Самостоятельная работа по теме 2.5 Зайцев А.А.. Задание Дополните словарь по дисциплине понятиями программа это совокупность инструкций и алгоритмов, описывающих порядок определенных действий. программа лагеря Программа
Скачать 60.18 Kb.
|
Задачи подвижных игр. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: и это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми. Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственного физического воспитания. Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы и игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывают значительные затраты силы и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать появление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разделить играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное понятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся. Подвижная игра, в большинстве своем, носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли, тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды- другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного решения. Для этого необходимо в кротчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Дозировка нагрузки в процессе игры. Обязанность руководителя – не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Для регулировки физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы: 1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры. 2. Увеличить или уменьшить размеры площадки. 3. Усложнить или упростить правила игры. 4. Использовать инвентарь большего или меньшего размера. 5. Ввести короткие перерывы, организовать "дома отдыха" для детей в играх с непрерывными действиями и т. д. Конечно же, при проведении подвижных игр руководителю сложно учитывать индивидуальные возможность и физическое состояние каждого участника в данное время. Руководитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры - это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений. Интенсивные игры следует чередовать с малоинтенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступившего утомления. Поэтому руководитель не должен полагаться на их самочувствие. Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не почувствовали потребность в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящего рекомендуется время от времени менять, даже в том случае, если ему не удалось "отыграться". Удалять из игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки. Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре. Если игра проводится на открытом воздухе, следует обращать внимание на состояние погоды. Физиологическое воздействие движений на организм увеличивается во время занятий на воздухе. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны выполнять движения интенсивно, без перерывов. Нельзя давать играющим большие кратковременные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы вызвать испарину, а потом быстрое охлаждение. Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными. Если участники легко одеты, игру надо проводить в быстром темпе, если они в теплых костюмах,- интенсивность должна быть меньше, чтобы не простудить детей. Таким образом, подвижные игры оказывают влияние не только на физическое развитие, но и на умственное, развивая воображение, мышление, волю и личность ребенка, но нельзя забывать о том, что подвижная игра должна оптимально соответствовать объему и интенсивности нагрузки занятия в целом. 2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ В детских оздоровительных лагерях проводятся подвижные игры, способствующие оздоровлению школьников и их отдыху. Дети, проводящие много времени за партами, нуждаются в физической нагрузке, чтобы отдохнуть от занятий. Такую необходимую нагрузку дети получают в процессе занятий подвижными играми. Условия в лагере особенно благоприятны для самодеятельного применения любимых подвижных игр, а также игр под руководством взрослых. Формы организации подвижных игр в оздоровительном лагере разнообразны. Игры планируются с учетом распорядка лагерного дня в сочетании с другими занятиями по физической культуре. Они могут проводится как отдельными мероприятиями между несколькими отрядами. Подвижные игры входят в программы спортивных соревнований, проводятся как самодеятельные встречи между командами на праздниках, прогулках. Руководителю необходимо соблюдать правила безопасности при проведении игр на местности. Он обязан проверять площадку на наличие колющих и режущих предметов. Очень популярны среди школьников разнообразные индивидуальные и групповые игры с длинной и короткой скакалками, с малыми мячами, с обручами, с кольцами и другими предметами. Можно организовать также игры-аттракционы, желательно организовать в лагере команды по волейболу, баскетболу, футболу, а также по отдельным подвижным играм и проводить встречи между командами. Из-за огромного разнообразия подвижных игр существует их большая классификация. Наиболее часто в практике применяются: 1.Групповые игры: «Пятнашки». Пятнашки – одна из самых популярных игр. Играющие разбегаются по площадке, а пятнашка – водящий их ловит. Тот, кого он запятнает, становится водящим. В эту игру можно ввести ряд дополнительных правил и усложнений, тогда она станет еще интереснее. Если пятнашка гонится за кем-нибудь из играющих, а ему пересекает дорогу другой играющий, то он обязан погнаться за тем, кто пересек дорогу.Пятнашка может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть – он уже в безопасности.Пятнашка не может запятнать того игрока, который в минуту опасности возьмется за руки с другим играющим. «Салки в два круга». Участники игры образуют два круга: один – внутренний, другой – внешний. Оба круга двигаются в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются, и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков из внешнего круга. (т.е. дотронуться до кого-либо рукой) раньше, чем те успеют присесть. Пойманные встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков. «Шалунишки». На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, сбоку ставят несколько стульев. Это – дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и произносят: Мы детишки-шалунишки, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три – лови! После слова «лови» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих прежде, чем он переступит вторую линию. Пойманный садится на стул в доме водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После двух – трех раз подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового ведущего, и игра повторяется. 2.Командные игры: «Сбей мяч». Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 метров. Обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренги проводятся линии. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул и кладут на него мяч. Руководитель называет какой-нибудь номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Они должны добежать до противоположной шеренги, наступить ногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представитель которой это выполнит, опередив соперника, засчитывается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков. 3. Игры- эстафеты: «Бег по кочкам». Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1-1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30-40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу руководителя первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая игру. Таким образом, огромная разновидность подвижных игр дает организатору возможность правильно регулировать нагрузку в процессе игры, а ребенку - быть заинтересованным в участии. Для определения влияния подвижных игр на развитие физических качеств можно провести контрольные упражнения, включающие: Бег 60 метров Прыжки в длину с разбега Прыжки в высоту Метание мяча 150 г. Подтягивание -Мальчики на высокой перекладине из виса. -Девочки на низкой перекладине из виса лежа. Эти контрольные упражнения проводят дважды, в начале лагерной смены и в конце. Во время смены проводятся подвижные игры для повышения результатов в контрольных упражнениях, по которым отслеживается влияние игр на физическое развитие: Для повышения результатов по прыжкам в длину и высоту можноиспользовать игры: 1) “ПОЛУЧИТЬ МЯЧИК “. Инвентарь – мячик, шнурок. Основная цель – усвоение ритма выполнение последних трех шагов и отталкивание. Организация. Подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам высоте. Установить по очередность выполнения упражнения. Проведение. Ученик выполняет три шагу разбега, отталкивается одной ногой и старается затронуть рукой подвешенного на шнурке мячика. Высота, на которой подвешенный мячик, постепенно увеличивается. Для того, чтобы знать, на сколько сантиметров поднимается мячик, нужно на шнурке каждых пять сантиметров завязывать узелок. Для определения личного или командного первенства за каждый удачный прыжок начисляется одно очко. Удачным считается прыжок, если ученик затронул рукой мячика. На каждой высоте выполняется одна попытка. 2) “ОТТАЛКИВАНИЕ И ПРИЗЕМЛЕНИЕ В ЗОНАХ “. Место проведения – сектор для прыжков в высоту. Инвентарь – резиновый бинт или планка для прыжков в высоту. Основная цель – научиться отталкиваться и приземляться. Организация. Провести с обоих сторон от планки, в яме для приземления и на секторе, на всю ширину ямы по трех – четыре линии. Отстань между линиями 20-30 см. Линии пронумеровать. Первая от планки линия, с обоих сторон, проводится на расстоянии 40-50 см, и имеет наибольший порядковый номер, вторая - на единицу меньший и т.д. Например, первая от планки линия имеет номер 3, вторая №2, третья №1 и т.д. Учеников поделить на две команды и выстроить с обеих сторон от ямы в колонну по одном. Строят учеников через одного: один ученик с одной команды, второй – из другой. Прыгают сначала все ученики с одной стороны, а потом из второго. Преподаватель наблюдает по месту отталкивания и приземление, сразу подсчитывает очки, которые набрал каждый ученик. Подсчет очков проводится так: ученик отталкивается из второй линии, которая имеет порядковый номер 2 - получает два очка, приземляется тот же ученик на линию, которая имеет номер 3, - получает трех очки. Плюсуются очки за отталкивание и приземление. В примере ученик набрал пять очков. Командное первенство определяется путем подсчета всех очков, которые набрало участники команд. 3) “КТО ВЫШЕ “. Место проведения – сектор для прыжков в высоту. Инвентарь – резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мел двух цветов. Основная цель – изготовление опыта соревнований и привычки идти на риск. Организация. Принимают участие две команды. Участники имеют порядковые номера, прыгают поочередно. Каждый участник выбирает для себя высоту, которую будет одолевать, и заявляет об этом тренеру. Тем временем, каждый участник одолевает только одну высоту. Каждой команде присваивается цвет. Ход командной борьбы отображается на стойках для прыжков цветным мелом (по цвету команды). Отметки одного цвета делаются на одной стойке, а второй – на второй. Проведение. К началу соревнований пометки мелом находятся на одной высоте. На каждую заявленную участником высоту дается три попытки. За каждую взятую участником высоту команде начисляются очки, которые отвечают взятой высоте. Например, минимальная высота 100 см оценивается в одно очко, 105 см оценивается в два очка, 110 см оценивается в трех очки и т.д. Таким образом, каждая следующая высота, которая поднимается через пять сантиметров, оценивается на одно очко больше предшествующей. Та команда, которая набрала больше очков, выиграет первое место. Для повышения результатов в беге: 1) “БЕГ С МЯЧОМ “. Место проведения – игровая площадка, футбольное поле. Основная цель – научить бега по дистанции. Инвентарь – большой или маленький мячик. Организация. Начертить дугу, позади которой размещенные две и больших команды игроков, которые выстроенные в колону по одном. Двое ведущих, назначаются из учеников, один из них находится за дугой посредине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди на определенном расстоянии от первого, расстояние между двумя ведущими может быть произвольной и зависит от века, стати и подготовки учеников. Проведение. За сигналом тренера ведущий, что находится за дугой, передает мячик второму ведущему, катя его по земле. Участники по одному с каждой команды бегут за мышцей. Команда, представитель которой первым затронет мячика, получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не возьмут участия в игре. Выиграет команда, которая в сумме набрала больше очков. 2) “ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ “. Место проведения – беговая дорожка стадиона. Основная цель – воспитание умения владеть собою, усвоение техники старта и развитие скорости. Организация. Разметить две стартовых линии на расстоянии 20-30 метров одна от одной. Две команды, поделившись на две половины (в каждой половине должна быть одинаковое количество игроков), выстраиваются за линию старта в колонну по одном. Одна половина команды выстраивается одна за одной, а вторая за второй стартовой линией. Игроки команды имеют одинаковые номера. В одной команде – парные, в второе – нечетные. Проведение. Игроки принимают низкий или высокий старт. По сигналу стартуют первые номера, которые бегут к вторым номерам и касаются их рукой. Прикосновенье рукой есть командой для бега вторым номерам, которые бегут к третьим номерам, третьи к четвертых и т.д. Выиграет команда, которая первой заняла свои начальные места. |