Ю. А. Давыдова, А. В. Матюхин, В. Г. Моржеедов. История ответы. Занятие 1 14 история как наука 14 сегодня вы изучите вопросы 14 изучив тему занятия, вы будете 14 Знать 14
Скачать 1.09 Mb.
|
религиозно-идеалистическом воззрении, которое объясняло все события (в том числе и исторические) как результат борьбы божественного и дьявольского, а первопричиной всех событий видело волю божественного провидения.Содержание Дорогие друзья! 13 Желаем удачи! 13 Занятие 1 14 ИСТОРИЯ КАК НАУКА 14 СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ 14 ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ 14 Знать: 14 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 14 ТЕОРИЯ 15 1.Методология и теория исторической науки 15 2.Россия в мировом историческом процессе 23 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 25 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 25 ЗАДАНИЯ ДЛЯ 27 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 27 Занятие 2 33 ДРЕВНИЙ МИР 33 СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ 33 ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ 33 Знать: 33 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 33 2.Древний Восток 36 12.Эллинистический период (332-30 гг. до н. э.). 39 3.Античная цивилизация 47 4.Народы и древнейшие государства на территории России 53 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 55 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 55 ЗАДАНИЯ ДЛЯ 56 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 56 Занятие 3 60 ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 60 СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ 60 ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ 60 Знать: 60 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 60 ТЕОРИЯ 61 1.Европа в Средние века 61 2.Византия 68 3.Средневековый Восток 69 4.Россия в Средние века 71 Причинами образования государства у восточных славян являлись: 71 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 77 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 77 ЗАДАНИЯ ДЛЯ 78 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 78 Занятие 4 83 НОВОЕ ВРЕМЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ 83 СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ 83 ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ 83 Знать: 83 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 83 ТЕОРИЯ 83 1.Европа в Новое время (общая характеристика) 83 2.Переход к Новому времени в Европе 84 3.Европа в XVIII-XIX вв. 87 4.Цивилизации Востока в Новое время 90 5.Международные отношения в эпоху Нового времени 92 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 96 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 96 ЗАДАНИЯ ДЛЯ 97 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 97 Занятие 5 100 РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVI-XVIII вв.) 100 СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ 100 ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ 100 Знать: 100 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 100 ТЕОРИЯ 100 1.Россия в Новое время (общая характеристика) 100 2.Московское государство в XVI-XVII вв. 101 3.Российская империя в XVIII в. 107 • | 108 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 113 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 113 ЗАДАНИЯ ДЛЯ 114 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 114 Занятие 6 117 РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XIX в.) 117 СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ 117 ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ 117 Знать: 117 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 117 ТЕОРИЯ 118 1.Экономика России в XIX в. 118 2.Россия в первой половине XIX в. 119 3.Россия во второй половине XIX в. 122 4.Внешняя политика России в XIX в. 125 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 127 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 128 ЗАДАНИЯ ДЛЯ 129 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 129 Занятие 7 132 МИР, РОССИЯ И СССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. 132 СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ 132 ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ 132 Знать: 132 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 132 ТЕОРИЯ 133 1.Место ХХ век в мировой истории 133 2.Европа и США в первой половине XX в. 133 3.Россия в начале XX в. 135 4.СССР в конце 1920-х - 40-х гг. 140 5.Страны Азии и Африки между двумя войнами 142 6.Международные отношения в первой половине XX в. 144 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 148 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 148 ЗАДАНИЯ ДЛЯ 150 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 150 Занятие 8 153 СТРАНЫ ЗАПАДА И ВОСТОКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в. 153 СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ 153 ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ 153 Знать: 153 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 153 ТЕОРИЯ 153 1.Европа и США во второй половине XX - начале XXI в. 153 2.Восток во второй половине XX - начале XXI в. 158 3.Переход к постиндустриальной цивилизации. Мир в начале XXI в. 161 4.Международные отношения во второй половине XX - нач. XXI в. 162 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 164 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 164 ЗАДАНИЯ ДЛЯ 165 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 165 Занятие 9 168 СССР И РОССИЯ 168 ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI в. 168 СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ 168 ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ 168 Знать: 168 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 168 ТЕОРИЯ 168 1.СССР во второй половине XX в. 168 2.Россия в конце XX - начале XXI в. 175 ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 188 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 188 ЗАДАНИЯ ДЛЯ 190 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 190 ЛИТЕРАТУРА 194 Дорогие друзья! Перед вами учебное пособие, посвященное изучению истории. Еще в античные времена существовало выражение: «История - наставница жизни». Поэтому важнейшей задачей исторической науки является понимание, обобщение и использование накопленного потенциала всего человеческого знания и опыта. Целью дисциплины «История» является формирование базовой системы знаний в области мировой и российской истории, выработка навыков исторического мышления, воспитание гражданственности и патриотизма. В данном курсе будут охвачены все периоды мировой и отечественной истории: с момента появления человека на Земле до начала XXI в., выделены основные исторические события, выявлены исторические закономерности. Изучение истории имеет особое значение для теоретической и методологической подготовки современных специалистов во всех отраслях современной экономической и общественной жизни. Данная дисциплина расширяет исторический кругозор, дает ориентиры для оценки и осмысления современных общественных, политических, экономических процессов в контексте опыта российской и мировой истории. Желаем удачи! Занятие 1 ИСТОРИЯ КАК НАУКА СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ Методология и теория исторической науки Россия в мировом историческом процессе ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ Знать: специфику исторической науки; социальные функции истории; группы исторических источников; специфику различных подходов к изучению и толкованию истории; различные точки зрения касательно места России в мировом историческом процессе; историческую специфику положения и развития России «между Востоком и Западом». ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ история функции истории исторический источник методология формационный подход цивилизационный подход «школа Анналов» презентизм позитивизм стадиальная теория теория локальных цивилизаций цивилизация западного типа цивилизация восточного типа евразийцы ТЕОРИЯ Методология и теория исторической науки В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. В широком смысле под историей обычно понимают процесс развития, совершаемый в природе и обществе. Можно сказать, что история во многом является основой научного познания во всех областях, поскольку научное объяснение какого-либо явления может быть дано лишь в том случае, если рассматривать его в развитии, т. е. исходя из принципа историзма. В узком смысле слова под историей следует понимать процесс развития человеческого общества. История является также особой отраслью знаний и одной из гуманитарных наук. В современном мире существует более двух тысяч различных наук, которые вырабатывают и систематизируют знания о природе, технике, человеке и общественной жизни. В этом ряду достойное место занимает историческая наука, которая также имеет свою систему законов, закономерностей, категорий и понятий. История (от греческого historia - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), написавший первое историческое сочинение «История». В древнегреческой мифологии даже существовала муза истории - Клио. На одной из фресок она держит в руках раскрытый папирус; рядом с ней стоит корзина со свитками рукописей. Клио напоминала о том, чего может достичь человек, помогала найти свое предназначение. Очень часто об истории говорят именно как о науке, изучающей прошлое. Это, конечно, правильно, но не совсем точно, т. к. все прошлое не входит в сферу интересов исторической науки. Как известно, прошлое космоса, Земли, растительного и животного мира нашей планеты изучают другие специальные науки - космология, геология, палеонтология и др. На долю истории приходится лишь часть прошлого. При этом важно понимать, что занятие историей нельзя сводить к простому любопытству, к уходу в прошлое ради самого прошлого. Люди всегда стремились к тому, чтобы найти с помощью прошлого объяснение настоящему и постараться предугадать будущее. Исходя из этого, можно сказать, что история - это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. Не стоит забывать, что общество состоит из отдельных людей и история общества - это одновременно история составляющих его индивидов. Стремясь к познанию процессов и явлений общественного развития, историческая наука уделяет внимание и изучению жизни отдельных людей. При этом изучение человека и общества не является спецификой только истории, ведь этим же занимаются и другие науки, например, социология, психология, экономика и политология. Однако в отличие от других наук общественного цикла историю интересует, какие этапы в своем развитии прошли общество и человек, какие сдвиги происходили в условиях их существования и как вместе с тем изменялись они сами. Таким образом, историческая наука изучает закономерности развития общества. | Но история основные направления исторической науки; отраслевая история; вспомогательные исторические дисциплины (ВИД). вещественные (предметы быта, орудия труда, оружие, архитектурные сооружения и памятники, захоронения и т. д.); письменные (уникальные - отражающие единичные события, например, Судебник 1497 г., Указ о заповедных летах 1581 г. и т. д.; и массовые - переписи населения, статистические исследования и т. д.); устные (сказания, былины, легенды, устные воспоминания и рассказы о каких-либо исторических событиях, песни, которые содержат информацию об исторических событиях); этнографические (танцы, обряды, костюмы, кулинария и все то, в чем нашли свое отражение традиции и обычаи какого-либо этноса); лингвистические (названия и имена природных, географических объектов, небесных тел, растений, животных, людей, этносов, государств и т. д.); фонические или звуковые (звукозапись выступлений по радио, различного рода интервью, воспоминаний, песен и т. д); фото- и кинодокументы (фотографии, кинохроника, документалистика и т. д.); цифровые (исторические документы и их копии на цифровых носителях, оцифрованные фото - и видеоматериалы, сайты Интернета). В эпоху гуманизма (XIV-XVI вв.) история стала трактоваться как результат деятельности людей. В центр исторического процесса ставится не Бог, а человек. В XVII-XVIII вв. - в период Просвещения - исторические знания превращаются в науку. Исторический процесс стал объясняться с естественнонаучных позиций. Появилась новая периодизация истории, актуальная и для настоящего времени: она подразделялась на древнюю, средневековую, новую. В XIX в. возникли формационный и цивилизационный подходы к изучению истории, которые также являются актуальными. Основатели формационного подхода К. Маркс и Ф. Энгельс предложили материалистическое понимание истории (исторический материализм). Они утверждали, что человечество в своем развитии проходит через ряд последовательных стадий - общественно-экономических формаций, охватывающих все стороны общественной жизни в их целостности и взаимодействии. По мнению Маркса, в основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ, представляющий единство производительных сил и производственных отношений. Система производственных отношений составляет экономический базис, которому соответствуют определенные политические, правовые, культурные, религиозные и другие надстройки («надстроечные» институты), в том числе конкретные формы быта, семьи, образа жизни и т. п. Здесь стоит отметить, что, выделяя базисом производственные (экономические) отношения, Маркс и Энгельс признавали определенную самостоятельность правовых, политических и культурно-исторических надстроечных явлений. Например, большое внимание в трудах Энгельса было уделено вопросу об обратном воздействии надстройки на базис. Маркс выделял три общественные формации: архаическую (первобытнообщинную); экономическую (частнособственническую); коммунистическую (основана на общественной собственности). Позже, в советский период, данная классификация была несколько упрощена, стали выделять пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Каждая из формаций - это последовательная ступень исторического прогресса. Основателями цивилизационного подхода являются русские мыслители XIX в. Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев, чье наследие активно развили в XX в. западные историки О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, А. Тойнби, С. Хантингтон. Представители цивилизационного подхода рассматривали историю человечества через призму понятий «культурно-исторический тип» и «цивилизация». Каждая цивилизация в своем развитии уникальна, не похожа на другие своими культурными особенностями. Цивилизации имеют свой естественно-исторический возраст: они рождаются, взрослеют, расцветают, потом стареют и умирают. Культурные основы одной цивилизации не передаются другой. По мнению историков данного направления, выделяются такие цивилизации, как античная, китайская, индо-буддийская, романо-германская (западная), арабо-мусульманская, российская и т. д. Большинство современных историков стремятся к тому, чтобы не противопоставлять два этих подхода, а разумно сочетать их в своих исследованиях, что способно дать продуктивные результаты. В 30-е гг. XX в. во Франции зародилось новое направление исторической мысли, получившее название ««школы Анналов» (М. Блок, Л. Февр и др.). Эти ученые считали, что история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений (общественные отношения, трудовая деятельность, формы сознания, коллективные чувства, нравы, фольклор). В настоящее время можно встретить самые разнообразные теории, объясняющие ход исторического процесса. Так, сторонники презентизма полагают, что история непознаваема и каждое поколение переписывает ее заново, с точки зрения современных политических и идеологических конфликтов. По-прежнему популярны теории, которые считают двигателем исторического процесса какой-либо один фактор: экономику (марксизм), духовное начало (П. А. Сорокин), этапы развития этносов (Л. Н. Гумилев). Сохраняет свое значение и позитивизм. Историки, которые взяли его в основу своей методологии, стремятся выяснить и зафиксировать все возможные исторические факты и факторы (географические, экономические, социальные, этнические, психологические и др.). Тем не менее все сегодняшнее многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальной теории, в которой на первый план выходят общие и единые для всего человечества законы и стадии развития общества, через которые рано или поздно проходят все народы; и теории локальных цивилизаций - в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимость и уникальность в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций. Россия в мировом историческом процессе История России - это часть мировой истории. Каково же место России в мировом историческом процессе? К какому типу цивилизаций ее можно отнести? Эта дискуссия в российском обществе началась в 30-40-е гг. XIX в. в трудах западников (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) и славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и др.). Западники отмечали, что Россия - часть Европы и развивается по западной модели. Такой же точки зрения придерживались и сторонники формационной теории, которые считали, что Россия последовательно переходила от одной формации к другой, пусть и с некоторым отставанием от Европы и со своими особенностями. К началу XX в. это отставание в общих чертах было преодолено и Россия, наряду с другими странами, вступила в высшую стадию капитализма - империализм. А затем даже обогнала другие европейские страны, начав строить социализм - первую стадию высшей коммунистической формации. Однако эта концепция не дает ясного ответа на вопросы: почему именно Россия, не являясь самой передовой страной Европы, первой вступила на качественно новый виток развития, и почему за ней не последовали развитые страны Запада? Разновидностью западнической теории являются взгляды тех современных исследователей, которые также относят Россию к цивилизации западного типа, но считают, что именно попытка строительства социализма нарушила ее естественное развитие, привела к установлению тоталитаризма, наиболее характерного для восточных обществ. С распадом СССР Россия вновь возвращается к западной модели, которая является для нее наиболее приемлемым типом развития. Противоположностью западничества являются теории, которые предлагают отнести Россию к обществам восточного типа. В качестве аргументов приводятся примеры, что наиболее продуктивно Россия развивалась только в эпоху тиранов (Петра I, Сталина). В то же время все попытки копировать западную модель заканчивались неудачей (католицизм западных земель Киевской Руси, деятельность Лжедмитрия, реформы Александра II, планы Временного правительства, «перестройка» Горбачева). Эпоха же тоталитаризма - типичный вариант восточной деспотии, возглавляемой вождем-тираном. Цикличность развития России (период реформ неизменно сменялся контрреформами) также характерна для восточных цивилизаций, как и традиционализм и коллективизм. Однако есть и ряд моментов, которые в корне отличают Российскую цивилизацию от восточных. В основе менталитета русского народа, который составляет большинство населения нашего государства, лежат христианские ценности, что характерно и для народов западных стран. Не укладываются в восточную модель и такие элементы дореволюционной России, как частная собственность, предпринимательство, рынок, классовая стратификация, многопартийность, элементы парламентаризма и т. д. Еще в XIX в. славянофилы и консерваторы отмечали, что у России свой, особый путь развития. Эти идеи нашли свое продолжение в концепции евразийства в начале |