Главная страница
Навигация по странице:

  • Критика чистого разума

  • Призраки площади (рынка)

  • Философская система Сущность Представители

  • Метод Способ познания Недостатки Преимущества

  • Вид субстанции Атрибуты Модусы

  • Основные направления Представители Основные вопросы

  • Представители Название учения

  • Антиномии Сущность

  • Тема 2. Задание 3. Новое Время и немецкая классическая философия. Задание Философия Нового Времени и немецкая классическая философия


    Скачать 202.97 Kb.
    НазваниеЗадание Философия Нового Времени и немецкая классическая философия
    Дата19.03.2022
    Размер202.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 2. Задание 3. Новое Время и немецкая классическая философия.docx
    ТипДокументы
    #404206

    Задание 3. Философия Нового Времени и немецкая классическая философия
    I Впишите пропущенные слова, термины и имена



    1. У истоков европейского рационализма стоял Рене Декарта (1596–1650) _



    1. Целью познания Ф. Бэкон считал Ф.Бэкон полагал, что важнейшей целью общества и науки должно быть «познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным». _

    Целью познания Р. Декарт считал Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Конечной целью определялось знание.







    1. Философское направление, сторонники которого утверждали, что «нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в опыте»_ Эмпиризм _



    1. Мировоззренческая установка, вытесняющая Бога из повседневной жизни природы и человека и оставляющая ему лишь роль перводвигателя деизм



    1. Дуализм – философское учение, считающее основой мира_ и бытия составляют два независимых начала.



    1. Монизм – философское учение, считающее основой мира_ а именно единство всех объектов, входящих в него, взаимосвязь между ними и саморазвитие той сущности, которую они образуют. _

    _


    1. Плюрализм – философское учение, считающее основой мира_ и бытия лежит не одна материя или две истины (например, добро и зло), а несколько начал, не зависящих друг от друга, но действующих совместно.






    1. Философ Нового времени, создавший концепцию множественности субстанций Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) __



    1. Движение мысли от общего к частному или вывод по правилам логики


    ДЕДУКЦИЯ



    1. Умозаключение, идущее от фактов к некоторому обобщению

    Индукция_

    1. Философ, который уподобил сознание новорожденного «чистой доске» Джону Локку



    1. Основной причиной всех зол и бедствий на Земле просветители называли Невежество.






    1. Социально-философская концепция, согласно которой функционирование и развитие общества обусловливаются местоположением страны, ее климатическими

    условиями _ геополитика _

    Одним из сторонников этой концепции в Новое время был Фрэнсис Бэкон

    1. Родоначальник немецкой классической философии высшая, завершающая ступень новоевропейской философии. Она характеризуется системностью, целостностью, завершенностью. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) великий философ и естествоиспытатель.

    2. Категория гегелевской философии, указывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, неограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии. _



    1. Гегель выделяет три вида Духа субъектиный, объективный и абсолютный. Каждый из них представляет собой совокупность подразделов социального знания. _






    1. Абсолютный дух себя проявляет в искусстве в форме созерцания, в религии – в форме представления и в философии – в форме понятия.







    1. Структура сознания, по И. Канту Человеческое сознание (чистый Разум), по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя: 1. чувственность – первый уровень сознания.







    1. Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит высказывание: «Поприще философии в этом широком значении можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?»_ КАНТ ИММАНУИЛ (1724 -1804 гг.) __



    1. Правило, которым руководствуется в своем поведении и поступках человек, называется Мораль.



    1. Правило, требующее обязательного исполнения, есть_ Императив – правило, которым руководствуются в поведении; правило, побуждающее к поступку. _

    _


    1. Основные положения его сформулировал в своей этике Создавая и изобретая что- то новое, неизведанное, УЧЕНЫЕ должны придерживаться этического золотого правила: " НЕ НАВРЕДИ!!!! ". И тех, и других примеров в ИСТОРИИ было предостаточно. У Константина Симонова Есть стихи на эту тему. Маленький кусочек оттуда: " Всю жизнь лечиться люди шли к Нему. Всю жизнь Он смерть преследовал жестоко. И умер, сам себе, привив чуму, последний опыт, кончив раньше срока... " _



    1. Материализм Л. Фейербаха по своему содержанию был Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. _



    1. Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным историческим чутьем, впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. _








    1. Кант в раннем, докритическом периоде своей деятельности, решал проблемы

    стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии._

    1. Философская проблематика Канта в зрелом – «критическом» периоде


    В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. 

    1. Источником движения и развития, по мнению Гегеля, выступает Источником движения и развития, по его мнению, являются противоречия, основой развития — единство и борьба противоположностей.
    __
    II Найдите ошибки в тексте



    1. Ф. Бэкон определил препятствия на пути познания:

    Призраки рода – заблуждения, порожденные несовершенством органов чувств всех людей и ограниченностью ума (человек не так хорошо видит, как орел, не так хорошо слышит, как собака, живет не слишком долго). Эти недостатки преодолеваются расширением общения, системой образования и воспитания, приобщением к общечеловеческим ценностям и знаниям.

    «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое… отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».

    Призраки пещеры – недостатки индивидуального развития, воспитания человека (человек оказывается в плену предрассудков своего конкретного окружения, зависим от узкого круга общения). Преодоление этих затруднений в создании специальной техники, увеличивающей возможности человека.__







    «Призраки пещеры» - - индивидуальные ошибки восприятия, как

    врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого … есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».

    Призраки площади (рынка) – превратное представление о мире, преклонение перед авторитетами. - следствие общения: «Люди объединяются речью. Слова…устанавливаются сообразно разумению

    толпы.».
    _

    _

    Призраки театра – засоренность языка, в том числе научного бессмысленными терминами, путаница в словоупотреблении (когда разные объекты именуются одинаково и когда одни и те же – по-разному).




    усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания,

    1. И. Кант утверждал, что противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо,

    двигатель прогресса; противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе. Все действительное – разумно, а все разумное действительно, заключает Гегель.

    _

    _ Гегель осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление

    человечества; считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» – войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными. Историческое значение философии Кантав том, что им было: • дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (один из создателей небулярной теории происхождения солнечной системы) ... _




    _

    __


    1. Апостериорное знание доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.

    Априорное знание – знание, которое получает человек в результате опыта абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. _
    III Раскройте значение терминов

    Атрибут — в философии — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний)

    Модусы — мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо. В логике применяется для обозначения разновидностей форм умозаключений. Спиноза полагал, что модусы — различные состояния, которые принимает единая субстанция; представляет собой переходную форму. _

    Ноумен_ В философии: в идеалистической философии - "вещь в себе", сущность вещи, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли; ант.

    Феномен — термин, в общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие.

    Монада — единица, простая сущность, от μόνος — один[1]) — согласно пифагорейцам, обозначала «божество», или «первое существо», «единицу» или «единое, как неделимое». Позднее — многозначный термин в различных философских системах Нового времени и современности, в психологии и эзотерике.

    Субстанция — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития.

    IV Заполните таблицы

    1 Анализ философских систем Нового времени

    Философская система

    Сущность

    Представители

    Монизм

    Одна субстанция

    Спиноза:

    природа, тождественная Богу


    Дуализм

    Две субстанций

    Декарт

    мыслящая и протяженная


    Плюрализм

    Множество субстанций

    Лейбниц;

    Монады





    1. Методы познания, выделенные Ф. Бэконом

      Метод

      Способ познания

      Недостатки

      Преимущества

      «Путь муравья»

      получение знания, исключительно из опыта. То есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). 

       игнорирование активной роли разума. Метод схоластов – толкование значения и смысла слов Священного Писания для познания природы – также не годится, потому что подобен "пути паука" (рационалиста), производящего знание из самого себя. Недостаток – игнорирование свидетельства опыта.

      Этот  метод основан на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств.

      «Путь паука»

      получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем

      Этот путь игнорирует или значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта.

      Рационалисты как правило оторваны от реальной действительности, догматичны и,
      по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

      «Путь пчелы»

       получение знания,  исключительно из  опыта.

      То есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма).
      Этот  метод основан на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств.

      Догматический эмпиризм основан на внешней картине знаний и видит проблемы «снаружи», «со стороны»,
      но не может понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

    2. Декарт о субстанции



    Вид субстанции

    Атрибуты

    Модусы

    Материальная

    Протяженность

    делимость

    Фигура

    Движения

    Расстояние

    Духовная

    Не протяженность

    Не делимость

    Воображения

    Чувства

    Желания



    1. Направления эпохи французского Просвещения



    Основные направления

    Представители

    Основные вопросы

    Деизм

    Вольтер

    Ш.Монтескье

    Ж.-Ж.Руссо


    Понимание

    бота

    как поррононопо и причины всего сущего

    2. Отвержение идеи Бога как личности и отрицание пантеизма (отождествление Бога и Природы)

    3. Отрицание возможности вмешательства Бога b процессы природы и ход истории людей после их сотворения


    Материализм

    Д.Дидро

    К.А.Гельвеций

    П.А.Гольбах

    Понимание

    бота

    как поррононопо и причины всего сущего

    2. Отвержение идеи Бога как личности и отрицание пантеизма (отождествление Бога и Природы)

    3. Отрицание возможности вмешательства Бога b процессы природы и ход истории людей после их сотворения


    Атеизм

    Д.Дидро

    К.А.Гельвеций

    П.А.Гольбах

    Отвергани идею

    существования Бога B любых формах

    2. Объясняли происхождение мира и человека с материалистическ их и научных позиций

    3. Предпочтение отдаётся эмпиризму. Представители: Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах.

    1. Немецкая классическая философия



    Представители

    Название учения

    Иммануил Кант

    Разум диктует вещам, какими им быть

    Фридрих Шеллинг

    Разум и природа сливаются в Абсолюте

    Иоган Фихте

    Разум - абсолютно свободная, ничем не ограниченная порождающая сила

    Георг Гегель

    Природа, человек и история - формы саморазви- вающегося Абсолютного духа 

    Людвиг Фейербах

    Разум - свойство человека




    1. Антиномии И. Канта




    Антиномии


    Сущность

    Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве

    Мир не имеет начало во времени и не имеет границ в пространстве, он бесконечен как во времени, так и в пространстве

    Всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей

    Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей

    Все в мире совершается в соответствии с необходимыми законами природы и познается на основе закона причинности

    В мире причинность является не единственным законом, для объяснения требуется допустить существование свободной причинности

    В миру существует в качестве его части или в качестве его причины безусловно необходимая сущность

    В мире нет нигде никакой абсолютной необходимой сущности в качестве его причины














    написать администратору сайта