| ДИАГНОСТИКА
| КОРРЕКЦИЯ
| Зрительный гнозис
| Восприятие предметных, реалистических изображений.(с. 2-3)
Перед ребенком открывается лист с изображениями. И.: «Что здесь нарисовано?» Уже на этом этапе важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии (следит глазами справа налево и/или снизу вверх) вектора восприятия.
Перечеркнутые изображения. (с. 4-5)
И.: та же, что и в пункте 1.
Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения) (с. 6-7). И.: та же. Незавершенные изображения. (с.8.) И.: та же Химерные изображения.(с.9-11) И.: та же.
Если ребенок не сразу замечает «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?»
Лицевой гнозис. (с.12) И.: «Кто здесь изображен?» После перечисления экспериментатор задает более трудные вопросы: «Чем отличаются (показывает) эти люди?»; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т.д. Эмоциональный гнозис. (с. 13-15) И.: «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: «Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?» и т.д. Цветовой гнозис. И: «Какой это цвет?» «Напиши красным (желтым, синим) карандашом» Сюжетные картинки «Окно», «Прорубь» (с. 16-18), серийные — по Н. Радлову и X. Бидструпу (с.19-26) И.: «Что здесь случилось?» Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.
| Упр.1. «Разрезные картинки».
Даются два одинаковых, изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей на две (по горизонтали, вертикали), четыре, шесть, девять частей; в виде полос, квадратов или хаотично. Р. складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него.
Упр.2. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков .
Упр.3. «Чего здесь не хватает?».
Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, Р. н-ядо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника».
Упр.4. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным количеством элементов. Р. должен - дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их.
Упр.5. «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы (рис. 3).
Упр.6. «Что здесь изображено?». Узнавание Р. «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур одинаковой и различной величины; различных предметов, цветов, букв, цифр и т.п.
Упр.7. «Что перепутал художник?»
Найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.
Упр.8. «Фигура и фон».
Различить на таком «фоне» «фигуры», т.е. найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения ( предметы, буквы, цифры и т.д.).
Упр.9. «Лабиринт» (сконструировать на полу, на бумаге провести рукой, глазами проследить)
Упр.10. «Найди все предметы».
Найти и вычеркнуть все изображения одного вида.
Упр.11. «Найди букву».
Предложите Р, рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.
Упр.12. «Допиши букву».
Определить, что за буква (слово) не дорисована и дописать ее.
Упр.13, «На что похожа буква?».
Попросите дорисовать ее до раза предмета, на который похожа.
Придумать, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.
Упр.15. «Письмо в воздухе». (Прописывание букв, их сочетания,целые слова)
При коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, «зеркальном» написании и других ошибках. Далее Р. Выполняет необходимые движения вместе с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх перед школьной доской или тетрадью.
Упр.16. «Исправь ошибки». Р. надо найти и исправить разного рода ошибки в тексте. Это отсутствие или лишние штрихи в буквах, буквы в словах; написание всех слов в предложении с большой или маленькой буквы; разные высота, ширина, цвет или шрифт букв и т п.
Упр.17. «Рамка с окошком». (в форме «п» или «г»)
Введение рамки устраняет страх перед объемом текста, позволяет Р. не терять слово, не перескакивать с одной строки на другую и, благодаря этому автоматизировать навык чтения, избежать ошибок.
| Слуховой гнозис
| 1.При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.
2. Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных удара.) И.: «По сколько ударов я делаю?» (по 2, по 3
удара). И.: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»
3. Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я».
Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой.
| Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
У 1. «Чудо-звуки». Прослушайте с Р. аудиозаписи звуков природы. Проанализируйте и обсудите услышанные звуки. Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем - сходные по звучанию.
У 2. «Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, подергайте и т.д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.
У 3. «Угадай чей звук». Попросите Р. прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы.
У 4. «Шумящие коробочки». Для себя и Р. Взрослый берет коробочку, трясет ее, Р. внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке и поочередно сравнивает их между собой, находя аналогичную коробочку, до тех пор, пока для каждой не будет найдена пара. Затем звуки сравниваются между собой.
Другой вариант игры: П. сотрясает последовательно несколько коробочек, Р. должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.
У 5 П. задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление - Р. видит руки П.). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, с закрытыми глазами):
- Р. повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками);
- Р. сначала «дирижирует» всей рукой, затем только кистью;
-Р. предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.
Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар - короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар - длинная вертикальная черта).
У 6. «Громко-тихо», Попросите Р. произнести гласный звук , слово сначала громко, потом тихо, отрывисто - протяжно, низким голосом - высоким. Затем так же сочетания разных звуков.
У 7. «Камертон». Предложите Р. проговаривать по слогам любой стишок и одновременно отстукивать его ритм по следующим правилам: слово отстукивается одной рукой, каждый слог - один удар, на каждом слове, включая предлоги, рука меняется.
Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безударный ладошкой, предлог с гласной - ладошкой, как безударный слог, предлог без гласной - ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.
У 8. «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. П. отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди отбивает по одному отрывку из всего заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок -получает штрафное очко или выбывает из игры».
У 9. Сначала, аналогично упражнениям, приведенным выше, происходит отработка ритмического рисунка в статике, затем - его проигрывание в динамике: дети двигаются по кругу, все вместе или по очереди выполняя ритмический фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.
У 10. Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь Р. может либо повторять заданный ритм, либо его придумать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда они по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения.
У 11. Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно(или повторяя уже усвоенные двигательные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.
Речевое звукоразличение. Фонематический слух.
У 1. «Произнеси правильно». Попросите Р. четко произносить наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотреть на Вас и свою артикуляцию в зеркале. Обратите его внимание на различия в положении языка, губ, зубов.
Если он путает парные звонкие и глухие согласные звуки, сначала проанализируйте вместе: звук «ГТ» - резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы,«Б» - использовать еще и голос. Превращение звонких в глухие и обратно: произнеси звук «Б» громко, потом тише, тише до тех пор, пока он не превратится в «П». Хорошо если при произношении Р. одновременно ощупает соответствующую букву, нарисует ее.
У 2. «Звук спрятался». Попросите Р. запомнить звук который Вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Р. должен поднять руку, если прозвучит нужный звук
Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.
У 3. «Найди общий звук». Попросите Р. внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук: например, мох, март, муравей, (удочка кукла; грязь, зеркало, бизон и т п). Затем задание можно усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и тот же звук. Например, «о» в «молоко», «б» в «обрубок», «е» в «переселение».
У 4. Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Сколько в нем звуков. Артикулировать слова четко.
Назвать все звуки в слове, затем на выбор любой звук. Ответить, каким по счету стоит звук в слове.
У 5. «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам. Попросите Р. узнать его. Затем поменяйтесь ролями. Сложный вариант: какой, например, по счету звук «г» в слове «книга» и т.д. Поменяйтесь ролями.
У 6. «Домик для слова». Произнесите слово, четко его артикулируя, или напишите его; если Р. уже начал писать - пусть напишет слово сам. Попросите Р. в «домике» найти каждой соответствующей звуку букве свою комнату. Он утрированно четко произносит каждый звук (глядя на себя в зеркало) и вписывает нужную букву в свою клеточку.
У 7 . «Веселая цепочка». Придумать следующее слово, которое начинается на последнюю букву (звук) вашего (стол - лодка - арбуз - зуб и т.д. ). Затем, усложняя задание, на Вашу третью, предпоследнюю и т.д.
| Тактильные и соматогностические функции
| 1.Локализация прикосновения
а) И.: «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулся».
Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, экспериментатор просит показать, до какого места он дотронулся. В данном случае важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон.
б) И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)». Далее как в пункте а. (Экспериментатор прикасается только к рукам.)
в) Проба Тойбера. Экспериментатор несколько раз одновременно прикасается к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просит его показать, куда он прикоснулся. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.
2. Проба Ферстера. И.: «Что я нарисовал (написал) у тебя на руке?» Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то
на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.
3. Проекция локализации прикосновения. (с. 34) И.: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"». Так же, как и в предыдущем задании, экспериментатор дотрагивается до различных частей тела ребенка и просит его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме.
4. Называние частей тела. И.: «Назови часть тела, до которой я дотронусь». Экспериментатор прикасается к различным частям тела ребенка и просит его называть их.
5. Проба Сегена. Широко известный тест «Доска Сегена» используется в модифицированном варианте, который предусматривает 4 этапа: 1 — свободный режим выполнения теста; 2 — ощупывание фигурок, поиск гнезда и вкладывание фигурки в гнездо только одной (правой или левой) рукой; 3 — левая рука «опознает» фигурку, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая вкладывает фигурку в гнездо; 4 — обратный этапу 3: правая рука манипулирует с фигурками, левая — с гнездами на доске.
Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий.
| Упр.1. «Повтори позу» Р. повторить за П. позу (а затем несколько поз), в создании которой участвует все тело.
Упр.2. «Хасты» Воспроизводит ряд ручных поз, фиксируется в течение 20-30 сек. (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие - полная сосредоточенность на каждой позе. Выполнять несколько раз в день 5-7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рис.2
Упр.3. «Угадай часть тела и запомни ее название». (Показать на себе и на вас в слепую, поменяться местами)
Сложный вариант: П. дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а Р. должен показать и назвать ее с другой стороны тела.
Упр.4. «Телесные фигуры буквы и цифры».
Упр.5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях».
Упр.6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Ощупать материал двумя руками (одной рукой), а потом найти этот же материал или предметы из него (сначала этой же, а затем - другой рукой).
Упр.7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино. Но, что игральные «кости»: например, справа -наждачная бумага, слева - глянцевая поверхность; справа -бархатная бумага, слева - мех; справа ребристая поверхность «в клеточку», слева - гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой, левой рукой.
Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры Вы сделаете вместе с Р.
Упр.8. «Игра с палочками». Предложите Р. комплект палочек разной длины (2-7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на одинаковые кучки.
Упр.9. «Ощупывание и распознавание предметов». Усложнение игры: после того, как предмет узнан, Р. находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же, а потом другой рукой.
Упр.10. «Доски Сегена» .
Упр.11. «Ощупывание фигурок, букв и цифр, различных по форме и размеру».
а) Попросите Р. наощупь опознать фигурку и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой. Затем смените руки.
б) Предложите ему с закрытыми глазами ощупать фигурку, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных, одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой
Упр.12. «Распознай буквы - получишь слово». Из объемной азбуки составьте слово (из 3-4 букв) и предложите Р., последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово.
| |