Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница24 из 135
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   135

39.В СУББОТУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕЛАТЬ ШИРОКИЕ ШАГИ



Мудрецы Мишны требуют, чтобы субботнее поведе­ние евреев во всем отличалось от будничного, как ука­зано в библейском стихе: «И назовешь субботу отрадой... и почтишь ее, отклоняясь от путей своих» (Йешайя 58,13). Слово «почтишь» мудрецы истолковали в том смысле, что в суб­боту следует носить более нарядное платье, нежели в будни (на их языке: «субботняя одежда должна отличаться от будничной»). Слова «отклоняясь от путей своих», по мнению мудрецов, означают, что субботняя походка еврея должна отличаться от будничной.

Мудрецы спросили: в чем может заключаться отличие суббот­ней походки от будничной? Один из мудрецов ответил: допустим, человек идет в субботу из дома в синагогу и должен пересечь канаву с водой. Как он это сделает? В будни он попросту перепрыгивает через канаву, однако в субботу он воздерживается от прыжка! В этом и состоит отличие субботней походки от будничной. Однако если ширина канавы невелика, так что можно поставить правую ногу на один ее край, а левую на другой, разрешается перемахнуть через нее и в субботу.

Мудрец по имени Рава спросил: что же, в таком случае, должен делать в субботу человек, которому необходимо пересечь более широкую канаву? Обойти ее — не решение, ибо обход увеличивается расстояние, которое ему придется пройти, а длительное хождение в субботу нежелательно. Не может идти и речи о том, чтобы войти в канаву и пересечь ее по дну, ибо при этом непременно намекнет одежда и возникнет опасность нарушения основополагающего суб­ботнего запрета — на выжимание одежды. Поэтому, заключил Рава, и широкую канаву в субботу все равно приходится перепрыгивать!

В чем же, в таком случае, может состоять отличие субботней походки от будничной? Мудрецы ответили: в том, что не следует идти широкими шагами (более полуметра); на языке Талмуда: «не делать длинных шагов в субботу»!

Мудрецы добавили, что настойчиво рекомендуется не делать этого и в будни, ибо хождение широкими шагами приводит к ослаблению зрения.

Впрочем, тому, кто произносит в субботу киддуш (благословение над вином), возвращается утраченное из-за хождения широкими шагами зрение.
Вавилонский Талмуд,

трактат Шаббат 113б



40.МОЖНО ЛИ НЕСТИ ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА В СУББОТУ



Мудрецы Мишны установили, что переноска живого человека на кровати в субботу не является нарушением запрета на пере­мещение предметов из одного домена в другой. Однако перенос мерт­вого тела, лежащего на кровати, является нарушением этого запрета.

Некоторые мудрецы полагали, что различие между мертвым телом и живым человеком в этом плане не является общепризнан­ным и существует только по мнению рабби Натана и его школы, ибо рабби Натан учил: «Тот, кто переместил живое животное или живую птицу в субботу из частного домена в общественный, не нарушил запрета; тот, кто переместил мертвое, — нарушил, ибо живое несет себя само».

Мудрец по имени Рава считал, что ни одна из систем не запрещает переноску живого человека в субботу, однако существуют системы, в рамках которых переноска животных, даже живых, является нару­шением субботы.

Те, кто считают переноску животных нарушением, полагают, что отличие животных от людей состоит в том, что при переноске живот­ные могут вырваться из рук и убежать, что создает трудности для переносчика, отсюда и субботний запрет на их переноску из одного домена в другой. С другой стороны, человек не имеет привычки вырываться и убегать, поэтому его переноска не является наруше­нием субботы.

Мудрецы спросили: если подъем и переноска человека в субботу, по общему мнению, не являются нарушением субботнего запрета, почему один из мудрецов установил, что если живой человек про­ехался в субботу на лошади, ее хозяин признается неповинным в нарушении закона о субботнем отдыхе животных лишь по мнению определенной школы мудрецов, а не единогласно?

Им ответили: разногласие относится к случаю, когда речь идет о лошади, выдрессированной перевозить птиц, а не людей! Мудрецы спросили: разве такие лошади существуют? Им ответили: разуме­ется! Речь идет о лошадях, назначение которых — обслуживать соко­линые охоты. На них перевозят дрессированных хищных птиц, соко­лов и ястребов!

Кроме того, мудрецы установили, что если живой человек свя­зан по рукам и ногам, то тот, кто его переносит, нарушает субботний запрет. Их спросили: в таком случае отчего персам-неевреям разре­шают ездить в субботу на лошадях, принадлежащих евреям? Ведь персы надевают очень много одежд и из-за этого не в состоянии само­стоятельно сесть на лошадь или слезть с нее; поэтому они должны рассматриваться как связанные по рукам и ногам!

Мудрецы ответили: хотя персы действительно носят много одежд и не имеют привычки ходить по земле, их не следует рассматривать как связанных по рукам и ногам, ибо они не ходят лишь из-за чрез­мерной гордости, не позволяющей им производить усилия на глазах у народа. В случае нужды они вполне способны передвигаться. Изве­стен случай с персом, который бежал со скоростью двенадцать кило­метров в час от страха перед разгневавшимся на него царем.
Вавилонский Талмуд,

трактат Шаббат 94а



1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   135


написать администратору сайта