Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница21 из 135
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   135

33.КАКИЕ АМУЛЕТЫ МОЖНО НОСИТЬ НА ЦЕПОЧКЕ В СУББОТУ



Как известно, запрещается выносить в субботу предметы из част­ного в общественный домен — это один из запрещенных в суб­боту видов работы. Тем не менее человеку разрешается выходить в субботу на общественную территорию одетым и даже носить на себе свои украшения. Так, он может выйти, надев кольцо, цепочку или шляпу, прочие предметы одежды и украшения. Других предме­тов он иметь при себе не должен. Например, нельзя выходить из дома на общественную территорию с иглой, вколотой в одежду (если игла не является украшением); нельзя выходить, заложив карандаш за ухо (опять же, если он вставлен туда не ради красоты).

Мудрецы подробно обсуждали вопрос о том, что является укра­шением, а что нет. Один из предметов, подвергшихся особому обсуж­дению, был амулет28, носимый на цепочке и предназначенный для излечения от болезни или ее предотвращения.

Мудрецы Мишны установили, что только если амулет уже дока­зал свою эффективность (то есть был объявлен «профессиональ­ным амулетом»), разрешается выйти с ним в субботу (прикрепив его к цепочке) из дома в общественный домен. Какой амулет счита­ется «профессиональным»? Тот, который трижды излечил человека. В таком случае его может носить в субботу как больной человек, например эпилептик (чтобы излечиться от болезни), так и здоровый (чтобы не заболеть эпилепсией).

Один из мудрецов, рав Папа, указал, что есть различие между «профессионализмом» амулета и «профессионализмом» его автора. Он установил, что если человек изготовил три разных амулета и излечил при их помощи трех людей, его следует признать «профес­сионалом»; любой изготовленный им амулет разрешается носить в субботу на цепочке и выходить с ним из дома в общественный домен. Однако если он изготовил три одинаковых амулета, дал их трем людям, и они выздоровели, «профессиональными» считаются амулеты, а не их автор; с ними можно выходить в субботу, однако это не означает, что можно выходить с другими амулетами, изготовлен­ными этим человеком.

Рав Папа задался следующим вопросом: что если человек изго­товил три амулета, передал их одному и тому же человеку, и тот трижды вылечился с их помощью? Будет ли такой изготовитель аму­летов считаться «профессионалом»? В чем тут сомнение? С одной стороны, он добился троекратного излечения при помощи трех раз­ных амулетов. С другой стороны, вылечен был лишь один человек, так что нельзя исключить, что успех был следствием личной удачи больного, а не искусства автора амулетов.

Талмуд не дал ответа на этот вопрос.
Вавилонский Талмуд,

трактат Шаббат 61а-61б



34.РАЗРЕШАЕТСЯ НОСИТЬ НА ШЕЕ ЦЕПОЧКУ С ЛИСЬИМ ЗУБОМ КАК СРЕДСТВОМ ОТ БЕССОННИЦЫ ХОТЯ ЭТО ЯЗЫЧЕСКИЙ АМУЛЕТ



Законы Торы запрещают следовать обычаям, идущим из неев­рейских культур. Например, запрещено одеваться как неевреи, причесываться как неевреи, носить на руке красную нить в качестве браслета, следовать нееврейским приметам и предрассудкам и т. д. Речь идет об обычаях, не приносящих практической пользы; о них сказано в Торе: «По уставам их не ходите» (Левит 18,3). Мудрецы сформулировали этот тезис так: «Не ходите путями аморейцев».

Однако если нееврейские обычаи приносят практическую пользу, например медицинскую, следовать им разрешается, поскольку мотивы на то медицинские, а не культурные. Поэтому мудрецы Мишны разрешают тому, у кого болит ухо, в медицинских целях положить в него утоляющее боль яйцо кузнечика, несмотря на то, что это нееврейский культурный обычай. Сходным образом, еврей, страдающий бессонницей, может носить на шее лисий зуб, выдранный у живой лисы, ибо он помогает уснуть; разрешается носить и зуб, выдранный у мертвой лисы, ибо он помогает тем, кто испытывает хроническую усталость и сонливость. Тот, у кого есть незаживающая рана, может положить на нее гвоздь, вынутый из креста, на котором был распят человек, приговоренный к смерти римской властью.

Мудрецы Рава и Абайе29 возразили: из сказанного выше следует, что если нееврейский обычай не приносит практической пользы, следовать ему запрещено. Почему, в таком случае, мудрецы Мишны (в другом месте) разрешили еврею красить дерево, не приносящее плодов, в соответствии с нееврейским обычаем? Ведь этот обычай совершенно бесполезен!

Им ответили: покраска дерева приносит пользу! Она указы­вает на его плачевное состояние (бесплодность) и может пробу­дить в людях жалость; в таком случае они будут молиться о том, чтобы дерево снова стало давать плоды. По той же причине разре­шено вешать на финиковую пальму гирлянды фиников, что указы­вает людям, что дерево бесплодно; быть может, они станут за него молиться.

Один из мудрецов указал на дополнительные обычаи, полезные с медицинской точки зрения и потому не запрещенные в рамках принципа «Не ходите путями аморейцев». Человек, в горле которого застряла кость, может взять другую кость животного того же вида, положить ее себе на макушку и сказать: «Один к одному, спустился, проглотил, проглотил, спустился, один к одному». Тот, у кого в горле застряла рыбья кость, может положить себе на макушку рыбью голову и сказать: «Вонзился как игла, уперся как щит, вниз, вниз».

После длинного перечня запрещенных нееврейских обычаев мудрец приводит еще несколько разрешенных. Женщине, которая варит чечевицу, разрешается просить находящихся на кухне сохра­нять тишину, чтобы кушанье удалось, хотя это и аморейский обычай. Разливающий вино на пиру может произнести тост: «Вино и здоро­вье — мудрецам!» В нем нет следов аморейской культуры — это про­сто благословение. Рассказывают, что однажды рабби Акива устроил пир в честь своего сына; разливая вино, он говорил: «Вино и здоро­вье — мудрецам, здоровье и вино — их ученикам!»
Вавилонский Талмуд,

трактат Шаббат 67а-67б



1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   135


написать администратору сайта