Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Понятие развития. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Принципы, категории, законы диалектики.

  • 33. Можно ли утверждать, что философия: - наука - форма общественного сознания - мировоззрение

  • 40. Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина – дочь времени, а не авто- ритета» Изменяется ли истина со временем Существуют ли, на Ваш взгляд, веч- ные истины

  • Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина – дочь времени, а не автори -тета»

  • Изменяется ли истина со временем

  • Вечные истины, есть ли они

  • Список использованных источников

  • Реформация церкви и ее влияние на развитие общества и становление филосовских проблем. философия. Задание и оглавление


    Скачать 34.86 Kb.
    НазваниеЗадание и оглавление
    АнкорРеформация церкви и ее влияние на развитие общества и становление филосовских проблем
    Дата19.10.2021
    Размер34.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипЗакон
    #251036


    ЗАДАНИЕ И ОГЛАВЛЕНИЕ

    17. Понятие развития. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Принципы, категории, законы диалектики…………………………..3

    33. Можно ли утверждать, что философия:

    - наука?

    - форма общественного сознания?

    - мировоззрение?

    Какое из этих определений, с Вашей точки зрения, более точное?...................8

    40. Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина – дочь времени, а не авторитета»? Изменяется ли истина со временем? Существуют ли, на Ваш взгляд, вечные истины?..........................................................................................9

    Список использованных источников…………………………………………...12

    17. Понятие развития. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Принципы, категории, законы диалектики.

    Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи», «Вселенной в целом», «все-го и вся в предмете». Развитие связано только с конкретными материальными или духов- ными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития.

    Признание же положения о том, что развитие реализуется через конкретные целостные системы, требует большей четкости, представление о том, что развитие есть порождение целостностью новой целостности. В этом отношении нужно уточнить, о чем идет речь, ко- гда говорится об изменениях качеств при развитии. Вполне возможно, что происходит смешение «систем отсчета»: при анализе одной и той же системы за «целое» принимается лишь элементы или подсистема и их преобразование при некотором изменении самой основы системы.

    Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но несомненным должно быть исключение из развития момента возникновения самой системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения существования. Возникновение целостной органичной систе- мы, ее исходной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно раз- витие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, полагающее начало развитию. Возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление. Становление представляет собой, как отмечал Гегель, среднее состоя- ние между ничто и бытием, вернее, единства бытия и ничто.

    Развитие характеризуется не единственным, не разовым качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Противоположное этому понятие обратимости связано с круговоротами и функционированием, представляющими собой изменения качеств с возвратом к прежним состояниям в своих главных структурах. В отличие от метафизики (как метода), трак- тующей обратимость как «чистое» круговращение, как возврат к старому, диалектика при- нимает круговороты как не имеющие абсолютно замкнутого характера и в этом смысле обладающие моментом обратимости; абсолютной обратимости нет, как нет и чистой нео- братимости. Если круговороты и функционирование в основном обратимы, то развитие - в основном необратимый процесс. Необратимость изменений понимается как возникнове- ние качественно новых возможностей, не существовавших раньше.

    Развитие есть особого рода связь состояний. Эта связь тоже не беспорядочна; если хаоти- чность на уровне первичных изменений «преодолевается» в целостности изменений, в одном каком-либо качественном преобразовании подсистемы, то на уровне всей системы этим преобразованиям может и не быть присуща внутренняя связность; на этом уровне они могут оказаться беспорядочными изменениями, и тогда не будет развития. Развитие же, напротив, показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы новых возможностей. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями. Направленность - третий критериальный признак развития.

    Таковы основные признаки развития:

    1) качественный характер изменений,

    2) их необратимость

    3) направленность.

    Исходное определение данного понятия следующее: развитие - это направленные, необра- тимые качественные изменения системы.

    Диалектика как система взглядов на мир существует столько же времени, сколько сущес- твует философия (примерно 3 тыс. лет). Сегодня можно выделить три основные формы: стихийная диалектика Античности, диалектика немецкой классической философии Канта и Гегеля, материалистическая диалектика Маркса, Энгельса и Ленина.

    Материалистическая диалектика имеет три аспекта:

    1.это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мы- шления.

    2. это мировоззрение, то есть диалектический взгляд на мир.

    3. это метод теоретической и практической деятельности.

    Диалектика как учение о развитии имеет объективную и субъективную стороны. Объек- тивная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Субъективная диалектика – это диалектика мышления, то есть движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диа- лектику. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, то обе они подчиняются одним и тем же законам.

    Предметом диалектики являются всеобщие законы развития материального мира.

    Альтернативы диалектики.

    Метафизика. Рассматривает и изучает вещи независимо друг от друга. Она стремится дать общую картину мира и только в этом смысле рассматривает вещи во взаимосвязи. Мета- физическая идея взаимосвязи не связана с идеей развития вещей, которая объясняет как их происхождение, так и существующее между ними взаимодействие. Единственным ви- дом связи, признаваемым метафизикой, является механическая связь.

    Эклектика – способ мышления, в котором объединяются различные позиции, подходы и точки зрения, зачастую противоречащие друг другу.

    Софистика – рассуждения, выводы и доказательства, основанные на преднамеренном извращении законов логики, на употреблении доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

    Волюнтаризм – учение, утверждающее, что созидательным началом всего является воля человека.

    Догматизм – картина мира, построенная на догмах. Догма – положение, которое прини- мается без опытного обоснования и практической проверки.

    Принципы диалектики

    Принцип – это то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.

    Принцип связи – предполагает взаимодействие как минимум двух предметов.

    Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении.

    Связи в материальном мире многообразны. К основным формам связи относят: простра- нственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущес- твенные, и т.д. Связь – это не предмет, не субстанция. Она не существует сама по себе, вне того, что связано.

    Принцип развития. Все в мире находится в постоянном изменении и развитии.

    Категории диалектики

    Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии.

    О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями.

    Категории формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз сталки- вался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отно- шения вещей, их качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

    Являясь результатом отражения мира в процессе его практического преобразования, кате- гории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую мето- дологическую роль в науке. Без них невозможно научное мышление ни в одной области знаний.

    Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия, а все вместе они охватывают мир как целое. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей.

    Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному.

    Тождество и различие.

    Тождество – это равенство, сходство предмета самому себе или другим предметам. Различие – это неравенство, несходство предмета самому себе или другим предметам.

    Вся история человеческого общества от первобытнообщинного состояния до современно- сти – это различные стадии развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития, начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических цивилизаций – это ра- зличные стадии развития мира. Тут содержится и тождество и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого развития.

    Законы диалектики.

    1. Закон единства и борьбы противоположностей - источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развиваю-щихся предметов.

    Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного вза-имополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) пол- ностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их "борьба", т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).

    2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений – количествен- ные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.

    Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей ка-тегория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Един- ство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера - это те границы, те пределы, внутри которых количествен- ные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. Диалек- тика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом зна- ний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности - он станови- тся специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжаю- щийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.

    3. Закон отрицания отрицания - категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вби- рает в себя ее существенные моменты. Развитие любого объекта распадается на ряд фаз или стадий, каждая из которых характеризуется обретением нового качества и, следовате- льно, может рассматриваться как отрицание предыдущего состояния. Таких отрицаний у развивающегося объекта иногда набирается довольно много. Однако в цепи диалектиче- ских отрицаний особое значение получают два следующих друг за другом отрицания, формирующих относительно законченный цикл развития объекта. развитие осуществляет- ся таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, по- вторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на предшествующих ста- диях, впоследствии утрачиваемых и вновь восстанавливаемых, но уже в измененном виде.

    33. Можно ли утверждать, что философия:

    - наука?

    - форма общественного сознания?

    - мировоззрение?

    Какое из этих определений, с Вашей точки зрения, более точное?

    Философия, как и религия, это форма общественного сознания. Подобно религии, она пре- дставляет собой мировоззрение, т.е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Различаются они содержательно - в трактовке мира в целом, его основы, первоначала, а также в средствах постижения своего объекта. Если в религии на первом плане находится вера, то в философии, несмотря на многообразие ее средств пос- тижения реальности, ведущим средством являются методы рационального познания. Одно из определений философии таково: философия - это наиболее систематизированное, мак- симально рационализированное мировоззрение своей эпохи. В данном определении выра- жено ведущее начало философского знания под углом зрения средств освоения. Филосо-фия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и ду-ховной жизни.

    Философия в отличие от религии и других форм общественного сознания является комп- лексным видом познания. Швейцарский философ А. Мерсье описывает эту комплекс- ность, обращаясь к модусам познания. Он усматривает в философском знании четыре модуса (или способа, установки): 1) объективный способ, объективность, которая характе- ризует науку 2) субъективный способ, или субъективность, характеризующая искусство; 3) способ общитель-ности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; и 4) созерцательность мистического свойства (или "контемплативный способ мы- шления"). Каждый из этих способов, считает А. Мерсье, является родовой формой аутен- тичных суждений и соответствует четырем кардинальным подходам - науки, искусства, морали и мистики. Исходя из этого, философия могла бы быть определена как интеграль- ное слияние (или встреча) четырех кардинальных модусов знания: науки, искусства, мора- ли и мистики. Но это соединение не означает ни чистого и простого приращения, ни при- соединения, ни даже наложения одного на другое... Философия является квинтэссенцией, встречей этих модусов, в которой все споры разрешаются в пользу разума и в тотальное удовлетворение думающего и действующего человечества. Но это, по А. Мерсье, не делает из философии сверхнауки или сверхморали, сверхискусства или сверхсозерцания.

    40. Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина – дочь времени, а не авто- ритета»? Изменяется ли истина со временем? Существуют ли, на Ваш взгляд, веч- ные истины?

    Что означает высказывание Бэкона о том, что «истина – дочь времени, а не автори -тета»?

    В своём высказывании автор хочет сказать, что авторитетом человека или группы, выра- женном в проявлении силы или власти на общество, нельзя проверить истинность знания. Истина может быть проверена, дополнена или опровергнута только с течением времени. Таким образом, Бэкон говорил про относительную истину, которая с течением времени может дополняться, дорабатываться, изменяться.

    Рассмотрим данное высказывание с теоретической точки зрения. Истина - это знание, соо-тветствующее своему предмету и совпадающее с ним. Она всегда объективна и конкретна. Истина может быть абсолютной и относительной. Абсолютная истина – это исчерпываю- щее, достоверное знание о чём-либо. Оно не может быть опровергнуто, дополнено или изменено. Примером такой истины может послужить теорема Пифагора. Относительная истина – это неполное, неточное знание, которое зависит от условий его получения. Дан- ный вид истины соответствует определённому уровню развития общества. Относительная истина может быть опровергнута, дополнена, изменена в будущем. Истинное знание имеет критерии: проверка на практике, непротиворечивость, соответствие фундаменталь- ным и ранее открытым законам. Джеральд Месси говорил: «Нужно полагаться не на исти-ну авторитета, а на авторитет истины». Сократу принадлежат слова: «Платон мне друг, но истина дороже». Эти высказывания дают нам понять то, что авторитет субъекта исследо- вателя не является критерием истины, а значит, может исказить результаты исследования и привести к заблуждению.

    В качестве первого аргумента приведу конкретное событие из исторической географии. Некоторые древние греки считали, что Земля плоская, как блин. В Индии люди думали, что Земля стоит на слонах. Однако, и то, и другое оказалось заблуждением, хотя геогра- фические знания греков легли в основу последующих исследований земной поверхности. Без них вряд ли бы случились Великие географические открытия, так как европейские знания и образования основывались на античных знаниях, в первую очередь Древней Греции и Древнего Рима. Одним из самых главных географических открытий Средневе- ковья было кругосветное путешествие под руководством Фернана Магеллана. После его гибели во время экспедиции руководство ею досталось Хуану Себастьяну Элькано. Он, сам того не подразумевая, совершил кругосветное путешествие. Самого факта путешест- вия было недостаточно, так как нужно было тщательно изучить документальные материа- лы этой экспедиции. В дальнейшем было другие кругосветные путешествия, которые уже поставили точку в этом вопросе. Земля есть шар. Заслугой установления этого факта являются все те, кто развивал морское дело, иначе бы такого открытия не случилось. Это ещё раз доказывает, что истина - дочь времени, так как если бы позиция какого-либо из исследователей стала непререкаемым авторитетом, не было бы никаких открытий и изме- нений истин. В нашем случае не было бы полета в космос, люди по-прежнему верили бы в то, что Земля, стоит на черепахах и слонах.

    В качестве второго аргумента хотелось бы привести смоделированную ситуацию. В кла-ссе Z между одноклассниками N и M произошёл конфликт. У данных субъектов конфли- кта своя версия произошедшего. Одноклассники встали на сторону одноклассника M, более авторитетного, чья версия не была правдивой, как оказалось позже на основе опроса свидетелей конфликта. Спустя какое-то время в классе Z стал известен обман человека, обладавшего более сильным авторитетом. Следовательно, версия одноклассника N ока- залась правдивой, то есть истинной. Мы видим, что с помощью авторитета нельзя дока- зать истинность знания. С течением времени оно будет опровергнуто.

    В заключение хочется сказать, что Ф. Бэкон был прав, говоря о том, что истина есть дочь времени, а не авторитета. Как говорил Гераклит: «Всё течёт, всё изменяется». На приме- рах мы убедительно доказали, что познание истины есть процесс, который не стоит на месте, а также то, что авторитетность источника не является критерием истины.

    Изменяется ли истина со временем?

    Такой вопрос поднял в своей книге «Искусство мышления» В. Р. Руджеро. Его ответ: нет. Руджеро уточняет: «Иногда может показаться, что она изменяется, но при более тщатель- ной проверке выясняется, что это не так».

    «Рассмотрим,— говорит Руджеро,— вопрос авторства первой книги Библии, Бытие. На протяжении веков христиане и иудеи считали, что эту книгу писал один человек. Но со временем этот взгляд подвергся сомнениям и в конце концов был вытеснен убеждением, что Бытие писали, возможно, пять человек. Затем, в 1981 году, были опубликованы резу- льтаты пятилетнего лингвистического анализа, согласно которым вероятность того, что книга написана одним человеком, как и думали с самого начала, составляет 82 процента.

    Изменилась ли истина об авторстве Бытия? Нет. Изменилось лишь наше убеждение. Истина не изменяется из-за наших познаний или нашего невежества».

    Вечные истины, есть ли они?

    Проблема с этими истинами, они, безусловно, есть, но путаницы вокруг них столько, что становится порой тошно разбираться.

    Человечество топает по жизни тысячелетия, накопило колоссальный опыт, а каждое новое поколение всё равно заново изобретает велосипед.

    Проблема состоит в том, что постоянно рушатся картины мира и нарушается преемствен- ность ценных знаний. Раньше эти картины разрушали войны, теперь технологии, причем сейчас все эти разрушения проходят настолько часто, что вроде как незаметно.

    На фоне вроде бы достатка и образованности, существует нищета и невежество и это мо- жет контрастировать как в одной стране, так в одном городе, также и в одной семье.

    И для этих разных групп картина мира будет разная. Эти картины мира постоянно сталки- ваются и претендуют на истинность.

    В результате мы живем в куче локальных конфликтов, как скрытых, так и явных.

    Конфликты не решаются резолюциями сверху или ещё какими-то декларативно-репресси- вными методами, они решаются тонкой настройкой, начиная от себя лично, заканчивая своим окружением и далее, насколько хватает влияния и запала. А влияние и запал рабо- тают только истинные.

    Конечно, есть такое явление как, подобное притягивает подобное, и у кого-то может быть не потому много лайков, что он глаголет истины, а потому что он собрал вокруг себя та- ких же дураков, как он сам. Но… .

    Всё-таки что-то работает, а что-то отмирает, в чем-то хочется пребывать, а от чего-то мутит, и это достаточно серьезные критерии отбора.

    Если мутит практически от всего, то приходится быть внимательным вдвойне и к себе и к другим.

    Внимательность не значит подозрительность, внимательность, это чёткое фиксирование изменений, это как сон собаки, которая вроде бы спит, но постоянно слушает.

    Если вечные истины так мелко разбросаны по жизни, что их нужно выявлять, то имеет смысл натренировать в себе "собачий нюх" на них.

    Список использованных источников

    1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведе- ний. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 256 с.

    2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2017. – 288 с. (Профессиональное образование).

    3. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2017.

    4. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2016.

    5. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2016.

    6. Алексеев П.В. История философии: учеб. – М.: Проспект, 2015.

    7. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

    8. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К».2016..

    9. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заве- дений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.

    11. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб.пособие. – М.:Гардарики, 2017.

    12. Краткий философский словарь/под ред. А.П.Алексеева. – М.: РГ – Пресс.2010.

    13. http://www.doco.ru/

    14. http://www.filosof.historic.ru

    15. http://www.fil.vslovar.org.ru

    16. http://www.ru.wikipedia.org.



    написать администратору сайта