|
Взглядов на мир в целом, определяющая жизненную стратегию
Вопрос
| Ответ(ы)
| Раздел философии, изучающий проблемы бытия и сущего, называется ...
| онтология
| Учение о бытии и сущем называется
| онтология
| Онтология – это учение о
| бытии
| Онтологический плюрализм – это
| учение о множественности субстанций
| Нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого – ...
| субстанция
| Субстанция – это
| нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого
| В философии под развитием понимают
| изменение качества тел, вещей, предметов
| Диалектика представляет собой науку о
| наиболее общих законах развития природы, общества, мышления
| Универсальная основа и единство всего существующего –
| бытие
| Совокупность естественных условий существования человека –
| природа
| Находящееся по ту сторону физического мира и нашего чувственного опыта –
| трансцендентное
| Во всех учениях о времени его атрибутивным свойством признается
| протяженность
| Тип пространственно-временных отношений, характеризующий общественный аспект человеческого бытия –
| социальный
| Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь явлений природы называется называется …
| законом
| Способ существования и кооперации частей называется …
| целым
| Устойчивая связь элементов в системе называется …
| структурой
| Изменение вообще называется …
| движением
| Необратимое направленное изменение обозначается понятием …
| развитие
| Отсутствие движения обозначается философской категорией …
| покой
| Интервал количественных изменений с сохранением данного качества, называется …
| мера
| Философская категория, парная категории качества, называется …
| количество
| Философская категория, полярно-противоположная категории «многое» –
| единое
| Философская категория, полярно-противоположная категории «единичное» –
| общее
| Философская категория, обозначающая взаимосвязь многих или разных вещей –
| единство
| Атрибутом в философии называется
| субстанциальное свойство
| Смысл и сущность предмета Платон называет
| идея
| Предзаданность Богом хода истории и человеческих судеб –
| предопределение
| Учение о неотвратимой предопределенности событий
| фатализм
| Пантеизм обычно определяет человеческую свободу как
| познанную необходимость
| Подразделение причин на материальные, формальные, действующие и целевые произвел
| Аристотель
| Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями природы –
| закон природы
| Объективные законы природы и общества бывают –
| динамическими
| Представление содержательной области знания в виде формальной системы, исчисления –
| формализация
| Придание определенной формы –
| формирование
| Потенциальное существование вещей, явлений, процессов –
| возможность
| Античные материалисты преимущественно рассматривали материю как
| правещество, всеобщий вещественный субстрат
| Единство, целостность объекта во всем многообразии его связей и отношений –
| конкретное
| Способ существования и кооперации частей –
| целое
| Система соподчиненных классов объектов, часто представляемых в виде схем или таблиц –
| классификация
| Простейшая, неделимая составляющая сложного объекта –
| элемент
| Постепенные, плавные, преимущественно количественные изменения –
| эволюция
| Скачкообразное радикальное изменение социального качества –
| революция
| Спиралевидность развития понимается как
| круговорот с возникновением нового
| Диалектическая концепция развития утверждает, что новое
| возникает и не возникает из старого
| Процесс формирования какого-либо объекта
| становление
| Сходное, повторяющееся в различных объектах
| тождество
| Любое несовпадение, неравенство, несходство
| различие ...даладна
| Тождественная бытию определенность , данная через совокупность его свойств –
| качество
| Прерывание постепенности и выход за границы меры –
| качок
| Безразличная к бытию внешняя определенность степень развития –
| качество
| Учение о числе как основе бытия и организующем начале мира принадлежит
| Пифагору
| Диалектические противоположности есть
| взаимополагающие и взаимоотрицающие стороны целого
| Диалектическое отрицание
| сохранение в снятой форме
| Восстановление снятого качества в обновленной форме в диалектике называется
| отрицание отрицания
| Процесс направленного самоизменения системой собственных свойств и порождения новых устойчивых связей –
| самоорганизация
| Любые изменения и процессы, происходящие в мире, выражаются в философии категорией
| движение
| Мера обратимости и устойчивости периодического изменения –
| цикличность
| Поступательное развитие от низшего к высшему чаще обозначают понятием
| прогресс
| Тип развития, характеризующийся преобладанием объективных негативных изменений над позитивными –
| регресс
| Целостность, состоящая из устойчиво связанных элементов, есть
| система
| Принцип исследования объекта путем выделения его элементов и их взаимосвязей – принцип
| системности
| Совокупность внешних, наблюдаемых свойств и признаков предмета –
| явление
| Идеалистическая философия утверждает, что сознание есть
| проявление мирового духа
| Философское направление, принимающее за основание бытия человеческое сознание, именуется
| субъективным идеализмом
| Согласно Платону сущность есть
| внеземной проект (идея) земной вещи
| «Существование предшествует сущности», – утверждается в философии
| экзистенциализма
| Согласно Гегелю источником всякого развития является саморазвертывание абсолютной идеи
| универсальные природные закономерности
| Ученые-материалисты считают «невозможным»
| событие, противоречащее известным законам природы
| Согласно философии Демокрита бытие – это
| бытие атомов, движущихся в пустоте
| Высшим началом бытия считал «идею блага»
| Платон
| Учение, утверждающее одну субстанцию в качестве первопричины мира, называется
| монизм
| Учение, утверждающее два начала мира, называется
| дуализм
| Учение, утверждающее множество первопричин мира, называется
| плюрализм
| Философское направление, утверждающее онтологическую первичность вещественного начала –
| Материализм
| Философия, полагающая основой бытия сверхчеловеческое идеальное начало, называется
| объективным идеализмом
| Философская концепция, признающая две абсолютных основы бытия
| дуализм
| Философский монизм есть признание
| единого и безусловного средоточия всего существующего
| Философская концепция, признающее единое начало всего сущего
| монизм
| Философская концепция множественности абсолютных основ бытия –
| плюрализм
| Согласно классическому христианству духовность человека есть
| пребывание духа в человеческой душе
| Блуждание из тела в тело на санскрите называется
| сансара
| Учение, отождествляющее Бога с природой – …
| пантеизм
| Учение, признающее Бога - творцом мира, но отрицающее его участие в жизни общества – …
| деизм
| Учение, считающее, что мир имеет одно основание –
| монизм
| Учение, признающее существование двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира – …
| дуализм
| Учение, признающее множество оснований бытия – …
| плюрализм
| Монотеизм утверждает, что Бог
| однажды сотворил мир «из ничего»
|
Вопрос
| Ответ(ы)
| Сторонники философии агностицизма утверждают
| мир не познаваем в том или ином отношении
| Учение, отрицающее возможность достоверного познания
| Агностицизм
| Агностицизм – это учение
| отрицающее возможность достоверного познания
| В философии агностицизм понимается как
| отрицание возможности познания мира
| Агностицизм — это представление о
| непознаваемости мира
| Признание высказывания истинным без достаточных фактических и
логических обоснований
| вера
| Начиная с Декарта, философы стали понимать под «идеей»
| любое содержание человеческого сознания
| Афоризм «Знание – сила» приписывается
| Бэкону
| В категорию «знание» необходимо входит признак
| непротиворечивость
| Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она
| объективна
| К элементам чувственного познания относится
| ощущение
| Осознание информации о сумме разнообразных свойств предметов, доставляемой через органы чувств
| ощущение
| Практику как универсальный критерий истины признают
| марксисты
| Философия, утверждающая практическую полезность в качестве
основного критерия существования и истинности
| прагматизм
| Целостный образ материального предмета, данного посредством
наблюдения
| восприятие
| Основным элементом рационального познания является
| понятие
| Элементарная единица абстрактного мышления, фиксирующая
наиболее существенные свойства предмета
| понятие
| Способность человека непосредственно и целостно познавать объект называется
| интуицией
| Кенигсбергский философ, автор учения об априорных формах познания
| Кант
| Знание, соответствующее предмету познания, есть
| истина
| Понятие, противоположное по смыслу «истине», в формальной логике называется
| заблуждение
| Для гносеологии сенсуализма характерно признание важной роли в
| познании
| Вывод, который строится по законам логики
| умозаключение
| Совокупность сложных врожденных реакций организма на внутренние или внешние раздражения
| инстинкт
| Истинное знание, в отличие от ложного, требует
| объективного соответствия своему предмету
| Ложным является знание
| неадекватно отражающее свой предмет
| Истина – это знание,
| совпадающее по содержанию с действительностью
| Абсолютная истина есть знание
| полное
| Для объективной истины характерно, что она
| не зависит от оценок и мнений людей
| Принцип «двойственности истины» исторически связан с различением
| научной и религиозной истин
| Возможность познания истины отрицают
| агностики
| Относительная истина, в отличие от абсолютной, есть знание
| неполное
| Объективность истины состоит в ее
| независимости от человека и человечества
| Философы-прагматики утверждают, что истинное знание – это знание,
| ведущее к успеху
| Сциентизм есть культ
| науки
| Основным принципом своей теории познания Кант считал
| обнаружение априорных синтетических суждений
| Мышление становится познанием тогда, когда
| направлено на объект
| Определяющая роль в проблемной познавательной ситуации обычно принадлежит
| субъекту познания
| Абстракция есть
| мысленное отвлечение от несущественного
| Восприятие – это
| форма чувственного познания
| Рационализм – это
| особое направление в теории познания
| К формам рационального познания относится
| суждение
| Врожденное знание – это универсальные принципы бытия и познания, происходящие из
| доопытных когнитивных форм
| В философии Платона познание понимается как
| припоминание уже известного
| Важнейшим условием познания мира в средневековой христианской философии считалась(-ось,-ся)
| откровение
| Направление средневековой европейской философии, утверждающее онтологический статус общих понятий
| реализм
| К формам рационального познания НЕ относится
| эмоция
| Способность постигать универсальную связь вещей
| разум
| Предложение «Сократ – человек» является примером такой формы мышления, как
| суждение
| Из посылок «Все люди мыслят» и «Сократ — человек» следует умозаключение
| Сократ мыслит
| Предвосхищение деятельности, ее результата в процессе выработки программ и планов
| целеполагание
| К формам чувственного познания НЕ относится
| суждение
| Рефлексия – это
| обращение мысли вспять на самого мыслящего
| Рефлексия в форме самосознания характерна исключительно для
| философского размышления
| Абстрагирование есть
| мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение главных свойств
| В состав научного знания входят
| гипотезы
| К методам научного познания относится
| моделирование
| К методам эмпирического исследования относится
| наблюдение
| Метод эмпирического исследования, позволяющий точно
устанавливать и воспроизводить условия протекания явлений
| эксперимент
| Метод теоретического исследования, при котором исследуемый объект замещается другим, подобным объектом
| моделирование
| Человеческая деятельность, связанная с созданием принципиально новых явлений
| производство
| Основной элемент эмпирического знания
| факт
| Систематическая форма развитого научного знания
| теория
| Раскрытие закономерностей, лежащих в основании явления,
называется
| объяснением
| К особенностям научного знания относится
| соответствие цели и средств
| Доказательство и та его часть, на которой основана его достоверность –
| теорема
| Научное познание нацелено на
| выявление законов развития мира
| Метод познания, в основе которого лежит переход от частного к общему –
| индукция
| Научное познание отличается тем, что обосновывает свои выводы
| экспериментально и теоретически
| Последовательность форм научного познания:
| проблема/факт/гипотиза/теория
| Знание, получаемое с помощью чувств и ощущений в философии, называется ...
| сенсуализм
| Знание, получаемое с помощью опытов и экспериментов в философии, называется …
| эмпиризм
| Теоретическое предположение, нуждающееся в проверке и
доказательстве, называется:
| гипотеза
| Система принципов, приемов и правил, которыми ученый
руководствуется в процессе познания, называется …
| метод
| Выведение особенного из общего называется …
| дедукция
| Умозаключение от частного к всеобщему, закономерному, называется …
| индукция
| Непосредственное умосозерцание сущностей в философии называется …
| интуиция
| Опыт как главный критерий истинности познания признавали
| рационалисты
| Невозможность получения достоверного знания о мире доказывается
| скептицизмом
| Абсолютизация в познании роли чувственных данных связана с направлением
| реализма
| Абсолютизация в познании роли интеллекта связана с направлением
| рационализма
| Соответствие понятия и определения:
| Вопрос на соответствие, в тестах временно не используется
| Признание высказывания истинным без достаточных фактических и логических обоснований называется …
| вера
| Феномены бессознательного систематически исследует
| феноменология
| Зигмунд Фрейд обозначил бессознательное термином
| Оно
| Сознание – это
| субъективный образ объективного мира
| Неосознаваемая часть психики человека, активно влияющая на его поведение, называется …
| бессознательным
| Фрейд назвал преобразование влечений в цели культурного творчества …
| сублимацией
| Высшая форма интеллектуального миропонимания –
| разум
| Мысль – это
| рациональный субъективный образ
| Способность непосредственно проникать во внутренний мир другого человека называется
| эмпатией
| Понятие коллективного бессознательного введено
| Юнгом
| Способность сознания творить и воспроизводить идеи, планы
поведения называется
| творческой
|
Вопрос
| Ответ(ы)
| Философское рассмотрение отношений человека и общества представлено в разделе философского знания
| социальная философия
| Социальная философия НЕ объясняет
| границы и возможности человеческого познания
| Обществоведение НЕ занимается познанием
| особенностей природной среды
| Общество – это
| исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей
| Понятие "общественное бытие" в философии марксизма означает
| способ производства материальных благ
| Понимание общественного бытия как живого организма, управляемого божественным законом, раскрывается в … философии.
| религиозной
| «Естественное состояние» общества по Т. Гоббсу – это
| война всех против всех
| Высказывание «Сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений» принадлежит
| Марксу
| Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание
| социальной роли
| Согласно Карлу Марксу, общество это совокупность
| общественных отношений, объективно данных человеку
| Феномен совместного общественного существования –
| кооперация
| В марксизме структура общества определяется формой
| материального производства
| Взглядам Гегеля соответствует следующий тезис: общество
развивается
| по спирали
| Конкретно-исторический тип общества, существующий на основе определенного способа производства, называется
| формация
| Исторический тип общества, основанный на некотором способе производства, называется в теории Маркса
| общественно-экономической формацией
| Критерием исторического прогресса в теории стадий роста служит
| научно-технический прогресс
| Инородным для формационной концепции является
| постиндустриальное общество
| Сфера общественной жизни, связанная с производством и
распределением материальных благ –
| экономическая
| Большие группы людей, выделяемые в отношении к собственноcти на средства производства –
| социальные классы
| Совокупность норм и ценностей, регулирующих функционирование определенной сферы общественной жизни –
| институт
| Группа людей, связанных общностью обычаев, нравов и претендующих на официальное признание –
| сословие
| Культурная общность людей, связанная одинаковым происхождением и языком –
| народ
| Сфера общественной жизни, связанная с функционированием
различных форм и уровней общественного сознания –
| духовная
| Сфера общественной жизни, связанная с осуществлением отношений господства и подчинения –
| политическая
| Сфера жизни, связанная с регулированием взаимоотношений групп, классов, сословий –
| социальная
| Современная научно-техническая революция характеризуется:
| превращением науки в непосредственную производительную силу / автоматизацией, кибернетизацией и космизацией производства / круто восходящим вверх ростом знания, информации
| Критерием социальной стратификации является
| престиж профессии
| Гуманизм есть
| человеколюбие, уважение личного достоинства
| Идея цикличного развития общества преимущественно принадлежит философии
| античности
| В работе Гегеля «Философия истории» история рассматривается как
| развитие мирового духа во времени
| К функциям гражданского общества НЕ относится
| осуществление государственной власти
| Социализация – это
| процесс освоения социальных ролей, ценностей, норм
| Патриотизм – это
| любовь к своему отечеству
| Социальная норма есть
| средство согласования интересов, мотивов деятельности различных людей
| Для доиндустриальной цивилизации характерно(-а,-ен)
| доминирование аграрного уклада в экономике
| К информационному обществу относится следующий признак –
| политико-экономическая власть переходит к производителей информации
| К объективным факторам исторического процесса можно отнести
| уровень экономического развития общества
| К субъективным факторам исторического процесса можно отнести
| постановления органов власти
| Термины «базис» и «надстройка» характерны для философии
| Маркса
| Совокупность людей вместе с исторически сложившимися формами их совместной деятельности называется …
| общество
| Шпенглер писал о цивилизации как «смерти культуры» в смысле
| культурного цикла: возникновение, развитие, старение, смерть
| Для постиндустриального общества характерно, что
| власть переходит к производителям информации
| Основной мировоззренческий принцип промышленной цивилизации –
| индустриализм
| Авторитетная сила, подчиняющая другого своей воле –
| власть
| Неотъемлемым признаком государства является
| суверенитет
| Политический режим, наиболее благоприятный для развития институтов гражданского общества –
| демократия
| К признакам правового государства НЕ относится
| государственный контроль над средствами массовой информации
| К существенным признакам постиндустриального общества относится
| превосходство сферы услуг над сферой производства
| В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу
| права сильного
| Общество, основанное на машинном производстве, товарно-денежных отношениях, предпринимательстве, наемном труде, называется
| индустриальным
| Средоточие государственной власти в руках одного представителя правящей династии –
| монархия
| Термин «ноосфера» означает
| сферу господства разума
| Мера свободы, равенства, справедливости, выраженная официальными нормами и охраняемая публичной властью, называется …
| право
| Процесс становления единой мировой цивилизации обозначается понятием
| глобализации
| Отличительной чертой глобальных проблем современности является их
| разрешимость только совместными усилиями мирового сообщества
| Развитое в глобалистике понятие «устойчивое развитие» обозначает развитие человечества без
| экономических проблем
| Глобальная проблема, связанная с загрязнением окружающей среды и исчерпанием природных ресурсов –
| экологическая
| Глобальная современная проблема дивергенции уровней
благосостояния развитых и развивающихся стран –
| экономическая
| Глобальная проблема современности, связанная с диспропорциями в половозрастной структуре человечества –
| демографическая
| Глобальная проблема современности, связанная с разрушением системы традиционных ценностей –
| духовно-антропологическая
| Глобальная проблема опасности мировой войны и роста числа локальных военных конфликтов –
| политическая
| 12f.pdf
Вопрос
| Ответ(ы)
| Социальные аспекты проблемы человека в философии рассматриваются в:
| неомарксизме
постмодернизме
| Автор изречения «Человек есть мера всех вещей»
| Протагор
| По Канту, человек принадлежит к миру
| природы и к миру свободы
| Личность - это
| субъект отношений и сознательной деятельности
| Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе, это
| цепь тревог, разочарований и мучений
| По Юнгу, индивидуация человека есть процесс ассимиляции его сознанием
| содержания личного и коллективного бессознательного
| Автор определения “Человек есть животное политическое”
| Аристотель
| Автор “Человек - всего лишь тростник, но он - тростник мыслящий”
| Паскаль
| Латинское название “homo sapiens” переводится как человек ...
| разумный
| Человек как субъект отношений и сознательной деятельности называется ...
| личность
| Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств называется ...
| индивидуальность
| По мнению Локка, свобода человека
| ограничена свободой других людей
| С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой
| необходимость
| По Сартру, свобода для человека есть
| неизбежное тяжкое бремя
| Понятие “пограничная ситуация” играет очень важную роль в
| экзистенциализме
| Выдающиеся способности личности, высокая степень одаренности в какой-либо сфере деятельности -
| талант
| Соответствие понятия с их содержанием
(Вопрос на соответствие, в тестах временно не используется)
|
|
Вопрос
| Ответ(ы)
| Золотое правило морали, по Конфуцию
| поступай, как хочешь, чтобы поступали с тобой
| Поступок вопреки воле, порядку и устремлениям Бога в религии называется
| грех
| Способность личности осуществлять моральный самоконтроль
| совесть
| К нравственным категориям НЕ относится
| необходимость
| Основным отличием морали по отношению к праву является
| отсутствие аппарата принуждения
| Ответственность есть
| осознание вины и допущение наказание за нее
исполнение долга
| Принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей
| Долг
| Утверждение, что человек в своей жизни должен руководствоваться только личными интересами
| эгоизм
| Учение, утверждающее сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья
| альтруизм
| Благо – это ценность
| на которую главным образом направлены человеческие достижения
| Образец, воплощающий совершенство, называется
| бог
| Философская наука о прекрасном и его проявлениях называется
| эстетика
| Практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей называется
| искусство
| |
|
|