Главная страница

Ю. А. Давыдова, А. В. Матюхин, В. Г. Моржеедов. История ответы. Занятие 1 14 история как наука 14 сегодня вы изучите вопросы 14 изучив тему занятия, вы будете 14 Знать 14


Скачать 1.09 Mb.
НазваниеЗанятие 1 14 история как наука 14 сегодня вы изучите вопросы 14 изучив тему занятия, вы будете 14 Знать 14
АнкорЮ. А. Давыдова, А. В. Матюхин, В. Г. Моржеедов
Дата05.12.2021
Размер1.09 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория ответы.docx
ТипЗанятие
#292059
страница6 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Сословия - это большие группы людей с одинаковыми правами и обя­занностями, передающимися по наследству. Существовали привилегирован­ные сословия (духовенство и феодалы) и непривилегированные (так назы­ваемое третье сословие - горожане, крестьяне, купцы, ремесленники).

Духовные процессы

Определяющую роль в жизни средневекового общества играла религия. В Европе в рамках единой христианской веры было два течения: восточная церковь во главе с константинопольским патриархом (Византия) и западная во главе с папой римским. Между ними были определенные разногласия в догматах (основных положениях) веры и борьба за сферы влияния. Тем не менее до XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г., во время оче­редного конфликта между папой и патриархом, обе церкви предали друг друга проклятию и разделились на католическую («всемирную») и право­славную («правильно славящую Бога»).

В период Раннего Средневековья временный упадок культуры, связан­ный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого мира, по­степенно сменяется ее подъемом. Решающую роль в этом сыграли начав­шийся синтез варварского мира с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воз­действие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

В XI—XIII вв. католическая церковь достигла наибольшего могущества. Без ее участия не совершалось ни одного крупного события. Церковь имела громадную земельную собственность, каждый европейский житель должен был платить налог - церковную десятину (1/10 дохода). Немалую долю до­ходов составляла и продажа индульгенций - грамот о прощении грехов.

С целью расширения своего влияния на новые территории католиче­ская церковь организовала крестовые походы (1096-1270). Под лозунгом освобождения гроба Господня осуществлялась попытка захвата арабских тер­риторий. Борьба велась с переменным успехом, но, в конце концов, крестовые походы потерпели поражение.

Усилению папства способствовало то, что к концу XI в. большинство европейских стран переживало период феодальной раздробленности. Отно­сительно сплоченная католическая церковь стала влиятельной силой, самым стабильным институтом феодального общества. В условиях ослабления ко­ролевской власти авторитет церкви значительно возрос.

Как правило, в светской администрации места, требовавшие образова­ния, замещались клириками (духовенством). В руках духовных лиц находи­лась переписка книг, документов, которые стали играть все более заметную роль в формировании общественного мнения. Однако крупные церковные иерархи не всегда выступали в поддержку папы, они иногда становились про­водниками королевской политики, способствовали укреплению светской вла­сти.

Зенита своего могущества папство достигло в XIII в. при Иннокен­тии III (1198-1216 гг.). Он широко использовал такие церковные наказания, как отлучение от церкви, интердикт (запрет на проведение христианских об­рядов и богослужения) и низложение монархов. При нем три государя - гер­манский, французский и английский - были отлучены от церкви, а на их страны был наложен интердикт.

Вплоть до XII в. христианская церковь в Западной Европе имела почти монопольное влияние на духовную жизнь общества, формируя его религиоз­ное сознание и способствуя развитию культуры - письменности, литературы, философии, архитектуры и изобразительного искусства. Именно церковь на этом этапе являлась главной хранительницей античного культурного насле­дия Христианская религия способствовала созданию и укреплению цивили­зационного единства Европы, приобщая европейские народы к новым этиче­ским ценностям. Вместе с тем церковь занимала положение крупного земельного собственника, а также главной идеологической силы феодального общества, чье учение освящало феодальные порядки.

В период Развитого Средневековья культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены зарождением идей раннего гуманизма.

Как ни была сильна церковь, всегда находились те, кто выступал или против ее учения, или против ее деятельности. Таких людей называли еретиками. Церковь активно боролась с распространением ересей. Был орга­низован церковный суд - инквизиция, который использовал такие методы, как доносы, слежка, пытки. По Европе запылали костры, на которых сожгли тысячи людей.

Общие социальные процессы периода Позднего Средневековья сказа­лись и на христианской церкви. Реформация церкви стала неизбежной.

  1. Византия

Политические процессы

История Византии как самостоятельного государства начинается с 395 г., когда Римская империя распалась на Восточную и Западную. В 476 г., после падения Западной Римской империи, Византия стала преем­ницей Рима. Поскольку столица Византии - Константинополь - находилась на месте греческой колонии Византий, то и всю восточную часть Римской империи стали называть Византией.

Византия была империей, в которой император обладал неограниченной властью и считался одновременно главой правительства, единственным зако­нодателем, высшим судьей и главнокомандующим. На первый взгляд это напоминает восточный деспотизм, но императорская власть в Византии имела ряд существенных особенностей. Обожествлялся лишь сан императора, а не человек, его носивший, его власть не передавалась по наследству и была ограничена законом. Сильная централизация, единодержавие помогали Ви­зантии сохранять свою целостность. Но, с другой стороны, власть была в зна­чительной степени изолирована от общества, и в результате многие соци­ально-экономические процессы выходили из-под контроля.

Социально-экономические процессы

В Византии иерархия господствующего класса определялась не вассаль­ными отношениями, а чинами и должностями, занимаемыми при дворе. Ари­стократия была открытым слоем, так как ее социальное положение было не­устойчивым и напрямую зависело от милости императора. Государственная власть в Византии подавляла активность различных слоев и порождала раз­дробленность общества, так как отсутствовали стабильные группы - сосло­вия.

За тысячелетнюю историю Византия эволюционировала в экономиче­ском отношении от рабовладельческого строя к феодальному. Окончательно феодализм утвердился в X-XII вв., но он значительно отличался от европей­ского варианта. Наряду с зависимыми крестьянами в вотчинах трудились и рабы. Зависимые крестьяне считались не только собственностью феодалов, но и собственностью государства. Феодал не имел права их судить, а кресть­яне платили как феодальную ренту, так и налоги казне. Значительную часть экономики составлял государственный сектор - крестьяне, принадлежащие государству.

В византийских городах не сложилось цеховой системы подобно евро­пейской. Ремесленники объединялись в корпорации исключительно в инте­ресах государства, с целью более удобного собирания налогов. В Византии не сложился внутренний рынок, не состоялся процесс накопления капиталов, задавленный гнетом со стороны государства.

Духовная жизнь

Основой духовной жизни Византии было православие. Византийские императоры самовластно распоряжались церковными делами, утверждая пат­риархов по своему усмотрению. Церковь в Византии занимала подчиненное по отношению к власти положение и никогда не имела такого могущества, как западноевропейская.

Особенностью духовной жизни Византии было то, что, несмотря на по­беду христианства, в империи сохранилось глубокое уважение к знаниям, в том числе к античной философии и литературе, которые преподавались в византийской школе.

После гибели Византии ее духовной преемницей стала Россия, а Москва превратилась в главный центр православной религии и культуры.

  1. Средневековый Восток

Китай

Переломным моментом в истории Китая стало появление конфуциан­ства, которое превратилось в государственную религию.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) утверждал, что государство нужно рассматривать как большую семью, в которой каждый должен знать свое место и заниматься своим делом. Власть должна быть ответственна пе­ред народом.

Главой китайского государства был император, власть которого была неограниченной. Он реализовывал свою власть через аппарат чиновников. В Китае действовал уникальный для Средневековья принцип равных воз­можностей. Каждый китаец знал, что если упорно учиться, то можно сдать государственный экзамен и стать чиновником.

Феодальные отношения стали развиваться в Китае с III в. В стране сложился особый тип феодализма - государственный феодализм. Главным

феодалом было государство, которое взимало налоги с мелких крестьян. Чи­новникам также давался земельный надел с зависимыми крестьянами, но только на период службы, он не передавался по наследству. В Китае не было вассальной системы, единственным господином было государство в лице им­ператора.

В Китае не оформились сословия, была распространена система кол­лективной ответственности за преступления. В результате это привело к тому, что огромную силу приобрели семейно-клановые связи.

К началу Нового времени Китай представлял собой могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и большими воз­можностями для развития, что и позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой.

Япония

Япония - одна из самых молодых стран Востока. Ее история начина­ется с III—IV вв., когда в центре острова Хонсю образовалось первое госу­дарство - Ямато. Наличие сильного и развитого соседа — китайского госу­дарства — привело к тому, что в VII—VIII вв. происходит активное заимствование китайской модели развития. Однако идея сильной централь­ной власти не реализовалась в полной мере, так как не имела прочной опоры в лице чиновников.

В результате феодализм в Японии стал развиваться по западной мо­дели. К X в. власть на местах перешла в руки знати, которая стала создавать отряды воинов — самураев, являвшихся ее вассалами. Самураи за свою службу получали надел земли с крестьянами.

С XII в. в японской истории появилось новое явление — сегунаты (власть военоначальников над определенной территорией). В XVII в. сегун Токугава Иэясу объединил Японию в единое государство и провел ряд ре­форм, которые ограничили самостоятельность феодалов, прикрепили кре­стьян к земле и объявили страну закрытой от европейцев. Реформы закон­сервировали существующий в Японии политический и общественный строй.

Таким образом, в Японии проявились черты, присущие как Востоку, так и Западу, что позволило ей развиваться достаточно динамично в Новое время.

Индия

Периоды централизации в средневековой Индии были непродолжитель­ными по времени. Главной силой, цементирующей индийское общество, стала не государственная власть, а сельская община. Община охватывала большую территорию и объединяла не только земледельцев, но и ремесленников, тор­говцев и ростовщиков. В общине выделялись полноправные общинники (зем­левладельцы) и неполноправные (разорившиеся землевладельцы, пришлые), которые арендовали землю или работали батраками. Руководил жизнью об­щины совет. Община платила налог государству — 1/6 часть урожая.

В общине была строгая социальная иерархия - кастовая система. Каста представляла собой замкнутую группу, принадлежность к которой определялась только правом рождения. Межкастовые браки запреща­лись. Выделялось 4 касты, брахманов - жрецов, кшатриев - воинов, вайшьев - земледельцев и ремесленников и шудр - слуг.

Община тормозила развитие феодальных отношений, которые начали формироваться только после завоевания Индии мусульманами в XIII в. При­верженная традициям община, придавая устойчивость индийскому обществу, в то же время сдерживала и тормозила его развитие. В Новое время это помешало Индии противостоять европейской экспансии.

Арабское государство

Объединению арабских племен, проживающих на территории Аравии, способствовала новая религия - ислам. Основатель ислама - пророк Мухаммед (570-632) - стал и первым правителем арабского государства. После его смерти во главе государства встали халифы - его «заместители».

VII-VIII вв. - эпоха арабских завоеваний, в ходе которых сложилось мусульманское государство - Арабский халифат. Халиф считался главой и государства, и церкви, его власть опиралась на разветвленный бюрократи­ческий аппарат, армию и полицию.

В халифате господствовал государственный феодализм. Халиф счи­тался верховным собственником земли. Государство сдавало землю в аренду крестьянским общинам, частное землевладение ограничивалось. Города и купцы также находились под контролем государства.

Традиционализм и коллективизм породили медленный темп развития мусульманских государств и привели к тому, что, несмотря на высокий уро­вень развития науки и культуры, они были колонизированы европейцами.

  1. Россия в Средние века

Киевская Русь

В начале I тыс. на территории Восточной и Средней Европы рассели­лись славянские племена, из которых в VI в. выделилась ветвь восточного славянства - предки русского, украинского и белорусского народов. К IX в. у восточных славян сформировались предпосылки для образования государ­ства.

Причинами образования государства у восточных славян являлись:

  1. быстрое развитие производительных сил (т. е. увеличение посевных территорий, усовершенствование орудий труда, применение двуполья и трех­полья с озимыми и яровыми посевами, переложной системы в сельском хо­зяйстве);

  2. развитие городов (Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.); город был укрепленным центром ремесла и торговли, а также показателем степени общественного разделения труда;

  3. образование военно-дружинной знати;

  4. совместные военные походы;

  5. общие культурные традиции.

В середине XI в. на территории восточных славян образовались два крупных восточнославянских объединения, куда были приглашены править варяжские (норманнские) князья - на севере с центром в Новгороде (князь Рюрик (862-879), который и стал основателем древнерусской княжеской ди­настии), и на юге с центром в Киеве (князья Аскольд и Дир).

Их объединение произошло в 882 г., когда князь Олег, ставший править в Новгороде после Рюрика, захватил Киев и сделал его столицей государства Русь. (Киевской Русью его стали называть историки, чтобы отличать от Мос­ковской Руси).

Образование государства у восточных славян оказало благоприятное влияние на их развитие. Укрепилась обороноспособность славянских племен, развивались их связи с другими государствами. Восточные славяне перешли на новую ступень развития, образование государства способствовало утвер­ждению феодальных отношений. Древнерусское государство заложило ос­новы государственности русского, белорусского и украинского народов и стало преградой на пути продвижения кочевников с Востока на Запад.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодаль­ную монархию. Во главе государства стоял Великий князь Киевский. Ему подчинялись князья подвластных племен (в составе восточного славянства было около 15 племен). Отношения киевского князя с племенами строились на выплатах дани - полюдья.

При князе Олеге (879-912) в состав Руси вошли земли древлян, севе­рян и радимичей. В 907 и 911 гг. Олег совершил два военных похода в Ви­зантию, в результате которых был заключен выгодный для русских купцов торговый договор.

Деятельность Олега продолжил сын Рюрика - князь Игорь (912-945). Ему удалось подтвердить торговый договор с Византией в 944 г., но на менее выгодных условиях. Игорь был убит в ходе восстания древлян, потребовав у них повторно заплатить дань.

Правление жены Игоря Ольги (945-964) - первой христианки на Руси, отмечено присоединением земель тиверцев и уличей и упорядочиванием сбора дани. Она ввела уроки - размер дани, и основала погосты - места сбора дани. Трагическая ситуация с Игорем больше не повторялась.

Князь Святослав (964-972) - сын Игоря и Ольги - присоединил земли вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, отразил натиск печенегов. Святослав боролся с Византией за Балканский полуостров, но неудачно. Князь был убит по до­роге в Киев, попав в засаду печенегов.

После смерти князя Святослава началась борьба за власть, в ходе кото­рой киевским князем стал
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта