Главная страница
Навигация по странице:

  • Глобализа́ция

  • Антиглобали́зм

  • 63. Философия и медицина. Понятие философских оснований медицинских наук. Место медицинских наук в системе научного знания. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знаний в медицине.

  • Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии.

  • Ф.Бэкона, И.Канта

  • К основным проблемам философии медицины относятся следующие

  • Субъект медицины

  • философия. Философия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией


    Скачать 0.74 Mb.
    НазваниеФилософия, ее предмет и функции. Специфика философского знания. Статус философии в культуре. Связь философии с наукой и религией
    Анкорфилософия
    Дата25.11.2021
    Размер0.74 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofi_ya.docx
    ТипЗакон
    #282001
    страница14 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    62. Глобальные проблемы современного общества. Концепция глобализации. Антиглобализм.

    Глобальные проблемы современности — это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.

    Глобализа́ция — процесс всемирной экономическойполитическойкультурной и религиозной интеграции и унификации[1].

    Антиглобали́зм — общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

    63. Философия и медицина. Понятие философских  оснований медицинских наук. Место медицинских наук в системе научного знания. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знаний в медицине.

    Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода.

    Задача философии медицины, конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положения диалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель -  учить студентов, врачей-клиницистов применять диалектику к анализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем от знаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющий диалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможет правильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессы в организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам – правильно поставить диагноз и назначить лечение.

    Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей.

    Сегодня можно говорить о том, что медицина – это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.

    Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.

    64. Логико-гносеологические проблемы научно-медицинского познания. Объект, предмет и субъект научно-медицинского познания.  Особенности опытно-экспериментальных исследований и построения систем теоретических знаний в медицинском познании.

    Философское значение медицинского познания конкретных фактов в жизнедеятельности людей, влияющих на их физическое и психическое здоровье, поистине огромно. Оно позволяет по достоинству оценить многочисленные факторы (лат. factor — движущая сила), обеспечивающие укрепление здорового образа жизни людей, а также устранение условий и обстоятельств, вызывающих массовые заболевания. Любые позитивные моменты управления общественным здравоохранением, эффективные средства и методы лечения людей должны тщательно научно изучаться и философски осмысливаться всеми медиками с целью активного и полноценного развития медицинской теории.

    К основным проблемам философии медицины относятся следующие:проблема субъекта и объекта в медицинском познании; связь медицины с другими явлениями культуры;проблема жизни и смерти; соотношение биологического и социального в здоровье и болезни; проблема понимания в медицине (медицинская герменевтика); проблема причинности в медицине; философско-этические проблемы медицины и др.

    объектом медицины является человеческий организм в норме и патологии. В то же время человек – существо общественное, по мере развития его социальных качеств, развития системы разнообразных взаимосвязей и взаимоотношений в обществе медицинская деятельность по профилактике и лечению заболеваний обращается уже не только к конкретному человеку, но и к обществу.

    Субъект медицины так же сложен, как и ее объект. С одной стороны, это врач-профессионал, обладающий знаниями, умениями, навыками, опытом. Именно врач несет груз личной профессиональной, социальной, моральной ответственности за жизнь и здоровье пациента. С другой стороны, медицинская деятельность носит общественный характер. Врачебные коллективы, научно-исследовательские сообщества, медицинские службы и организации различного уровня обеспечивают уровень здоровья населения. И, наконец, сам человек в первую очередь ответствен за свое здоровье, от уровня его медицинской и общей культуры, от его умения объективно оценивать состояние своего организма во многом зависит точность постановки диагноза и успех лечения. Поэтому пациент, человек со своими психическими особенностями, моральными представлениями, уровнем культуры, образом жизни, также является субъектом медицинской деятельности

    Предметом медицины является человек, проявляющий себя в своей биологической природе (как организм) и в социально-психологическом качестве (как личность). Личность и организм представляют два аспекта одной и той же реальности. 
    Сегодня ученые-медики в своей научно-исследовательской и лечебной практике постоянно сталкиваются с ситуациями, когда от них требуется большая описательная работа, связанная с изложением показателей медицинских приборов, клинических анализов, субъективной оценки новых фактов проявления болезни и психического состояния пациента.
    Наряду с принятием традиционных решений, основанных на общепринятых принципах медицинского эмпиризма, врачам нередко приходится действовать абсолютно самостоятельно, нестандартно. Такие их действия справедливо называют творческими.

    Поскольку жизнедеятельность человека определяется сложнейшими биохимическими и нейрофизиологическими процессами, зависящими от многочисленных эндогенных и социальных факторов, условий внешней среды, результаты искусственно воспроизводимых исследований и экспериментов носят порой сугубо индивидуальный характер и устанавливаются лишь посредством статистического их восприятия. Кроме того, в процессе медицинского эксперимента можно уяснить далеко не все стороны жизнедеятельности целостного организма. Комплексно оценить изучаемые экспериментальным путем явления такого рода возможно только путем накопления большого количества фактов, их сопоставления и статистической обработки, причем очень часто приходится пользоваться результатами других исследователей, опубликованных в научных изданиях.
    И, наконец, многочисленные медицинские исследования и эксперименты невозможно проводить на человеке из-за их опасности для жизни и здоровья, а моделирование патологии человека на животных и эксперименты на них не всегда дают адекватные результаты при дальнейших клинических испытаниях.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта