Главная страница
Навигация по странице:

  • Название

  • Территория

  • Ю. А. Давыдова, А. В. Матюхин, В. Г. Моржеедов. История ответы. Занятие 1 14 история как наука 14 сегодня вы изучите вопросы 14 изучив тему занятия, вы будете 14 Знать 14


    Скачать 1.09 Mb.
    НазваниеЗанятие 1 14 история как наука 14 сегодня вы изучите вопросы 14 изучив тему занятия, вы будете 14 Знать 14
    АнкорЮ. А. Давыдова, А. В. Матюхин, В. Г. Моржеедов
    Дата05.12.2021
    Размер1.09 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория ответы.docx
    ТипЗанятие
    #292059
    страница4 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    общеегипетской ирригационной системы в долине Нила, создание плодородных земледельческих районов в заболочен­ных пространствах Фаюма и Дельты позволили поднять земледелие и сель­ское хозяйство страны на новый уровень. Расцвет египетских ремесел - тка­чества, кораблестроения, гончарного дела, металлообработки, стеклоделия, особенно монументального строительства и обработки камня - означал даль­нейшее развитие производительных сил на Древнем Востоке.

    За три тысячи лет в Древнем Египте сложилась оригинальная социаль­ная структура с широким спектром общественных состояний, определенными противоречиями между ними и напряженной внутренней борьбой. Вместе с тем господствующему классу Древнего Египта удавалось поддерживать вы­годный ему социальный порядок с помощью централизованного бюрократи­ческого государственного аппарата, детально разработанной системы миро­воззрения, гибкой социальной политики.

    Бюрократическое государство во главе с фараоном, с обширным цар­ским хозяйством, постоянным вторжением в экономические отношения, тща­тельным учетом всех хозяйственных ресурсов страны и их использованием в интересах господствующего класса является своего рода образцом древне­восточной деспотии.

    Древние египтяне стали создателями одной из первой в истории миро­вой державы, т. е. огромного полиэтнического государства, образованного в результате завоеваний соседних народов.

    В основе культуры Древнего Египта лежит монументальное строитель­ство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература и своеобраз­ные религиозные системы. Все это поражает своей неповторимостью, худо­жественным совершенством, глубиной содержания.

    Периодизация истории Древнего Египта:

    1. Первый додинастический период (начало IV тыс. до н. э.). Начало разложения родовых отношений.

    2. Второй додинастически период (середина IV тыс. до н. э.). Появление социальной дифференциации, создание элементов ирригационной системы, появление первых государственных образований. В конце периода - создание Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств.

    3. Раннее царство (ХХХШ-XXIX вв. до н. э.). Образование единого египетского государства.

    4. Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н. э.). Централизация египет­ского государства.

    5. Первый Переходный период (VII-X династии, XXIII-XXI вв. до н. э.). Распад единого египетского государства на отдельные номы (области).

    6. Возрождение централизованного египетского государства в эпоху Среднего царства (середина XXI-XVIII в. до н. э.).

    7. Второй Переходный период (XIV-XVI вв. до н. э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта кочевыми племенами гиксосов.

    8. Расцвет египетской цивилизации в эпоху Нового царства (XVI- XI вв. до н. э.). Создание обширной египетской империи.

    9. Третий Переходный период (XI-X вв. до н. э.). Упадок Египта.

    10. Позднее царство. Египет под властью иноземных династий (XI- VIII вв. до н. э.). Возрождение Египта при саисской династии (VII-VI вв. до н. э.).

    11. Завоевание Египта Персией и включение его в состав Персидской державы (конец VI-IV вв. до н. э.).

    12. Эллинистический период (332-30 гг. до н. э.).

    Раннее царство характеризуется образованием централизованного и сильного рабовладельческого государства, формированием государствен­ного аппарата, выделением административных округов - номов. В этот пе­риод утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, кото­рое нашло материальное закрепление в сооружении гигантских пирамид- гробниц (в частности, знаменитая пирамида Хеопса в Гизе).

    В основе своей египетская цивилизация была городской, но города почти не сохранились, т. к. строились из недолговечного материала. Значи­тельного расцвета в эту эпоху достигает материальная культура. Наибольшее значение в хозяйственной жизни страны имело земледелие, которое основы­валось на широко развитом искусственном орошении и являлось ведущей отраслью хозяйства. Сельскохозяйственные орудия долго сохраняют свой первобытный характер. Но наряду с этим все шире распространяется прими­тивный плуг.

    Значительное развитие в этот период получают ремесла. Высокого рас­цвета и технического совершенства достигает обработка камня. Особых успе­хов в строительном деле добиваются египетские каменотесы. Огромные пи­рамиды и расположенные около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники.

    Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, чаще всего изготовленными из меди, добытой в рудниках Синайского полуострова. Наряду с техникой ковки была известна и техника литья. Особое место в Древнем Египте занимало ювелирное искусство. Из золота, серебра и есте­ственного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящ­ные изделия и украшения. Наконец, значительного развития достигают в эту эпоху и другие ремесла, в частности обработка глины, папируса, кожи и вы­делка льняных тканей.

    Для Древнего Египта была характерна развитая внутренняя и внешняя торговля, изначально в примитивной меновой форме. На стенах гробниц пе­риода Древнего царства сохранились изображения рыночных сцен, причем художник тщательно изобразил обмен одних товаров на другие. Среди этих товаров встречаются продукты питания, такие как зерно, хлеб, сладкие пи­рожки, овощи, плоды, масло, рыба, а также ремесленные изделия, в частности украшения, зеркала, обувь. Товарным эквивалентом стоимости было зерно и слитки металлов, чаще всего меди.

    Ярким показателем развития духовной культуры Египта является появление собственной письменности, которая возникает из простейших ри­сунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система пись­менности была весьма наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пикто­грамма превращается в алфавитный знак. Уже в эпоху Древнего царства в египетской письменности возникает система, напоминающая алфавитную. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую лишь из одних ал­фавитных знаков. Медленность развития и сложность египетской письмен­ности в значительной степени объяснялись тем, что она полностью находи­лась в руках жрецов, которые обладали «монополией» на знания.

