Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница26 из 135
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   135

42.СКОЛЬКО ОЛИВКОВОГО МАСЛА НЕОБХОДИМО ВЫНЕСТИ В СУББОТУ НА УЛИЦУ, ЧТОБЫ ЗАСЛУЖИТЬ НАКАЗАНИЕ



Один из запрещенных в субботу видов работ — вынесение пред­метов из частного домена в общественный и перемещение их в последнем.

Мудрецы установили минимальный размер предмета, вынесение и перемещение которого является нарушением субботнего запрета и соответственно наказуемым деянием. С другой стороны, вынесение и перемещение предметов меньшего размера, нежели принятый для традиционного их использования, не подлежит наказанию.

Так, например, вынесение столь маленького кусочка бумаги, что на нем невозможно написать две буквы большого размера, ненака­зуемо. Относительно оливкового масла (использовавшегося в древ­ности, в частности, для умащения тела) было установлено, что выне­сение количества, недостаточного для умащения небольшого органа, также является ненаказуемым.

Другие мудрецы уточнили это определение следующим образом: ненаказуемым является лишь вынесение количества масла, недо­статочного для умащения фаланги мизинца новорожденного мла­денца.

Их спросили: в другом месте минимальное количество масла (достаточное для совершения нарушения) было определено иначе: «Чтобы умастить небольшой орган — и новорожденного». Из этого не вполне ясного определения можно заключить, что когда речь идет о небольшом органе, в виду имеется взрослый человек.

Мудрецы ответили: это определение следует читать таким обра­зом: «Чтобы умастить небольшой орган новорожденного».

Некоторые мудрецы полагали, что природа этого разночтения кро­ется в разногласии по данному вопросу между мудрецами Мишны.

В самом деле, один из мудрецов, рабби Шимон бен Элазар, уста­новил: «Речь идет о количестве масла, достаточном, чтобы умастить небольшой орган — и новорожденного». Другой мудрец, рабби Натан, установил: «Чтобы умастить небольшой орган».

Мудрецы заключили, что рабби Шимон бен Элазар считал, что достаточным для наказания является вынесение количества масла, которым можно умастить фалангу пальца новорожденного мла­денца, а рабби Натан — фалангу пальца взрослого человека.

Другие мудрецы отвергли эту интерпретацию природы разноч­тения и установили, что спор между мудрецами Мишны относился к совсем другой проблеме: они разошлись по вопросу о том, имеют ли фаланга мизинца взрослого человека и большой орган младенца один и тот же размер.

В конечном счете мудрецы постановили, что минимальное количе­ство оливкового масла, вынесение которого из одного домена в дру­гой подлежит наказанию, равно количеству масла, необходимого для умащения небольшого органа новорожденного младенца.
Вавилонский Талмуд,

трактат Шаббат 77б-78а



43.МОЖНО ЛИ ПРИВЯЗАТЬ В СУББОТУ КОЗЛИНЫЙ ПОВОДОК К БОРОДЕ КОЗЛА



Еврей обязан заботиться о том, чтобы его животные отдыхали в субботу, как сказано в Торе: «Шесть дней делай дела свои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул бык твой и осел твой» (Исход 23,12).

Поэтому в субботу запрещается навьючивать груз на животное, однако разрешается надевать на него повод, который грузом не счи­тается. Исключением считается козел, который постоянно пытается избавиться от повода; существует опасение, что сброшенный козлом повод останется в руках у хозяина и тот переместит его на обще­ственной территории. Из-за этого мудрецы запретили вести козла на поводу, если только хозяин не просверлил ему рога и не продел повод через дырки в них — чтобы он не соскользнул.

Рав Йосеф спросил: что говорит закон о ситуации, когда повод привязан к козлиной бороде? Его сомнения состоят в следующем. С одной стороны, есть резон разрешить привязывать повод к бороде, ибо в таком случае козел не станет избавляться от него — «избавле­ние» связано с выдергиванием бороды и весьма болезненно. С дру­гой стороны, такое привязывание не является достаточно прочным. Повод может соскользнуть с бороды и остаться в руках у хозяина, который переместит его в субботу.

Талмуд не разрешил сомнение рава Йосефа.
Вавилонский Талмуд,

трактат Шаббат 52а

1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   135


написать администратору сайта