Главная страница

Ю. А. Давыдова, А. В. Матюхин, В. Г. Моржеедов. История ответы. Занятие 1 14 история как наука 14 сегодня вы изучите вопросы 14 изучив тему занятия, вы будете 14 Знать 14


Скачать 1.09 Mb.
НазваниеЗанятие 1 14 история как наука 14 сегодня вы изучите вопросы 14 изучив тему занятия, вы будете 14 Знать 14
АнкорЮ. А. Давыдова, А. В. Матюхин, В. Г. Моржеедов
Дата05.12.2021
Размер1.09 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория ответы.docx
ТипЗанятие
#292059
страница5 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18







Задание 3

Сравните политическую власть в государствах Древнего Востока и Ан­тичной цивилизации в виде небольшого эссе.

Задание 4

Выделите в списке черты, характерные для античной цивилизации Выделите в списке черты, характерные для античной цивилизации.

А - морская цивилизация Б - речная цивилизация В - восточный деспотизм Г - родина демократии Д - полисная система

Е - все слои общества имели определенные права Ответ:

Задание 5

Выделите в списке черты, характерные для Древнего Востока.

А - морская цивилизация Б - речная цивилизация В - восточный деспотизм Г - родина демократии Д - полисная система

Е - все слои общества имели определенные права Ответ:

Задание 6

Используя учебную, справочную и научную литературу, найдите и вы­пишите определения терминов из истории Древнего мира:

  1. Агора

  2. Архонт

  3. Ван

  4. Варна

  5. Герусия

  6. Гимнасий

  7. Демос

  8. Деспотия

  9. Доминат

  10. Зиккурат

  11. Консул

  12. Клерухия

  13. Латифундия

  14. Легион

  15. Лимес

  16. Лугаль

  17. Метеки

  18. Патронат

  19. Принципат

  20. Сатрап

  21. Стратег

  22. Триумвират

  23. Федераты

  24. Шахиншах

  25. Эквиты



Занятие 3

ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ

  1. Европа в Средние века

  2. Византия

  3. Средневековый Восток

  4. Россия в Средние века

ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Знать:

  • этапы средневековой истории;

  • историческую специфику европейского Средневековья;

  • историческую специфику византийской государственности;

  • историческую специфику восточных средневековых государств;

  • историческую специфику русского средневекового государства;

  • особенности и последствия монголо-татарского ига на Руси.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • варварские королевства

  • феодализм

  • вассал

  • сословия

  • крестовые походы

  • еретик

  • инквизиция

  • католицизм

  • православие

  • конфуцианство

  • самурай

  • сегунат

  • каста

  • ислам

  • халифат

  • полюдье

  • уроки

  • погосты

  • Русская правда

  • монголо-татарское иго

  • ярлык

ТЕОРИЯ

  1. Европа в Средние века

В эпохе Средневековья принято выделять три этапа:

  1. Раннее Средневековье - V-IX вв.

  2. Развитое Средневековье - X-XIII вв.

  3. Позднее Средневековье - XIV-XV вв.

Термин «средние века» впервые возник в XV-XVI вв. в кругах ита­льянских гуманистов, а историки XVII-XVIII вв. считали Средневековье пе­риодом глубокого культурного упадка («темные века») в противовес высо­кому взлету культуры в эпоху Античности и в Новое время.

Важно отметить, что переход к феодализму и средневековому типу ци­вилизации у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хроно­логические рамки Средневековья неодинаковы для разных континентов и даже для отдельных стран.

Политические процессы

Основной политической тенденцией периода Раннего Средневековья было становление самостоятельных национальных государств. В ходе Вели­кого переселения народов во II—VI вв. в результате завоевания провинций Римской империи образовались варварские королевства: 439 г. - Вандаль­ское королевство, 457 г. - Бургундское королевство, 481 г. - Франкское ко­ролевство, 488 г. - королевство остготов. В королевствах господствовала система военной демократии с большой ролью народного собрания и выбор­ностью военного вождя-короля.

Постепенно варварские королевства начинают эволюционировать в сто­рону раннефеодальной монархии, что проявилось в усилении королевской власти. Она становится наследственной и больше не ограничивается обычаем и правом.

Для средневекового государства характерны противоречия между коро­левской властью и властью крупных земельных собственников. Борьба коро­левской власти и знати завершилась распадом средневековых государств и переходом к государству периода феодальной раздробленности в эпоху Раз­витого Средневековья (во Франции - в начале XI в., в Англии - на рубеже XI-XII вв.). Феодалы повсеместно реализуют в своих землях авторитарный принцип власти (каждый феодал - король в своих владениях).

В период Позднего Средневековья в большинстве крупных европейских стран образуются централизованные государства в форме сословно-предста­вительной монархии. Это государство, в котором королевская власть опира­ется на собрание представителей сословий (В Англии - парламент, во Фран­ции - Генеральные штаты, в Испании - кортесы). Собрания не ограничивали королевскую власть, а помогали королю осуществлять нужный ему полити­ческий курс. Монарх на этом этапе централизации претендовал на полноту верховной власти, но часто не располагал необходимыми средствами для ее реализации, тогда как сословия стремились удержать свою автономию. Цен­тральная власть была вынуждена идти на диалог с общественными силами, который воплощался в органах сословного представительства на общегосу­дарственном уровне (парламент) или местном уровне, в органах самоуправ­ления. Новая форма государства предполагает более высокий уровень цен­трализации, увеличение властных полномочий монарха - наличие под его контролем административного аппарата, армии, налогов.

Социально-экономические процессы

В период Раннего Средневековья на территории Западной Европы феодализм как господствующий способ производства только складывался. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и видоизменялись общественные группы античного рабовла­дельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, преобладали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранит себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада.

Основным средством производства и основным видом богатства в до- индустриальных (аграрных) обществах являлась земля. При феодализме земля в виде крупной собственности находилась в монопольном распоряже­нии феодалов, сосредоточивших в своих руках в силу общественного разде­ления труда военную и религиозную функции.

Процесс феодализации, начавшийся в Западной Европе в Раннем Сред­невековье, захватил и церковь. Уже тогда в ее руках сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Церковь превращалась в крупного феодаль­ного собственника.

Церковь стала не только важным элементом социально-политической системы феодализма, но и главным институтом санкционировавшим ее. При­тязания церкви простирались на все сферы жизни общества - экономиче­скую, политическую, социальную и, конечно же, духовную.

Оформление феодальной собственности на землю привело к существен­ным изменениям хозяйственной и социальной жизни общества. С конца VIII в. в Западной Европе складывается вотчина (сеньория, манор), заменив­шая общину. Она концентрировала в себе все необходимые для реализации крупной земельной собственности средства (хозяйственная функция), взима­ние ренты и осуществление внеэкономического принуждения (социальная функция). Вотчина, т. е. комплекс крупной земельной собственности, де­лился на господскую часть - домен - и землю, отданную в держание кресть­янам. Домен включал усадьбу сеньора, лес, луга и сеньориальную запашку.

Вотчина способствовала интенсификации труда и развитию производи­тельных сил, при этом она в известной мере обеспечивала экономическую устойчивость крестьянского хозяйства, гарантируя ему защиту от поборов государства и личную безопасность под покровительством сеньора в усло­виях феодальной раздробленности.

Хозяйственная роль вотчинника менялась по мере развития феодализма и эволюции форм ренты. С приходом к натуральной и денежной ренте фео­далы могли свернуть собственную запашку, раздав весь резерв пахотных зе­мель в крестьянское держание. В этих условиях возрастает экономическая значимость крестьянского хозяйства, способного благодаря усовершенствова­нию условий труда, способов обработки земли и повышению производитель­ности труда произвести как необходимый, так и надбавочный продукт в виде натуральной или денежной ренты.

Усиление экономической роли крестьянства сопровождалось его осво­бождением от тяжелых форм личной зависимости. С утверждением вотчины как главного социального и хозяйственного организма феодального общества крестьянская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общи­ной, подавив собственным административным и судебным аппаратом ее по­литико-юридические функции, но продолжала сосуществовать с ней как с первичной хозяйственной организацией, регулирующей главным образом крестьянские отношения, связанные с использованием общинных угодий, по­рядком севооборота. В ряде стран община могла получить статус коллектив­ного юридического лица, образовав сельскую коммуну с правом выборного управления. Сельская коммуна осуществляла контроль за пользованием об­щинными угодьями, сбором ренты и судебной деятельностью вотчинника, организуя, таким образом, противостояние крестьян феодалам и вводя во взаимоотношения с ним договорное правовое начало, регулируемое письмен­ной хартией. Полученные права позволяли общине выйти за рамки вотчины и обратиться с коллективной жалобой в государственные суды. Следует иметь в виду, что статуса коммуны могли добиться далеко не все общины.

Первая, наиболее важная особенность феодальной земельной собствен­ности - это реализация ее при посредстве мелких производителей - крестьян, которым феодал отдавал землю в держание. Крестьянин, таким образом, не являлся собственником обрабатываемой им земли, но лишь ее держателем на определенных условиях, вплоть до права наследственного держания. Его эко­номическая зависимость от феодала выражалась в виде ренты, т. е. работы или платежей в пользу феодала (отработочная, натуральная или денежная рента).

Однако на земле, отданной ему в держание, крестьянин вел самостоя­тельное мелкое хозяйство, имея в собственности дом, скот и, что особенно важно, орудия труда, этот важнейший компонент производительных сил, с помощью которых он обрабатывал имеющийся в его распоряжении участок, а также запашку феодала в случае отработочной ренты. Положение крестья­нина принципиально отличалось как от положения раба (тоже зависимого производителя, но лишенного средств производства, орудий труда, собствен­ного хозяйства и личных прав), так и от положения наемного рабочего при капитализме (лишенного собственности на орудия и средства производства и вынужденного продавать свою рабочую силу). В отношении земельной соб­ственности обе стороны - собственник и непосредственный производитель - выступали как заинтересованные друг в друге партнеры, хотя и неравные по социальному положению. Без крестьянских рук земля феодала являлась мертвым капиталом, в то же время самостоятельное ведение своего мелкого хозяйства и наличия в собственности орудий труда давало крестьянину опре­деленную экономическую автономность.

Это обстоятельство породило первую особенность в функционировании экономической системы феодализма - внеэкономическое принуждение, т. е. особую форму принуждения к труду, основанную на отношениях зависимо­сти крестьянина от феодала. Степень внеэкономического принуждения была различна - от жестких форм личной зависимости (отсутствие свободы в праве наследования или брака, иногда прикрепление к земле, продажа кре­стьян, физические наказания) до подчинения судебной власти феодала и ограничений в политических правах на общегосударственном уровне (со­словная неполноправность). В системе феодальных отношений внеэкономи­ческое принуждение являлось средством, с помощью которого феодал реали­зовывал собственность в виде ренты.

Роль внеэкономического принуждения, связанная с первой особенно­стью феодально-земельной собственности, определила ее вторую особенность - соединение собственности с политической властью. Наличие у земельных собственников в больших или меньших размерах политической власти - су­дебной, финансовой, административной, военной - обеспечивало им возмож­ность осуществлять внеэкономическое принуждение.

Третьей особенностью феодальных поземельных отношений был услов­ный и иерархичный характер земельной собственности, наличие сеньоров (владельцев крупных земельных участков) и вассалов (военных слуг сень­оров, получавших за службу землю - феод с зависимыми крестьянами, пере­дающийся по наследству). Получая землю от королей или других сеньоров, их вассалы могли в свою очередь передать часть этих земель собственным вассалам. Вассал являлся собственником земли, но у него был сеньор, кото­рый и дал ему землю, а у того в свою очередь был свой сеньор, и так вверх по иерархической лестнице вплоть до короля (субинфеодация).

С другой стороны, земля отдавалась в пользование крестьянам, т. к. единственный способ извлечь выгоду - феодальная рента. Со временем могла даже возникнуть такая ситуация, когда феодал уже не мог просто согнать крестьянина, если он выполняет своевременно все свои повинности, т. к. этот надел обрабатывали его предки.

В эволюции земельной собственности (в западноевропейском ее вари­анте) первой формой стал аллод - безусловная и наследуемая собственность;

ее сменил бенефиций - условная собственность, получаемая за военную службу пожизненно. Бенефиций в свою очередь был заменен самой развитой формой - феодом (лен), который представлял собой наследственную услов­ную земельную собственность членов господствующего слоя, связанною с несением вассалом военной службы и выполнением некоторых других обя­зательств в пользу вышестоящего сеньора.

На основе этого сложилась иерархическая структура (феодальная лест­ница) среди земельных собственников, связанных вассально-ленными отно­шениями.

Качественно новый этап в развитии феодальной Европы - период Раз­витого Средневековья - связывают с возникновением и развитием городов. В городах ремесленники одной специальности объединялись в цехи. Целью цеховой системы было не допустить перепроизводства товара и, как след­ствие этого, снижения цен и разорения мастеров.

Основой городской жизни была экономическая функция - центральная роль в складывающемся и развивающемся простом товарном хозяйстве: в мелком товарном производстве и обмене. Его развитие основывалось на общественном разделении труда, ведь постепенно выделяющиеся отдельные отрасли труда могут существовать лишь путем обмена продуктами своей де­ятельности. К X-XI вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения. Ремесленная деятельность требовала все большей специ­ализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Одновременно совер­шенствовалась сфера обмена: распространялись ярмарки, складывались регу­лярные рынки, расширялись чеканка и сфера обращения монет, развивались средства и пути сообщения. Наступил момент, когда неизбежным стало от­деление ремесла от сельского хозяйства: превращение ремесла в самостоя­тельную отрасль производства, концентрация ремесла и торговли в особых центрах. Другой предпосылкой отделения явился прогресс в развитии сель­ского хозяйства. Увеличение продуктивности сельского хозяйства давало воз­можность обменивать часть его продуктов, в том числе пригодных как ремес­ленное сырье, на готовые ремесленные изделия, что избавляло крестьянина от необходимости производить их самому.

Именно прогресс в области ремесла, постепенное развитие техники и усложнение орудий труда определили в конечном счете перспективу раз­вития феодального общества и переход в дальнейшем к новой общественной системе с крупным производством - капитализмом. В целом экономика фе­одализма носила сначала натуральный характер, поскольку слабо развиты были товарно-денежные отношения. Однако постепенно феодалы начнут пользоваться услугами рынка, что немного размоет рамки натурального хо­зяйства.

Торговля наряду с ремеслом составляла экономическую основу средне­вековых городов. В среде профессиональных торговцев преобладали мелкие лавочники и разносчики, близкие к ремесленной среде. Элиту составляли собственно купцы. Нередко именно они становились одновременно банки­рами и крупными ростовщиками. Наиболее богатыми и влиятельными были купцы из столичных и портовых городов.

Уже в конце Раннего Средневековья появились и затем широко распро­странились объединения купцов одного города - гильдии. Подобно ремес­ленным цехам, они обычно объединяли купцов по профессиональным инте­ресам, например путешествующих в одно место или с одинаковыми товарами. Торговые гильдии обеспечивали своим членам монопольные или привилеги­рованные условия в торговле и правовую защиту, оказывали взаимопомощь, были религиозными и военными организациями. Обычными стали так назы­ваемые торговые дома - семейные купеческие компании. К концу XV в. по­является биржа, где заключают коммерческие контракты. Купцы играли большую роль в общественной жизни и жизни города. Именно они управ­ляли в муниципалитетах, представляли города на общегосударственных фо­румах. Они оказывали влияние и на государственную политику, участвовали в феодальных захватах и колонизации новых земель.

Средневековые города часто возникали на земле феодалов и поэтому должны были им подчиняться. Большинство горожан первоначально состав­ляли крестьяне, издавна жившие на этом месте, иногда бежавшие от своих прежних господ либо отпущенные им на оброк. При этом они нередко ока­зывались в личной зависимости от сеньора города. В руках последнего со­средотачивалась вся городская власть, город становился как бы его коллек­тивным вассалом. Стремление феодала извлечь из города как можно больше доходов неизбежно привело к коммунальному движению - так принято назы­вать борьбу между городами и сеньорами, происходившую повсюду в Запад­ной Европе в X-XIII вв.

Сначала горожане боролись за освобождение от наиболее тяжелых форм феодального гнета. Затем встали и политические задачи - обретение город­ского самоуправления и прав. Исход этой борьбы определял степень незави­симости города по отношению к сеньору. Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях, в других случаях эти привилегии, особенно право само­управления, достигались путем длительной, иногда вооруженной борьбы.

Коммунальные движения проходили в различных странах по-разному, в зависимости от условий исторического развития, и приводили к различным результатам. В Южной Франции горожане добились, в основном без крово­пролития, независимости уже в IX-XII вв. Многие города Северной и Сред­ней Италии стал городами-государствами. В Германии аналогичное комму­нам положение заняли в XII-XIII вв. наиболее значительные из так называемых имперских городов. Формально они подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками. Многие города Северной Франции и Фландрии в результате упорной, часто вооруженной борьбы со своими сеньорами стали самоуправляющими городами - комму­нами. Они выбирали из своей среды совет, его главу (мэра) и других долж­ностных лиц, имели собственный суд и военное ополчение, свои финансы, сами устанавливали налоги. Взамен этого они ежегодно уплачивали сеньору определенную, сравнительно невысокую денежную ренту, а в случае войны выставляли в помощь ему небольшой военный отряд.

Вообще немало городов, даже весьма значительных и богатых, не могли добиться полного самоуправления. Это было почти общим правилом для го­родов на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью. Они пользовались правда рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом избирать органы самоуправления. Однако эти учреждения обычно действовали под контролем чиновника короля либо иного сеньора.

Немало городов, особенно мелких, не обладавших необходимыми силами и денежными средствами для борьбы со своими сеньорами, оставались цели­ком под властью сеньориальной администрации. Права и вольности, получа­емые средневековыми горожанами, во многом были сходны с иммунитет- ными привилегиями, носили феодальный характер. Одним из важнейших результатов борьбы городов с их сеньорами в Западной Европе было то, что подавляющее большинство горожан добились освобождения от личной зави­симости.

Для периода Средневековья была характерна строгая социальная иерар­хия. Каждый человек от рождения принадлежал к определенному сословию. Важно отметить, что социальную структуру средневекового общества отли­чало сложное переплетение классового и сословного деления.

В социальной стратификации понятие «класс» имеет прежде всего эко­номическое содержание, и оно определяет место той или иной общности в производстве и ее отношение к собственности на средства производства и орудия труда. Этому понятию в строгом смысле соответствовали в фео­дальном обществе только два противостоящих и связанных между собой класса: феодальные земельные собственники и зависимые крестьяне.

Сословия же отличал в первую очередь социально-правовой, юридиче­ский статус общности, хотя в конечном счете и он был связан с отношением к собственности. Так, принадлежность к классу крупных земельных собствен­ников определяла господствующие и привилегированное положение феода­лов в обществе, независимо от юридического статуса его сословий - духо­венства и дворянства, на которые изначально распадался класс феодалов.

Крестьянство выполняло в обществе важнейшую функцию его «кор­мильца» и смогло к концу Средневековья несколько улучшить свой юриди­ческий статус, но в целом последний отличался не столько правами, сколько ограничениями.

В процессе развития городов, ремесленных и купеческих корпораций, борьбы горожан с сеньорами и внутренних социальных конфликтов в город­ской среде в феодальной Европе складывалось особое средневековое сосло­вие горожан. В экономическом отношении новое сословие было более всего связано с торгово-ремесленной деятельностью и с собственностью, основан­ной не только на производстве, но и на обмене. В политико-правовом отно­шении все члены этого сословия пользовались рядом специфических приви­легий и вольностей (личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении, в формировании муниципалитета). Обычно город­ское сословие отождествляется с понятием «бюргерство». Словом «бюргер» в ряде стран Европы первоначально обозначали всех городских жителей. По своему имущественному и социальному положению городское сословие не было единым. Внутри него существовали патрициат, слой состоятельных тор­говцев, ремесленников и домовладельцев, рядовые труженики, наконец, го­родское плебейство. По мере углубления этого расслоения термин «бюргер» постепенно менял свое значение. Уже в XII—XIII вв. он стал применяться только для обозначения полноправных горожан. В XIV-XV вв. этим терми­ном обычно обозначались богатые и зажиточные слои горожан, из которых позднее вырастали первые элементы буржуазии.

Население городов занимало особое место в социально-политической жизни феодального общества. Нередко оно выступало единой силой в борьбе с феодалами (иногда в союзе с королем). Позднее городское сословие стало играть заметную роль в сословно-представительных собраниях. Таким обра­зом, не составляя социально монолитного слоя, жители средневековых горо­дов конституировались как особое сословие или, как это было во Франции, сословная группа.

В средневековом обществе сословная стратификация выглядит более по­движной и активной системой, нежели классовая. Процесс самоопределения общественных групп мог проходить в рамках класса, одновременно с его воз­никновением или в ходе его эволюции. Сословия утверждали свои права и привилегии в письменных хартиях. Средневековый человек реализовывал свои юридические и политические права, право собственности или право на труд в экономической жизни через сословную общность, по принадлежности к ней. Корпоративизм собственности и юридического статуса были характер­ной особенностью не только феодального, но всех обществ доиндустриаль- ного периода.

В период Позднего Средневековья острота социальных противоречий вызовет крупные антифеодальные общественные движения с активным уча­стием широких народных масс, которые будут в дальнейшем содействовать победе первых революций в Европе.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта