Главная страница
Навигация по странице:

  • Скептицизм (от греческого слова skeptikos – рассматривающий, исследующий

  • 42. Понятия объекта и субъекта познания. Познавательные способности человека. Философские учения о познавательной активности человека.

  • 43. Понятия гносеологического образа (знания о предмете) и истины. Истина, ложь и заблуждение. Философская концепция истины как процесса. Критерии истинности знания.

  • Ложь

  • Критерии истинности знания

  • 44. Понятия непосредственного познания и «живого созерцания». Особенности чувственного отражения. Формы чувственного отражения, их взаимосвязь.

  • Особенности чувственного познания

  • философия. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией
    Анкорфилософия
    Дата25.11.2021
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofi_ya.docx
    ТипЗакон
    #282001
    страница10 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    40. Индивидуальное и общественное сознание. Обыденное и теоретическое сознание.

    Индивидуальное сознание — это отраженное в голове данного человека общественное и индивидуальное бытие, общественное сознание. В нем отражается понимание конкретным человеком происходящих явлений, а также осознание им взаимоотношений между людьми и своего места в обществе. Индивидуальное сознание — это его духовный мир, социальные чувства, настроения, взгляды на общество и т. д.

    индивидуальное сознание является частью общественного сознания. Однако между индивидуальным и общественным сознанием существуют различия, которые обусловлены тем, что:

    • индивидуальное сознание развивается под воздействием большого количества факторов: общественного, индивидуального бытия, общественного сознания;

    • общественное сознание безгранично в своем развитии, индивидуальное сознание ограничено рамками жизни индивида;

    • в общественное сознание входит далеко не все, что входит в индивидуальное. Из индивидуального сознания им воспринимается самое важное и ценное на взгляд общества, классов с позиций их интересов, их положения. Сохраняется то, что прошло проверку временем, что соответствует потребностям социального развития.

    В одно и тоже время происходит углубление и обогащение общественного сознания и отставание от него индивидуального.

    В настоящее время в общественном и индивидуальном сознании имеют место качественные сдвиги;

    • рост рациональной стороны интеллектуального сознания как следствие научно-технической революции;

    • тяга к знаниям как нравственная норма;

    • усложнение сознания личности.

    Из сказанного можно выделить три закономерности:

    • общественное сознание играет определяющую роль по отношению к индивидуальному;

    • взаимодействие общественного и индивидуального сознания носит противоречивый характер;

    • взаимодействие общественного и индивидуального сознания между собой и общественным бытием носит избирательный характер.

    В зависимости от научной глубины отражения общественного бытия выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

    Наряду с классовыми, национальными, производственными отношениями люди вступают в непосредственное взаимодействие в обществе на почве их повседневных насущных интересов, бытовых потребностей, семейных и других связей. Эти стороны повседневной жизни находят отражение в сознании людей, запечатлеваются в соответствующих представлениях, суждениях и взглядах. Совокупность их и образует обыденное сознание.

    Следовательно, обыденное сознание есть отражение их повседневной жизни, повседневных материальных условий на эмпирическом уровне. В него входят:

    • крупицы народной мудрости, фольклора, рекомендации, советы и наставления на основе устоявшихся житейских правил, то есть то, что в известном смысле является традиционным народным сознанием;

    • житейские суждения и представления, сложившиеся или возникающие вновь традиции и нормы поведения, содержащие общечеловеческие требования.

    Для обыденного сознания характерно здравомыслие, то есть то, к чему привыкли, что вынесли из устоявшейся жизни, сложившихся порядков, обычных отношений. В нем содержатся и многие консервативные элементы, к которым относятся: обывательские суждения, невежественные мнения, предрассудки и т. п. 

    теоретическое сознание есть отражение общественного бытия и материальной действительности на основе строгой системы научных понятий, суждений, умозаключений, научно-теоретических доказательств и принципов.

    Теоретическое сознание отличается от обыденного:

    во-первых, по происхождению в обыденном сознании имеет место непосредственное отражение общественного бытия, а в теоретическом сознании — отражение, опосредованное человеческим опытом, знанием и проверенное общественной практикой;

    во-вторых, по качеству: обыденное сознание останавливается как бы на уровне явлений, в то время как теоретическое сознание пытается познать сущность процессов;

    в-третьих, по форме выражения: теоретическое сознание выступает в виде концепций, теорий, системы взглядов; обыденное же сознание — в виде совокупности различных навыков, представлений, отрывочных знаний людей;

    в-четвертых, по субъективному носителю: теоретическое сознание вырабатывается, сохраняется особыми профессиональными группами людей, обыденное же сознание является достоянием всех людей.

    Необходимо отметить, что обыденное сознание полностью не заменяется теоретическим сознанием. В этом просто нет необходимости, так как социальные функции теоретического и обыденного сознания не совпадают.

    41. Проблема познаваемости мира и способы ее решения. Основные направления в философии по вопросу о познаваемости мира: гносеологический оптимизм, крайний агностицизм, скептицизм, релятивизм, конструктивизм, солипсизм.

    Сторонники гносеологического оптимизма утверждают, что не только то, что мир познаваем, но и то, что мир может быть познан человеком в главном, в принципе. Иначе говоря, гносеологический оптимизм отстаивает тезис о том, что человечество за конечный промежуток времени способно в основном завершить познание мира.

    Если оперировать понятием абсолютной истины, то суть позиции гносеологического оптимизма можно выразить следующим образом: человек (человечество) может достичь абсолютной ис­тины

    Второй вариант ответа на основной вопрос гносеологии («познаваем ли мир?») характеризуется понятием «агностицизм». Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию) – позиция, согласно которой мир в том или ином отношении и смысле непознаваем.

    На первый взгляд, позиция агностицизма представляется абсурдной. Действительно, как можно отрицать познаваемость мира, если мы о нем (о различных его фрагментах и сторонах) постоянно что-то узнаем, если науки каждый день приносят нам все новые знания о природе, человеке, обществе? Однако агностицизм не столь примитивен и абсурден, каким он представляется поверхностному взгляду. Поскольку такое утверждение покоится на некотором знании о мире: чтобы утверждать непознаваемость мира мы должны знать о мире, что он непознаваем. Поэтому в истории философии мы встречаемся с философскими построениями, содержащими лишь элементы агностицизма.

    Скептицизм (от греческого слова skeptikos – рассматривающий, исследующий) – философская позиция, которую часто отождествляют с агностицизмом. Однако такое отождествление неправомерно. Сами скептики противопоставляли свою позицию как тем философам, которые считали, что они уже нашли истину, так и тем, которые вообще отрицали достижимость истины. Скептики утверждали, что они ищут истину. Они подвергают сомнению всякое уже полученное человеком знание. Они считают, что человек еще не обрел истины, но они не отрицают в принципе ее достижимости.

    Релятиви́зм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

    Релятивизм происходит из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.

    Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение[1].

    Таким образом, конструктивизм в философии представляет собой теорию, согласно которой всякая познавательная деятельность является конструированием, то есть, созданием некой конструкции. При этом различают узкий и широкий смысл термина «конструкция». В узком смысле, это построения и представления понятий в восприятиигеометрии и логике. В широком смысле, термин относится к особым аспектам миропонимания и самосознания — организующим, структурирующим, формирующим и образным[1].

    Сторонники конструктивизма полагают, что не существует никакой иной реальности, кроме создаваемой человеком. А радикальные конструктивисты вообще утверждают, что вся реальность и суждения о ней — антропогенныантропоморфны и аксиологичны. То есть, не существует одинаковой для всех объективной и независимой от людей реальности

    Солипси́зм (от лат. solus — «одинокий» и ipse — «сам») — философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Может рассматриваться как крайняя форма субъективного идеализма. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле для обозначения крайнего эгоцентризма.

    42. Понятия объекта и субъекта познания. Познавательные способности человека. Философские учения о познавательной активности человека.

    Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

    Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

    В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом).

    Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

    Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

    Чувственное познание - первая, начальная ступень процесса познания, которую человек осуществляет, непосредственно контактируя с предметами и явлениями внешнего мира. Главную роль в чувственном познании играют органы чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Они непосредственно связывают человека с предметным миром, дают чувственный материал для нашего логического мышления.

    Формы чувственной ступени познания - ощущения, восприятия, представления - рождаются не при одностороннем воздействии среды на органы чувств, а в процессе практики, очеловечивания природы и общества, в воздействии этих очеловеченных структур на саму личность человека

    Ощущения - простейший чувственный образ объективного мира, отражение отдельных свойств предмета. Многообразие ощущений выражает качественное многообразие мира. Субъективному образу свойственно однако несовпадение с объектом, но лишь его соответствие ему.

    Восприятие - это чувственный образ предметов в целом (образ человека). Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. Критика понимания восприятия как простого продукта внешнего воздействия на воспринимающего человека. Восприятие следует рассматривать и как данность, и как деятельность; оно есть непрерывный процесс извлечения информации из внешнего мира, включенный в саму структуру реальности.

    Представление - это целостный образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью

    В логическом познании доминирует абстрактное мышление человека. Мышление - форма духовно-душевно-телесной жизни человека. Мышление можно рассматривать и как деятельность, как процесс, как интеллектуальное схватывание, и как творчество.

    Дискурс - рассудочное движение по ступеням от известного к неизвестному.

    Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Главная задача разума - объединение многообразного, синтез противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума диалектика, учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

    Интуиция - усмотрение нового знания без его дискурсивного выведения

    43. Понятия гносеологического образа (знания о предмете) и истины. Истина, ложь и заблуждение. Философская концепция истины как процесса. Критерии истинности знания.

    Результатом познания того или иного объекта (либо мира в целом) является его гносеологический образ, то есть его целостное представление в нашем знании.

    1) Предметный аспект. В этом контексте речь должна будет идти собственно о содержании знания об исследуемом объекте, взятом в совокупности выявленных свойств.

    2) Операциональный аспект. Здесь подразумевается зависимость любого знания от тех способов, с помощью которых оно было получено, подчеркивается соотносимость всякого интеллектуального образа вещи с той ситуацией, в рамках которой вообще сложилось представление о ней.

    3) Оценочный аспект. Здесь проявляется отношение субъекта к изучаемому объекту, сказываются познавательные цели человека, а также его планы по использованию объекта и по применению полученных знаний.

    Как можно видеть, предметный аспект гносеологического образа определяется воздействием окружающей действительности на субъекта познания, а операциональный и оценочный аспекты полностью зависят от противоположно направленного влияния собственно познающей стороны.

    И́стина — философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету

    Ложь — высказывание, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно.

    ЗАБЛУЖДЕНИЕ (лат. erratum) – понятие, фиксирующее момент ограниченности знания, его несоответствия своему объекту или несовместимости с принятым знанием. Как философское понятие заблуждение обозначает неотъемлемый аспект познавательного процесса, состоящий в незавершенности и исторической переоценке его результатов, зависимости знания от изменяющихся условий его производства, а также являющийся источником содержательного многообразия знания, противостоящего познавательным идеалам и нормам.

    Истина - это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина - это два необходимых момента одной объективной истины.

    Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.

    Критерии истинности знания

    Критерий истины базируется на концепции истины и её определения, в зависимости от этих двух параметров будет определяться критерий истинности полученного знания.

    44. Понятия непосредственного познания и «живого созерцания». Особенности чувственного отражения. Формы чувственного отражения, их взаимосвязь.

    НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ

    — самоочевидное, не требующее логического подтверждения знание, полученное путем прямого восприятияистины, созерцания и переживания общего посредством конкретно-единичного. Н.з. противопоставляетсяопосредованному, дискурсивному знанию. 

    Живое созерцание - Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, не выступают объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов. Это первый, поверхностный этап познания с помощью органов чувств.

    Живое созерцание является частью непосредственного познания.

    Особенности чувственного познания:

    • непосредственность;

    • наглядность и предметность;

    • воспроизведение внешних свойств и сторон.

    Формы чувственного познания:

    1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

    2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

    3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта