Главная страница
Навигация по странице:

  • Сознательное же осознанно воспринимается человеком

  • Психология бессознательного

  • Коллективное бессознательное

  • Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер

  • 30. Основные идеи и направления экзистенциализма. Экзистенциализм

  • 31. Философская антропология и социобиология в западноевропейской философской мысли XX в. Концепция всесторонне развитой личности в советской философии.

  • 32. Классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

  • Эрнстом Лаасом

  • К. Поппера

  • 33. Философское учение о бытии. Эволюция философских представлений о бытии. Монизм, дуализм, плюрализм как онтологические учения. Бытие

  • Платона

  • В материалистической философии

  • В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия

  • Монизм (от греч. monos — один, единственный

  • Дуализм (от лат. dualis — двойственный)

  • философия. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией
    Анкорфилософия
    Дата25.11.2021
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofi_ya.docx
    ТипЗакон
    #282001
    страница8 из 14
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

    29. Основные идеи фрейдизма и неофрейдизма.

    Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

    В объяснении человеческого поведения использовалась трехуровневая модель психологической структуры личности (Ид — Оно, Эго — Я и Супер-Эго — Сверх-Я), позволившая осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты. Гипотезы фрейдизма:

    • каждое психическое явление имеет определенную причину;

    • бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные;

    • существуют три основные инстанции в организации психической деятельности человека: Ид, Эго и Супер-Эго, — которые объединяют сознание и подсознание человека и проявляются в его поведении.

    • Главным вкладом Зигмунда Фрейда в теорию психоанализа можно считать открытие им того факта, что психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

    • Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

    • Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

    • Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.

    • Психология бессознательного, по Фрейду, одно из величайших интеллектуальных достижений человека.

    Неофрейдизм

    • Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма (Э. Фромм), в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.

    У основоположника теории психоанализа З. Фрейда было много последователей и учеников.Одним из них справедливо было бы считать швейцарского психиатра К. Г. Юнга (1875-1961), хотя он и не всю свою жизнь разделял взгляды великого учителя. Тем не менее, многое из концепции Фрейда оказало значительное влияние на становление К. Г. Юнга как ученого.

    Изучая проблемы культуры и общества, К. Г. Юнг приходит к выводу, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное».

    Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах».

    Юнг выступал также и против символической трактовки Фрейдом снов и ассоциаций, утверждая, что символы только тогда приобретают какое-либо содержание, когда поднимаются на сознательный уровень психики.

    В связи с этим Юнг вводит понятие «архетип». Если Фрейд рассматривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения.

    Еще одним представителем неофрейдизма по праву называют американского психолога и философа Э. Фромма (1900-1980).Естественно, что идеями психоанализа Фромм увлекся прежде всего под влиянием З. Фрейда. Его творчеству он посвятил много работ: «Биография З. Фрейда» (1959). «Психоанализ З. Фрейда — достоинства и недостатки'' (1979).

    Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.

    Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем которого он считал К. Маркса.

    Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и некрофилы — стремящиеся к смерти

    30. Основные идеи и направления экзистенциализма.

    Экзистенциализм – (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), «философия бытия» - направление философии в ХХ веке, здесь человек позиционируется и исследуется, как уникальное духовное существо, которое способно само выбирать свою судьбу. Основное проявление экзистенции - свобода, но она также является выражением ответственности за свои действия.

    Данное течение сформировалось в Европе еще в XIX веке. Одним из первых в своих трудах к экзистенциализму обращался Ф. Ницше.

    Основным принципом экзистенциализма можно считать постулат: экзистенция (существование) предшествует эссенции (сущности). Писатели, которые представляют это течение, в своих произведения стараются понять настоящие причины тяжести человеческой жизни.

    Основными чертами экзистенциализма называют:

    • Главная роль отведена категориям абсурдности существования, отчаянию, страху, смерти, одиночеству, отчаянию;

    • Личность находится в постоянной борьбе с социумом, государством, окружающей средой, чем-то враждебным, т.к. все они навязывают ему свою волю, мораль и правила игры;

    • Понятия абсурдности существования и отчужденности личности, являются взаимосвязанными и тождественными в сочинениях экзистенциалистов;

    • Высшей жизненной ценностью объявлена свобода личности;

    • Существование человека рассматривается как драма свободы;

    • Обычно в произведениях рассказ ведется от первого лица.

    Экзистенциализм подчеркивает, что человек несет ответственность за свои поступки, только тогда, когда действует полностью свободно, имеет свободу воли и действий, а также свободу выбора методов реализации этих действий.

    Внутри экзистенциализма существует два основных направления - атеистическое  (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю) и религиозное (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов).

    31. Философская антропология и социобиология в западноевропейской философской мысли XX в. Концепция всесторонне развитой личности в советской философии.

    Философская антропология — философская концепция, опирающаяся на труды Макса Шелера, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

    Человек является сложной целостной системой, которая, в свою очередь, является компонентом более сложных систем — биологической и социальной.

    Смысл проблемы антропологии можно охарактеризовать вопросом: «Как же исторически формировался человек как существо биосоциальное?»

    Философская антропология является весьма влиятельным течением философской мысли в XX в. В центре внимания этого течения — проблема человека, а основная идея — создание интегральной концепции человека.

    Философская антропология, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и решения всех философских проблем.

    В отличие от рационалистических учений, философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека (эмоции, инстинкты, влечения), что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало.

    Основная линия этого течения — поиски антропо-биологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к межличностным отношениям, которые основаны на естественных симпатиях людей.

    С точки зрения философской антропологии человек: —

    уникален и универсален (он венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями, но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни грубые инстинкты, ни возвышенная, утонченная деятельность); —

    является соотношением внутреннего и внешнего (духовный мир человека — это его внутренняя доминанта, но она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве, после чего он оказывается существом социальным, общественным); —

    это единство, состоящее из частей (человек биологический, разумный, действующий, рациональный, чувственный, этический — все это объединено в каждом конкретном индивиде); —

    это существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее (человек обеспокоен своим будущим, потому что его везде ожидают кризисы, он и есть общество кризисное); —

    ему не избежать бремени ответственности перед самим собой (понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических позиций и идеалов, равно как и в их обновлении).

    Основу положения концепции о всесторонне развитой личности в СССР включил в себя «Моральный кодекс строителя коммунизма», включающий в себя правила поведения и развития настоящего коммуниста, разнонаправленное обучение, как физическое, так и духовное, развитие патриотизма.

    32. Классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

    Термином «позитивизм» в истории философии обозначается особое философское течение, которое оформилось в 1830-х г.г. и, сохранив свое влияние до нашего времени, прошло в своем развитии три исторические стадии – «первого» (классического) позитивизма, «второго» позитивизма (эмпирического) и «третьего» позитивизма (неопозитивизма).

    Главный тезис первого позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное («позитивное») знание о мире может быть получено лишь специальными (прежде всего — естественными) науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты.

    Основное содержание эмпириокритицизма (философии «критического опыта») составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаасом (I837–I885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843–1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (I838–I9I6) и др. Основными принципами научного исследования, с точки зрения эмпириокритицизма, являются: принцип координации, т.е. относительной связи субъекта и объекта в процессе познания, ибо субъект познания имеет дело в опыте только со своими ощущениями; принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, теоретико-философских фантазий и представлений; принцип экономии мышления, согласно которому, экономное описание требует ограничить научное знание эмпирическим материалом.

    Первый вариант неопозитивизма — логический позитивизм — сформировался на базе «Венского кружка», основанного в 1922 г. в Венском университете М. Шликом и объединившего группу философов, логиков и физиков. В своих философских поисках они опирались, с одной стороны, на эмпирические ориентации прежнего позитивизма, с другой — на некоторые новые идеи, предложенные в начале XX века

    Представители Венского кружка и их идейные соратники в других странах поставили перед собой грандиозную задачу — подвергнуть критическому анализу все существующее научное и философское знание и его язык.Методом такого анализа должна стать философия (понимаемая как логика), а его результатом — построение единого языка науки.

    Линия на анализ языка была продолжена во втором варианте неопозитивистской философии — лингвистическом позитивизме, который в 50–60 гг. XX века стал господствующей формой позитивистского мышления.

    Постпозитивизм (то, что «после позитивизма») включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки, которые пришли на смену неопозитивистской традиции (критический рационализм К. Поппера, концепция научно-исследо-вательских программ И. Лакатоса, теория исторической динамики науки Т. Куна, анархистская эпистемология П. Фейерабенда).

    33. Философское учение о бытии.  Эволюция философских представлений о бытии. Монизм, дуализм, плюрализм как онтологические учения.

    Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

    Понятие Бытия ввел в философию Парменид(VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.

    Затем у Платонаединый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

    В религиозной философииэто деление сохраняется, истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него.

    В материалистической философиимир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

    В настоящее времячаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

    В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия:

    1. Бытие-то что существует вне сознания человека

    2. Бытие – все что существует во взаимосвязи

    3. Бытие – как человеческое бытие

    Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н.э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие — это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.

    В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей.

    В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI—XVIII вв.) формируются натуралистические представления о бытии как природе, Материалисты этого периода фактически отождествляли бытие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Существовать — значит быть в восприятии».

    Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому метафизическому, подчеркивает, что «становление есть данность бытия-. Категория бытия стала исходной при построении его «науки логики» как системы категорий.

    Величайшая заслуга Гегеля состояла в том, что, во-первых, он категорию бытия наполнил глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития. Во-вторых, философ придал категории бытия полярный характер, связав ее со «своим другим» — категорией «ничто». Единство (противоречие) этих категорий есть становление, единство возникновения и уничтожения. В-третьих, противоречие «бытие-ничто» Гегель сделал «мотором восхождения» в своей логике как последовательно развертывающейся системе категорий (качество, количество, мера, сущность и явление и др.). В-четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса — природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие). Однако немецкий философ представил бытие как «инобытие духа», т. е. растворил бытие в мышлении (панлогизм).

    В диалектическом материализме бытие разделяется на бытие идеального (духовное бытие) и материальное бытие. Последнее считается первичным, определяющим, а первое — вторичным, зависимым от него. Эта зависимость раскрывается через понятие «отражение»: идеальное есть активное творческое воспроизведение материального бытия.

    Монизм (от греч. monos — один, единственный) от­стаивает приоритеты единства мира и выступает как способ рассмот­рения многообразия явлений мира, исходя из единой основы. Разны­ми философскими направлениями эта первооснова могла трактовать­ся по-разному и даже представлять собой взаимоисключающие начала — т.е. мыслиться как материальной, так и духовной. В подобных слу­чаях монизм приобретал либо материалистическую, либо идеалисти­ческую окраску. Однако сама основа мыслилась как единая и един­ственная. В этом и состоял критерий монистических воззрений.

    Дуализм (от лат. dualis — двойственный) исходил из признания двух начал. Когда термин «дуализм» активно вводился в философский обиход немецким философом Х.Вольфом, он и не подозревал, сколь нескончаем спор между монистами и дуалистами. Не исключено, что сам Вольф как рационалист и идеолог Просвещения, подчеркивая значимость дуализма, хотел выявить особую роль разума мышления, идеального в формировании устойчивого миропорядка. Дуализм мог выступать не только в форме паритета души, отождествляемой дуа­листом Рене Декартом с умом и тела — с протяженностью. Любые философские теории, в которых утверждалось равноправие двух на­чал, будь то добро и зло, свобода и необходимость, хаосомность и упорядоченность и пр., выступали как дуалистические.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


    написать администратору сайта