другой информации обуславливает характер выбираемого для нее макета. Подавляющая часть рассматриваемых онлайн-версий использует макет на 1024 точки шириной в три колонки. Левая колонка (или центральная, в зависимости от того, центрирован макет или нет относительно края экрана) часто отводится для собственно новостей, ранжированных по значимости или времени публикации. Это ранжирование подчеркивается с помощью целого ряда средств - кегля, линеек, плашек или даже специальных графических композиций. Помимо того, имеет значение и «горизонтальное» распределение по рубрикам и типам информации (текст, видео, фото, аудио), которое визуально акцентируется для каждой новости. В других колонках размещаются ленты свежих сообщений (часто в виде прокручиваемых списков или движущихся информационных строк), фотогалереи, организованные в небольшие комплексы «картинка-заголовок-подзаголовок», или блоки с вкладками, перелистываемыми без перезагрузки. Последние явственней всего показывают, насколько ценным может быть пространство на главной странице: они позволяют разместить несколько новостей с изображением, заголовком и текстовкой буквально на одном и том же квадратном сантиметре. Онлайн-версии деловой прессы часто используют эту форму для каждодневной деловой информации - например, графиков рыночной активности или курсов валют, существенно экономя таким образом место.

Концентрация внимания на главной странице является притягивающим фактором для рекламы. Главной задачей дизайнера в этом случае становится создание баланса между рекламными материалами и собственно материалами сайта, формирование «равновесного внимания» между ними. Многообразие форм рекламного дизайна, рождающихся в результате попыток осуществить эту задачу, настолько велико, что может быть темой отдельного исследования.

Стоит сказать о наследовании определенных черт фирменного стиля онлайн-версии от стиля печатного издания. Оно выражается, например, в заимствовании определенных декоративных элементов, наборов гарнитур и цветов или даже имитировании формата издания. В то же время одной из характерных черт данного сайта является высокая степень отдаления от своей печатной «копии», в том числе и в плане графического оформления.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что главная страница онлайн-версии является очень сложным комплексом, который при всем обилии решаемых задач и структурных элементов формирует итоговое «лицо» интернет-версии, определяя привлекательность издания в глазах посетителя.

Рассмотрим теперь цветовое оформление. Существует несколько определений понятия «цвет». В широком смысле цвет - это свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. В узком смысле под цветом понимают тон, определяющий своеобразие и природу каждого оттенка.

Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной.

Цвет является естественным знаком, или символом, поскольку обозначаемое и обозначающее в нем неразрывно слиты, что не противоречит возможности его интерпретации. И весь спектр реакций на цвет - физиологических, эмоциональных, поведенческих, интеллектуальных и так далее, при условии их константности, - представляет собой искомое содержание цветового значения.

Значения цвета не изобретены людьми. Они не столько создаются, сколько проявляются и « интерпретируются» общественно-исторической практикой. Это может означать следующее: рассматриваемый как семантический феномен, цвет предполагает некую специфическую категориальную систему (в отличие от тех, которые изобретены человеком) и, следовательно, некий специфический тип значения, ее образующий, и особые «правила порождения». Этот тип значений имеет докультурные (общечеловеческие, возможно, биологические, объективные) корни.

Еще одно кардинальное отличие от предметной парадигмы значений состоит в том, что цвет способен самостоятельно воздействовать на человека и в этом смысле может быть рассмотрен в качестве субъекта, обладающего чем-то напоминающим волю. Цвета сами являются естественным средством классификации объектов, явлений и событий.

Все это преобразование значения цвета не является безосновательным. В основе лежит исторически сформированное и заложенное на бессознательном уровне восприятие цвета и его воздействие на психику человека. Цвет имеет способность отправлять подсознание к определенным архетипам. Разгадка семиотической функции цвета и привела к его трансформации значения в живописи конца XIX - начала ХХ века.

В данном случае на Интернет-ресурсе используются преимущественно синий, голубой, фиолетовый и красный цвета, в меньшей степени - жёлтый. Фон - матовый, текст - автоцвет. Лишь 7 % от площади экрана занимает зелёный цвет и столько же - серый. Оранжевый, коричневый, розовый цвета не используются совсем. Это подчёркивает гамму издания и тематику переходов по ссылкам (синие цвета предпочтительны виртуальными сообществами).

Околотекстовые ориентиры - это любые элементы из выделенных нами групп, которые располагаются вокруг текста. Современная массовая пресса, ставящая своей целью во что бы то ни стало заставить читателя «усвоить» предлагаемую информацию, выработала достаточно эффективный аппарат ориентирования читателя и не пожалела места для его применения. Массовые издания приучили своего читателя к беглому просматриванию текстов, объем которых сократился до минимума. Читатель скользит по поверхности, обходясь без проникновения в суть тех явлений, о которых его информируют. Поэтому суть околотекстового ориентирования свелась к побуждению прочитать дополнительные, а не главные сообщения. То, что располагается в плотном кольце инфографики, фотоснимков, виньеток и линеек, для читателя порой неважно. Таким образом, становится крайне необходимым так составить и разместить околотекстовые ориентиры, чтобы они работали не заменой основному материалу, а нужным, идентифицирующим дополнением. И в электронном исполнении это не менее заметно. Анализируемая статья имеет умеренное количество таких ориентиров.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта