философия. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией
Скачать 0.74 Mb.
|
Особенности древневосточной философии: 1) глубокая разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с социально-политическими реалиями; 3) в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) - идеи космизма. Специфика “восточного” мировосприятия и философствования: − Традиционализм − тесная связь с мифологической традицией, которая кладется в основу философствования и рассматривается как древняя истина, преданная неправедному забвению новыми поколениями. В Китае таким наиболее авторитетным источником является древнее “Пятикнижие”, в Индии − Веды. − Космоцентризм означает, что человек включен в циклы и ритмы мирового целого, полностью подчинен им и поэтому не может их изменить сознательно, ибо части не дано ведать Путь и Замысел Целого. − Интуитивно-созерцательный характер: “Тот, кто знает − не говорит, но кто (много) говорит − не знает” − гласит восточная мудрость. Говорить, поучать − значит навязывать другим свою точку зрения, свое мировоззрение. Но лишь то знание ценно и плодоносно, которое человек извлек из жизни сам, поэтому изречения восточного мудреца − это указатели в сторону пути поиска истины, но не сама истина. Постичь смысл восточной мудрости можно лишь интуитивно, сразу целиком; западный аналитико-дискурсивный ум эти истины озадачивают, ибо зачастую алогичны, либо выглядят как тавтология или бессмыслица. Основные черты и школы китайской философии. “Золотой век” китайской философии (сер. VI в. до н.э.) исторически совпал с эпохой Чжаньго (“сражающиеся государства”) − периодом политической раздробленности Китая. Тогда, в обстановке невмешательства властей в область мировоззрения, существовало множество школ философии, бурно развивавшихся в условиях свободной (от государственной цензуры) полемики, среди которых наиболее крупными по числу приверженцев были 6 школ: конфуцианство (основатель Кун-цзы), моизм (осн. Мо-цзы), легизм (осн. представители Шан Ян, Сунь-цзы и Хань Фэй-цзы), даосизм (осн. представители Лао-цзы и Чжуан-цзы), школа инь-ян и школа имен (мин-цзя). Одними из самых насущных были тогда вопросы о политической стабильности и правильных методах управления государством, которые приведут Китай к богатству и могуществу. В целом для китайской философии того времени характерно преобладание этических и социальных проблем над онтологическими и гносеологическими вопросами; слабое развитие логики, что связано с неразвитостью точных наук; мифологичность, или отсутствие рационализированности (опора на доказательства, аргументацию) философского мышления; образность языка философии. Основные школы индийской философии. Все школы индийской философии принято делить на две большие группы: Ортодоксальные(астические) школы, признающие авторитет Вед (“Веда” − “Священное откровение”). С их точки зрения, главная задача в жизни каждого человека, − освобождение “я” от сознания. Сознание облекает “я” подобно ненужной, тяжелой и поношенной одежде и вовлекает его в мир греха и страдания. Мир сознания иллюзорен (конечен и преходящ), потому что возникает при связи “я” с объектом, то есть фактически творится “я”, причем чаще бессознательно, чем сознательно. Подлинное “я” человека свободно и бессмертно, это вечное разумное начало. Задача философа − освободить свое “я” от пут невежества и желаний, избавиться от сознания (прекратить творить иллюзии) и научить этому других. Наиболее представительна в этом смысле теория и практика йоги. Буддизм относится к неортодоксальным(настическим) школам индийской философии , равно как и джайнизм (осн. Махавира). Основатель Гаутама Будда (VI в. до н.э.). Сущность учения составляют 4 закона, 4 благородные истины и восьмеричный путь: − закон дхамма: учение об иллюзорности феноменального мира, за которым стоит невидимая глазу высшая (духовная) реальность; − закон кармы − чрезвычайно сложный закон зависимого происхождения, утверждающий существование сложных цепей причинности в мире живой и неживой материи. За любое действие, будь то поступок, мысль или слово, согласно закону кармы будет моральное воздаяние, то есть все события в мире взаимосвязаны и ничто не происходит случайно; − закон всеобщего изменения вытекает из закона кармы и утверждает постоянство изменчивости объектов феноменального мира, то есть все, что бережешь и ценишь (люди, отношения, деньги, власть, стабильность, покой, свободу и т.д. и т.п.) с неизбежностью утратишь, а что доставляет удовольствие и вызывает желание с неизбежностью кончится и будет манить и дразнить своей недоступностью, вызывая страдания. − закон не существования души − все вещи мгновенны, поскольку состоят из дхарм и душа не исключение. 4 благородные истины: существует страдание; у всех страданий есть причина; страдания можно прекратить; есть путь, ведущий к прекращению страданий. Благородный восьмеричный путь. Правильное видение, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение. Выделяют 3 основных направления буддизма: хинаяна (“малая колесница”), махаяна (“большая колесница”), ламаизм (тибетский буддизм). Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности. Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму - свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека. Античная философия досократического периода. Милетская школа, школа пифагорейцев. Гераклит. Школа элеатов. Античный атомизм. Античная философия – совокупность философских учений, созданных в период античности, то есть греческой и греко-римской древности. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина «философия» приписывают Пифагору. В период существования античной философии были заложены основы всех философских направлений, сформированы все основные стили, способы философствования. Античная философия стала источником развития всей последующей западноевропейской культуры. В своем развитии античная философия прошла три периода: 1) досократический (раннегреческая натурфилософия), VII–V вв. до н.э. 2) классический (сократический), середина V – конец IV в. до н.э. 3) римско-эллинистический, III в. до н.э. – VI в. н.э. Досократический период (раннегреческая натурфилософия) Основные представители этого этапа античной философии: а) философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) б) Гераклит Эфесский; в) философы Элейской школы (Парменид, Зенон Элейский); г) школа пифагорейцев (Пифагор); д) механистические материалисты (Анаксагор, Эмпедокл); е) атомисты (Демокрит, Левкипп); Самой характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, то есть в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – природы, Космоса, мира в целом. Главная заслуга философов раннего этапа заключается в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей? В основе этого вопроса лежит следующее философское открытие: существует множество вещей, они зарождаются и гибнут, то есть они преходящи; но тем не менее есть единая, неуничтожимая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и в которую возвращаются. Эта первооснова всего сущего, всеобщее основание бытия получила название субстанция. Все раннегреческие философы и пытаются найти это онтологическое основание всего сущего. Причем, надо отметить, что первооснова мира не дана нам в чувственном опыте, а может восприниматься только умом. Так формируется натурфилософский метод познания – умозрительное, отвлеченное истолкование природы. Самым выдающимся философом-досократиком является Демокрит – родоначальник материалистической линии в философии. Согласно философу, все вещи состоят из мельчайших, неизменных, вечно существующих физических частиц – атомов. Они безграничны числом и неделимы. Атомы разделены пустотой, в которой они движутся. Движение атомов в мировой пустоте, их столкновение и сцепление – это простейшая модель причинного взаимодействия, которому подчинено все в мире. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: – Фалес – астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде; – Анаксимен – первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей; – Анаксимандр – первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным. Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. Школа Пифагора. Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число», – вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины. В числах пифагорейцы видели: – свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего; – объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса. Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна. Элейская школа Школа элеатов сложилась в VI в. до н. э. в Южной Италии в городе Элее. Главные представители этой школы – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Учение элеатов – новый шаг в становлении древнегреческой философии, в развитии ее категорий, в том числе кате Милетской школе субстанция еще физична, у пифагорейцев – математична, у элеатов она уже философична, т.к. под субстанцией они понимали бытие. Более того, именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления. Идеи элеатов 1) Единство, вечность, неизменность сущего, его непрерывность и неразрушаемость. Эта мысль провозглашалась ещё Ксенофаном, а затем была воспринята всеми элеатами. 2) Рационализм в познании и монизм в бытии. Монизм – утверждение, что всё сущее в конечном итоге сводится к первоначалу, к исходному элементу. 3) Целое не просто равно сумме частей, оно качественно отличается от всего, что составляет его сущность. 4) Пустота тождественна небытию; следовательно, пустоты нет. Познанию подлежит лишь то, что существует. 5) Чувства в познании играют второстепенную роль. Они формируют некоторое представление о предмете, впечатление, но это мнение не соответствует истине. Основатели атомистического учения - Левкипп и Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.). Атомисты попытались преодолеть вытекающее из философии элеатов недоверие к чувственно воспринимаемой реальности. Для этого они выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до бесконечности невозможно, существует предел делимости вещества, и его они называли словом "атом" (греч. atomos - неделимый), атомы и есть "подлинное" бытие, они существуют вечно и неизменно; 2) существует также и "небытие" - пустота, в которой движутся атомы. Философия Платона: теория идей, учение о бытии и познании. Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Помимо восприятия чувственных, материальных вещей, мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях. Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы. Более того – лишь мир умопостигаемых идей истинно существует, а чувственный мир вещей является только его бледным призраком. Ни один чувственный предмет не способен быть полным проявлением хотя бы одной идеи, воплотить её в себе целиком. В мире вещей истинные сущности скрыты и искажены покровом бесформенной, бескачественной материи. Вещи – не более чем слабое подобие идей – и, значит, они не являются истинным бытием. Учение об идеях Платон излагает во многих своих диалогах, но наиболее яркий образ дается в 7 книге “Государства”. Идея − это “существующее само по себе” и “себе тождественное”. Мир идей вечен и неизменен, это мир форм (понятий, образов), где правят Число, Закон и Иерархия. Это “умный” и умопостигаемый мир, центром которого является идея Блага, уподобляемая Платоном Солнцу в мире вещей. Мир вещей, феноменов суть изнанка мира идей, в нем правит материя − источник множественности и изменчивости (в т.ч. рождения и смерти). Основной закон материального мира (мира теней): проявление − возникновение − исчезновение. Оформленность мира теней мгновенна и преходяща, поскольку материальные формы − это отдаленное подобие вечных форм. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания в теории Платона состоит в припоминании душой идей, которые она уже созерцала. Душа, согласно Платону, бессмертна, она − часть Мировой души, которая объемлет Космос. Но эту бессмертную часть души нужно прорастить в себе из малого семечка в плод, над чем каждый “работает” в течение многих жизней (доктрина метемпсихоза). Душа человека, по Платону, состоит из 3 частей: разумная часть (творится из той же субстанции, что и душа Космоса); неразумная часть (вожделеющее начало души − страсть к деньгам, власти, безмерному потреблению материальных благ, комфорту); гневливая часть, которая занимает срединное положение и потому может сливаться и с разумной и с неразумной частями. Доминанта разумной части порождает в человеке стремление к знаниям и мудрости; те, у кого доминирует яростная часть, основной добродетелью для себя почитают мужество; неразумные же стремятся к благоразумию. К “неразумным” сословиям относятся торговцы, землепашцы и ремесленники; к “яростным” − воины; к “разумным” − учителя, философы и правители. Используя сократовские и софистские категории, Платон придал бытию вообще и бытию людей в частности откровенно метафизический (философский) смысл. Впервые целеполагающим началом бытия всех вещей стала называться объективно существующая «идея», воспринимаемая только умом. Идея – это смысл и сущность абсолютно всех предметов и явлений природы. Философия Аристотеля: учения о форме и материи, о причинах, движении и строении Вселенной. Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики теории идей Платона. Аристотель категорически не согласен с представлением о самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, отделенности от чувственного мира. Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един, он не распадается на два мира — чувственный и идеальный. Идея существует не где-то в далеких космических далях, а в самих чувственных вещах. Отсюда — и иная оценка природы и возможностей ее познания. Основу естественно- научных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме. Миp состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединение материи и формы. Материя и форма в его учении органично взаимосвязаны, то есть составляют целостность, единство. Материя сама по себе — бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает ее субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны. Первоматерия лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Это субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы — теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля. Для того чтобы из материи возникали разнообразные вещи, необходима некая сила (двигатель), которая бы превращала бесформенную материю в задуманную форму. Главным двигателем в мире Аристотель считает Бога. Он есть форма всех форм – вершина Мироздания. В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего: 1) материальном; 2) движущем; 3) формальном; 4) целевом. Материальная причина противопоставляется философом всем остальным Причины эти таковы: • Материя — «то, из чего». Прежде всего, в его учении отмечается, что только душа является началом и причиной жизни вообще. Душа у Аристотеля имеет несколько уровней: 1) низший – растительный; 2) средний – животный; 3) высший – разумный (чисто человеческий). Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. • Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум- перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. • Действующая, или производящая причина— «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. • Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. По Аристотелю, Вселенная делится на две части: нижнюю (подлунную) и верхнюю (надлунную). Подлунная область состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха, огня. Эта область изменчива, ее нельзя описать на языке математики. Надлунная область – неизменна и вечна, соответствует идеалу совершенной гармонии. Она состоит из эфира, особого вида материи, который не встречается на Земле. Каждому виду материи соответствует свое место во Вселенной: земля – в центре мира, затем идет вода, воздух, огонь, эфир. Бренность земного доказывалась тем, что движение там шло по вертикальным линиям и имело начало и конец. Элемент подлунного мира всегда стремится на свое место, для этого он приводил доказательство: если поднять в руке горсть земли, она упадет вниз, а если разжечь огонь, то он будет стремиться вверх. Элементы земли и воды, стремящиеся вниз, считались абсолютно тяжелыми. Элементы воздуха и огня, стремящиеся вверх, считались абсолютно легкими. А когда элементы достигают естественного места, движение их прекращается. Отсюда следовал вывод: Вселенная конечна, пустота существовать не может, Земля неподвижна, мир существует в единственном экземпляре. |