Магистерская. Программирование. Взаимосвязь гипертекста и Webдизайна содержание и оформление виртуального дискурса. 1 Текст. История изучения
Скачать 0.99 Mb.
|
1.4 Web-дизайн как свойство гипертекстагипертекст web дизайн виртуальный дискурс Характерным примером гипертекста может служить веб-страница, на которой присутствуют различные навигационные элементы (пункты меню, всевозможные кнопки, ссылки в тексте и другое) предполагающие связь с другим содержимым. Для разметки гипертекста используются различные компьютерные языки и коды. Самый популярный из них html. Следует различать языки разметки и языки программирования.- язык разметки гипертекста. Гипертекст в понимании Web-дизайна - текст со вставленными в него словами (командами) разметки, ссылающимися на другие места этого текста, другие документы, картинки и т.д. Во время чтения такого текста (в соответствующей программе, его обрабатывающей и выполняющей соответствующие ссылки или действия) можно видеть подсвеченные (выделенные) в тексте слова. Если выделить их курсором и нажать клавишу или на кнопку (глаз) мышки, то высветится то, на что ссылалось это слово, например, другой параграф той же главы этого же текста. В WWW по ключевым словам можно попасть в совершенно другой текст из другого документа, войти в какую-нибудь программу, произвести какое-либо действие и т.д. В Internet в контексте WWW можно получать доступ к чему угодно, к telnet, e-mail, ftp, Gopher, WAIS, Archie, USENET News и т.п. В WWW можно ссылаться на данные на других машинах в любом месте сети, тогда при активации этой ссылки эти данные автоматически передадутся на исходную машину и вы увидите на экране текст, данные, картинку, а если провести в жизнь идею мультимедиа, то и звук услышите, музыку, речь. Это слегка напоминает Gopher, но фактически это принципиально другое и новое. В Gopher имеется жесткая структура меню, по которой вы двигаетесь, как вам угодно. Эта структура не зависит от того, что вы делаете, какой документ пользуете и т.д. В WWW вы двигаетесь по документу, который может иметь какую угодно гипертекстовую структуру. Можно свободно организовать структуры меню в гипертексте. Имея редактор гипертекстов, можно создать любую структуру рабочей среды, включая документацию, файлы, данные, картины, программное обеспечение и т.д., и это не будет новое программное обеспечение, а просто гипертекст. Современные программы разработки Web-серверов, такие как MS FrontPage или Web Pen для Windows, дают возможность даже новичку без всякого штудирования учебников легко создавать готовые странички. При этом cпециалист по созданию Web-сайтов, называемый Web-мастером, берет готовые файлы (тексты, таблицы, графику, базы данных, звук, анимацию, видеофильмы, программы) и с помощью кнопок и команд меню оформляет страницы сайта. Подобные программы, выполняя команды инструментальных и операционного меню, формируют гипертекст WWW-сервера. Исходные текстовые, табличные и графические и другие объекты включаются в Web-site посредством тегов (tag = ярлык, этикетка). Тег - это последовательность символов, задающая )положение объекта на странице сайта, )внешний вид объекта или )связь данной страницы с другими страницами этого сайта, а также с любым другим сервером. Тег называют также управляющим маркером, флагом. Программы типа Web Pen сами расставляют теги, поэтому пользователь таких программ может не знать языка разметки гипертекста (HTML = HyperText Markup Language). Знание HTML необходимо по пяти причинам. Во-первых, Web-мастер анализирует сайты фирм-конкурентов и просто удачные экземпляры WWW-серверов. Такой анализ, необходимый для совершенствования своего сайта, невозможен без знания языка разметки гипертекста. Во-вторых, совершенствование своего Web-сервера без полной его переделки (что долго и дорого) удобно производить путем ручной вставки и удаления объектов и тегов. В-третьих, HTML непрерывно развивается, поэтому программы типа MS FrontPage все время отстают от новейших возможностей языка. В-четвертых, не следует забывать о достаточно высокой стоимости таких программ. Наконец, в-пятых, потратив деньги на приобретение программы, нужно еще потратить время на ее освоение. Используя HTML, Web-мастер определяет структуру гипертекстового документа и вид каждой его страницы. HTML задает синтаксис тегов, в соответствии с которыми программа просмотра отображает содержимое документа: текст, изображения, таблицы и данные других типов. Cами теги программой просмотра не отображаются. В HTML реализована поддержка механизма специальных гипертекстовых ссылок, которые обеспечивают связь данного документа с другими документами. Последние могут находиться: ) на данном сайте, то есть в папке, содержащей все htm-файлы, графику, звук, анимацию, видеофильмы, программы; ) вне сайта в других в папках на данном компьютере; ) в системе World Wide Web, то есть на других Web-серверах; ) в Internet на серверах других типов(FTP, Gopher). Специфика виртуального общения позволяет выявить специфические маркеры, идентифицирующие Интернет-коммуникантов. Данные маркеры можно обнаружить на всех уровнях гипертекста. Использование этих маркеров предполагает формирование у коммуникантов запрограммированных реакций, которые и создают новую узуальную норму в Интернет-среде, отличающуюся от норм литературного языка. Идентификация речевого поведения пользователей социальных сайтов демонстрирует толерантное отношение к тотальному нарушению принятой литературной нормы, что в свою очередь является показателем формирования новой узуальной нормы, имеющей тенденцию к закреплению как общепринятой в среде Интернет-пользователей. В языкознании маркированность понимается неоднозначно. Термин был предложен Н.Трубецким и Р.Якобсоном в 1930-х гг. и с тех пор активно использовался в лингвистических науках представителями различных школ, которые вкладывали собственное значение в данное понятие. Понимая маркированность как отношения между изначально заданным параметром и девиацией, отличающимися друг от друга отсутствием или наличием определенной черты, мы обозначаем маркер как некий элемент, формальный признак отсутствия или наличия данной черты. Виртуальное общение обладает маркированностью на всех уровнях виртуального текста. Гипертекст как совокупность текстов предлагает множество маркеров, формально указывающих на коммуникативные тактики собеседников. На фонетическом уровне подобными маркерами являются фонемы, на морфологическом уровне маркированным элементом служит аффикс, на синтаксическом уровне маркированность демонстрируется различными синтаксическими конструкциями, на графическом уровне маркерами служат различные графические изображения (пунктуационные знаки, эмотиконы, граффити). Лексический уровень насчитывает значительное количество маркеров, отражающих коммуникативные тактики собеседников в определенном контексте общения. Различные маркеры, присутствующие в гипертексте, позволяют идентифицировать особенности речевого поведения участников общения, коммуникативные тактики, выбранные ими, а также общую коммуникативную стратегию (интенцию и пути ее реализации). Применение механизма гипертекстовых ссылок создает всемирное единое информационное пространство, из которого сотрудники торговой фирмы получают нужные им сведения. Стандарт HTML, как и все другие стандарты, имеющие отношение к Web, разрабатывается под эгидой консорциума World Wide Web Consortium (W3C). Спецификации стандартов и проекты новых предложений можно найти по адресу http://www.w3.org. Самая последняя разработка рабочей группы по HTML в W3C - рабочий проект HTML 4.0. Кроме HTML, Web-мастера используют и другие языки, например, Java (Ява), Perl, Си. Записанные в методичке HTML-тексты содержат сведения, необходимые для создания Web-сайтов. Это позволяет увеличить количество информации, полезной для студентов. Принятая форма изложения имеет еще одно достоинство: обучающийся привыкает читать htm-файлы. Это необходимо для анализа и совершенствования готовых сайтов.документ состоит из текстов, графики, таблиц и других объектов, которые представляют собой содержимое документа. Программа просмотра использует при этом теги, которые записаны в HTML-документе для задания структуры расположения объектов и их внешнего вида. Чаще всего HTML-теги записываются парами (начальный и конечный теги), между которыми размещаются текст и другие объекты документа. Имя конечного тега идентично имени начального, но перед именем конечного тега ставится косая черта (/), так называемый - слэш. Оформление HTML-документа просто: он начинается тегом и заканчивается тегом. Имя тега может быть записано как строчными, так и прописными буквами. Современные Web-страницы уже не обходятся одним только HTML. Его гармонично дополняют средства динамического HTML: скрипт языки JavaScript и/или VBScript, каскадные таблицы стилей(CSS), иногда присутствуют Java-апплеты. По сути дела, можно вывести для современной Web-страницы: Web-страница=HTML+DHTML(JavaScript/VBScript, CSS, Java-апплеты)+CGI То есть на любой странице должна присутствовать HTML-верстка - расположение элементов дизайна текста и необходимые скрипты - как расширение HTML в области расположения и описания свойств различных объектов. CGI-скрипты могут играть первостепенную роль, формируя всю страницу, наполняя ее необходимыми, обновленными данными или второстепенную роль, - включаясь в нее. Графический дизайн представляет собой «синтетическую коммуникацию», соединяющую в себе текст и изображение. Последнее мы наблюдаем в рекламе в двух видах: как рисунок и как фотографию. Построить семиотику языка изображений оказывается достаточно сложным делом по следующим причинам. Известно, что вербальный язык поддается двойному членению: на первом уровне выделяются значимые единицы (слова, или морфемы), а на втором - фонемы, обладающие только дифференциальными, а не смысловыми признаками. Однако произвести указанную операцию применительно к изображениям чрезвычайно трудно. Есть исследователи, утверждающие, что нахождение таких знаков в визуальных искусствах вообще невозможно. На уровне иконического знака также трудно разрешимой по сравнению с вербальным сообщением остается проблема выделения синтагмы, т.е. формальной единицы высказывания. Имеющиеся попытки вычленения дискретных единиц всегда наталкивались на тот факт, что предлагаемые знаковые единицы изображения оказывались неоднородными и даже при условии общности материала или знаконосителей существенно различались по форме, размеру, объему. Кроме того, знаковые единицы иконического сообщения сами по себе не образуют системы жестких различий и противопоставлений в отличие от фонем языка, т.е. они лишены такого качества, как разработанное в фонологии понятие позиционального и оппозиционального значения. Поэтому говорить о языке изображений как семиотической системе можно только со следующих позиций. Во-первых, ошибочно полагать, что любой коммуникативный акт основывается на языке, коды которого подобны кодам естественного словесного языка. Во-вторых, убеждение в том, что любой язык обязательно имеет только два устойчивых членения (незначимые, дифференциальные элементы и их значимые сочетания), - также заблуждение. Таких членений может быть не только два и не обязательно устойчивых. На примере исследования рекламного образа французский исследователь Р. Барт хочет решить проблему иконического знака и аналогового кода (т.е. кода изображения), а также рассмотреть вклад рекламы как одного из средств массовой коммуникации в идеологию общества. Барт насчитывает в рекламе три типа сообщений: вербальное (языковое), иконическое сообщение с кодом (или иконическое символическое) и иконическое сообщение без кода (иконическое перцептивное). Обычный потребитель не различает последние два сообщения и одновременно воспринимает перпептивное изображение (без кода) и символическое (с кодом). Следовательно, буквальность, или денотативность фотографии, активно используемой в рекламе, относительна в сравнении с рисунком, ибо рисунок всегда построен на базе определенного кода. Принципиальное отличие фотографии от рисунка заключается в том, что в первом случае мы имеем дело с механическим воспроизведением объекта. То, что реальность запечатлена механическим прибором, является залогом ее объективности. Однако в фотографии присутствуют общекультурные коды: выбор кадра, его построение, выбор освещения и т.д. Таким образом, в фотографии мы находим отношение природы (механическое воспроизведение объекта) к культуре, в то время как в графике проявляется соотношение двух культур: на денотативном и коннотативном уровнях. Фокус, производимый средствами массовой коммуникации, заключается в том, чтобы заставить зрителя читать дизайн-графику как фотографию. Иначе говоря, фотография натурализует символическое сообщение рисунка. Далее Барт выясняет функции вербального сообщения и его отношения к изобразительному. Он обращает внимание на то, что в современной цивилизации практически любое изображение сопровождается надписью. Возникает вопрос: дает ли она избыточную информацию или дополняет смысл изображения? Дело в том, что любое изображение полисемично: под слоем его означающих обнаруживается плавающая цепочка означаемых, и при рассматривании изображения можно обратить внимание на некоторые из них, при этом не заметив других. Вот почему вербальное сообщение по отношению к иконическому выполняет функции закрепления и связывания смысла. Преодолевая смысловую неопределенность иконических знаков, подпись совершает акт именования - закрепления денотативных смыслов. В отношении символических сообщений (картин, рисунков) словесный текст управляет не идентификацией, а интерпретацией зрительных образов. Он подобен тискам, зажимающим коннотативные смыслы и не дающим им выскальзывать в зону сугубо индивидуальных ассоциаций. Можно сказать, что вербальный текст выполняет репрессивную функцию: он жестко проводит реципиента по полю иконических знаков в направлении заранее заданного смысла, при этом акцентируя одни знаки и затушевывая другие. |