    По мере развития земледельческого искусства в религию древних егип­тян начали проникать представления о «священной земле» - богине матери- природы. Земледелец, живший на земле, питавшийся плодами земли и по­гребавший своих покойников в землю, видел в ней начало жизни и смерти. В качестве первородной стихии, которая дает жизнь и пропитание человеку, египтяне рассматривали и воду, которая считалась основой всей природы, поэтому они обожествляли реку Нил.

    Египтянин населял растительный и животный мир множеством духов и богов, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях воплощение того или иного божества. Сначала собирательство и охота, а потом скотоводство и зем­леделие создали тот круг верований, представлений и обычаев, которые легли в основу древних культов растений и животных. Этот культ священных жи­вотных нашел свое отражение в обожествлении и в титулах фараонов. По­кровителями царской власти издревле считали священного сокола, пчелу и змею.

    Возвеличивание царской власти проявлялось в том, что египетского фа­раона называли «благой бог», «великий бог», в честь него строились храмы, в которых совершали особый культ царя, таким образом, фараон считался сверхъестественным существом. В связи с развитием царского культа проис­ходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской рели­гии. Древние боги природы постепенно превращаются в «государственных» богов - покровителей государства, царя и царской власти. Так, бог умираю­щей и воскресающей природы Осирис с течением времени становится царем загробного мира, первым царем Египта и покровителем царской власти и по­этому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти.

    В Древнем Египте существовал также культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и многие другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Полагая, что загробная жизнь это лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.

    За почти четыре тысячи лет в Древнем Египте было создано большое количество самых разнообразных литературных произведений, которые сви­детельствуют о высоком уровне развития этой древней культуры, о богатстве художественного творчества египетского народа.

    Высокого развития в Египте достигло изобразительное искусство и ар­хитектура. О техническом совершенстве архитектурных форм говорят сохра­нившиеся до наших дней храмы и гробницы. По мере развития строительной технологии гробницы становились все монументальнее. Поблизости от пира­мид строились заупокойные «храмы царей». Стены этих храмов украшались рельефами, изображавшими жизнь и подвиги обоготворенного царя.

    Знания в Древнем Египте накапливались и передавались в особых шко­лах. Существовали придворные школы, где учились дети аристократов, школы при центральных ведомствах, в которых готовились писцы -чинов­ники, школы при храмах. В этих школах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась применением телесных наказаний. В школах помимо пись­менности давали знания прикладного характера. Так, знания арифметики и геометрии использовались при определении размеров поля, кучи зерна или вместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком уровне

    развития математических знании древних египтян свидетельствуют гранди­озные здания, которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений. Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. В египетской письменности уже су­ществовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1 000, 10 000, 100 000 и даже миллиона. Очень характерны для египетской математики осо­бые единицы длины - палец, ладонь, ступня и локоть.

    Древние египтяне обладали знаниями в области астрономии: на потол­ках различных зданий, главным образом гробниц и храмов, сохранились карты звездного неба, предназначавшиеся для определения времени в ночные часы. Днем время определяли при помощи солнечных и водяных часов. Со­ставленными египтянами картами расположения звезд пользовались и позд­нее, в греко-римскую эпоху.

    Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время мумификации вскрытия трупов способствовали развитию меди­цины: египетские врачи имели достоверные познания о строении человече­ского тела и функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения.

    Подводя итог, можно сказать, что Древнеегипетская цивилизация про­шла все закономерные стадии развития - от возникновения к расцвету и упадку. Но все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.

    Древняя Индия

    Периодизация истории Древней Индии:

    1. Древнейшая цивилизация (Индская, Хараппская) (XXIII-XVIII вв. до н. э.). Возникновение первых городов, образование ранних государств.

    2. «Ведийский период» (с конца II тыс. до сер. I тыс. до н. э.). Можно выделить два его основных этапа:

    • ранний (XIII-IX вв. до н. э.), который характеризуется расселением

    племен ариев в Северной Индии;

    • поздний (VIII-VI вв. до н. э.), основным содержанием которого была

    социальная и политическая дифференциация, приведшая к образова­нию государств, главным образом в долине реки Ганг.

    1. «Буддийский период» (магадхско-маурийский период) (V-III вв. до н. э.). Время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории он отме­чен началом урбанизации и появлением крупных государств. Создание об­щеиндийской державы Маурьев.

    2. «Классическая эпоха» (II в. до н. э.- V в. н. э.). Время формирования наиболее характерных особенностей социально-политического строя и куль­туры Южной Азии.

    Древнеиндийская цивилизация возникла в долине реки Инд. Ее станов­ление связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия. Для этой цивилизации характерно использование бронзы, строительство городов и изобретение письменности. Еще в эпоху неолита местное население стало заниматься земледелием.

    Древнейшими центрами индской цивилизации были города Хараппа (появление ок. 2500-2300 гг. до н. э.) и МохенджоДаро (ок. 2600 г. до н. э.). В них были найдены крупные постройки, считающиеся храмами или двор­цами правителя. Города были разделены на улицы и кварталы. Их отличал высокий уровень благоустройства: в домах располагались комнаты для омо­вений, система канализации была более совершенная, чем во многих других странах Древнего мира.

    Несмотря на высокий уровень городского строительства, большая часть населения Индской цивилизации жила в сельских поселениях и занималась преимущественно земледелием. Индская долина была одним из древнейших центров земледелия на Востоке. В основе древнеиндийской земледельческой культуры лежало выращивание пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника. По­мимо этого, были развиты ремесло, ткачество, освоено изготовление обож­женного кирпича, глиняных статуэток.

    Наибольший интерес для изучения Индской культуры представляют небольшие каменные печати. Предполагается, что их основным назначением было указание собственных прав владельца. Изображение на печатях сопро­вождается краткой надписью. Печати и другие предметы «хараппской» куль­туры находят далеко за пределами долины Инда (в Месопотамии, Иране) - это говорит о широких внешних связях. По некоторым особенностям можно говорить о существовании внутренней торговли.

    Изображения на печатях говорят о культе деревьев, животных, небес­ных светил. Культ богини-матери указывает на земледельческий характер ре­лигии. Некоторые скульптуры посвящены мужскому божеству. Для Харап­пской цивилизации был характерен политеизм и культ животных, о чем свидетельствуют многочисленные изображения животных на печатях. В ка­честве наиболее встречаемых выступают бык, слон, тигр, носорог.

    Несмотря на свои значительные материальные и духовные достижения, постепенно Хараппская цивилизация приходит в упадок и к XVIII в. до н. э. перестает существовать. Наиболее вероятно, это случилось в результате не­рационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов. Природные условия стали менее благоприятными. Но главную причину ученым еще предстоит установить.

    Ведийский период назван по «Ведам» - древнейшей индийской рели­гиозной литературе. Веды это не только сборник священных гимнов, закли­наний и молитв, но и различных философско-религиозных трактатов, в ко­торых затрагиваются вопросы познания, этики, повседневной жизни. Эти тексты были созданы на языке, принадлежащем к индоевропейской языковой группе, что свидетельствует о появлении в это время в этом районе индоев­ропейских племен (индоарии). Арийские племена расселились во второй по­ловине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии и в дальнейшем ассимили­ровались с местными племенами.

    Основными занятиями населения Древней Индии в ведийскую эпоху были земледелие и скотоводство. Развитию земледелия, переходу населения к оседлому земледельческому образу жизни способствовало появление же­леза, его применение в различных отраслях производственной деятельности. Судя по раскопкам, железо бы известно в Северной Индии еще в XI в. до н. э., но широкое распространение оно получило позднее. С помощью же­лезных орудий стало легче осваивать лесные районы Ганской долины, обра­батывать почву, создавать в необходимых случаях искусственное орошение. Железо способствовало также и развитию ремесла. Поля обрабатывали с по­мощью плуга с железной вкладкой, мотыги, при сборе же урожая применяли серпы. Население ведийской эпохи выращивало такие злаки, как ячмень, рис, пшеница, бобовые.

    Наряду с земледелием большую роль в жизни ведийских племен играло скотоводство. В ведийских текстах неоднократно говорится, что владение скотом составляет главное богатство человека. Авторы ведийских гимнов по­стоянно обращаются к богам с просьбой наделить людей коровами. Захват скота являлся одной из главных причин столкновений между племенами.

    Изначально ведийские племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые мало чем напоминали крупные города Хараппской ци­вилизации. Города в то время представляли собой скорее сельские центры, состоящие из небольших деревянных, глинобитных и каменных построек и укрепленные земляными валами.

    Судя по раскопкам, рост городов в долине р. Ганг сопровождался раз­витием ремесла. В ведийских текстах упоминаются различные ремесленники - кузнецы, гончары, плотники, ювелиры, оружейники и т. д. Наиболее почи­таемым было искусство плотников и кузнецов, которые изготовляли земле­дельческие орудия, военное оружие, строили жилища. Получает развитие как внутренняя торговля между отдельными племенами, так и внешняя.

    Вначале население ведийских племен объединялось в общины, которые состояли из больших патриархальных семей. Родовые связи были еще очень сильны, и влияние родственных связей сказывалось во всех областях жизни. Постепенно племенные коллективы расслаивались, появлялось имуществен­ное и социальное неравенство, органы племенного управления перерастали в органы государственной власти, менялось положение племенного вождя, который становился правителем государственного объединения. Образование государства было длительным процессом, который сопровождался сохране­нием в течение долгого времени пережитков старой политической организа­ции. Большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных правителя. Племенная дру­жина постепенно перерастала в постоянное войско во главе со специальным начальником.

    Наряду с богатой верхушкой, владевшей значительным количеством скота, в общине существовали и беднейшие слои. В ведийских сочинениях появляются данные о дарении и купле земли, хотя право собственника было в значительной степени ограничено волей племени. Постепенно некоторые члены племенного коллектива богатели, становились привилегированным со­словием, владели рабами, а разорявшиеся общинники утрачивали независи­мость и превращались в зависимых соплеменников. Появление рабства яви­лось ярким показателем процесса развития имущественного и общественного неравенства. Ели в ранневедийский период племена находились на стадии первобытнообщинных отношений, то в поздневедийский появляются классо­вое общество и государство.

    Индия же дает наиболее яркий пример развития особой социальной организации, приобретшей в условиях индийского общества крайнюю форму замкнутости. В древнеиндийском обществе существовали т. н. варны - со­словия. Вопрос о происхождении варн весьма сложен, но закономерно свя­зывать их появление с разложением первобытнообщинного строя и разви­тием социально-экономического неравенства. Жрецы составляли высшее сословие брахманов. Военная знать образовала варну кшатриев, свободные общинники входили в варну вайшьев. Затем оформилась варна шудр, зани­мавших самое низкое положение в социальной иерархии.

    Как правило, правителями становились представители варны кшатриев. Они же контролировали такой важный инструмент власти, как армия, и за­нимали важнейшие военные посты. Уже в поздноведийских сочинениях име­ются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов. Две эти варны составляли самую привилегированную группу, жившую за счет трудя­щегося и зависимого населения. Самой же многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. В ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел.

    Началом нового периода в истории Древней Индии - буддийского или магадхско-маурийского, продолжавшегося в течение четырех столетий, иссле­дователи обычно считают середину I тысячелетия до н. э. Политическая ис­тория Северной Индии в VI-IV вв. до н. э. насыщена многими яркими со­бытиями. Это был период образования первых крупных государств, их усиления, борьбы за гегемонию. Историческая традиция относит жизнь Будды именно к этому периоду времени.

    Из письменных источников мы знаем о многочисленных войнах и столкновениях государств друг с другом, династических распрях и сопер­ничестве. В распоряжении исследователей этой эпохи имеются сочинения буддийского канона, в которых наряду с изложением вопросов доктрины и этики буддизма содержится важный материал по политической, социальной и культурной жизни древнеиндийского общества.

