Главная страница
Навигация по странице:

  • * Античность (т. 1)*

  • Джованни Реале и Дарио Антисери том 1. Западная философия от истоков до наших дней


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеЗападная философия от истоков до наших дней
    АнкорДжованни Реале и Дарио Антисери том 1.doc
    Дата02.05.2017
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДжованни Реале и Дарио Антисери том 1.doc
    ТипДокументы
    #6333
    страница1 из 19
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Джованни Реале и Дарио Антисери

    Западная философия от истоков до наших дней



    * Античность (т. 1)*

    Оглавление (гл. 1 — 5):
    Предисловие К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Error: Reference source not found

    Предисловие К ШЕСТНАДЦАТОМУ ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ Error: Reference source not found


    Западная философия от истоков до наших дней 1

    Предисловие
    К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 6


    Предисловие
    К ШЕСТНАДЦАТОМУ ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ 6


    ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 7

    Глава первая 7

    Генезис, природа и развитие античной философии 7

    1. ГЕНЕЗИС ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 7

    1.1. Философия как создание эллинского гения 7

    1.2. Невозможность доказать происхождение философии с Востока 7

    1.3. Научные познания египтян и халдеев и их греческие трансформации 8

    2. ФОРМЫ ГРЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ПОДГОТОВИВШИЕ РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 8

    2.1. Поэмы Гомера и гномические поэты 8

    2.2. Общественная религия и орфические мистерии 9

    2.3. Социо-политико-экономические условия, благоприятствовавшие расцвету философии 10

    3. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛЬ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 11

    3.1. Отличительные особенности античной философии 11

    3.2. Философия как потребность человеческого духа 11

    3.3. Фундаментальные проблемы античной философии 12

    3.4. Фазы и периоды античной философии 12

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ 13

    ОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ 13

    НАТУРАЛИСТЫ ДОСОКРАТИКИ 13

    Глававторая 13

    "Натуралисты" и философы "физиса" 13

    1. ПЕРВЫЕ ИОНИЙЦЫ И ПРОБЛЕМА НАЧАЛА ВСЕХ ВЕЩЕЙ 13

    1.1. Фалес из Милета 13

    1.2. Анаксимандр из Милета 13

    1.3. Анаксимен из Милета 14

    1.4. Гераклит из Эфеса 15

    2. ПИФАГОРЕЙЦЫ И ЧИСЛО КАК НАЧАЛО 16

    2.1. Пифагор и так называемые пифагорейцы 16

    2.2. Число как начало 17

    2.3. Элементы, из которых происходят числа 17

    2.4. Переход от чисел к вещам и обоснование понятия космоса 19

    2.5. Пифагор, орфизм и "пифагорейская жизнь" 19

    2.6. Божественное и душа 19

    3. КСЕНОФАН И ЭЛЕАТЫ: ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ 20

    3.1. Ксенофан и его отношения с элеатами 20

    3.2. Парменид и его поэма о бытии 21

    3.3. Зенон и рождение диалектики 22

    3.4. Мелисс из Самоса и систематизация идей элеатов 23

    4. ФИЗИКИ-ПЛЮРАЛИСТЫ И ФИЗИКИ-ЭКЛЕКТИКИ 23

    4.1. Эмпедокл и четыре "корня" 23

    4.2. Анаксагор из Клазомен: открытие гомеомерий; понимающий, упорядочивающий ум 24

    4.3. Левкипп и Демокрит. Атомизм. 25

    4.4. Эклектический регресс последних физиков и возвращение к монизму: Диоген из Аполлонии и Архелай из Афин 26

    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 27

    ОТКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА 27

    СОФИСТЫ, СОКРАТ, СОКРАТИКИ
    И ГИППОКРАТОВА МЕДИЦИНА 27


    Глава третья 27

    Софистика и смещение оси 27

    философского поиска с космоса 27

    на человека 27

    1. ИСТОКИ, ПРИРОДА И ЦЕЛИ ДВИЖЕНИЯ 27

    СОФИСТОВ 27

    2. ПРОТАГОР И МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ 28

    3. ГОРГИЙ И РИТОРИКА 29

    4. ПРОДИК И СИНОНИМИКА 30

    5. НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В СОФИСТИКЕ: ГИППИЙ И АНТИФОНТ 30

    6. ЭРИСТЫ И СОФИСТЫ-ПОЛИТИКИ 31

    7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

    Глава четвертая 31

    Сократ и младшие сократики 31

    1. СОКРАТ И ОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ЗАПАДНОЙ МОРАЛИ 31

    1.1. Жизнь Сократа и проблема источников 31

    1.2. Открытие сущности человека (человек — это его душа) 32

    1.3. Новый смысл "добродетели" и новая шкала ценностей 33

    1.4. Парадоксы сократовской этики 33

    1.5. Открытие Сократом понятия свободы 33

    1.6. Новое понимание счастья 34

    1.7. Революция ненасилия 34

    1.8. Теология Сократа 34

    1.9. "Даймонион" Сократа 35

    1.10. Диалектический метод Сократа и его цель 35

    1.11. Сократическое "незнание" 36

    1.12. Ирония Сократа 36

    1.13. "Опровержение" и сократическая "майевтика" 36

    1.14. Сократ и обоснование логики 37

    Общие замечания 37

    2. МЛАДШИЕ СОКРАТИКИ 38

    2.1. Круг сократиков 38

    2.2. Антисфен и прелюдия кинизма 38

    2.3. Аристипп и школа киренаиков 39

    2.4. Евклид и мегарская школа 40

    2.5. Федон и элидская школа 40

    Заключение 40

    Глава пятая 41

    Зарождение медицины как автономного научного знания 41

    1. КАК РОЖДАЕТСЯ МЕДИК И НАУЧНАЯ МЕДИЦИНА 41

    2. ГИППОКРАТ И "КОРПУС ГИППОКРАТА" 41

    3. "КОРПУС ГИППОКРАТА" 41

    3.1. "Священная болезнь" и редукция всех болезненных феноменов к одному измерению 41

    3.2. Открытие структурной соотнесенности между болезнью, характером человека и окружающей средой в сочинении "О водах, ветрах и местностях" 42

    3.3. Манифест Гиппократа: "Древняя медицина" 42

    4. КЛЯТВА ГИППОКРАТА 43

    5. ТРАКТАТ "О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА" И ТЕОРИЯ ЧЕТЫРЕХ СОСТОЯНИЙ 44

    Глава шестая.
    Платон и античная Академия 49


    1. ПРОБЛЕМА ПЛАТОНА 49

    1.1. Жизнь и сочинения Платона 49

    1.2. Вопрос аутентичности и эволюции творчества 50

    1.3. "Записанные" и "незаписанные" теории. 50

    1.4. Платоновские диалоги и Сократ как персонаж диалогов 51

    1.5. Возрожденный и новый смысл "мифа" 51

    1.6. Многогранность и многозначность платоновской мысли' 52

    2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТАФИЗИКИ 52

    2.1. "Вторая навигация", или открытие метафизики 52

    2.2. Гиперурания, или мир идей. 53

    2.3. Структура идеального мира 53

    2.4. Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса 55

    2.5. Бог и божественное у Платона 55

    3. ПОЗНАНИЕ, ДИАЛЕКТИКА, РИТОРИКА, ИСКУССТВО И ЭРОТИКА 56

    3.1. Источники познания 56

    3.2. Ступени познания: мнение и наука 57

    3.3. Диалектика 57

    3.4. Искусство как удаление от истины 57

    3.5. Риторика как мистификация истины 58

    3.6. Эротика как алогичный путь к абсолюту 58

    4. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА 59

    4.1. Дуалистическое понимание человека 59

    4.2. Парадоксы "бегства от тела" и "бегства от мира" и их смысл 59

    4.3. Очищение души как познание и диалектика как обращение 59

    4.4. Бессмертие души 59

    4.5. Метемпсихоз и судьба души после смерти. 60

    4.6. Миф об Эре и его смысл 60

    4.7. Миф о летающей крылатой колеснице 61

    4.8. Итоги эсхатологии Платона. 61

    5. ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ 61

    5.1, Структура платоновского "Государства" 61

    5.2. "Политик" и "Законы". 63

    6. НЕКОТОРЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ПЛАТОНЕ 63

    6.1. Миф о пещере 63

    6.2. Четыре значения мифа о пещере 63

    7. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ПЛАТОНА 64

    Глава седьмая.
    Аристотель и перипатетики 64


    1. АРИСТОТЕЛЕВСКИЙ ВОПРОС 64

    1.1. Жизнь Аристотеля. 64

    1.2. Сочинения Аристотеля 65

    1.3. Эволюция творчества и реконструкция аристотелевской мысли 65

    1.4. Отношения Аристотеля и Платона. 66

    2. МЕТАФИЗИКА 66

    2.1. Определение метафизики 66

    2.2. Четыре причины. 66

    2.3. Бытие и его смысл 67

    2.4. Проблематика субстанции. 67

    2.5. Субстанция, акт, потенция. 68

    2.6. Сверхчувственная субстанция. 68

    2.7. Проблемы, связанные со сверхчувственной субстанцией. 68

    2.8. Платон и Аристотель о сверхчувственном. 69

    3. ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА 69

    3.1. Характеристики аристотелевской физики 69

    3.2. Теория движения 69

    3.3. Пространство, время, бесконечное. 70

    3.4. Эфир, или "пятая сущность", и разделение физического мира на мир подлунный и мир небесный. 70

    3.5. Математика и природа ее объектов. 71

    4. ПСИХОЛОГИЯ 71

    4.1. Душа и ее трехчастность. 71

    4.2. Вегетативная душа и ее функции 71

    4.3. Чувственная душа, чувственное познание, вожделение и движение 72

    4.4. Понимающая душа и рациональное познание 72

    5. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАУКИ: ЭТИКА И ПОЛИТИКА 73

    5.1. Высшая цель человека — счастье 73

    5.2. Этические добродетели как "правильное средоточие", или "середина между крайностями". 73

    5.3. Дианоэтическая добродетель и "совершенное счастье. 74

    5.4. О психологии морального акта. 74

    5.5. Город-государство и гражданин. 74

    5.6. Государство и его формы. 75

    5.7. Идеальное государство 75

    6. ЛОГИКА, РИТОРИКА И ПОЭТИКА 75

    6.1. Логика, или "аналитика". 75

    6.2. Категории и суждения 75

    6.3. Определение. 76

    6.4. Суждения и предложения. 76

    6.5. Силлогизм и его структура. 76

    6.6. Научный силлогизм, или "демонстрация". 76

    6.7. Непосредственное познание: вывод и интуиция. 76

    6.8. Принципы демонстрации и принцип непротиворечия. 76

    6.9. Диалектический силлогизм и силлогизм эристический. 77

    6.10. Некоторые выводы по аристотелевской логике. 77

    6.11. Риторика. 77

    6.12. Поэтика. 77

    7. ЗАКАТ ШКОЛЫ ПЕРИПАТЕТИКОВ ПОСЛЕ СМЕРТИ АРИСТОТЕЛЯ 78

    Глава восьмая.
    Философская мысль эллинистической эпохи 79


    1. РЕВОЛЮЦИЯ АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО 79

    1.1. Духовные последствия революции Александра Македонского и переход от классической эпохи к эллинистической. 79

    1.2. Распространение космополитического идеала. 79

    1.3. Открытие индивида. 79

    1.4. Крушение расистских предрассудков по поводу естественных различий между греками и варварами. 80

    1.5. Трансформация эллинской культуры в эллинистическую. 80

    2. РАСЦВЕТ КИНИЗМА И РАСПАД СОКРАТИЧЕСКИХ ШКОЛ 80

    2.1. Диоген и радикализация кинизма. 80

    2.2. Кратет и другие киники эллинистической эпохи. 81

    2.3. Значение и границы кинизма. 81

    2.4. Развитие и конец сократических школ. 81

    3. ЭПИКУР И ОСНОВАНИЕ "САДА" ("Kepos") 82

    3.1. "Сад" Эпикура и его новые идеалы 82

    3.2. Эпикурейский канон. 82

    3.3. Физика Эпикура. 83

    3.4. Этика Эпикура. 84

    3.5. Лечебник-квартет и идеал мудреца/ 85

    3.6. Судьба эпикуреизма в эллинистическую эпоху/ 86

    4. ОСНОВАНИЕ СТОИ 86

    4.1. Генезис и развитие Стои 86

    4.2. Логика античной Стои. 86

    4.3. Физика античной Стои. 87

    4.4. Этика античной Стои. 88

    4.5. "Медиостоицизм": Панэций и Посидоний. 90

    5. СКЕПТИЦИЗМ И ЭКЛЕКТИЦИЗМ 90

    5.1. Пиррон и моральный скепсис. 90

    5.2. Академия скептиков Аркесилая. 91

    5.3. Развитие скептицизма в Академии с Карнеадом. 91

    5.4. Эклектический поворот Академии. Филон из Лариссы 92

    5.5. Консолидация эклектицизма (Антиох из Аскалона). 92

    5.6. Позиция Цицерона 93

    Глава девятая.
    Развитие и научные завоевания эллинистической эпохи 93


    1. СОБЫТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОСНОВАНИЕМ "МУЗЕЯ" И "БИБЛИОТЕКИ", И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ 93

    2. РОЖДЕНИЕ ФИЛОЛОГИИ 93

    3. ВЕЛИКИЙ РАСЦВЕТ ЧАСТНЫХ НАУК 93

    3.1. Математика: Евклид и Аполлоний. 93

    3.2. Механика: Архимед и Герон 94

    3.3. Астрономия: традиционный геоцентризм греков, попытка гелиоцентрического переворота Аристарха и реставрация Гиппархом геоцентризма. 95

    3.4. Герофил, Эрасистрат и апогей эллинистической медицины. 95

    3.5. География: Эратосфен. 95

    3.6. Общие замечания по поводу эллинистической науки. 95

    Предисловие
    К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ



    "Жизнь вне поиска не достойна быть прожитой для человека", — читаем мы в "Апологии Сократа" (38-а). Как бы рефреном к этой максиме звучат слова Карла Поппера: "Все мы — философы. И даже те из нас, кто не сознают этого, имеют свои философские предпочтения. Большая часть этих предпосылок принимается безотчетно: они абсорбируются из культурного ареала или традиции. Даже будучи основой практического действия и жизни в целом, они принимаются и проповедуются без должной критической оценки. Факт, удостоверяющий суть профессиональной и академической философии, состоит, в частности, и в этой необходимости критически оценивать получившие такое широкое распространение теории". Учитывая сказанной, авторы настоящей книги выражают надежду в небесполезности своего труда для русских студентов.

    ДЖОВАННИ РЕАЛЕ ДАРИО АНТИСЕРИ

    Милан-Рим, май, 1994 год

    Предисловие
    К ШЕСТНАДЦАТОМУ ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ



    Если судить о книге по числу страниц, то наше издание по истории философской мысли в трех томах (около 2,5 тыс. страниц) покажется слишком громоздким. Впрочем, не мешает вспомнить сентенцию аббата Террасона, цитированную Кантом в "Критике чистого разума" (в предисловии): "Если объем книги измерять не количеством страниц, но временем, необходимым для ее понимания, то о многих можно было бы сказать, что они могли бы быть много короче".

    И в самом деле, многие учебники по философии выиграли бы, будь они пространнее в серии аргументов. Ведь краткость в экспозиции философских проблем не упрощает, но усложняет суть дела, делая их малоприятными, если не совсем бессмысленными. Так или иначе, но такого сорта краткость фатально ведет к ноционизму, т.е. перечню точек зрения, дающих панораму философских высказываний, инструктивную, но вместе с тем, малоинформативную.

    Таким образом, настоящий учебник предлагает наличие, по меньшей мере, трех уровней: помимо того, что древние называли "доксографией" (своего рода считка мнений, того, что говорили философы), необходимо объяснить, почему они так говорили, а также нелишне понимать, как все это было сказано, наконец, есть уровень указателей эффектов, производимых и провоцируемых философскими и научными теориями.

    Что касается объяснительного уровня — почему нечто утверждалось, — то всегда непросто разглядеть сплетения событийных рядов экономического, социального и культурного плана с теоретическими и спекулятивными мотивами. Учитывая все это, мы стремились избегать опасных редукций — социологистических, психологистических, историцистских, удерживая специфическую идентичность философского дискурса.

    Показывая то, как выражали мыслители свои доктрины, мы широко использовали их собственные слова. Цитируемые тексты даны в дозах, соответствующих дидактической парадигме научающегося ума, входящего в незнакомый дискурс. От предельно простого он мало-помалу переходит к философским категориям, развивая мышцу мысли и собственную способность к постижению все более сложных идей, которые выражены в разных лингвистических тональностях несхожими и оттого притягательными голосами. Подобно тому как для постижения способа чувствования и воображения поэта мы вчитываемся в его стихи, так и проникнуть в способ мышления философа нельзя иначе как через форму выраженных им идей.

    Нельзя не отметить также, что философы интересны не только тем, что они говорят, но и тем, о чем молчат; традициями, которым они дают начало, течениями, которые приводятся в движение. Одни из них благоприятствуют рождению определенных идей, другие, напротив, делают это невозможным. По поводу последнего обстоятельства историки философии чаще хранят молчание, тем важнее для нас — сделать этот аспект очевидным, особенно, при объяснении сложных взаимоотношений между философскими и научными, религиозными, эстетическими и социо-политическими идеями.

    Учитывая, что в преподавании философии исходное — проблемы, которые она поднимала и решала, мы часто отдавали предпочтение синхроническому методу, относительно диахронического, который, впрочем, также использован в пределах его возможностей.

    Что же касается желаемой цели, то она состоит в формировании теоретически обогащенных умов, владеющих методами, способных к постановке и методической разработке проблем, готовых к критическому прочтению окружающей реальности во всей ее сложности. Именно этой цели служат означенные выше четыре уровня: содействовать самоконституирующемуся уму молодого человека в духе открытости новому и в его способности к самозащите перед лицом опасных искушений нашего века — бегство в иррациональное, капитуляция перед прагматизмом и убогим сциентизмом. Разум открыт тогда, когда он имеет в самом себе корректирующее устройство, выводящее (поскольку это человеческий разум) одну за другой ошибки и высвобождающее энергию для движения вперед по все новым интинерариям.

    АВТОРЫ

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    ГРЕЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ




      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта