Главная страница

этнопсихология. Занятие 1 Практические задания


Скачать 60.67 Kb.
НазваниеЗанятие 1 Практические задания
Дата12.10.2022
Размер60.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэтнопсихология.docx
ТипЗанятие
#729999
страница1 из 2
  1   2

Практическое занятие № 1

Практические задания:

1.Составьте таблицу с классификацией основных подходов в исследовании этнической общности и их характеристикой.

Основные подходы в исследовании этнической общности

Характеристика

Примордиалистский подход

Данные кoнцепции объясняют этнические группы как реально существующие группы людей, которые, прежде всего, характеризуются биологическим самoвoспрoизвoдствoм; разделяют базoвые культурные ценности, выражающиеся вo внешнем единстве культурных форм; образуют единые поля коммуникации и взаимодействия; характеризуются членством, обеспечивающим идентификацию для людей, вхoдящих в сoстав группы, и признание их другими группами. Сторонники примордиализма рассматривают этничность в качестве изначальной характеристики, присущей индивиду как члену реально существующей этнической группы. Основу ее составляет кровное родство, общее происхождение и исконная территория.

Конструктивистский подход

Для конструктивистского направления главным является представление об общности территории, общности культуры, «представления или миф об общей исторической судьбе членов этой общности». Согласно последователей конструктивизма «этничность коренится не «в сердцах», а «в головах» индивидов, которые являются членами этнических групп - «воображаемых сообществ» или «социальных конструкций».
Указывает на то, что этнос не является реальностью, существующей объективно, а конструируется людьми. Конструктивисты, чаще всего, подчеркивают значение субъективных элементов (коллективного сознания, коллективной исторической памяти, мифа о едином происхождении, комплекса сходных психологических черт как национального характера). Этничность в конструктивистском подходе - это процесс социального конструирования общности людей, основанной на вере, что они связанны естественными и природными связями, единым типом культуры и представлением или мифом об общности происхождения и общей истории. Соответственно, национальная принадлежность представляется не врожденной, а динамичной, изменяющейся характеристикой человека.

Инструменталистский подход

Инструментализм сочетает в себе примордиалистские и конструктивистские начала. Суть концепции заключается в том, что основным в существовании этноса представляется служение каким-то определенным целям, интересам.
Инструментализм нередко опирается на социально-психологические теории, где этничность трактуется как эффективное средство для преодоления отчуждения, достижения более комфортного состояния и выступает в качестве социальной терапии.
Для инструменталистского подхода главным является акцент на функциональном смысле, где этничность рассматривается как способ достижения определенных целей. Инструменталистское направление часто называют гедонистическим направлением, где этничность выступает в качестве средства для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе.


2. Прочитайте работу Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию» https://klex.ru/cva и напишите тезисы (по тексту одного или нескольких разделов на выбор студента).

1раздел

- Этническая психология располагает необъятным материалом, но отличается большей неясностью в определении своих задач и в установлении собственного предмета.

- Локк пользуется этнографическими аргументами, а в XVIII веке мы встречаемся с частыми попытками в психологическом анализе выйти за пределы «индивида» и сделать предметом психологического исследования также «коллектив» — народ и человечество.

- Этнологические, исторические, политические, лингвистические и подобные исследования должны были в свою очередь навести на мысль о самостоятельном предмете этнической психологии — опыты Изелина, лорда Кемса (Г. Гом), Ферпосона уже явно идут в этом направлении.

- Антропологии и в особенности психические антропологии конца XVIII и начала XIX века сплошь и рядом содержат в качестве необходимой составной части отдел, посвященный вопросам психологии народов и рас.

- Этническая психология Вундта тесно связана с новым направлением в психологии, основателем которого является сам же Вундт.

- Идея динамической социологии Ог. Конта среди многочисленных форм своего осуществления нашла и такие, которые преимущественно основываются на данных этнографии и этнической психологии.

- В Англии идея социологии Конта нашла себе поддержку в социологии Спенсера, богатой также материалом этнической психологии; нельзя себе представить осуществления идеи «политической этологии» Дж. С. Милля без поддержки со стороны этнической психологии; значительный вклад в самое содержание этой дисциплины внесли в Англии в особенности Эд. Тайлор и Фрезер.

- С самых разнообразных сторон приходится встречать сомнение относительно права на существование этнической психологии.

- Один русский ученый, например, категорически утверждал в 1905 году: «Пройдет несколько лет и «народная психология» уже отойдет в область истории».

3. Подберите «батарею» методик по диагностике этнической толерантности, представьте список этих методик

Батарея методик

  1. Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

  2. Вопросник для измерения толерантности (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура)

  3. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

  4. Методика «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения»

  5. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э.Френкель-Брунсвик)

  6. Типы этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)

4. Проведите диагностику по «Методике измерения этноцентризма», разработанной М. Г. Стадниковым (Приложение А), с несколькими испытуемыми, проанализируйте результаты.



Суждения

Полностью согласен

5

Согласен
4

Трудно сказать

3

Не согласен

2

Совершенно не согласен

1




Следует повысить солидарность и чувство национального самосохра­нения русского народа

 5

 

 

 

 




Цель любого гражданина нашей страны в первую очередь - спасе­ние и укрепление единства Отече­ства, а приоритет - возрождение культуры и достоинства русского народа

 

 

 3

 

 




Русский народ для других народов России - естественный центр притяжения

 

 4

 

 

 

 

Государственное будущее России зависит от восстановления русским народом своих материальных и ду­ховных сил, своего национального единства

 

 4

 

 

 




На сепаратизм окраин существует только один действительно серьез­ный ответ - укрепление единства и мощи русского народа ради восста­новления его роли как центра притяжения

 

 

 3

 

 




Ни у кого нет права, оставаясь гражданином России, рассматри­вать ее как чуждую страну пребы­вания, как «эту» страну

 

 

 3

 

 




Русская культура представляет историческую основу, богатство культуры нашей страны

 

 

 3

 

 




Сегодня принижается роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажаются ее высокие гуманистические принципы

 

 4

 

 

 




Сегодня не только пропагандиру­ется идея духовного вырождения русской нации, но и усиливаются попытки создать для этого благо­приятные условия

 

 

 3

 

 




Сегодня широко практикуется про­движение с помощью кино, теле­видения и печати антирусских идей, порочащих нашу историю и куль­туру, открыто унижается достоин­ство русской нации, осмеиваются русская история и наш народ

 

4

 

 

 




Сегодня продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с созна­тельным искажением их изначаль­ного облика

 

 

 

 2

 




Необходимо поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры, правиль­ном освещении ее истории в печа­ти, кино и телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исто­рической роли в создании, укреп­лении и развитии русского госу­дарства

 5

 

 

 

 




Сегодня необходимы усилия, на­правленные на защиту и даль­нейшее развитие великого духов­ного богатства русского народа, яв­ляющегося великим завоеванием всего человечества

 

 

 

 2

 




Возрастание национального само­сознания любого народа рассмат­ривалось как явление позитивное и прогрессивное. Аналогичные про­цессы в национальном самосозна­нии русских однозначно расцени­ваются как явление резко отрица­тельное

 

 4

 

 

 




Я считаю, что русский человек - это самый развитый и самый умный человек вообще

 

 

 3

 

 




Я считаю, что русский человек - это тот человек, который родился в России, там прожил всю жизнь и умер там. Он отличается от других тем, что ему не надо «чужой земли»

 5

 

 

 

 




Мне кажется, что русский человек -это человек, который родился в России и у него очень открытая душа

 

 

 

 2

 




Я думаю, что русский человек - это человек, который живет в России и мыслит как русский

 

 

 3

 

 




Главная особенность русского человека – это его сильный дух и широкая душа

 

 

 3

 

 




Русский человек - это самый хо­роший человек: добрый, умный, сильный, он все делает хорошо, за это его уважают все страны, это самый доблестный человек

 5

 

 

 

 

 Результаты: 70 баллов



Суждения

Полностью согласен

Согласен

Трудно сказать

Не согласен

Совершенно не согласен




Большинство национальных культур мира более отсталые по сравнению с русской культурой

 

 

 3

 

 




Для остальных национальных куль­тур России русская культура должна быть образцом для подражания

 

 4

 

 

 




Люди, принадлежащие к другим на­циональным культурам, ведут себя странно, когда приезжают в Россию

 

 

 

 2

 




Образ жизни, принятый в других национальных культурах, также имеет право на существование, как и образ жизни людей, принадлежа­щих к русской культуре

 5

 

 

 

 




Другие национальные культуры мира должны стремиться достиг­нуть уровня русской культуры

 

 4

 

 

 




Мне безразличны ценности и обы­чаи других национальных культур мира

 

 

 

 

 1




Другие национальные культуры дол­жны относиться с почтением к русской культуре

 

 

 3

 

 




Я могу дружить с людьми из любых национальных культур

 

 

 

 

 1




В русской культуре принят практи­чески самый правильный образ жизни

 

 

 3

 

 




Я очень интересуюсь ценностями и обычаями других национальных культур

 

 

 3

 

 




Я ориентируюсь на ценности рус­ской культуры, когда сужу о людях из других национальных культур

 

 4

 

 

 




Я рассматриваю людей русской культуры как высокодуховных

 

 

 3

 

 




Я предпочитаю не иметь дело с людьми из других национальных культур

 

 4

 

 

 




Большинство людей в русской куль­туре не знают, что для них хорошо

 

 

 3

 

 




Я не доверяю людям из других на­циональных культур

 

 

 

 4

 




Я не люблю общаться с людьми из других национальных культур

 

 

 3

 

 




Я не особенно уважаю ценности и обычаи других национальных культур

 

 2

 

 

 

Результаты: 52 балла
Доклад на тему: «История развития этнопсихологии, связь с другими науками»

Этнопсихология – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений. Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области «психологии народов», «психологической антропологии», «сравнительно-культурной психологии».

Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, что она представляет собой междисциплинарную отрасль знания. В состав ее «близких и дальних родственников» включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается «родительских дисциплин» этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой – психология.

Этнопсихология занимает важное место в ряде различных наук, поскольку знакомит с теоретическими и эмпирическими основами науки, дает представление о культурной обусловленности психики и поведения человека, формировании личности в культуре и социальной психологии межкультурного общения и взаимодействия.

Основоположниками этнопсихологии являются В. Вундт, Г. Лебон, Г. Тард, А. Фуллье и д. Этнопсихологическая проблематика занимает особое, можно даже сказать исключительное место в судьбе социальной психологии как отрасли научного знания.

1. Становление и развития этнопсихологии как науки.

Этнопсихология – (от греч. ethnos – племя, народ), междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.

Создание специальной дисциплины – "психологии народов" – было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем, которые трактовали "народный дух" как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно как их самосознание; содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.

В начале XX в. эти идеи получили развитие и частичную реализацию в "психологии народов" В. Вундта. В дальнейшем в США этнопсихология практически отождествляется с неофрейдистской теорией, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой "базовой", или "модальной", личности, которая в свою очередь ассоциировалась с типичными для данной культуры методами воспитания детей.

Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего и др. Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в XVIII в. Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории XVIII в.

Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д.Юм, и великие немецкие мыслители И.Кант и Г.Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них.

Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине XIX в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Создание новой дисциплины – психологии народов – было провозглашено в 1859 немецкими учеными М.Лацарусом и Х. Штейнталем.

Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов (этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание.

Рубеж XIX-XX вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта. Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов4.

Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Шпетом. Он считал, что продукты духовной культуры есть психологические продукты, и утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений.

Г. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?

Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.

Связь этнопсихологии с другими науками

Этнопсихология и философия

Философияметодологически и теоретически осмысливает главным образом социальное и частично психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межнациональное взаимодействие и общение людей. Представители отечественной теории наций и межнациональных отношений и многие их коллеги за рубежом давно уже признают наличие специфических черт национального характера и их особого сочетания (находящего выражение в психическом складе) у членов той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

Этнопсихология и социальная психология

Психологическая наука, а также ее отрасль социальная психологияв силу своего предназначения должны заниматься конкретным анализом национальных особенностей психики людей, в том числе как представителей конкретных социальных групп, и выявлением закономерностей их проявления и функционирования.

Так как сфера проявления национальных особенностей психики индивида достаточно обширна, правомерно вторгается в макросреду и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания (общественного бытия), закономерно выделилась и стала продуктивно развиваться этническая психология.

Некоторые исследователи рассматривают этнопсихологию именно как область социальной психологии, поскольку эти науки близки по объектам и предметам исследования. Социальная психология изучает процессы развития и функционирование общественной психологии и социальных сообществ (больших и малых социальных групп), а этнопсихология - духовно-психологические черты этносов, их специфику и проявление во всех сферах деятельности и культуры. Выделение этнопсихологии из социальной психологии как научного направления связано с особым интересом к этническому сознанию и идентичности в социальных отношениях общества.

Этнопсихология и этнография (этнология)

Этнология (этнография)как отрасль научных знаний была изначально ориентирована на изучение материальной культуры, систем родства, жизнеобеспечения, воспитания, социальной и политической структуры различных народов; проблем их этногенеза, этничности и межкультурных контактов; расселения этносов, демографических процессов в них; сравнение культурных черт (культурных изменений) того или иного народа.

Отечественная этнография (как и зарубежная этнология), возникнув как наука, нацеленная на анализ и объяснение ритуалов, обычаев и верований, образа жизни и быта представителей различных этносов, специфики их культурных связей с другими людьми, не могла обойти своим вниманием и собственно психологические их характеристики.

Современная этнология предоставляет этнографии концептуальный аппарат. Этнография же как таковая -- в большей мере описательная наука, и этнология является ее теорией. В то же время этнология (этнография) не могла также не исследовать и национальные традиции, привычки и вкусы, специфические особенности поведения и действий представителей различных этносов. Она всегда непосредственно сталкивалась с проявлением в этих феноменах психологического своеобразия, не могла не комментировать его специфику, в определенной мере ее изучать и описывать.

Этнопсихология имеет с этнографией теснейшую связь. Ведь возле источников этнопсихологии стояли не психологи, а этнографы, которые и предложили выделить один из ее разделов -психическую этнографию, то есть изучение интеллектуальных способностей народа, силу воли и характер, чувство достоинства. Итак, этнопсихологию и этнографию объединяет объект исследования - этнические сообщества, но этнография изучает быт и культуру народов, а этнопсихология исследует сознание этнических сообществ, закономерности ее формирования и функционирование.

Этнология (этнография) и социология помогают психологам: методологически верно и всесторонне более грамотно осмысливать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, традиции, привычки и нравы представителей различных национальных групп; осознавать, как они влияют и в каком соотношении находятся с национально-психологическими особенностями людей, как последние проявляются в процессе их социального и культурного бытия. В связи с этим предметом исследований социологов и этнографов выступают не собственно национально-психологические особенности, отличающие одних людей от других, а социокультурные феномены -- материальная культура народов, их структура, родство и система жизнеобеспечения, а также социальная специфика внутригрупповых и межгрупповых этнических отношений.

Этнопсихология и антропология

Такая область этнической психологии, как психологическая антропология близкая по смыслу к социальной (культурной) антропологии, но последняя имеет свою сферу исследования -человека как часть культуры, присущий определенному сообществу.С антропологией этнопсихология наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза. В последние годы на Западе были опубликованы материалы о генетических особенностях отдельных этнических групп, в связи с чем генетику и микробиологию можно поставить в общий ряд наук, на данные которых опирается этнопсихология.

Этнопсихология и социология

Этнические сообщества, поскольку они являются социальными сообществами, изучает и социология, но у нее иной подход к ним. Однако в подходах к этническому сознанию в социологии и этнопсихологии много общего, в частности, они пользуются похожими методами исследования.

С социологией этнопсихологию связывает изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений. Социология и культурология с помощью своих исследований стремятся продемонстрировать наиболее общие тенденции и закономерности взаимодействия и культурных отношений между различными этносами.

Этносоциология-- научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии, занимается изучением социальных явлений, происходящих в различных этнических общностях.

Этнопсихология и культурология

Культурологические исследования тесно связанные с этнографическим анализом культуры, с разработкой ее этнических проблем.

В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своего этнического сознания.

Этнокультурология-- отрасль культурологической науки, которая считает влияние культурной среды определяющим фактором этнопсихологических характеристик народов. По ее мнению, культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, так как целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей одного этноса.

Эта ветвь этнопсихологии изучает язык, быт, архитектуру, народное художественное творчество, а также религию разных этносов.

Этнопсихология и фольклористика

Безоговорочная связь этнопсихологии и с фольклористикой. Если фольклористика изучает фольклор разных народов вообще, то этнопсихология уделяет внимание архетипам, которые зафиксированы в фольклоре.

Этнопсихология и история

Историческая наука дает возможность этнопсихологам точно интерпретировать факторы и источники формирования психологии тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных национально-психологических особенностей на различных исторических этапах их развития.

Из истории этнопсихология берет материал о зарождении, развитии, а также исчезновение или ассимиляцию определенных этнических групп: наций, национальностей, народностей.Историческая наука дает возможность психологам точно интерпретировать факторы и источники формирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных проявлений психики этих людей на различных исторических этапах их развития.

Этнопсихология и экологическая психология

На протяжении продолжительного времени ученые исследуют влияние экологии на этническую психологию. Так, существует много работ, где показано, как окружающая среду (природа, архитектура) влияет на формирование менталитета той или другой наций.

Этнопсихология и лингвистика

С лингвистикой этнопсихологию связывает изучение особенностей психолингвистики определенных этнических групп.

Этнопсихолингвистика-- отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики этноса рассматривает влияние его языка и мышления, которые накапливают и отражают исторический опыт этноса. По мнению представителей этой науки, любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка определяет и структуру мышления представителей конкретной национальной общности, а специфическая функция языка (речи) влияет на своеобразие развития их психических процессов.

Этнопсихология и педагогика

Этнопедагогика-- отрасль педагогической науки, которая занимается: 1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов; 2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; 3) анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; 4) учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. Этнопедагогика тесно связана с этнической психологией. Но их нельзя отождествлять, как это иногда делается.

Педагогам этнопсихологи способны подсказать, например, более подходящее содержание воспитательных мероприятий, т. к. оно во многом определяется спецификой национального опыта той или иной этнической общности.

Этнопсихология и политология

Политология с помощью этнопсихологов может более точно описывать специфику протекания политических процессов в конкретных национальных регионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления национально-психологических особенностей народов, в них проживающих. А педагогам этнопсихология способна подсказать, например, более подходящее содержание воспитательных мероприятий, так как оно во многом определяется спецификой национального опыта конкретной этнической общности.

Заключение

Этнопсихология не может развиваться безотносительно к другим областям знаний. Изучение национальных особенностей психологии сопряжено с большими трудностями. Изучение национальной психологии стоит на стыке нескольких различных дисциплин, отсюда -- комплексность и разнообразие методов этнопсихологических исследований. Этнографы основывают свои обобщения главным образом на наблюдении и сравнении культуры, образа жизни и нравов различных народов. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты психологических экспериментов с людьми, принадлежащими к разным этническим группам. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культурного символизма, произведения народного творчества и т.п. Социологи сопоставляют типичные для данного народа формы деятельности и ценностные ориентации с его общественными учреждениями, включая форму семьи, особенности воспитания детей и т.д.

Связь этнопсихологии с другими науками - ее взаимодействие с другими отраслями знаний, которое обусловливается необходимостью объединения усилий многих исследователей в интересах изучения сходного объекта - явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотношений и поведения людей в составе этнических общностей.

Список литературы

1. Баронин А. С. Этническая психология. - Киев. Тандем. 2000.

2. Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. - М., 1996.

4. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 1999.

5. Этнопсихологический словарь под редакцией Крысько В.Г., МПСИ, Москва, 1999.


Практическое занятие № 2

1. Опишите основные характерные черты личности и поведения

представителей своей культуры. С этой целью проведите диагностику по

методике «Культура делового общения» (Приложение А) и дайте анализ

результатов.

1. Люди моей культуры, разговаривая между собой в деловой ситуации,

обычно:

а) достаточно терпеливы;

б) очень нетерпеливы;

в) очень терпеливы.

2. Люди моей культуры, разговаривая друг с другом, чаще бывают:

а) ровными в общении;

б) словоохотливыми;

в) молчаливыми.

3. Общаясь с деловыми партнерами, люди моей культуры чаще всего:

а) заняты своими делами и проблемами;

б) проявляют любопытство к делам партнера;

в) проявляют почтительность по отношению к партнеру.

4. Люди моей культуры приучены действовать следующим образом:

а) систематически планировать свои будущие дела и встречи;

б) планируют свои будущие дела только в общих чертах;

в) сверяют планирование своих дел и встреч с общими принципами

своей жизни.

5.Человека моей культуры можно охарактеризовать так:

а) любит уединение;

б) очень общительный человек;

в) хороший слушатель, любит и умеет выслушать своих собеседников.

6. В моей культуре люди предпочитают:

а) в данное время делать только одно дело;

б) делать одновременно несколько дел;

в) привыкли реагировать на возникшие проблемы по ситуации.

7. В моей культуре люди привыкли работать:

а) в фиксированное время, но не больше;

б) в любое время;

в) используют гибкий график работы.

8.Людей моей культуры можно охарактеризовать как:

а) очень пунктуальных;

б) непунктуальных;

в) достаточно пунктуальных.

9. В моей культуре люди предпочитают:

а) подчиняться графикам и расписаниям;

б) график их работы и встреч непредсказуем;

в) подстраиваются под график работы своих партнеров.

10. Разрабатывая проект своей будущей работы, люди моей культуры:

а) разбивают проект на отдельные этапы;

б) разные проекты (даже не связанные друг с другом) пересекаются,

накладываются друг на друга;

в) рассматривают картину в целом, не разделяя свою деятельность на

отдельные проекты.

11. Приступая к конкретной деятельности, люди моей культуры:

а) строго придерживаются намеченного плана;

б) меняют планы в зависимости от возникшей ситуации;

в) вносят легкие коррективы в зависимости от возникшей ситуации, не

изменяя планы принципиально.

12. В процессе деловых переговоров люди моей культуры:

а) строго придерживаются фактов;

б) подгоняют факты под декларированные цели;

в) часто дают обещания.

13. При подготовке к деловым переговорам люди моей культуры:

а) получают информацию из статистики, справочников, баз данных;

б) получают информацию «из первых рук» (устно);

в) пользуются и тем и другим.

14. Можно утверждать, что в деловом общении люди моей культуры:

а) ориентированы на выполнение работы;

б) ориентированы на людей, их проблемы и интересы;

в) ориентированы на сохранение уважения и достоинства партнера.

15. Люди моей культуры при общении с другими людьми проявляют:

а) бесстрастность;

б) эмоциональность;

в) ненавязчивую заботливость.

16. В моей культуре руководитель предприятия, фирмы:

а) предпочитает периодически сам поработать внутри одного отдела;

б)предпочитает заниматься делами всех отделов одновременно;

в) предпочитает сам заниматься всеми вопросами фирмы.

17. При решении официальных вопросов люди моей культуры:

а) следуют установленной процедуре, соблюдают законы;

б) используют свои связи и знакомства для быстрого решения проблем;

в) ведут себя как непроницаемые, невозмутимые люди.

18. В моей культуре людям свойственно:

а) неохотно принимать покровительство вышестоящих;

б) искать протекцию и покровительство;

в) беречь репутацию других людей, поддерживать их достоинство.

19. В моей культуре выполнение ответственных заданий руководитель

предприятия или фирмы:

а) поручает компетентным коллегам;

б) поручает родственникам;

в) поручает своим надежным людям.

20. Заканчивая переговоры, официальные либо неофициальные

встречи, люди моей культуры предпочитают:

а) завершать цепь своих действий;

б) завершать межличностное взаимодействие с партнером;

в) реагировать на действия и слова партнера.

21. При проведении переговоров, совещаний, собраний люди моей

культуры:

а) любят твердо установленную повестку дня;

б) связывают обсуждаемые проблемы с другими проблемами, часто не

имеющими связь с первыми;

в) внимательны к происходящему, гибко изменяет проблематику

совещания.

22. В разговоре с собеседниками люди моей культуры привыкли:

а) говорить коротко и четко, обсуждая конкретную тему;

б) разговаривать часами, обсуждая множество тем;

в) умело обобщать сказанное партнером.

23. В моей культуре среди деловых людей принято:

а) делать записи на память;

б) пометки на память делать редко и не систематически;

в) записывать самое существенное.

24. В моей культуре люди, совершив ошибку:

а) предпочитают не признавать ее официально, чтобы не потерять свое

достоинство и уважение окружающих (не любят «терять лицо»);

б) всегда готовы извиниться, признав свою вину;

в) не могут допустить утраты своего достоинства и уважения

окружающих.

25. Люди моей культуры, встречаясь с деловыми партнерами:

а) уважают официальность, строгое соблюдение процедуры встречи;

б) выискивают ключевую фигуру, человека, принимающего

окончательные решения;

в) предпочитают в высшей степени честно вести свои дела.

26. В процессе спора люди моей культуры предпочитают:

а) опираться на логику, факты;

б) эмоционально реагировать, опираться на чувства;

в) избегать конфронтации, конфликтов.

27. В общении с другими люди моей культуры чаще используют:

а) сдержанную жестикуляцию и мимику;

б) несдерживаемую жестикуляцию и мимику;

в) едва уловимую жестикуляцию и мимику.

28. В разговоре с собеседником люди моей культуры:

а) редко перебивают собеседника;

б) часто перебивают собеседника;

в) никогда не перебивают собеседника.

29. Люди моей культуры:

а) разграничивают социальные и профессиональные роли;

б) смешивают социальные и профессиональные роли;

в) соединяют социальные и профессиональные роли.

30. Решая какую-либо задачу, люди моей культуры:

а) никогда не отвлекаются на решение других задач, не разрешив

первую;

б) отвлекаются на решение других задач, часто не доводя первую

задачу до конца;

в) гибко реагируют на изменение ситуации при решении конкретных

задач.

Ключ

А (16 ответов) – моноактивная культура в деловом общении. Моноактивные, ориентированные на задачу (task-oriented) и четко планирующие деятельность

Б (5 ответов)– полиактивная культура в деловом общении;

В(9 ответов) – реактивная культура в деловом общении.

2. Разработайте программу тренинга (на выбор студента):

- Тренинг разрешения конфликтов.

Пояснительная записка:

На современном этапе своего исторического и социально-психологического развития общество пришло к тому, что повсюду человек вовлекается в конфликты различного происхождения. Вследствие столкновения с конфликтом, он теряет намеченную цель, к которой была направлена его деятельность.

Данная программа представляет собой целевое воздействие, на личность молодежного лидера для преодоления сложности восприятия конфликтной ситуации как таковой и развития навыков поиска конструктивного разрешения сложившегося конфликта. Общее время прохождения программы - 3 часа 10 мин.

Программа предназначена для проведения групповых тренинговых занятий с участниками в возрасте от 17 - 20 лет.
Цель программы:

Программа направлена на предоставление возможности участникам тренинга получить опыт моделирования, развития и регулирования конфликтной ситуации, с целью формирования умения конструктивного разрешения конфликта.

Задачи программы:

  • обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

  • помощь участникам в умении не предвзято оценивать конфликтную ситуацию;

  • корректировка поведения участников в сторону снижения их конфликтогенности (конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

  • сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют один коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.


План тренинга

Вводное слово ведущего тренинг 5 мин

В общих чертах конфликт это — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтология. Если говорить более подробно, то конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Существуют различные причины конфликтов, например различные явления, факты, ситуации и .т.д., также причины могут быть социально политическими, экономическими, индивидуально-психологическими и т.д.

  1. Упражнение на знакомство «Интервью» 20 мин

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.


  1. Оценка ожиданий участников 5 мин

Тренер предлагает участникам подумать о том, чего они ждут от занятий и записать это на цветных листиках, которые затем наклеивает на дерево ожиданий, заранее нарисованное на ватмане.


  1. Принятие соглашений группы 5мин

Обсуждение соглашений:

  1. Право говорящего,

  2. Правило поднятой руки,

  3. Право ведущего,

  4. Правило конфиденциальности,

  5. Безоценочность,

  6. «Стоп!»

  1. Упражнение «Соглашение» 20мин

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

•Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

•Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

•Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

•Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

•Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.

•Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным. 
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.

  1. Упражнение «Печатная машинка» (разминка, с целью выработки навыков сплоченных действий) 10мин

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши

  1. Упражнение «Ассоциации» 10мин

Когда мы говорим слово «Конфликт» у нас возникает определённый ряд ассоциаций, чувств. Давайте сейчас каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово конфликт, какой образ подсказывает воображение?
Если это{одежда/мебель/посуда/личность}, то какая?
Хорошо, для чего мы выводили этот ряд ассоциаций?
Для того, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием во время конфликта, надо определить характер этих эмоций, их глубину, степень влияния на поведение.

  1   2


написать администратору сайта