Культуралогия Практическое задание 6.2. Занятие 2 Обучающийся Тюшкевич Юлия Леонидовна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна
Скачать 25.12 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Дисциплина: Культурология Практическое занятие № 6.2 Выполнил: Обучающийся Тюшкевич Юлия Леонидовна Преподаватель: Чепрунова Дарья Владимировна г. Пермь, 2022 Задание 1. Завершите приведенные ниже высказывания, опираясь на знание теоретического материала. Общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы и виды их деятельности, – норма. Система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, – культура. Нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, – культурные универсалии. Обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения – ценности. Совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса – идеал Задание 2. Прочитайте отрывок из работы Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». «… Общество всегда было подвижно единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо, массы – не выделенных ничем…Масса – это средний человек… В сущности, чтобы ощутить массу как психологическую реальность, не требуется людских скопищ. По одному – единственному человеку можно определить, масса это, или нет. Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью… Обычно, говоря об «избранном меньшинстве», передѐргивают смысл этого выражения, притворно забывая, что избранные – не те, кто крикливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно. И, конечно, радикальнее всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего, и для кого жить – это плыть по течению, оставаясь таким, какой ни на есть, и не силясь перерасти себя… Масса – это посредственность, и поверь она в свою одарѐнность, имел бы место не социальный сдвиг, а всего-навсего самообман. Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь на счѐт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своѐ право на неѐ и навязывают еѐ всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться – неприлично. Масса сминает всѐ непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. И ясно, что «все» – это ещѐ не все. Мир обычно был неоднородным и единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой… Пора уже наметить первыми двумя штрихами психологический рисунок сегодняшнего массового человека: эти две черты – беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и, второе, врождѐнная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь… Массовый человек ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для этого требуется незаурядное самомнение… Сегодня… у среднего человека самые неукоснительные представления обо всѐм, что должно твориться во вселенной. Поэтому он разучился слушать. Зачем, если все ответы он находит в себе? Нет никакого смысла выслушивать, и, напротив, куда естественнее судить, решать, изрекать приговор. Не осталось такой общественной проблемы, куда бы он не встрял, повсюду оставаясь глухим и слепым и всюду навязывая свои «взгляды»… Важно, что культуры нет, если нет устоев, на которые можно опереться. Культуры нет, если нет основ законности, к которым можно прибегнуть. Культуры нет, если к любым, даже крайним взглядам нет уважения, на которое можно рассчитывать в полемике. Культуры нет, если экономические связи не руководствуются торговым правом, способным их защитить. Культуры нет, если эстетические споры не ставят целью оправдать искусство. Если всего этого нет, то нет и культуры, а есть в самом прямом и точном смысле слова варварство. Именно его, не будем обманываться, и утверждает в Европе растущее вторжение масс…» Определите, о какой структуре культуры говорится в тексте. Как характеризует автор соотношение между «массой» и «меньшинством» в современной культуре? Чем принципиально различаются «масса» и «меньшинство», о которых говорит автор? Как характеризует автор соотношение между «массой» и «меньшинством» в современной культуре? Ответ: «Массовая культура» - этот тип культуры с точки зрения многих социологов, историков, экономистов и других ученых, зарождается якобы в XIX веке. В ту эпоху, которую особенно критиковал Маркс. В среде «пролетариата» (это не имеет отношения к подлинному смыслу понятия «пролетариат» у Маркса). Зарождается потому, что население растет. Прежде всего население, принадлежащее к низшим и средним слоям. Оно работает, зарабатывает на жизнь, у него есть свободное время. Нужны способы заполнения досуга. Их должно быть много, это приобретает стандартные растиражированные формы. Дальше процесс ширится, и в ХХ веке мы имеем уже «индустрию культуры» как систему удовлетворения нужд населения. Нацеленность на коммерческий успех, легкость содержания, стандартность, отсутствие оригинальности – общепринятые ныне признаки массовой культуры. «Масса – это посредственность, и, поверь она в свою одаренность, имел бы место не социальный сдвиг, а всего-навсего самообман. Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться – неприлично. Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. И ясно, что «все» – это еще не все. Мир обычно был неоднородным и единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой». Называет массу явлением духовным, противопоставив социальному и культурному (измерениям, в которых возможна и толпа). |