    Согласно раннебуддийским сочинениям, в середине VI в. до н. э. в Се­верной Индии существовало 16 махаджанапад («великих стран»). Ведущей силой па политической арене Северной Индии, центром, вокруг которого шло объединение североиндийских государств, стала Магадха. Это государ­ство занимало очень выгодное географическое, стратегическое и торговое по­ложение. В источниках сохранились свидетельства о плодородии магадхских земель, подвергавшихся тщательной обработке. Страна вела оживленную тор­говлю со многими областями Индии, была богата полезными ископаемыми, в частности металлами.

    Иное положение было в Северо-Западной Индии, где в отличие от до­лины Ганга не было крупного государства, способного объединить вокруг себя остальные племена и народы. Здесь жили различные в этническом, язы­ковом и культурном отношении племена. Наиболее сильными государствами были Камбоджа и Гандхара, которые входили в число вышеупомянутых 16 «великих стран».

    Некоторые районы Северо-Западной Индии в конце VI в. до н. э. вошли в состав персидской Ахеменидской империи. В империю Ахеменидов входила лишь часть Северо-Западной Индии, но эти, а также некоторые другие рай­оны страны испытали на себе определенное культурное и политическое вли­яние персов.

    Если о районах Индии, входивших в империю Ахеменидов, на Западе было известно довольно широко, то о Восточной Индии и политических со­бытиях в долине Ганга античные писатели в это время почти ничего не знали. По словам Геродота, эти области представляли собой пустыню. Иными стали связи индийской цивилизации с государствами Запада после походов Алек­сандра Македонского - одного из ярчайших событий в истории Древнего мира. В результате завоевательного похода Александра в 327 г. до н. э. часть территории Индии оказалась под властью македонцев. После же изгнания македонских гарнизонов царем Чандрагуптой им была основана новая дина­стия Маурьев (317-180 гг. до н. э.). Он подчинил огромные территории Ин­достана.

    Расцвета династия Маурьев достигла в сер. III в. до н. э. при внуке Чандрагупты - царе Ашоке (правил в 273-232 гг. до н. э.). Его держава про­стиралась на всю территорию Индостана, за исключением самых южных об­ластей. Была проведена унификация материальной и духовной культуры (введение единых законов, единой монеты). Произошло усиление царской власти. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законода­тельной властью. При нем существовал Совет царских сановников.

    Царь Ашока покровительствовал буддизму, но призывал к веротерпи­мости, т. к. на территории государства существовали и другие религии. При Ашоке проводится миссионерская деятельность с целью распространения буддизма (так буддизм проникает на Шри-Ланку). Этические положения буддизма имели практическое значение и находили широкую поддержку среди различных социальных групп. В конце своего правления Ашока пере­стал следовать провозглашенному им самим принципу веротерпимости и стал проводить пробуддийскую политику, что вызвало решительную оппозицию приверженцев других религий. В итоге против царя был устроен заговор, а его преемникам не удалось сохранить целостность империи, и она распа­лась.

    Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, нахо­дившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохра­нить единство государства: во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную ар­мию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.

    Со II в. до н. э. центр развития Индостана сместился в северо-западные районы, которые фактически стали независимыми от центральной власти. Именно здесь происходило взаимодействие разных нардов, несших с собой свои языки и свою культуру. Сначала в ряде северо-западных районов быв­шей империи власть захватили индо-греческие царьки. В I в. до н. э. в Се­веро-Западную Индию из Средней Азии проникли иранские племена саков. Эти племена, столкнувшись с индо-греческими династиями, какое-то время находились под их верховенством, а затем образовали собственные государ­ства.

    В I в. н. э. в северо-западных районах Индостана появились кушаны - народ, пришедший сюда из Китая. Кушаны включили Северо-Западную Ин­дию в свою великую империю, которая достигла расцвета при царе Канишке (II в. н. э.). С его именем связан подъем экономики огромной территории. Когда Канишка взошел на престол, границы его империи простирались от Центральной Индии, включая районы современных Афганистана и Паки­стана, до долины Ганга. По его владениям проходили выгодные торговые пути. Так, на север шел Великий шелковый путь, торговая артерия между Китаем и Римской империей. Морские пути связывали дельту Инда с Пер­сидским заливом, из западных индийских портов отчаливали корабли, направляясь в Александрию.

    Правление Канишки отмечено миром и политической стабильностью, подъемом культуры и распространением буддизма. Канишка сам принял буд­дизм и был ревностным его покровителем. Именно в кушанскую эпоху буд­дизм начал превращаться в мировую религию.

    Власть кушан на индийских территориях оказалась недолговременной. Уже к концу II в. от империи отошли области в долине Ганга, а к концу III в. под властью кушан в Индии оставалась лишь небольшая территория по сред­нему течению Инда. В IV в. в долине Ганга вновь возникла большая империя во главе с династией Гупт. Область Магадхи, как и во времена Маурьев, становится центром цивилизационного развития. Появляются условия для возникновения нового государства общеиндийского масштаба со столицей в Паталипутре.

    Первым великим правителем новой империи стал Чандрагупта I, кото­рый в 320 г. принял императорский титул правителя великих царей. За годы своего правления он оправдал свой титул, ибо к моменту его смерти (335 г.) Гупты владели всей территорией бассейна Ганга. Но только при сыне Чандра- гупты I Самудрагупте династия приобрела действительно императорский ста­тус. В результате пятнадцати лет жестоких завоевательных войн ловкий и удачливый полководец Самудрагупта превратил государство Гупт в мощ­ную силу. При Гуптах роль буддизма заметно снизилась. Самудрагупта и большинство других императоров династии поклонялись индуистскому богу Вишну. Со времени Гуптов можно уже говорить о сложившемся инду­истском культе, о комплексе религиозных верований, который называют индуизмом. При этом всех императоров династии отличали веротерпимость и хорошее отношение к буддизму.

    Наивысшего расцвета древнеиндийская цивилизация достигла в прав­ление Чандрагупты II (правил ок. 380 - ок. 413 или 415 гг.). Годы его цар­ствования это были годы мира, стабильности и процветания, «золотой век» цивилизации, выразившийся в высочайшем расцвете искусства, литературы и религии. Возникла изысканная и глубоко духовная величайшая культура классической Индии, которая оказала влияние на развитие других народов, а ее наследие живо и актуально и в наши дни. «Золотой век» длился с IV по V в., а затем наступило время внутренних распрей и возобновившихся воен­ных вторжений, но уже новых завоевателей - гуннов-эфталитов. Не выдер­жав изнурительных войн, крупнейшая империя древности распалась, и ее конец завершил историю Древнеиндийской цивилизации.

    1. Античная цивилизация

    Термин «античность» появился в годы Возрождения. Он происходит от латинского слова «антиквус» - «древний». Под античностью понимают осо­бый период истории Древней Греции и Рима, а также завоеванных ими го­родов.

    Древняя Греция

    Периодизация истории Древней Греции:

    1. Период раннеклассовых обществ и первых государственных образо­ваний (крито-микенская цивилизация) (XXX-XII вв. до н. э.).

    2. Формирование и расцвет полисов как независимых городов-госу­дарств, создание высокой культуры (XI-IV вв. до н. э.).

    3. Завоевание греками Персидской державы, образование эллинисти­ческих обществ и государств (IV-I вв. до н. э.).

    Условия формирования греческой цивилизации (Эллады) во многом были иными, чем на Востоке. В отличие от «речных» цивилизаций, Балкан­ский полуостров изрезан горными хребтами и морскими заливами. Плодо­родной земли в горных долинах было мало, и земледелие было малопродук­тивным. Истинным богатством Греции было море. Море кормило Грецию и открывало торговые пути в другие страны. С полным основанием мы мо­жем говорить о греческой «морской» цивилизации.

    Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железной рудой, ме­дью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечи­вало греческое ремесло достаточным количеством сырья.

    Основой социально-политической организации греческого общества являлось государство-полис. Полис вырос из земледельческой общины, он состоял из городского центра и прилегающих к нему территорий.

    За весь свой период истории древние греки создали рациональную эко­номическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную ор­ганизацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти дости­жения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический про­цесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Среди­земноморья в эпоху господства Рима.

    Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной тер­риторией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. земли во­круг Эгейского моря. С VIII-VI вв. до н. э., после мощного колонизацион­ного движения, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории о. Сицилия и Южной Италии, которые получили назва­ние «Великой Греции», а также побережье Черного моря. После победонос­ных походов Александра Македонского в конце IV в. до н. э. и завоевания Персидской державы на ее развалинах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти террито­рии стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на во­стоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге. Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура заро­дились и достигли своего расцвета.

    В период Великой греческой колонизации (VIII-VI вв. до н. э.) греки были вынуждены покидать родину и переселятся в другие страны. Именно в этот период в Греции стал остро ощущаться недостаток земли, что было связано, с одной стороны, с ростом численности населения, а с другой сто­роны - с процессом концентрации земельной собственности в руках знати. Кроме того, развитие ремесел требовало обеспечения производства сырьем, которым Греция была не богата. Еще одной причиной колонизации стало обострение политической борьбы в полисах, в ходе которой потерпевшая по­ражение группировка обычно предпочитала покинуть родину.

    Первое направление колонизации - западное. Население Греции пере­селялось на остров Сицилия, на юг Италии, на юг Франции. Второе направ­ление - южное. Это северная Африка и Левант. И, наконец, третье направ­ление - восточное. Греки довольно рано стали перемещаться из Эгейского моря в Черное. Они освоили практически все побережье Черного моря. На юге в районе нынешней Турции они создали свои многочисленные колонии.

    Что же дали эти три колонизационных столетия древним грекам? Во-первых, колонизация вывела греческий мир из состояния изоляции, в ко­торой она оказалась после крушения микенской культуры. Как показывают последние исследования, греки до периода колонизации имели очень смутное представление о том, что представлял мир за пределами их собственных тер­риторий (ойкумены).

    Во-вторых, колонизация послужила повышению знаний греков. Напри­мер, у финикийцев греки заимствовали алфавитное письмо. В это письмо, которое состояло из одних согласных, они ввели гласные. Таким образом, был создан греческий алфавит. У финикийцев же они научились изготовлять стекло. Технологию изготовления стекла из песка греки хорошо освоили. У египтян греки научились строительству монументальных сооружений. У лигийцев они заимствовали технологию денежной чеканки.

    Колонизация сделала греческое общество более подвижным, более воспри­имчивым, более динамичным. Открылся простор для личной инициативы.

    Греки создавали колонии, которые превращались в подлинные центры торговли. Но главное условие и следствие всего колонизационного движения заключается в том, что ремесло окончательно отделилось от сельского хозяй­ства.

    Главный результат колонизации - переход от натурального хозяйства на стадию товарно-денежного обращения. Появляются денежные знаки, мо­нетные стандарты.

    Во главе колонизационного движения находились древнегреческие по­лисы. Именно поэтому древнегреческую цивилизацию еще называют полис­ной цивилизацией.

    Если для многих стран Древнего Востока была характерна полиэтнич- ность, т. е. сосуществование в рамках одних и тех же государств многих наро­дов, племен, этнических групп, то для центрального региона древнегреческой цивилизации характерным является определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представлен­ной четырьмя племенными группами: ахейцами, дорийцами, ионийцами и эо- лийцами. Каждая из этих племенных групп говорила на своем диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, но эти различия были незначительны.

    В отличие от цивилизаций Древнего Востока, где над общинами встало единое деспотическое государство, в Элладе сама община превратилась в го­род-государство. Наиболее крупными полисами были Афины и Спарта.

    Афины - пример античной демократии. Источником силы и богатства Афин были торговля и кораблестроение. Высшим органом власти являлось народное собрание. Совет старейшин (ареопаг) создавал проекты законов, а народное собрание обсуждало и принимало решение. Каждый гражданин мог выступать и голосовать в собрании. Исполнительная власть - архонты, стратеги переизбирались ежегодно. Все граждане были равны перед законом. Впервые в истории человечества появляется институт суда присяжных. В той или иной форме народовластие утвердилось в большинстве греческих горо­дов-государств.

    Другая система правления сложилась в Спарте. Спартанцы подчинили свою жизнь законам войны. Завоевания других территорий давали им рабов и богатство. Все мужчины полиса были воинами, работали только рабы и не- спартанцы, живущие в округе. Во главе государства стояло два царя (один уходил на войну, другой оставался в Спарте), власть которых передавалась по наследству. Но подлинная власть находилась в руках Совета старейшин, который и решал все важные вопросы жизни полиса. Формально верховным органом власти считалось народное собрание, но оно только утверждало ре­шения, принятые Советом. То есть по политическому устройству Спарта представляла собой олигархию.

    Социальная структура греческого общества в корне отличалась от Древ­него Востока. Главным здесь был политический статус (гражданин полиса или нет). Все свободные и владеющие имуществом общинники являлись гражданами полиса. Они принимали участие в управлении государством, могли избираться на административные должности, выступать в суде, состав­ляли основу армии.

    Особое положение занимали свободные люди, переселенцы из дру­гих полисов - метеки. Они могли заниматься ремеслом и торговлей, платили налоги, служили в армии, но не могли участвовать в политиче­ской жизни, владеть землей и домами. Даже в суде их интересы пред­ставляли свободные граждане.

    К низшей социальной группе относились рабы. В античном мире раб­ство приобрело более массовый и жестокий характер, чем на Востоке. Рабы в Греции приравнивались к орудиям труда и скоту. Они использовались на самых тяжелых работах в мастерских, рудниках, каменоломнях.

    Во второй половине V в. до н. э. гармония и спокойствие эллинского мира подходят к концу. Назревают внутренние социальные конфликты, про­тиворечия крупных торговых центров Афин и Коринфа. На стороне послед­него выступила Спарта. Разразилась Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.). Война должна была решить и вопрос о том, кто встанет во главе еди­ного греческого государства: Афины или Спарта. В войне победила Спарта, но оба центра греческой цивилизации настолько ослабли в этой войне, что не смогли не только объединить греческие полисы, но и противостоять заво­еваниям македонцев. В первой половине IV в. до н. э. Греция после битвы при Херонее в 338 г. до н. э. теряет независимость.

    Поход Александра Великого (Македонского) на Восток создал новые условия для развития античной цивилизации. Образованные его наследни- ками-полководцами (диадохами) эллинистические государства соединили в себе особенности греческой и восточных цивилизаций. Греко-македонские переселенцы создавали города-полисы с местным самоуправлением, однако они входили в состав крупных централизованных государств с сильной цар­ской властью.

    Мира и спокойствия эллинистический мир не знал, его постоянно сотрясали и ослабляли межгосударственные и династические конфликты. В результате эллинистические государства становятся добычей нового цен­тра военной и политической силы Средиземноморья - Римского государства. Последним в 30 г. до н. э. потерял самостоятельность Египет Птолемеев.

    Античный Рим

    Периодизация истории Древнего Рима:

    1. VIII-VI вв. до н. э. Древнейшая история Италии. Греческие колонии на юге Италии. Общество и государство этрусков. Царский период в Риме.

    2. VI-III вв. до н. э. Раннеклассовое общество. Борьба плебеев с пат­рициями. Завоевание Римом Италии. Ранняя Республика.

    3. II-1 вв. до н. э. Система классического рабовладения в Италии. Со­здание Римской средиземноморской державы. Поздняя Республика.

    4. I-II вв. н. э. Расцвет античной средиземноморской цивилизации. Ранняя Римская империя (принципат).

    5. III вв. н. э. Общий кризис античной цивилизации. Угроза распада Средиземноморской Римской империи. Кризис империи.

    6. IV-V вв. н. э. Формирование протофеодальных отношений. Поздняя Римская империя (доминат).

    Апеннинский полуостров расположен в центральном Средиземноморье. С трех сторон он окружен морями, а на севере отделен от материка Альпий­скими горами. Климат мягкий, морской, выпадает достаточно осадков. Есть плодородные земли для землепашества и скотоводства. Римскую цивилиза­цию, как и греческую, можно назвать «морской».

    Важными особенностями развития Рима на протяжении его истории являлись также долгая борьба за равноправие плебеев с патрициями и веде­ние непрерывных войн. Именно эти два фактора и стимулировали развитие римской цивилизации, определяли весь ее исторический облик и ту систему ценностей, которую она создала. Для древнего римлянина особенно была важна любовь к родине. Следующим в системе ценностей римского гражда­нина было особое понимание того, какая пропасть существует между рабом и свободным человеком.

    Достойными для себя римские граждане считали следующие занятия: участие в политической жизни, в войнах, занятие земледелием, а также, например, занятие историографией - написанием исторических сочинений. В системе ценностей римлян особое место занимало отношение к иностран­цам и ко всему иностранному: они считали, что все иностранное имеет цену только тогда, когда оно работает на благо Рима.

    Римская цивилизация уникальна еще и тем, что период ее существова­ния мы можем назвать не только с точностью до столетия и года, но даже с точностью до дней. Условно днем основания Рима и всей Римской циви­лизации считается 21 апреля 753 г. до н. э. Конец наступил тогда, когда вар­варским вождем Одоакром был свергнут последний император Западной Римской империи Ромул Августул. Это произошло 23 августа 476 г. н. э.

    Так же как и в Греции, римское общество на ранней стадии развития представляло из себя территориальную общину, вышедшую из родоплемен­ного строя. Высшими органами власти в так называемый царский период были народное собрание, Совет старейшин ( Сенат) и выборный царь, выпол­нявший административные, военные и судебные функции. На первых порах население Рима было весьма немногочисленно. Вокруг небольшой крепости на Капитолийском холме расселилось 300 коренных родов, называвших себя патрициями, то есть «имеющими отцов». Только они были полноправными гражданами Рима. Население, которое переселилось в Рим с других террито­рий, называлось плебеи - то есть «простой народ». Они не являлись членами общины, не могли участвовать в народном Собрании. С V по IV вв. длилась борьба плебеев с патрициями за свои гражданские права. В 494 г. до н. э., с помощью угрозы покинуть Рим, плебеи добиваются права созывать свое народное собрание и выбирать для защиты своих интересов народных три­бунов. К III в. до н. э. плебеи стали полноправными гражданами Рима.

    V-I вв. до н. э. - период римской республики. Высшим административ­ным органом республики стал Сенат. Ежегодно народные собрания из числа сенаторов избирали высших должностных лиц. Два консула (один - патри­ций, другой - плебей) управляли делами в Сенате и армии. За пределами города их власть была абсолютной. Избирались преторы - судьи, осуществ­ляющие надзор за порядком, цензоры, выполняющие функции контроля, квесторы - надзор за финансами. В случае чрезвычайных обстоятельств - прямой угрозы Риму - Сенат мог назначить сроком на 6 месяцев диктатора, обладавшего всей полнотой власти. Сенат решал важнейшие государственные вопросы и подготавливал проекты для голосования на народном собрании.

    Завоевательные войны, которые постоянно вел Рим, привели к тому, что рабство стало массовым и приобрело в Риме самые жестокие формы. Раб терял собственное имя и носил прозвище, которое ему давал хозяин. Как и скот, раба награждали клеймом. Даже саму смерть раба римляне превра­тили в развлечение. На аренах цирков устраивались сражения рабов-гладиа­торов, и римляне решали - кому из них жить, а кому умереть.

    Социальные конфликты, громадные территориальные приобретения все острее ставили вопрос о необходимости политических преобразований. Со­хранить римское рабовладельческое государство могла только сильная цен­тральная власть, опирающаяся на армию. На рубеже I в. до н. э. - I в. н. э. Рим превратился в империю. В I в. до н. э. в результате борьбы за власть и череды гражданских войн устанавливается диктатура Суллы (82-80 гг.), а затем Цезаря (49-44 гг.). Преемник Цезаря Октавиан Август (Священный) в 27 г. до н. э. фактически стал первым императором, хотя официально не носил этого титула.

    Первые два века империи - это ее наивысший подъем. При императоре Траяне (98-117 гг. н. э.) она достигла своих максимальных границ. Завоеван­ные территории назывались провинциями, где правили наместники от имени императора. Они командовали войсками, собирали налоги, ведали админи­страцией. Часть провинций управлялась непосредственно императором через своих представителей - прокураторов, которые контролировали наместников.

    С III в. в Римской империи начинается затяжной системный кризис, приведший к ее гибели. Рабский труд становился тормозом хозяйственного развития. Многие провинции в экономическом отношении стали опережать Италию. Рим начинает терять роль военно-политического центра, и импера­торы переносят свои резиденции в другие города. В 330 г. император Кон­стантин сделал своей столицей Константинополь на Балканах. А с 395 г. им­перия разделилась на Западную и Восточную. Внутренний кризис усугублялся натиском варваров, начавшимся Великим переселением народов. В 476 г. германский наемник Одоакр сверг последнего западного римского императора и отослал знаки власти в Константинополь. Время Римской ци­вилизации в Европе завершилось.

    Сойдя в V в. н. э. с исторической сцены, Античная цивилизация оста­вила после себя громадное наследие. Она стала прообразом будущей евро­пейской цивилизации, а такие ее ценности, как свобода, право, демократия - приобрели общемировое значение.

    1. Народы и древнейшие государства на территории России

    Ход и этапы заселения территории нашей страны будут рассмотрены в рамках общей периодизации первобытнообщинного строя.

    В эпоху раннего палеолита, примерно 700 тыс. лет тому назад, древней­шие люди поселились на территории нашей страны. Заселение шло с юга. Стоянки древнего человека обнаружены в Крыму, на Северном Кавказе, в Прикубанье, в Средней Азии. К памятникам среднего палеолита на терри­тории России относятся древние поселения, обнаруженные на территории Средней и Нижней Волги, Среднего Урала. В период позднего палеолита, 35-10 тыс. лет тому назад, происходит заселение Сибири и севера европей­ской части России. Ярким примером первобытного искусства является Ка- пова пещера в Башкирии.

    В эпоху мезолита люди расселялись все дальше на север. Они дошли до берегов Балтики, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Происходит окончательное заселение Евразии.

    Древнейшей земледельческой культурой на территории Восточно - Европейской равнины считается Трипольская, которая датируется V—III тыс. до н. э. Поселения трипольцев охватывали земли от Днепра до Карпат.

    Наиболее крупной культурной общностью бронзового века была | индоевропейская языковая семья, из которой в середине II тыс. до н. э. i выделились праславяне. Родственные племена праславян занимали тер- ] ритории от Одера на западе до Карпат на востоке. i

    Археологическим памятником бронзового века на территории России является Майкопский курган, датируемый II тыс. до н. э. Под десятиметровой насыпью археологи обнаружили золотые кольца, бусы, 2 золотых и 14 сереб­ряных сосудов, набор бронзового оружия и др.

    Наиболее развитые культуры железного века найдены в причерномор­ских степях. Их оставили племена киммерийцев, скифов и сарматов.

    К памятникам железного века относится и черняховская археологиче­ская культура, названная так по месту своего открытия у села Черняхов Ки­евской области (конец II - середина V в. н. э.). По уровню политического и экономического развития черняховские племена стояли на пороге создания собственного государства.

    Первые государства на территории России возникли на юге - на бере­гах Черного моря в период железного века.

    В VII-VI вв. до н. э., в период Великой греческой колонизации, греки стали активно осваивать и территорию Северного Причерноморья. Они ос­новали целый ряд городов-государств (полисов) на северном и восточном побережье Черного моря. Наиболее известными из них были Ольвия (неда­леко от Николаева), Херсонес Таврический (Севастополь), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Гориппия (Анапа), Керкинитида (Евпатория) и др.

    В V в. до н. э. греческие города, расположенные на берегах Керченского пролива, объединились в Боспорское государство. В отличие от других гре­ческих городов-государств правители Боспора не выбирались, их власть была наследственной и неограниченной. В IV в. до н. э. Боспорское царство вклю­чало в себя Таманский полуостров и земли на Восточном побережье Азов­ского моря.

    В первых веках нашей эры греческие города-государства попали в за­висимость от императорского Рима.

    В III в., в эпоху кризиса римской империи, Боспору удалось освобо­диться от власти Рима, но в этот период на территорию Северного Причер­номорья вторглись обитавшие на южном побережье Балтийского моря гот­ские племена. Во второй половине IV в. готский племенной союз был разгромлен кочевыми племенами гуннов, хлынувшими на запад из степей Приуралья, положив тем самым начало Великому переселению народов. Нашествие гуннов сопровождалось страшным разорением, и греческие го­рода-государства были разрушены. Так закончилась эпоха античности в Се­верном Причерноморье.

    Ближайшими соседями греков в Причерноморье были скифы. Плодо­родные скифские земли привлекали многих завоевателей. Чтобы противосто­ять захватчикам, скифские племена объединились. В Северном Причерномо­рье возникло еще одно государство - Скифское царство. В IV в. до н. э. оно занимало значительную территорию - от Дуная до степной части Крыма.

    В III в. до н. э. скифы столкнулись с сарматами. В результате упорной борьбы во II-1 вв. до н. э. сарматы завоевали значительную часть территории Северного Причерноморья. Скифы были оттеснены в степной Крым. Скиф­ские государства постигла судьба Боспорского царства. Они погибли под натиском гуннов.

    В VI в. в степные районы Причерноморья вторглись тюркские кочевые племена, которые создали огромное государство - Тюркский каганат, прости­рающийся от Монголии до Волги. Тюркские племена оказали большое вли­яние на местное население степной зоны Восточной Европы. В середине VII в. Тюркский каганат распался.

    На его территориях в VII в. образовалось два крупных государства - Хазарский каганат и Великая Булгария. Их столкновение было неизбежным. Потерпев от хазар поражение, часть булгар переселилась на Дунай, где полностью ассимилировалась с местным населением. Другая часть булгар пе­реселилась в Среднее Поволжье. Подчинив проживающие здесь финно-угор­ские племена, они образовали в IX в. Волжско-Камскую Булгарию (Болга­рию).

    ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

    1. Древняя история делится на три периода: каменный век (3 млн лет тому назад - конец III тыс. до н. э.), бронзовый век (конец III тыс. до н. э. - I тыс. до н. э.) и железный век (с I тыс. до н. э.). В свою очередь, каменный век как самый продолжительный период подразделяется на подпериоды: древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит), поздний каменный век (неолит).

    2. На Древнем Востоке зародились первые очаги цивилизации, воз­никли первые государства и законы. Высокого уровня здесь достигли мате­риальная и духовная культура обществ, достижения которых унаследовала античная цивилизация. Для государств Древнего Востока были характерны такие черты, как деспотизм, традиционализм, власть религии.

    3. Античная цивилизация (Греция и Рим) оставила после себя громад­ное духовное и политическое наследие, став прообразом будущей европей­ской цивилизации.

    4. Первые государства на территории России возникли на берегах Чер­ного моря в период железного века. В VII-VI вв. до н. э. греки основали целый ряд городов-государств (полисов) - Ольвия, Херсонес Таврический, Пантикапей, Питиус, Керкинитида и др.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. На какие периоды делится первобытное общество?

    2. Что такое родовая община?

    3. Что такое соседская община?

    4. Объясните понятия «матриархат» и «патриархат».

    5. Что такое неолитическая революция?

    6. Охарактеризуйте государственную власть Древнего Востока.

    7. Опишите социальную структуру государств Древнего Востока.

    8. Дайте определение понятию «полис».

    9. Охарактеризуйте социальную структуру Древней Греции.

    10. Опишите политическое устройство Римской республики.

    11. Какие народы проживали на территории России в древности?

    12. Какие государства Древнего мира находились на территории Рос­сии?

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ

    САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Задание 1

    Выполните тестовые задания.

    1. Первобытнообщинный строй характеризует ...

    а) высокий уровень производительных сил

    б) господство натурального хозяйства

    в) отсутствие классов и государства

    г) средний уровень производительных сил

    1. Homo habilis появился в эпоху ...

    а) раннего палеолита

    б) среднего палеолита

    в) позднего палеолита

    г) мезолита

    1. Homo sapiens появился в эпоху ...

    а) раннего палеолита

    б) среднего палеолита

    в) позднего палеолита

    г) мезолита

    1. Матриархат характерен для эпохи ...

    а) раннего палеолита

    б) среднего палеолита

    в) позднего палеолита

    г) мезолита

    1. Патриархат характерен для эпохи ...

    а) раннего палеолита

    б) среднего палеолита

    в) позднего палеолита

    г) мезолита

    1. Одной из отличительных черт древних законов является то, что ...

    а) они закрепляли разные наказания в зависимости от социального поло­жения преступника

    б) они запрещали кровную месть

    в) в соответствии с ними не все слои общества имели определенные права

    г) в них защищались только права правителя

    1. Родиной демократии в Древнем мире было государство ...

    а) Египет

    б) Вавилон

    в) Китай

    г) Древняя Греция

    1. Война была основным занятием населения в ...

    а) Египте

    б) Вавилоне

    в) Спарте

    г) Афинах

    1. Источник богатства Афин - ...

    а) война

    б) торговля и кораблестроение

    в) земледелие

    г) скотоводство

    1. Высший орган власти в римской республике - ...

    а) народное собрание

    б) Сенат

    в) трибун

    г) диктатор

    Задание 2

    Заполните таблицу.


    Древнейшие государства на территории России

    Название

    Период

    существо­

    вания

    Территория

    Исторические события

    Боспорское

    царство

    480 год до н. э.

    Восточный Крым и все восточное побережье Азовского моря




    Скифское

    царство

    с 8 века до н .э. по 4 век н. э







    Тюркский

    каганат










    Хазарский

    каганат










    Волжская

    Булгария









    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта