Главная страница
Навигация по странице:

  • Специфика философского знания.

  • Функции философии в культуре

  • Структура философского знания. Разделы философии и философские дисциплины.

  • Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их направления и исторические формы. Основной вопрос философии

  • Диалектика и метафизика как методы философского познания и как философские учения о мире.

  • Древневосточная философия. Основные школы и направления древнеиндийской философии: астическая и настическая школы. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство.

  • философия. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией
    Анкорфилософия
    Дата25.11.2021
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofi_ya.docx
    ТипЗакон
    #282001
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    1. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией.

    Философия – это учение об окружающем мире в целом, об общих принципах и закономерностях бытия и творческом познании его человеком. Философия практична и гуманистична, развивает духовность человека, формирует его мировоззрение.

    Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия: что лежит в основе мироздания, каковы его начала? Может ли человек получить истинное знание об этих началах? или познавательные возможности человека ограничены? (Каковы эти границы?) Что есть Истина? И каковы пути достижения истинного знания? Что такое добро и зло? Прекрасное и безобразное? Откуда появился человек и в чем смысл его бытия? − Последовательные и систематичные ответы на эти и другие вопросы порождает философскую систему. Каждая философская система задает определенное мировоззрение. Виды мировоззрений: научное, религиозное, художественно-эстетическое, философское. Внутреннее теоретическое “ядро” философии, называемое метафизикой (учение о природных, сверхъестественных началах бытия; синоним философии как учения о всеобщем), включает в себя 3 раздела: онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании), аксиологию (учение о ценностях). Разделов философии очень много и их количество постоянно увеличивается, поскольку предметные области философского интереса весьма разнообразны: социальная философия, философия культуры, этика (изучает основы морали и нравственности), эстетика (изучает природу прекрасного и сущность искусства), религиоведение (сущность и разновидности религиозного опыта), философия науки, логика (законы и принципы мышления), философия права, политология, антропология (учение о происхождении и становлении человека, о сущности человеческой личности и специфике человеческого бытия), философия языка (в т.ч. пиар-технологии), философия власти и т.д.

    Специфика философского знания. Духовная культура человечества (производство идей) отличается от его материальной культуры (производство вещей) тем, что её цель никогда не бывает утилитарной, прагматической, т.е. обусловленной спросом и вкусами большинства людей. Цель духовной культуры − расширение духовных горизонтов личности, границ познания и восприятия мира, воспитание эстетического вкуса, нравственное совершенствование личности.

    Традиционно выделяют 4 сферы духовной культуры: наука, философия, религия, искусство. Каждая из этих сфер задает собственную систему мировосприятия, которая определяет выбор человеком жизненных ориентиров и идеалов, в соответствии с которыми он живет и строит отношения с окружающими людьми. Философия и наука ориентированы на поиск истинного и рационально обоснованного знания о мире и человеке (сходство), но по целевым детерминантам познания они отличаются (в науке до последнего времени не ставился вопрос о человеческой ценности познания: “ради чего?”, “во имя чего?”) Философия и религия вырабатывают этические, эстетические и социально-политические ценности (представления о добром, прекрасном, справедливом, должном), но религиозные ценности основаны на вере в религиозные тексты и догматы, тогда как философия стремится ценности разумно обосновать. Философия и искусство едины в стремлении к познанию истины и утверждении высших ценностей, но художественное познание и творчество всегда субъективное, это творчество в виде художественных образов и символов, тогда как философское познание рационально, опирается на универсальную систему общих понятий (категорий).

    Функции философии в культуре. Обычно выделяют 4 основных функции философии в культуре: 1) мировоззренческую (формирование целостного и рационально-критического мировоззрения);

    2) методологическую (содействие приросту научных знаний, главным образом за счет разработки категориально-логического и методического инструментария мыслительной деятельности, а также за счет разнообразных эвристических гипотез, задающих возможные пути научного поиска); 3) интегративную (в науке − это объединение последних открытий и достижений отдельных наук в целостную мировоззренческую систему, а в культуре − это наведение смысловых “мостов” понимания между различными сферами культуры, в результате чего происходит осмысление неявных оснований многих культурных событий); 4) прогностическую (обоснованное прогнозирование будущих состояний мира и человека, подчас далеко опережающее науку, например, греческий атомизм, “семантическая вселенная” Платона, мысли Шеллинга об электромагнетизме и т.п.). Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

    1. Структура философского знания. Разделы философии и философские дисциплины.   

    Структура философского знания включает в себя в качестве своих важнейших разделов онтологию, гносеологию и социальную философию. К онтологическим вопросам относятся вопросы о соотношении бытия и небытия, объективно-предметного и субъективного бытия, вопрос об уровнях бытия - существующее в возможности и существующее в действительности. Если конкретизировать эти вопросы, то это такие вопросы, как: Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным, или он постоянно развивается? В этом разделе рассматривается пространство, время, движение, системность как важнейшие формы бытия. Гносеология — это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия достоверности и истинности знания Главная гносеологическая категория — это истина, а главная проблема гносеологии — можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? В этом разделе рассматриваются следующие вопросы: Что является источником наших знаний о мире и каким методом мы получаем новое знание? Чем научное знание отличается от других видов знания? Каковы критерии истины? Какими познавательными способностями обладает человек? и т. д. Социальная философия — это раздел философского знания, изучающий наиболее общие законы и ценности общественного бытия и социального познания. Основные проблемы этого раздела — природа общества, его специфика, стадии и движущие силы человеческой истории, общество как целостная система, общественные идеалы и перспективы человеческого общества, специфика познания общества и его истории. Основными компонентами социальной философии в широком смысле слова являются философия истории, общая социология, этика, эстетика, аксиология, философская антропология.

    По особой проблематике и предметной области различают самостоятельные разделы (дисциплины) философии.

    1) Антропология .Стремление к познанию природы человека - одна из основных задач философии. Попытка определить область общечеловеческого пробуждает самосознание человека, служит прояснению его собственного места в мире (а именно в отношении других одушевленных существ) и приобретает практическое значение как в сфере осмысленного самоосуществления, так и в построении достойного человека общества.

    2) Этика. Основные проблемы этики нацелены на выяснение того, что такое добро, которое должно определять позицию и поведение человека. Этика стремится методически выявлять основы справедливого, разумного и осмысленного действия и (совместной) жизни. Отправные пункты и основные понятия этики должны восприниматься общезначимо и разумно, без ссылок на внешние авторитеты и соглашения, в результате чего она займет независимую и критическую позицию в отношении господствующей морали.

    3) Эстетика .Эстетика занимается общезначимым определением прекрасного и форм его проявления в искусстве и природе, а также его воздействия на человека. В зависимости от своей ориентации она делает это чисто функционально - либо описательно, либо нормативно. Наряду с теорией искусства в ней рассматриваются вопросы эстетического суждения и форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике заметны также тенденции к теории информации и к лингвистическому анализу.

    4) Метафизика и онтология .Эти дисциплины восходят к философии Аристотеля, понимавшего их как "первую философию", поскольку они задают вопросы о первопричинах и началах сущего как такового; они обсуждают следующие темы: бытие само по себе (онтология), бытие Бога (философские проблемы теологии), душа (психология) и сущее в целом в его взаимосвязанности (космология).

    5) Логика .Это учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Формальная, классическая логика делится на учение об элементах мышления (понятие, суждение, умозаключение) и учение о методах (способах исследования и доказательства).

    6) Теория познания и философия науки. Это учение об условиях, сущности и границах познания. Его тема - соотношение субъекта, объекта и содержания познания. Философия науки занимается предпосылками и основами познания в частных науках. Она выясняет их методы, принципы, понятия и цели и подвергает их критической проверке.

    7) Философия языка. Философия языка рассматривает вопросы возникновения, развития, смысла и функций языка.

    Кроме того, существует ряд более специальных дисциплин.

    1)Философия истории пытается постичь и объяснить природу, смысл и ход истории, а также понять человека в его историчности.

    2)В философии религии исследуется сущность религии как феномена и выясняется его значение для человека и общества, а при необходимости подвергается критике.

    3)Философия природы занимается истолкованием и объяснением природы как целого, а также ее исторических и естественнонаучных исследований.

    4)Философия права исследует проблему обоснования права, главным образом - вопрос о том, существует ли общая норма, из которой можно вывести какое-либо конкретное право (например естественное право).

    5)Социальная и политическая философия рассматривают структуру, функции и смысл государства и общества. Человек понимается как социальное существо, реализующее себя в сообществе.

    Поскольку материя и сознание есть, существуют, постольку с необходимостью в философии возникли вопросы: «Что является фундаментом мира – материя или сознание?» и « Что является главным (первичным) в познании - чувства или разум?» В зависимости от того как решался первый вопрос, в философии сложились следующие основные направления: материализм; идеализм; дуализм. В зависимости от того как решался второй вопрос, в философии сформировались такие основные направления, как: эмпиризм и рационализм.

    1. Основной вопрос философии.  Материализм и идеализм, их направления и исторические формы.

    Основной вопрос философии — метафилософскаяи историко-философскаяконцепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознанияк материи, мышления к бытиюдухак природе. Имеет онтологическийи гносеологическийаспекты. Обычно проблематизируется в форме вопроса: «Что первично, дух или материя?». Марксизмвыделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм, при котором материя обладает преимуществом по отношению к сознанию, и идеализм, при котором идея первична к материи.

    Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: • материализм; • идеализм; • дуализм.

    Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно: • материя реально существует; • материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); • материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; • материя существует и различается по своим внутренним законам; • сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

    • сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

    • сознание определяется материей (бытием).

    К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

    Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

    В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:

    • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

    • субъективный идеализм (Беркли, Юм).

    • Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

    • реально существует только идея;

    • идея первична;

    • вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

    • «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

    • «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

    • каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

    • большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

    • отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

    В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

    • все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

    • идеи существуют в разуме человека;

    • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

    • вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

    Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

    1. Диалектика и метафизика как методы философского познания и как философские учения о мире.

    ДИАЛЕКТИКА — научно-философский метод мышления, познания, основанный на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и их непрерывного развития. В качестве источника развития диалектика утверждает «единство и борьбу противоположных начал». Как метод мышления и научная концепция противостоит метафизике. Диалектика - философская наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое. Диалектика — это теория, согласно которой нечто — в частности, человеческое мышление,— в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез. Сначала — некая идея, теория или движение,— «тезис». Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом», так как она направлена против первого — тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом.

    МЕТАФИЗИКА - философское учение о неизменных, раз навсегда данных и недоступных опыту началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития.

    1. Древневосточная философия. Основные школы и направления древнеиндийской философии: астическая и настическая школы. Основные школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство.

    Философия зарождается приблизительно в одно и то же время в Древней Греции (к. VII − н.VI вв. до н.э.), Индии (VI в. до н.э.) и Китае (V в. До н.э.). Среди социально-экономических факторов выделяют: рабство (разделение умственного и физического труда); быстрый рост городов и торговли (расширение общественных и личных связей между народами) и развитие государственных структур, приведшее к появлению безличного писаного права, требующего четких логических формулировок. Главной духовной предпосылкой является зарождение наук и постепенный рост научных знаний и открытий, которые пришли в противоречие с привычным мифологическим мироистолкованием. Философия возникает как “примиритель” науки и мифа, являя собой новое синтетическое мировоззрение.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта