Главная страница

Методика ИЗО. 1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника


Скачать 266.5 Kb.
Название1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника
АнкорМетодика ИЗО.doc
Дата31.01.2017
Размер266.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодика ИЗО.doc
ТипДокументы
#1443
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника.

Искусство – неотъемлемый компонент культуры. Оно возникает еще в первобытном обществе и вступает в сложное взаимодействие с философией, наукой, политикой, религией и т.д.

Психолог Л.С.Выготский писал, что искусство – это социальное в нас, т.е оно отражает устои общества, традиции, нормы и правила поведения. Но художник, являясь творческой личностью, имел свое мироощущение, способен повлиять и на развитие общества в целом.

Искусство – это творческое отражение воспроизведение действительности в худ. образах.

Функции искусства:

1.Приобразующая, или искусство как деятельность. Искусство приобразует реальность через: - идейно-эстетическое воздействие на людей; - включение человека в ценностно-ориентировочную деятельность; - обработку разнообразного материала.

2.Компенсаторная, или искусство как утешение. Искусство помогает восстанавливать гармонию, заряжать энергией, и компенсирует повседневность обыденной жизни.

3.Позновательно-эвристическое, или искусство как знание и просвещение. Через искусство возможно создание нового, передача системы взглядов и навыков мышления.

4.Худ.-концептуальное, или искусство как анализ состояния мира.

5.Функция предвосхищения, или искусство как предвидение.

6. Коммуникативная, или искусство как общение.

7.Информационная, или искусство как передача сведений.

8.Воспитательная. Искусство формирует чувства и мысли людей, передает нравственные нормы и ценности от одного поколения к другому.

9.Внушающая. искусство способно заворожить человека и передать опред. эмоциональный настрой, состояние.

10.Эстетичекая, или искусство как формирование чувства прекрасного. Благодаря искусству формируются художественные вкусы, потребности и способности человека, а также пробуждается его творческий потенциал, желание и умения творить по законам красоты.

11.Гедонистическая, или искусство как наслаждение.
2. Виды изобразительного искусства.

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью худ. реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.

Общая классификация видов:

1.Пространственные или пластические виды искусств. (Изобразительное искусство; Декоративно-прикладное; Архитектура; Фотография.)

2. Временные или динамические виды искусств.

(Музыка; Литература.)

3. Пространственно-временные виды. (Хореография; Киноискусство; Театральное искусство.)

Характеристика видов искусства:

1.Архитектура- это монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человека, отвечающих утилитарным и духовным потребностям общества.

2. Изобразительное искусство – это группа видов худ-го творчества, визуально воспроизводящих окружающую действительность.

Виды:

- Графика- это отдельный рисунок и худ-ные печатные произведения (гравюра, литография). Произведения графики основаны на четких линиях, передаче светотени и т.д. К графике относят также карикатуру и плакат.

-Живопись – это плоскостное изобр. искусство , специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность, изображения реального мира, преобразованного творческим воображением художника. Живопись делится на : Монументальную (фреска, иконы) и станковую (на полотне)

- Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, воссоздающее мир в пластических образах. Подразделяется на: круглую ( т.е свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (т.е объемное изобр-ие располагается на плоскости).

3.Декоративно-прикладное искусство – это вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных на удовлетворение утилитарных и художественно-эстетических потребностей.

Декоративно прикладное искусство всегда имеет национальный характер. В его основе лежат народно-художественные промыслы страны. В Беларуси: ткачество, гончарство, резьба по дереву и кости, плетение из соломки и лозы, стеклодувство.

3. Жанры в разных видах изобразительного искусства.

Жанр – это совокупность формальных и содержательных особенностей произведения искусства.

Отдельное произведение может относиться к нескольким жанрам искусства.

Жанры в живописи:

1.Портрет – это жанр изобр. искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека, или группы людей.

Основные требования к портрету: передача внешнего сходства; раскрытие внутреннего мира человека. Виды:

- Парадный (показывает человека в полный рост, стоящим или сидящим);

- Камерный (Изобр. человека по пояс или грудь);

- Одиночный (1 человек изобр.; подвидом является автопортрет);

- Групповой (2-е и больше людей).

2.Исторический – жанр, который посвящен историческим событиям и персонажам.

3.Мифологический - жанр, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов.

4.Батальный – жанр, специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспитывающий воинские доблести.

5.Бытовой – жанр, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека.

6.Пейзаж – жанр, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов различной местности. Виды: сельский, городской, архитектурный, индустриальный, морской, речной.

7.Анималистический – жанр, изображающий различных животных.

Жанры скульптуры:

1.Портрет. Виды: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура(полное изобр.).

2.Бытовой.

3.Анималистический.
4. Средства изобразительного искусства.

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Общие и специальные изобразительные средства относительно каждого вида искусства: цвет, линия, форма, композиция, точка, штрих, контур, силуэт, фактура, пропорции, ритмичный ряд, симметрия, тон, светлость, колорит, объём, ритм, пропорции и пр.

Выразительные средства в графике, живописи, пластике, в том числе акцентность, гиперболизм, индивидуальный стиль, манера, стилизация, декоративизм и т.д.
5. Композиция в изобразительном искусстве, ее разновидности.

Композиция связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции создание художественного образа. Композиция означает составление соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей.

В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Восприятие произведения также зависит от его композиции.

Композиция бывает замкнутая и открытая. С помощью специальных приемов (многоярусного построения композиции, выбора кульминационного момента действия и др.) можно передать движение времени в картине.

Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учет пропорции золотого сечения, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
6. Роль цвета в изобразительном искусстве взрослого и ребенка.

При художественном изображении цвет служит нам для того, чтобы опознавать видимое и экспериментировать с ощущениями, которые возникают, когда мы что-либо видим.

Цвет выражает мысли и пробуждает эмоции. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в изобразительном искусстве важнейшую роль. Здесь цвет является элементом композиции произведения. Один и тот же цвет воспринимается и оценивается по-разному.Цвет играет важную развивающую роль в воспитании и обучении дошкольников, так как он совершенствует сенсорную (чувство цвета, тона) и вербальную (название цветов) сферы.

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. Встаршем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение героев своих рисунков. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.

Выбор предпочтительного цвета определяется характером ребенка, зависит также от социального фактора.

Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится – не нравится», «красиво – не красиво». Цветовое решение понравившегося: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов.

Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными для зрения. Темные –«тревожными», несущими опасность. В процессе взросления ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои предпочтения к цветам.
7. Живопись, ее разновидности и средства. Отбор художественных произведений для работы с детьми дошкольного возраста.

По назначению различают разновидности живописи: СТАНКОВАЯ, МОНУМЕНТАЛЬНАЯ (монументально - декоративная), ДЕКОРАТИВНАЯ, ОФОРМИТЕЛЬСКО-ДЕКОРАЦИОННАЯ, МИНИАТЮРА.

Станковая живопись получает распространение в эпоху Возрождения. Выполняется на специальном станке – мольберте, отсюда и название: станковая. Произведения данного вида искусства имеют самостоятельное значение и назначение. Станковая живопись выполняется в технике акварель, гуаши, масляной живописи, темперной, пастельной.

Монументальная живопись – вид живописи, который зависит от архитектурных ансамблей. Тематика этих произведений: исторические события, героические подвиги, народные сказания, мифологические сюжеты. К монументальной живописи относятся фрески, мозаики, витраж.

Декоративная живопись («декор» - украшение) – предполагает роспись предметов быта, посуды, мебели. Виды: хохломская, городецкая, жостовская, гжель, палехская и т.д. Из белорусских: «Оговская», «Городокская».

Оформительско-декорационная – это ж-сьиспользуемая с целью создания декораций, бутафории, эскизов для спектаклей, кино и т.д.

Миниатюра (с франц. «киноварь» - красная краска) – художественное произведение малых форм. Изначально миниатюрой назывались живописные украшения в рукописных книгах (различные буквицы, первые строки, они писались как правило, красной краской). Приблизительно с 18 века это название распространяется на живопись малых размеров. Эти миниатюры выполняются гуашью и акварелью, эмалями и т.д.

Отбор произведений. Перечень дан в программе «Пралеска». Но необходимо учитывать:

Интересы детей: чем живут дети в данный момент, что их волнует. Наблюдения показывают, что наибольший интерес проявляется к натюрмортам и портретам. В натюрмортах дети узнают много знакомых предметов, правдивость изображения вкусных фруктов вызывает восторг, а портрет ассоциируется с близкими или знакомыми и млюдьми.

Принцип актуальности: Внесение произведения в обучение должно быть своевременным. Надо учитывать сезон, погодные и природные явления, праздники и общественные явления, сезонный труд.

Принцип доступности: произведение должно быть доступно по содержанию, близко социальному опыту ребёнка, его жизненным впечатлениям, чтобы у него в процессе восприятия возникли ассоциации, близкие тому, что изображено на картине.Произведение должно быть доступно по стилю, манере, технике исполнения.

Необходимо также учитывать связь с работой с другими разделами программы «Пралеска», особенно по ознакомлению с окружающим миром, по воспитанию патриотических, гражданских чувств, по знакомству с национальной культурой.

Произведения должны выполнять воспитывающую и развивающую функцию: обогащать впечатлениями, воздействовать на эмоциональную сферу, вызывать положительные чувства.
8. Характеристика графических произведений.

Специфика графики заключается в линейных и тоновых соотношениях.

Графика— вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги. В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

Журнальная и газетная графика

Прикладная графика, (плакат и пр.)

Компьютерная графика

Промышленная графика

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования, графика делится на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

9. Характеристика скульптуры как вида искусства.

Скульптура - вид ИЗО искусства, дающий объёмно-пространственное изображение материальных предметов и объектов (3-х мерное изобр ).

Средства выразительности - объём, и форма, пластичность, фактура, композиция, цвет. Жанры – портрет (бытовой, исторический, анималистический), жанровые сценка, разнообразные символические и аллегорические изобр-я в рельефе (украш. архит. памятн.).

Виды скульптуры

I- 1) Круглая (обойти со всех сторон),

2) рельеф (имеет плоскость)

а) горельеф(выступает более чем на 50%),

б) барельеф (менее чем на 50%),

в) контррельеф (врезается в плоскость).

IIпо назначению – монументальная (памятники – высокая степень обобщения, значительные размеры), - станковая (для выставок, музеев, украшение общественных зданий, не превышают натуральную величину), -скульптура малых форм или миниатюра (статуарная-статуэтки, бюсты, сувениры; прикладная- резка по драг. метал, слонов кости), садово-парковая скульптура (скамейки, фонтаны, фонари,беседки). Материалы: глина, пластик, пластилин, солёное тесто, камень, дерево, металл. Техника выполнения скульптурных произведений: Мягкая - лепка, ваяние. Твердая - резьба, выбивание, высечение, формовка, заливка, сварка.
10. Особенности архитектуры как вида искусства.

Архитектура - это искусство возводить, проектировать архитектурные сооружения и их комплексы, обеспечивающие жизнедеятельность человека.

Виды архитектуры – градостроительство (не только строительство, но и реконструкция), -садово-парковая архитектура (беседки, арки).

Виды сооружений:

1) промышленные (заводы, фабрики),

2) Общественные (магазины, театры),

3) Жилые (коттеджи, высотки),

4) Хозяйственно - бытового назначения (ангары, амбары, склады),

5) Мемориальные (триумфальные арки, храмы, мемориальные комплексы).

Средства выразительности: объём, форма, декор, сомаштабность, соподченённость, ЭКО среда, фактура (использ. нескольких материалов), колористика.

При создании проекта и строительства зданий учитывают 3 основных аспекта:

1) Интерьер (внутреннее пространство: цвет, свет, мебель, растения, зонирование и т.д.)

2) Экстерьер (внешнее), Эргономика (размеры).
  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта