Ю. А. Давыдова, А. В. Матюхин, В. Г. Моржеедов. История ответы. Занятие 1 14 история как наука 14 сегодня вы изучите вопросы 14 изучив тему занятия, вы будете 14 Знать 14
Скачать 1.09 Mb.
|
XX в. Они активно обсуждаются и в настоящее время. Евразийцы (П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев, Н. С. Трубецкой) утверждали, что Россия - это не Европа и не Азия, это - Евразия. Россия изначально формировалась как многонациональное государство, объединившее в себе нацию евразийцев. Россия - это самобытная и самодостаточная цивилизация, особенности которой состоят в огромных территориях и удаленности от морских путей. Сама «огромность» этого пространства вынуждает прибегать к авторитарной модели власти. Отсюда и особая русская ментальность - привязанность к государству, к коллективу. Идейно-религиозной основой русского общества, способствовавшей его объединению, выступает православие. Отмечали евразийцы и значительное влияние Востока (тюрко-татарского фактора) на историю России. События 1917 г. они рассматривали как кризис европейской культуры и возрождение Азии, а Россию евразийцы считали спасительницей мира - в этом ее особая историческая миссия. Современные евразийцы придерживаются точки зрения, что России необходимо продолжать развиваться своим собственным путем, не копировать западную модель, не искать союзников в Европе и США - своих исторических конкурентах. Будущее России в единении с Азией, в поиске союзников и партнеров среди цивилизаций Востока (мусульманский мир, Китай, Индия). Оценивая евразийскую теорию следует отметить, что, действительно, невозможно отнести Россию в чистом виде ни к западной, ни к восточной модели. Эти идеи импонируют и своей патриотичностью. Однако ряд положений евразийцев о самодостаточности нашей цивилизации вызывает некоторые вопросы, особенно применительно к новым условиям глобализации. Понятие «единая евразийская нация» тоже весьма условно. Определяющим в понятии «нация» является не только государственность, а также единые культурные традиции, национальный менталитет, языковая общность, что не всегда применимо к евразийской нации. Поэтому и эту теорию, как и любую другую, нельзя абсолютизировать. Рассмотрев все обозначенные точки зрения, мы можем прийти к следующим выводам: Россия - часть мировой цивилизации. Россия соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Благодаря своему уникальному географическому положению Россия испытывала в разные исторические периоды влияние то одного, то другого цивилизационного центра. Россия - многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфессий (христианство, мусульманство, буддизм и т. д.), присутствует культурное многообразие. В переломные моменты своей истории (войны, революции, реформы) Россия испытывала «эффект маятника» - «сдвигаясь» то в сторону западного типа развития, то в сторону Востока. Россия соединяла и перерабатывала в себе западные и восточные традиции, периодически рассматривая и выбирая различные варианты цивилизационного развития. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Исторические источники дают представление о реально существующих в прошлом событиях - исторических фактах. Собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов является сущностью исторического исследования. На основании выявленных фактов и строятся исторические концепции. Большинство современных историков стремятся к тому, чтобы не противопоставлять формационный и цивилизационный подходы, а разумно сочетать их в своих исследованиях, что способно дать продуктивные результаты. Многообразие объяснений исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальной теории, в которой на первый план выходят общие и единые для всего человечества законы и стадии развития общества, и теории локальных цивилизаций, в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимость и уникальность в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций. Россия - часть мировой цивилизации. Она соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Россия - многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфессий, присутствует культурное многообразие. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Охарактеризуйте предмет исторической науки. Перечислите функции исторической науки. Что такое исторический источник? Какие виды исторических источников вы знаете? Что понимается под словом «методология»? Охарактеризуйте формационный подход к изучению истории. Дайте характеристику цивилизационного подхода к изучению истории. К какому типу цивилизаций можно отнести Россию? Ответы: Предмет исторической науки - деятельность и действия людей, то есть вся совокупность отношений в обществе. Функции исторической науки: Научно-познавательная (когнитивная) Практически-политическая (практически-рекомендательная) Прогнастическая функция Мировозренческая функция Воспитательная функция Политико-идеалогическая (идейно-политическая) Фунция социальной памяти Исторический источник – это памятник материальной и духовной культуры, непосредственно отражающий исторический процесс и дает возможность изучить прошлое человечества. Виды исторических источников: Вещественные Письменные Устные Энтографические Лингвистические Фонотические или звуковые Фото- и кинодокументы Цифровые Методология- это теория научно позновательной деятельности, направленная на разработку, анализ и критику принципов и методов исторического познания. Формационный подход к изучению истории – это исторический материализм утверждающий, что человечество в своем развитии проходит через ряд последовательных стадий общество-экономических формаций. Первобытнообщинный Рабовладельческий Феодальный Капеталистический Коммунистический Цивилизационный подход представлен разными направлениями, которые используют разные критерии для определении термина цивилизации. Обобщенно его можно обозначить как концепцию, интегрирующую в понятие цивилизации как единой саморазвивающейся системы все компоненты исторического процесса. Одни считают, что по географическому местоположению своего исторического центра, влиянию христианства, историческим корням в греко-византийской и западноевропейской культуре Россия принадлежит к западному типу цивилизаций. Другие — что исторически на характер российского общества оказали определяющее воздействие восточные культуры (татарское завоевание, влияние восточных соседей, огромные просторы Сибири), так что Россию скорее можно отнести к восточным цивилизациям. Третьи полагают, что Россия не может быть отнесена ни к западным, ни к восточным цивилизациям, что она образует особый, евразийский тип либо «дрейфует» между Западом и Bocтoкoм. Последнюю точку зpeния четко выразила Л.И. Семенникова:«1. Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде.2. Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящийся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.3. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния — Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и восточному варианту...4. При крутых поворотах исторические вихри "сдвигали" страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Россия представляет собой как бы "дрейфующее общество" на перекрестке цивилизационных магнитных полей». Индивидуально-самобытные (как локальной цивилизации) и родовые (как цивилизации западного типа) признаки России достаточно четко определены. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание 1 Выполните тестовые задания. Основателем исторической науки считается древнегреческий мыслитель ... а) Аристотель б) Геродот в) Платон г) Фалес В Средние века методология истории основывалась на ... а) фатализме б) провиденциализме в) материализме г) позитивизме К. Маркс и Ф. Энгельс предложили ... а) материалистическое понимание истории б) цивилизационный подход в) теорию локальных цивилизаций г) идеалистическое понимание истории Одним из основателей цивилизационного подхода является ... а) Н. Г. Чернышевский б) В. О. Ключевский в) Н. Я. Данилевский г) Н. М. Карамзин Функция исторической науки, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, - ... а) научно-познавательная функция б) воспитательная функция в) функция социальной памяти г) политическая функция Формация - это ... а) ступень в развитии общества с определенным способом производства и соответствующей ему политической структурой б) определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства в) целостная система, в которой взаимодействуют друг с другом различные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, религия, культура и искусство г) высокий уровень развития культуры общества Муза истории - ... а) Каллиопа б) Клио в) Полигимния г) Урания Значительное влияние на историю России тюркского фактора отмечали представители ... а) западничества б) евразийства в) славянофильства г) марксизма Понятие «культурно-исторический тип» используют представители ... а) божественной теории б) формационного подхода в) цивилизационного подхода г) стадиальной теории Судебник 1550 г. - это ... исторический источник а) вещественный б) письменный в) устный г) графический Задание 2 Укажите соответствие между функцией истории и ее определением. А - прогностическая функция Б - мировоззренческая функция В - воспитательная функция Г - функция социальной памяти Выступает связующим звеном между прошлым и настоящим (Г - функция социальной памяти) Формирует гражданские качества человека, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества (В – воспитательная) Дает возможность предвидеть будущее развитие общества на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего (А – прогностическая) Формирует взгляды на мир, общество, законы его развития (Б - мировоззренческая функция) Ответ: Задание 3 Заполните таблицу.
Задание 4 Отнесите конкретные исторические источники к определенным видам. А - магнитофонная запись воспоминаний Н. Хрущева Б - Манифест об отмене крепостного права 1861 г. В - «Сказание о граде Китеже» Г - иконы Письменные источники Б - Манифест об отмене крепостного права 1861 г. Устные источники В - «Сказание о граде Китеже» Вещественные источники Г - иконы Фонические источники А - магнитофонная запись воспоминаний Н. Хрущева Б Ответ: Задание 5 Заполните таблицу «Выдающиеся деятели исторической науки».
|