философия. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией
Скачать 0.74 Mb.
|
9. Этические учения античности (киники, киренаики, эпикурейцы, стоики и др.). Наметившийся в 5 в. до н.э. поворот философии к проблемам человека имел решающее значение для становления этики. В античной этике можно выделить два основных направления: − первое - софисты и аморалисты, отрицавшие обязательность нравственных требований; − второе - учения крупнейших мыслителей Древней Греции - Сократа, Платона (5в. до н.э.), Аристотеля (4в. до н.э.), Эпикура (Зв. До н.э.), заложивших основы этики как науки о нравственности. По мнению одного из представителей школы софистов - Протагора (конец 5-4 вв. до н.э.), нравственность является конкретной для каждого человеческого общества в определенную эпоху, поэтому нравственные требования различны у всех народов, а добро и зло - понятия относительные. Против софистов выступил Сократ(469-399 гг. до н.э.), искавший более прочную основу для обоснования нравственности, сводивший все к верховному разуму человека и к выработке им внутренней гармонии между разумом и различными чувствами и страстями. Еще более глубоко сущность нравственного объяснил ученик Сократа - Платон (428-348 гг. до н.э.), считавший, что в природе существуют идеи добра и справедливости наряду с множеством злого и несправедливого. Полагая, что основы нравственного заключены вне мира - в Идее, заложенной в устройстве мировой жизни и пронизывающей весь мир, все мироздание, в том числе и человека, Платон пришел к заключению, что искание человеком чего-то лучшего, чем обыденная жизнь, т.е. искание Добра и Справедливости, имеет свое объяснение и опору в чем-то находящемся за пределами нашего познания, чувств и опыта. Таким образом, Платон внес в этику идеальное понимание нравственного. Итогом античных достижений в этой области явилась этика Аристотеля (4 в. до н.э.), который первым систематизировал ее как теоретическую науку о добродетелях и дал ей имя. Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса: этические, т.е. относящиеся к характеру, темпераменту, и дианоэтические, т.е. относящиеся к разуму, которому он отводил огромную роль в выработке нравственности, в сдерживании страстей. Все этическое учение Аристотеля делится на три части: учение о высшем благе; учение о добродетелях вообще; учение об отдельных добродетелях, этические добродетели Аристотель называет приобретенными свойствами души. Он обращает внимание на то, что они в решающей степени являются делом привычки. В 3 в. до н.э. появились две новые школы - стоиков и эпикурейцев. Стоики учили, подобно Платону и Аристотелю, что жить следует согласно со своей природой, т.е. со своим разумом и способностями, потому что только в такой жизни мы находим наибольшее счастье. Причем, человек находит свое счастье не в погоне за внешними благами - богатством, почестями и т.п., а в стремлении к чему-то высшему, идеальному, в развитии душевной жизни для блага самого человека, его семьи и общества, и, главным образом, в достижении внутренней свободы. В противовес стоикам софисты считали основной чертой человека и всякого живого существа искание удовольствия, наслаждения, счастья (гедонизм). Однако они не акцентировали внимание на том, что могут быть всякие искания счастья - от чисто животного себялюбия до самого идеального самопожертвования, от узко личных стремлений до стремлений широко общественных. Задача этики состоит в том, чтобы разобрать эти различные виды искания счастья и указать, к чему они приводят и какую степень удовлетворения дают те и другие. Эту проблему исследовал Эпикур, живший в 3 в. до н.э. и достигший широкой известности в тогдашнем греко-римском мире, благодаря разработанному им эвдемонизму - нравственному учению, построенному на искании счастья, но с разбором того, что лучше ведет к счастливой жизни. Началом и концом счастливой жизни Эпикур называет удовольствие. В нем он видит критерий всякого блага. Глубокий след в этическом мышлении оставила школа стоиков, развивавшаяся в Древней Греции, а потом в Риме. Основателем ее считают Зенона (4-3 вв. до н.э.), а затем в Римской империи эти учения развивали Сенека (54г. до н.э. – 36 г.н.э.), Эпиктет и Марк Аврелий (1-2вв. н.э.). Цель стоиков - дать человеку счастье, развивая в нем добродетель, которая состоит в жизни, согласной с природой, развитием разума и с познанием жизни вселенной. Они утверждали, что сама природа содержит в себе правила, а, следовательно, и образцы нравственного - то, что люди называют нравственным законом, вытекает из мировых законов, управляющих жизнью природы. 10.Становление европейской средневековой философии. Апологетика и патристика. Философское учение Августина Аврелия. Начиная с III-IV веков новой эры, в Европе начинает осуществляться переход от рабовладения к новому общественно-экономическому строю – феодализму. Под напором внутренних кризисных явлений и внешних воздействий (набеги варваров) рушится Римская империя. На ее обломках возникает множество мелких государств. Многобожие античного мира сменяется единобожием – пришедшим с Ближнего Востока христианством, которое из первоначально гонимой религии социальных низов постепенно становится государственной религией, приобретая монополию в духовной, а затем и других сферах общественной жизни. Это было обусловлено тем, что христианство более полно соответствовало экономическим, политическим и духовным реалиям жизни новых феодальных государств, а также необходимостью объединения в борьбе против варварства в условиях их политической раздробленности. Все это в свою очередь способствовало формированию христианской церкви – организации верующих, имеющей свою идеологическую основу и организационную структуру. Вместе с этим меняется вся система образования и воспитания, приобретая религиозный характер. В этих исторических условиях философия теряет свою самостоятельность. Она становится служанкой теологии (богословия). Церковь враждебно относилась к античной философии, особенно к материалистическим и диалектическим традициям в ней. Идеи античности если и допускались, то исключительно те, которые могли быть использованы для обоснования религиозных догм. Космоцентризм античного мировоззрения сменяется теоцентризмом, который реализуется через проведение принципов креационизма (лат. «креацио» - творить) – признания Бога как единственного творца мира, провиденциализма – признания предопределенности всех событий и судеб Божественными замыслом и волей и др. Основными этапами развития средневековой философии были апологетика, патристика и схоластика. Апологетика (I-III в.в.) получила свое название от апологий – писем к римским императорам и их наместникам в регионах, в которых с целью защиты христиан от преследований объяснялось отсутствие опасности для Римской империи с их стороны. Постепенно апологеты (авторы этих писем) стали вырабатывать философскую аргументацию ряда принципов и положений христианской веры. Однако системного философского учения апологеты выработать еще не смогли. В то же время потребность в нем возрастала, во-первых, для борьбы со всевозможными ересями и, во-вторых, для разработки общей трактовки христианской догматики, что было необходимым условием объединения христиан в единую церковь. Религиозные мыслители, внесшие наибольший вклад в создание такого учения, были провозглашены святыми отцами церкви – патристами (гр. «патрос» - отец), а период их деятельности (IV-IX в.в.) назван патристикой. Разработчиками основных догм христианской религии являлись Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ориген. Главные проблемы патристики проблемы сущности бога и его тройственности, отношение веры и разума, отношение духа и тела в человеческой природе и др. Самым известным из патристов был Аврелий Августин (Блаженный). Основные его произведения – «Исповедь» и «О граде Божьем». В первом из них он описывает свой трудный и противоречивый путь к христианской вере и дает ряд толкований ее центральных положений. Так, толкуя принцип креационизма, Блаженный полагает, что создав мир и сообщив ему движение в пространстве и времени, Бог продолжает совершенствовать его, привлекая к этому человека. Во второй работе Августин трактует историю как движение человечества к определенной Богом конечной цели – граду Божьему, в котором в отличие от «града земного», в качестве примера которого он называет Рим, люди руководствуются не личными амбициями и своекорыстием, а любовью к Богу и служением ему, восхищаясь разнообразием и гармонией созданного им мира. Августин противопоставляет государство и церковь. Считая первое «царством греха», а вторую – представителем царства Божьего на земле. В то же время, любая власть, даже самая плохая, согласно Августину, существует от Бога, осуществляя божественное провидение, и может быть заменена только Богом. Таким образом, Августиновское понимание истории является провиденциалистским. Он рассматривает свободу человека через возможность спасения или гибели его души, решает проблему оправдания Бога за происхождение зла в мире и др. Средневековая схоластика. Реализм, номинализм и концептуализм. Философское учение Фомы Аквинского. К VIII в. завершается подготовительный этап средневековой философии, и она переходит к схоластике как особому типу размышления, который подчиняет мысль авторитету религиозного догмата и главной задачей считает объяснение бытия Бога и всего, что дает вера, рациональными средствами. Идет систематическая разработка христианской философии. Появляется и соответствующий метод – схоластика, который принципиально отличается как от научного, опирающегося на опыт, так и от мистического, когда истина "открывается" взору в состоянии экстаза. Схоластика (лат. – школьный) – умствование, стремление установить истину путем соединения каких-то догматических предпосылок (теологических положений, например) с философско-теоретическими суждениями. Сначала для этого использовались идеи Платона, а позже Аристотеля. Предпочтение отдавалось формально-логическим построениям. При помощи цепи правильно построенных суждений дедуктивным путем выводилось умозаключение, которое и считалось истиной. Так происходила рационализация богопознания. Философы-схоласты вели споры по многим вопросам, но главными из них были: соотношение общего и отдельного, разума и веры, "доказательство" бытия Бога. Спор об универсалиях (от лат. – общий), их природе и сущности имеет свои корни в учении Платона об идеях. В конце XI - нач. XII вв. он принял форму борьбы "крайнего реализма", представленного Ансельмом Кентерберийским, и "крайнего номинализма" Иоанна Росцелина. Речь шла о том, как соотносится общее и отдельное, существует ли общее (универсалии) реально? То есть, есть ли реально Бог, человек, мир и т.п.? Реализм (лат. – действительный) давал утвердительный ответ: да, общие идеи существуют так же реально, как и сами вещи, но до них и независимо от сознания человека – в божественном разуме. Номинализм (лат. – имя, название) – в противовес реализму отрицал реальность универсалий, считая, что действительным бытием обладают лишь отдельные вещи. Общее же не имеет собственной реальности, оно не более, как название вещи, ее имя. Номинализм, и это нетрудно заметить, вступал в противоречие с религиозными догматами. С точки зрения И. Росцелина, Бог – не более как имя, "пустой звук". Автор был объявлен еретиком. Его позиция в глубине своей таила материалистические ростки, так как обращала внимание на необходимость изучения вещей как реально существующих. Номинализм предвосхитил мощную эмпирическую тенденцию европейской философии, антисхоластическую и антитеологическую по своей сути. Особое мнение в вопросе об универсалиях принадлежало П. Абеляру. По его мнению, общее существует реально, но в виде понятий, концептов, которые отражают сходные признаки вещей. Такая позиция была названа концептуализмом. Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был теолог, монах Фома Аквинский (1225/26–1274). Основные труды Ф. Аквинского – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В этих трудах он разграничивает область применения философии и теологии по предмету (философия направлена на сущее; религия – на спасение), источнику (философия происходит из разума; теология – из веры), цели (философия стремится к знанию ради знания; теология – к знанию ради спасения). Сущность учения Ф. Аквинского – это констатация принципа единства веры и разума. Фома Аквинский утверждал, что вера и разум могут находиться в гармонии, считал, что разум способен рационально доказывать существование Бога, отклонять возражения против истин веры. Ф. Аквинский приводит пять доказательств бытия Бога. 1. Доказательство от цепи источников движения (перводвигатель). 2. Доказательство от цепи причин (первопричина). 3. Доказательство от необходимости. 4. Доказательство от степеней совершенства (абсолютное совершенство). 5. Доказательство от целесообразности. Фома Аквинский разделял идею творения мира из ничего, а также идею бессмертия души, которая представляет собой «чистую форму» и не может быть разрушена. Однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Следовательно, сущность и существование нераздельны, слиты только в Боге. Душа приобретает знания благодаря чувственному восприятию и интеллекту. Фома Аквинский полагал, что разум является высшей из человеческих способностей. Разум выше воли. Как и Аристотель, он видел в воле практический разум, т. е. разум, направленный на руководство человеческими поступками. Однако он делает оговорку, что в повседневной жизни любовь к Богу важнее, чем познание Бога. Гуманизм, антропоцентризм, натурфилософия и пантеизм в философии эпохи Возрождения. Социально-политические учения в философии эпохи Возрождения. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были: • совершенствование орудий труда и производственных отношений; • кризис феодализма; • развитие ремесла и торговли; • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; • появление первых парламентов; • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; • повышение уровня образованности в Европе в целом; • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); • научно-технические открытия. Для философии Возрождения характерен антропоцентризм, в соответствии с которым человек оказывается в центре внимания и выступает как господин природы и творец самого себя. Гуманистическая направленность возрожденческого мировосприятия и творческий универсализм приводят к существенным изменениям, как в жизни общества, так и в жизни отдельного человека. В центр внимания ставит человека, воспевает его достоинство, величие и могущество. Они порождают Реформацию, расцвет искусства и новые открытия в науке. Идеи гуманизма, ценности земной жизни, равенства людей и уважения к их чувствам «проповедуют» Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Мишень Монтень, Томас Мор, Т. Кампанелла и др. В области философии государства и права развивается учение об естественном праве, о договорной основе государства; происходит разделение морали и политики (цель оправдывает средства). Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа". Натурфилософия становится определяющим движением философской мысли на заключительном этапе Возрождения. Ее отличает не только предмет рассмотрения - прежде всего собственно "философия природы", но и метод подхода к основным проблемам философии. Сами мыслители назвали себя "натуральными философами", подчеркивая этим, что рассматривают и космос и человека с точки зрения автономии природы, вне теологии и схоластической книжной традиции. Натурфилософия использовала во всей полноте возрожденное гуманистами античное философское наследие, прежде всего философию "десократников", но также и платонизм, и отвергаемый ею в его схоластической форме Аристотелем. Социально-политические идеи эпохи Возрождения представлены в трудах Николло Макиавелли, Томаса Мора и Томазо Кампанеллы. Автором идеи национального государства был Николло Макиавелли (1469–1527), являющийся в течение ряда лет крупным государственным деятелем Флорентийской республики. Он выступил против политического порядка средневековья, основанного на подчинении государства церкви. Также, по его мнению, от господства церкви должно быть освобождено и право, оно не должно выводиться из постановлений церкви. Право должно определяться сущностью самого государства. Таким образом, Макиавелли – теоретик светского государства, свободного от какого бы то ни было вмешательства церкви в его дела. Такое государство должно основываться на хорошо продуманных законах, а не на религиозных предписаниях. Вот почему буржуазное мировоззрение, в отличие от феодального теологического мировоззрения, называют юридическим. Для того, чтобы идею светского национального государства претворить в жизнь, по мнению Макиавелли, хороши любые средства. С этой точки зрения надо оценивать его учение об искусстве покорения и господства, которое он развивает на страницах самого известного его сочинения «Государь». Исходя из убеждения в низменности человеческой природы, которой присущи скорее пороки, чем добродетели, Макиавелли рекомендует своему государю проводить политику кнута и пряника. Он советует ему быть притворщиком и лицемером, опираться в первую очередь на силу и т. п. С тех пор аморализм в политике нередко называют «макиавеллизмом». Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии: • не существует частной собственности; • все граждане участвуют в производительном труде; • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии: • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов; • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам; • самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники; • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив); • все должностные лица избираются — прямо или косвенно; • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: • отсутствует частная собственность; • все граждане участвуют в производительном труде; • результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; • труд совмещается с одновременным обучением; • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; • большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца; • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем |