Главная страница
Навигация по странице:

  • опосредственное познание

  • Рациональное познание

  • Законы правильного мышления.

  • четыре.

  • 2)закон непротиворечия

  • )закон достаточного основания

  • Культурная

  • Структура научно- познавательной деятельности: Субъект

  • 47. Гносеологические особенности эмпирического и теоретического познания. Формы организации эмпирических и теоретических знаний.

  • Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины

  • 48. Научное познание как процесс порождения новых знаний. Формы развития научных знаний: проблема, гипотеза, теория. Научные картины мира.

  • 49. Человек как биосоциальное существо. Антропосоциогенез как объект философского осмысления. Биосоциальный подход к человеку в медицине.

  • 50. Проблема смерти и бессмертия как философская проблема.

  • Человек как и

  • философия. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией
    Анкорфилософия
    Дата25.11.2021
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofi_ya.docx
    ТипЗакон
    #282001
    страница11 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    45.Понятия опосредованного познания, рационального познания, мышления. Особенности абстрактно-логического мышления. Формы мышления. Законы правильного мышления.

    мышление - это опосредственное познание (или отражение) действительности.

    Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты[4]. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция.

    Рациональное познание есть процесс познавания окружающего мира посредством естественного восприятия и мыслительной деятельности.

    Особеноости абстрактно-логического мышления. Специфические особенности абстрактно-логического мышления характеризуют суть данной формы. К ним относятся: умение владеть и пользоваться понятиями и критериями, не существующими в реальном мире; обобщение и анализ; систематизация полученной информации; необязательность непосредственного взаимодействия с окружающим миром для выявления его закономерностей; формирование причинно-следственных связей.

    К основным формам мышления относятся понятие, суждение и умо­заключение.

    Понятие – форма мышления, от­ражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явле­ний, выраженная словом или группой слов.

    Одним из наиболее важных моментов в усвоении понятия является его осозна­ние. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысл. Поэтому осо­знание понятия может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.

    Суждение – форма мышления, от­ражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отри­цание чего-либо.

    В современной психологии понятия «суждение» и «понимание» не яв­ляются полностью тождественными, но они самым тесным образом связаны друг с другом. Если понимание – это способность, то суждение – это результат данной способности. Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

    К суждениям мы приходим как непосредственно, ког­да в них констатируется то, что воспринимается («В ауди­тории довольно шумно», «Все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем – через умозаключения.

    Умозаключение – форма мыш­ления, при которой на основе несколь­ких суждений делается определенный вывод. Иными сло­вами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. Различают два основных вида умозаключений – индук­тивное и дедуктивное.

    Законы правильного мышления. Чтобы правильно мыслить и правильно доказывать и опровергать ложные утверждения, находить свои ошибки при построении умозаключений, мы должны подчиняться множеству отличающихся друг от друга логических законов мышления.

    В течении жизни люди узнали, что мыслить об одном и том же явлении можно по разному, и стали называть каждое мышление своим названием, то есть законом мышления (логики). В настоящее время их насчитывается всего четыре.

    1) закон тождества - Если подчиняться закону тождества, то нельзя в процессе рассуждения заменять какое-либо понятие другим понятием, подмена понятий недопустима

    2)закон непротиворечия - «Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать»

    3)закон исключённого третьего - Из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано

    4)закон достаточного основания - все мысли которые можно объяснить считаются истинными, а те которые объяснить нельзя - те ложные

    46. Понятие науки. Функции науки. Структура научно-познавательной деятельности. Типология методов научного познания. Понятие методологии научного познания.

        Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. 

    Исследователи выделяют четыре социальных функции науки:

    1. Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений.

    2. Образовательная. Заключается не только в обучении, но и в социальной мотивации, выработке ценностей.

    3. Культурная. Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры.

    4. Практическая. Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

    Структура научно- познавательной деятельности:

    Субъект научного познания – профессионально подготовленный человек, обладающий специальными научными знаниями.

    Объект– это исследование реальности, познание которой выходит за рамки исторически сложившейся практики, знание о которой находит применение в будущем.

    Цель– приращение научного знания.

    Средства– материальные объекты, включенные в научное познание (специальные инструменты, измерительные приборы и т.д.).

    Результат – истин-ные знания, отражающие существенные свойства изучаемых объектов.

    Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования, на всеобщие (философские), общенаучные и частнонаучные.

    Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

    Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т.е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Их классификация тесно связана с понятием уровней научного познания.

    Различают два уровня научного познания:

    – эмпирический;

    – теоретический.

    МЕТОД (от греч. методос) в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие "методология" имеет два основных значения:

    1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

    2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью методологическое к рациональному. "Все сущее не делится на разум без остатка", так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.

    Итак, МЕТОД (в той или иной своей форме) - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ, СПОСОБОВ, НОРМ ПОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

    47.  Гносеологические особенности эмпирического и теоретического познания. Формы организации эмпирических и теоретических знаний.

    Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня — эмпири¬ческий и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику. Эмпиризм отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чув¬ственное познание), рациональный момент и его формы (сужде¬ния, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимуще¬ственно со стороны своих внешних связей и проявлений (Иногда утверждают, что эмпирическое познание отражает лишь вне¬шние свойства и отношения предметов и процессов. Но это неверно, ибо тогда мы никогда не выявим их внутренние связи, существенные, закономерные отношения), доступ¬ных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные призна¬ки эмпирического познания.

    Эмпирическое, опытное исследование направлено непосред¬ственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваи¬вает его с помощью таких приемов и средств, как описание, срав¬нение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция, а его важнейшим элементом является факт 

    Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций "высшего порядка" - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. 

    Теоретический уровень познания обычно расчленяется на два типа — фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности.
    Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины
     во всей ее конкретности и полноте содержания.

    Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д.

    48. Научное познание как процесс порождения новых знаний. Формы развития научных знаний: проблема, гипотеза, теория. Научные картины мира.

     Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов.

                Формирование научных законов, а также перерастание частных законов в проблемы предполагает, что обоснованная экспериментально или эмпирически гипотетическая модель превращается в схему. Далее следует этап применения гипотетической модели к качественному многообразию вещей, т.е. качественное расширение, затем – этап количественного математического оформления в виде уравнения или формулы, что знаменует фазу появления закона.

    Таким образом, рост научного знания можно представить в виде следующей схемы: модель–схема–качественные и количественные расширения – математизация-формулирование закона. При этом одной из наиболее важных процедур в науке является обоснование теоретических знаний.

    ПРОБЛЕМА

            (от греч. — преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания вопросили целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практич. или теоретич. интерес

    Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις — предположение[1]; от ὑπό — снизу, под + θέσις — тезис) — предположение[2] или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиомпостулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет научному методу, то есть объясняет все факты, которые гипотеза призвана объяснить; не является логически противоречивой; принципиально проверяема, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом; не противоречит ранее установленным фактам; приложимо к возможно более широкому кругу явлений.

    Тео́рия (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел

    Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах, сферах и закономерностях природы, формирующая мировоззрение человека.

    Научные картины мира менялись с течением времени, в зависимости от того, какие ценности и приоритеты ставило человечество в данную эпоху выше всего.

    Принято выделять 4-5 основных научных картин времени, которые соответствуют основным временным промежуткам истории:

    1)космоцентрическая

    2)теоцентрическая

    3)антропоцентрическая

    4)гносеоцентрическая

    5)механистическая и информационная

    49. Человек как биосоциальное существо. Антропосоциогенез как объект философского осмысления. Биосоциальный подход к человеку в медицине.

    ЧЕЛОВЕК - биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

    Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
    Биосоциальный подход позволяет понимать все действия, творения, реакции и поступки человека двояко – выявляя в них животную (биологическую, зоологическую) составляющую и собственно разумную, рациональную природу. В этой теории этнос есть общество, основанное на компромиссе между животным и разумным, причем животное начало проявлено здесь в большей степени, чем в других формах общества. Логика соц. истории видится как процесс усиления рационального начала по отношению к началу биологическому, животному. Этнос тем самым признается биологической стороной человека. И то, что он сохраняется в сложных обществах, истолковывается как дань животной стороне человека как такового.

    50. Проблема смерти и бессмертия как философская проблема.

    Среди всех вещей, которыми гордится человек, непревзойденное значение занимает его ум. Именно он позволяет ему знать, что существует такое явление, как смерть, и размышлять о его значении. Животные не могут делать этого; они не осознают и не предвидят, что придет день и они погибнут. Перед животными не стоит проблема смерти или трагедии смерти. Они не спорят о воскресении и вечной жизни. Лишь люди могут спорить об этом, что они и делают. Вывод из такого спора чаще всего заключается в том, что эта жизнь есть всё. Истина относительно смерти освобождает нас и от унизительного страха, и от легковерного оптимизма. Она освобождает нас от лести самим себе и от самообмана. Люди не только могут вынести эту истину, касающуюся смерти,- они могут подняться выше ее, к гораздо более благородным мыслям и действиям, чем те, которые сосредоточиваются вокруг вечного самосохранения.

    Мечта людей о личном бессмертии родилась в глубине веков. Она имела и религиозно - пессимистические (когда бессмертными считались только боги), и религиозно-оптимистические формы (когда люди верили в вечную загробную жизнь). Но время шло, и вера иссякла. Человек все чаще отрекался от богов, и вот уже являются сонмы не верующих ни в богов, ни в посмертное вечное блаженство. Они жаждут земных радостей, и можно сказать, что борьба с преждевременными смертями, за долгую и счастливую жизнь (если не для себя, то по крайней мере, для своих потомков) составляет основную цель всего исторического развития человечества.

    Знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода озабоченности по поводу смерти. Это знание делает смерть в каком-то смысле неважной, оно освобождает всю нашу энергию и время для осуществления и расширения счастливых возможностей на этой земле. Это знание приносит человеку силу, глубину и зрелость, оно делает возможность простую, понятную и вдохновляющую философию жизни.

    От рождения до смерти мы можем жить нашей жизнью, работать ради того, что мы считаем дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем придать нашим действиям значительность, и наполнить наши дни на земле смыслом и размахом, которых не сможет уничтожить и наш конец - смерть.

    51. Человек в системе социальных  связей. Человек как родовое существо. Человек как индивид, индивидуальность и личность.

    Человек –это социобиологическое существо, у которого в условиях современной цивилизации социальное начало (воспитание, мораль, законы) контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие для формирования нормального человека, развития в нем индивидуальных, личностных качеств. Люди, с рождения живущие вне человеческого общества, развивали только биологическое начало и даже после возвращения в общество, не прижились в нем. Большую значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность играет труд, практика.

    Человек как индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта