философия. Исмаилоа А 213-421 Задания 2. Занятие по теме Природа философского познания и предметное самоопределение философии
Скачать 23.25 Kb.
|
Практическое занятие по теме: «Природа философского познания и предметное самоопределение философии» Ответьте устно на следующие вопросы: 1. Что такое философия? 2. Какое место занимает философия в сфере культуры? 3. Как философия соотносится с религией, наукой и искусством? 4. Назовите разделы философского знания. Какие вопросы они изучают? 5. Какие функция выполняет философия? 6. Что такое мировоззрение? 7. Какие исторические формы мировоззрения выделяют? Охарактеризуйте их. 8. Каковы условия возникновения, развития и многообразия мировоззрений? Прочитайте текст В. Дильтея «Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах» и письменно ответьте на следующие вопросы: 1. Что является главной составляющей мировоззрения? 2. Как возникает жизненный опыт? 3. Что входит в состав мировоззрения? 4. Какие условия влияют на разнообразие мировоззрений? Философия: Учебное пособие. В учебном пособии, которое подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предельно лаконично и в доступной форме изложены основные этапы развития философии и их отличительные особенности, рассмотрены важнейшие проблемы и раскрыты пути их решения различными философскими течениями. Предназначено студентам вузов, колледжей и аспирантам. Философия не была бы философией, если бы она относилась только к науке. Подобно тому как философия родственна любому направлению науки, у нее обнаруживаются связи и со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, то есть в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии. До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. И прав был Ф. Достоевский, утверждавший, что философия — та же поэзия, только высший градус ее. Античная философия действительно вышла из эпической поэзии — первые философские сочинения были написаны в поэтической форме. И хотя в дальнейшем философы перешли на прозу, но во все времена их труды зачастую облекаются в формы художественных произведений: диалоги, исповеди, философские повести и письма, философско-литературные эссе, рассказы путешественников и т. п. Наряду с философией существуют другие способы реализации культурного проекта по освобождению человека от природной необходимости. Миф – формирует первичные представления о сверхприродных началах, проявляющихся в качестве богов и высших сил. Но здесь высшие начала еще не отделены от природы. Боги мифов – это часть природного бытия. Мир здесь еще не расколот, сохраняет первозданную, наивную целостность. Религия– полагает высшее сверхприродное начало за пределы мира природы. Бог, согласно религии, находится в потустороннем высшем мире, он невидим и неосязаем, не обладает никакими характеристиками природных существ и объектов. Он вечен и бессмертен. Это высший идеал и одновременно высшая ступень раздвоенности и расколотости мир. Мир делится на земной, природный и божественный, идеальный. Наука– стремится найти высшие принципы (законы) существования в самой природе, без обращения к сверхъестественным началам. С одной стороны, наука пытается устранить радикальную раздвоенность мира, порожденную религией. С другой стороны, наука частично приносит в жертву высшие идеалы, во многом задачу преодоления природы подменяет задачей приспособления к природе. Искусство– предполагает воплощение высших надприродных начал в доступных чувственному восприятию образах. Искусство есть проект синтеза сверхприродного и природного, попытка воплощения высших идеалов в области приводного существования. Искусство использует природу в качестве материала и средства для выражения сверхприродных идеалов. Тем самым осуществляется творческое преобразование и Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии. Онтология (ontos-сущность+logos-учение).Термин предложен немцем Гоклениусом. Один из разделов философии. Определяется, как 1) учение о бытие, как таковом; 2) учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. Понятие онтология в ходе развития неоднократно менялось. В средние века пытались построить учение о бытии, являетсяся философским доказательством истин религии. В Новое время под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего сущего. Онтология активно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом. Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношени субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные условия и всеобщие основания. Аксиология (axia-сущность+logos-учение) - философское исследование природы ценностей, их места в реальной жизни, структуре ценностного мира и связи ценностей между собой. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а все его действи и их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий "добра" и "зла". Антропология (antropos-человек+logos-учение) - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека. Функции философии Философия как наука выполняет несколько функций: Мировоззренческую. Познавательную. Методологическую. Ценностно-ориентировочную. Мотивационно-побудительную. Мировоззренческая функция Основа мировоззренческой функции лежит в системе теоретически аргументированных взглядов на мир и его явления, свойства и взаимоотношения. Именно эти взгляды являются определяющими в направлении деятельности людей, которая базируется на их представлениях об окружающей среде и реальности. В этой связи можно говорить о том, какой характер имеет сама философия, такому направлению взглядов и придерживается человек. Потому как обе философии и научная, и религиозная имеют под собой теоретические обоснования. Научная философия опирается на достижения, сделанные в разные времена в научной сфере, в свою очередь религиозная, подкреплена знаниями о религии и при этом достаточно яро критикует науку. Исходя из этого, можно говорить, что поведение человека формируют его мировоззренческие установки. Часто случается, что видение мира вступают в борьбу с содержанием практической деятельности людей. Познавательная функция Познавательная функция философии сопровождает науку с самого её зарождения. Потому как философия и возникла именно потому, что люди были склонны к познанию, изучению окружающей действительности, а также различных свойств и законов существования. В каждом периоде своего существования философия занималась решением этих задач и следовала по пути решения одних проблем к постижению других. Методологическая функция Методологическая функция присуща философии ввиду того, что наука вырабатывает принципы отношения человека к миру и хранит знания об этих принципах. Соответственно она может выступать в качестве методологии или в роли учения о методах познания и преобразования реальности. Методология, если рассматривать её как совокупность убеждений и правил, выступает в качестве проявления мировоззрений в действии. В этом направлении можно утверждать, что методологическая функция философии играет значительную роль в формировании и развитии всех видов наук. Исследователи очень часто используют методологические предписания философии в поиске новых способов и методов изучения. Ценностно-ориентировочная или аксиологическая функция Аксиологическая или ценностно-ориентировочная функция представляет собой систему теоретических убеждений относительно мира. А философия, в свою очередь, обуславливает отношение к его явлениям или даёт характеристику их значению для познающего субъекта и/или других людей, кроме этого даже для общества или человечества в целом. Говоря простыми словами, этой функцией даётся оценка всех явлений, и то, какое значение они имеют в жизнедеятельности людей. Философия призвана порождать в человеке пробуждение определённых нравственных ориентаций, аксиологическая функция прекрасно с этим справляется посредством выявления социальных ценностей. Это, логично предположить, способствует формированию более адекватной приспособительной и творческой деятельности человека. Мотивационно-побудительная функция. Мотивационно-побудительная функция философии заключается в том, чтобы подталкивать человека к перманентному развитию и стремлению заниматься полезной для общества деятельностью. Философия как наука формирует у людей определённые взгляды и ценности, а значит, ориентирует в познании мира и понимании сути существования. Исходя из этого, мотивационно-побудительная функция побуждает искать и достигать достойного места в обществе. Кроме этого, философия воспитывает в человеке определённые интересы, идеалы, которые обусловливают мотивы его поведения и достижение поставленных целей. Давая оценку философии как науке, принимая во внимание основные принципы её функций, можно утверждать, что она достаточно открыто влияет на становление и развитие духовного мира личности, воспитание активной жизненной позиции, а также независимость в избрании собственного жизненного пути. Кроме этого, влияет на формирование чувства ответственности перед обществом и другими людьми. Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации[1][2]. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Мифологическое Религиозное Философское Мифологическое[править | править код]Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере. Мифы — в переводе с греческого — «повествования», «сказания». Это была первая попытка объяснить мир, различные явления природы и общества. Мифологическое мировоззрение формировалось на основе эмоционально — ассоциативного воображения. В мифе объединялись: зачатки знаний, религиозных верований, нравственные, эстетические оценки. Миф связывал прошлое с будущим, выполнял функцию духовной связи поколений. Религиозное[править | править код]Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований. Философское[править | править код]Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. Философия — (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия как дисциплина изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9]. Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время», откуда и распространилась впоследствии по всему миру. |