Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Скачать 6.29 Mb.
|
37.НАРУШИЛ ЛИ СУББОТНИЙ ЗАПРЕТ ТОТ, КТО ВЫНЕС ИЗ ДОМА ОРЕХ И ПОЛОЖИЛ ЕГО В СОСУД, ПЛЫВУЩИЙ ПО РЕКЕОдин из видов работы, запрещенных в субботу, — это вынесение предмета из дома и оставление его снаружи, на общественной территории. Мудрецы установили, что для того, чтобы нарушить закон, запрещающий перемещать предметы в субботу из одного владения в другое, необходимо поднять предмет, находящийся в одном, частном домене, вынести его наружу и оставить в другом, общественном домене. Так, к примеру, если человек поднял предмет, находившийся в его доме, вышел с ним в на общественную территорию и оставил его в движущихся водах реки, он не будет сочтен нарушившим запрет на перенос предмета из частного владения в общественное, ибо этот предмет не был оставлен в неподвижном месте, но продолжал двигаться вместе с водами реки. Однако если человек вынес из дома воду и выплеснул ее в реку вне дома, он будет признан нарушившим запрет, ибо, по мнению мудрецов, вода естественным образом соединяется с водой. Если человек вынес из дома орех и опустил его в подвижные воды реки, он не может быть сочтен нарушившим субботний запрет. Мудрец по имени Рава спросил: что если человек вынес орех из дома, вышел в общественное владение и оставил орех в сосуде, плывущем по реке? Будет ли он в таком случае считаться нарушившим запрет? В чем тут сомнение? С одной стороны, человек оставил орех в движущихся водах реки, что не считается нарушением закона. С другой стороны, он оставил орех в сосуде, так что в системе отсчета, связанной с сосудом, последний находится в неподвижном месте и не уносится непосредственно водами реки. Талмуд не дает ответа на этот вопрос. Мнения мудрецов разошлись еще по одному важному вопросу. Что, если человек вынес из дома некоторое количество оливкового масла и вылил его в стакан с вином, иными словами, оставил масло на поверхности вина? Талмуд не смог выяснить, будет ли считаться такое действие нарушением субботнего запрета. Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 5б 38.В СУББОТУ РАЗРЕШАЕТСЯ УБИВАТЬ ВШЕЙ — НО НЕ ЯЙЦА ВШЕЙВ субботу запрещается убивать животных. Убийство животного считается одним из самых страшных нарушений субботних запретов; оно наказывается смертной казнью через побиение камнями. Несмотря на то, что в субботу запрещается убивать все живые существа, включая насекомых, мудрецы разошлись во мнениях по вопросу об убийстве вшей. По мнению рабби Элиэзера, убивать вшей в субботу нельзя, по мнению остальных мудрецов — можно. Мудрец по имени рав Йосеф объяснил природу этого разногласия следующим образом. Все мудрецы признают, что запрещено убивать или резать живые существа в субботу. Откуда они это выводят? Ведь в Торе такого запрета нет! Дело в том, что мудрецы установили, что все работы, производившиеся при строительстве Скинии (Ковчега) Завета, запрещены в субботу. Для строительства Скинии были необходимы бараньи шкуры, как сказано: «[И возьмите] бараньи шкуры... и сделайте мне святилище, и буду обитать в среде их» (Исход 25,5-8). Несомненно, строители Скинии вынуждены были резать баранов, чтобы добыть их шкуры. Поэтому в субботу запрещено резать и вообще убивать живые существа. Поскольку запрет на убийство животных в субботу выводится из неизбежного убийства баранов, мудрецы разошлись во мнениях по вопросу об убийстве вшей. Мудрец, запрещавший убивать вшей в субботу, полагал, что вши подобны баранам — так же как душа барана отлетает после его смерти, так душа вши отлетает после ее смерти. Мудрецы, разрешающие убивать вшей в субботу, полагают, что вши не сходны с баранами: бараны размножаются половым образом, а вши нет — они появляются на свет из пыли и пота. Мудрец по имени Абайе утверждал, что, по мнению всех мудрецов Мишны, вши, как и бараны, размножаются половым образом. В самом деле, мудрецам принадлежит такое высказывание: «Все вышний сидит [на троне] и питает все живые существа, большие и малые — от реема до яиц вшей». Из этих слов следует, что у вшей есть яйца, значит, они размножаются половым образом (порождая эти яйца)! Если бы был прав мудрец, утверждающий, что вши зарождаются из пыли и пота, у них не было бы яиц30! Ему ответили: вши зарождаются-таки из пыли и пота! Ибо мудрецы, упомянувшие яйца вшей (бейцей кипим), имели в виду не яйца, откладываемые вшами, а особый вид насекомых, который так и называется — бейцей киним! Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 107б |