Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Скачать 6.29 Mb.
|
29.КАКИМИ КАМНЯМИ МОЖНО ВЫТИРАТЬ ЗАДНИЦУ В СУББОТУВ субботу запрещается переносить предметы, не предназначенные для использования в этот день. Поэтому в субботу запрещается переносить или даже просто держать в руках камни, ибо им невозможно найти дозволенное применение (Галаха называет такие предметы мукце — «отчужденными»). Из этого правила есть исключение. Человек, испражнившись, несомненно, должен подтереть задницу. В талмудические времена было принято подтирать ее камнями, поэтому Галаха разрешила переносить в субботу камни подходящей формы, правда, числом не более трех. Мудрецы разошлись во мнениях по вопросу о размере камней, которыми дозволено подтирать задницу в субботу. Некоторые утверждали, что эти камни должны быть величиной с маслину, другие — величиной с орех, третьи — величиной с яйцо. Рабби Яннай добавил, что запрещение использовать более трех камней относится только к случаю, когда человек испражняется в «необычном» месте, то есть не в постоянном туалете. Однако если он делает это в обычном месте, ему разрешается запасти любое количество камней при условии, что все они умещаются в одной руке. Рав Шешет добавил, что ограничение на величину камня (будь то размер оливки, ореха или яйца) относится только к камням, которые не были заранее предназначены для вытирания задницы или не имели знака, указывающего на такое предназначение. Однако если камень был выбран заранее, например, если на нем есть соответствующий отличительный знак (следы предыдущих испражнений), он может быть и больше указанного размера. Ученики спросили: из слов рава Шешета следует, что разрешается подтираться камнем, которым уже пользовались ранее. Между тем мудрецы настоятельно рекомендуют не подтирать задницу камнем, которым подтирался другой человек, ибо от этого возникает геморрой! Ученики предложили несколько интерпретаций слов рава Шешета, иными словами, несколько вариантов повторного использования камня, не вызывающих геморрой. Быть может, испражнение предыдущего пользователя уже затвердело на камне; быть может, новый пользователь подтирался чистой стороной камня; быть может, речь идет о повторном использовании камня одним и тем же человеком. Один из мудрецов, Абайе, спросил рава Йосефа: можно ли использовать для подтирания камень, с которого дождь смыл «знаки подтирания», иными словами, старые испражнения? В чем тут сомнение? С одной стороны, камень имел ранее «знаки подтирания», делающие его разрешенным, с другой — эти знаки были смыты, в результате чего камень мог утратить статус разрешенного. Рав Йосеф ответил: если на камне остались хотя бы легкие следы испражнений, им разрешается подтираться. Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 81а 30.ЧЕМ ЛУЧШЕ ПОДТИРАТЬ ЗАДНИЦУ — ЧЕРЕПКОМ ИЛИ КАМНЕММудрецы Вавилонии полагали, что не следует подтирать задницу черепками. Причин на то две: во-первых, черепок может поранить нежные ткани вокруг ануса; кроме того, подтирание черепком может привести к тому, что человеком овладеют злые чары. Стало быть, преимущества камня очевидны — но только шесть дней в неделю (кроме субботы, когда его использование может вызвать неудобства, описанные в предыдущей главе). Мудрецы долго обсуждали сложный вопрос о том, чем лучше подтирать задницу в субботу — камнем или черепком. Оба «инструмента» имеют свои достоинства и недостатки. Вот достоинства камня: он не может поцарапать анус, равно как и не способствует наведению чар. Недостатком камня является то, что его нельзя перемещать в субботу по общественной территории. Недостатки черепка — опасность ранения и наведение чар; достоинство черепка — то, что его можно перемещать в субботу. Так какой же «инструмент» следует предпочесть для подтирания задницы в этот день? Мудрец по имени рав Гуна полагал, что и в субботу следует подтираться камнем, а не черепком. Мудрецы спросили у него: разве нет прямого галахического указания подтираться черепком, а не камнем? Ведь Галахическая формула гласит: тот, у кого есть камушек и черепок, должен подтираться черепком, а не камушком! Другие мудрецы объяснили, что никакого противоречия тут нет. Предпочесть черепок камню следует лишь если черепок отломан от верхней части кувшина и, следовательно, совершенно гладок. Все другие черепки опасны при подтирании, так что им следует предпочесть камень. Затем мудрецы перевели дискуссию о подтирании на другие «инструменты». В частности, они спросили: что предпочтительнее для подтирания задницы в субботу — камень или пучок травы? Один из мудрецов предпочел камень, поскольку пучок травы может поранить анус. Другой предпочел траву, поскольку камень нельзя перемещать в субботу. Мудрецы спросили того, кто предпочел траву: разве нет у нас прямого галахического указания, что не следует подтирать задницу пучком травы, поскольку от этого выпадают зубы? Им ответили: тут нет противоречия; подтирание сухими травами действительно приводит к выпаданию зубов, но подтирание свежими травами ничем зубам не грозит. Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 82а |