шпоры по социологии. 1. Объект, предмет и специфика социологи
Скачать 0.53 Mb.
|
1. Объект, предмет и специфика социологи. Социология: - опирается на мощную экспериментальную базу, успешно используемую также и другими науками; - служит надежной теоретической опорой социальной практики. Объект социологии – общество, отдельные его части, подсистемы и элементы, а также различные процессы, происходящие в обществе. Предмет социологии – социальные взаимодействия личностей и социальных групп, социальная жизни людей. Социология – наука, которая изучает структуры общества, их элементы, условия существования и социальные процессы, протекающие в этих структурах. Специфика социологического знания: общество рассматривается как единый социальный организм, как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности – экономической, социальной, политической и духовной, функционирующих и развивающихся посредством социальной деятельности людей. 2. Место социологии в системе социально-гуманитарных наук. Социология, являясь социальной, или поведенческой, наукой, отличается от естественных наук (биологии, физики и химии), с одной стороны, и от гуманитарных дисциплин (литературы, музыки, искусства), с другой. Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука – имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, и они отличаются друг от друга. Из перечисленных наук антропология и социология больше других имеют общую точку приложения сил. Главное различие между ними заключается в том, что антропологи исповедуют исторический подход к образу жизни небольших дописьменных обществ. Их концепции и методы приложимы и к более сложным городским обществам. Бесценный вклад антропологии заключается в понятии «культура». Оно имеет огромное значение для социологии и помогает студентам избежать этноцентризма – привычки жестко мыслить в терминах идей, верований и ценностей собственной группы. Если антропология помогает нам преодолеть этноцентризм, то история помогает избавиться от техноцентризма – принятия своей собственной страны, своей собственной эпохи и своей собственной биографии в качестве центра социологического осмысления мира или фокуса, к которому привязываются все другие исторические периоды. Значительную часть данных социолог по необходимости черпает из истории. В отличие от социолога историк, имея дело с прошлым поведением и уникальными событиями, не может использовать ту технику исследования, которая применяется в других социальных науках (опрос, анкетирование и т.п.). Психология также изучает человеческое поведение, но в ее фокусе находится отдельный индивид. В социальной психологии – области, расположенной частично в социологии, а частично в психологии – объектом исследования выступает индивид в группе. Одно из центральных понятий этой дисциплины — понятие «Я» («Self»), которое обозначает личность, социализированную человеческой группой. Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Ее интересуют формальные политические организации и политическое поведение, которое формируется и определяется этими организациями, а также культурными верованиями и философией правительства, наконец, социальной структурой общества в целом. Курс политической социологии имеет дело именно с таким же поведением, но рассмотренным с социологической точки зрения. Экономика изучает то, как человек использует свое окружение для производства, распределения и потребления товаров и услуг. 3.Структура социологии. Уровни социологического знания. Уровни социологического знания: 1.Теоретическая социология (общесоциологические теории). 2.Теории среднего уровня (частные социологические теории): 3.Прикладная социология (конкретно-социологические исследования). Макросоциология -изучение крупных взаимосвязей в развитии общества, взаимоотношений между основными элементами общественной системы и изменений этих отношений. Микросоциологические концепции фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия, которые, в свою очередь, влияют на процесс возникновения и развития общества. 4. Функции социологии Функции социологии определяются достаточно однозначно, так как в общем плане они не отличаются от функций любой другой научной дисциплины. Основными функциями являются: гносеологическая, критическая, аксеологическая, прогностическая, праксеологическая и идеологическая. Гносеологическая функция реализуется в системе познавательных средств науки, в качестве которых выступают общие и специальные теории, раскрывающие законы функционирования и развития как общества в целом, так и отдельных его сторон и звеньев. К средствам познания относятся также приемы и методы сбора первичной эмпирической информации, логические и математические приемы обработки этой информации, средства описания фактов и их объяснения. С гносеологической функцией социологии связана ее критическая функция, так как познание предполагает критическое осмысление уже имеющихся социологических теорий, социологического знания в целом и выработкой на этой основе новых теоретических и методологических парадигм. Критическая функция не обходится без соответствующей оценки изучаемых объектов, поэтому она дополняется аксеологической функцией. Прогностическая функция реализуется в системе общих суждений, которые описывают возможные состояния и процессы социальной системы в будущем, дают научное прогнозирование социального развития общества и его отдельных подсистем. Праксеологическая функция связана с прикладной социологией и реализуется в практических рекомендациях, которые социологи предлагают своим заказчикам. Эти рекомендации служат основой для принятия конкретных управленческих решений, что свидетельствует об активной роли и значимости социологии в реальной жизни человеческого общества. Идеологическая функция связана с тем, что социология как научная дисциплина не может не отражать социальные интересы различных слоев общества, так как они непосредственно входят в предмет этой науки. По этой причине социологические теории различаются не только по моделям структурной организации общества, того или иного объяснения его природы, но и по принципам политической ориентации тех или иных авторов. Следовательно, социология (особенно в ранге своих общих теорий) просто не может выйти за пределы идеологических предпочтений, в какой-то мере она является теоретическим обоснованием соответствующих политических идеалов. 5.Классический этап в развитии западного социологического знания: творчество О.Конта, Г. Спенсера, К. Маркса Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии -Революция в естествознании, новая промышленная экономика, рост городов -Отделение религии от процесса научного знания -Качественно новый этап в истории человечества (наряду с государством появляется новая социальная сила – общество) -Изменения в стиле и способах мышления, в методах обобщения данных анализа (задача осмыслить существующую, а не кажущуюся или желаемую реальность) -Превращение человека в субъекта исторического процесса О. Конт -«Курс позитивной философии» -Социальное мышление становится научным, т.е. социологическим, проникаясь «позитивным духом»,в который заключается прежде всего в обнаружении «неизменных законов естественных явлений» путем наблюдения, эксперимента и сравнения. О. Конт социология «Социальная статика» «Социальная динамика» Общество состоит из систем: закон трех стадий: семья, государство, кооперация, 1. теологическая церковь 2.метафизическая 3.позитивная или научная Г. Спенсер (1820-1903) (Социально-биологическая школа) -Сравнивал общество с развитием живого организма -Общества развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно несхожими между собой элементами. К. Маркс (1818-1883) Решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роль революционной борьбы в решении социальных конфликтов 6.Классический этап в развитии западного социологического знания: творчество Э.Дюркгейма, М. Вебера. Э.Дюркгейм (1858-1917) -Общество – реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Общество – сфера согласия и солидарности. -Механическая солидарность -Органическая солидарность М. Вебер (1864–1920) Социальное действие есть действие, осуществленное индивидов, которому он придает значение и при осуществлении которого он принимает во внимание возможное ответное поведение других людей. Типы социального действия: -Целерациональное -Ценностно-рациональное -Аффективное -Традиционное Два типа понимания: первый – понимание через наблюдение, второй – понимание через объяснение мотивов действия. 7.Структурно-функциональное направление в западной социологии: творчество Т.Парсонса, Р. Мертона. Структурный функционализм: Т.Парсонс, Р.Мертон 1.Общество – сложная система, отдельные элементы которой, взаимодействуя и выполняя определенные функции, обеспечивают единство и стабильность. 2.Социология должна исследовать взаимоотношения отдельных частей общества друг с другом, а также между ними и обществом в целом. 8.Теория социального конфликта. Теория социального конфликта: Л. Козер, Р. Дарендорф -Общество – совокупность разных групп, преследующих свои интересы. Наличие особых интересов предполагает, что всегда существует потенциальная возможность для возникновения конфликта, и некоторые группы извлекут большую выгоду, чем другие. -Социальный конфликт является решающим фактором социального развития. 9. Теория социального обмена Центральной категорией теории обмена является категория социального действия. Социальное действие – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Для объяснения социального действия Хоманс выдвинул пять основных гипотез: Гипотеза успеха. Действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения «гасится»). Гипотеза стимула. Действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях. Гипотеза ценности. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятное повторения действия. Гипотеза голодания-насыщения. Чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение). Гипотеза фрустрации-агрессии. Не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение. Из этого следует, что каждый индивид рационально рассчитывает свои усилия и выгоду от собственных действий. Речь при этом идет не только о материальных, но и о широком круге социальных издержек и выгод. С помощью этих гипотез Хоманс пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. В то же время Хоманс понимал, что постулаты бихевиоризма способны объяснить поведение людей только тогда, когда их взаимодействие оказывается взаимовыгодным и симметричным, т.е. сколько затратил, столько и получил (симметричный обмен). Однако этими постулатами трудно объяснить феномены социального неравенства и власти, поэтому для объяснения несимметричных отношений Хоманс предложил принцип наименьшего интереса. Его сущность в том, что лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в обмене, обладает большей способностью диктовать условия другим участникам. Результатом этого становится появление власти; например, так формировался любой господствующий класс. Поэтому любые властные отношения, даже насильственные, являются случаями несимметричного обмена. Питер Блау развил этот постулат, объясняя социальные взаимодействия на макроуровне. Он показал, что властные отношения возникают как частные случаи социального обмена, когда один из участников обладает монополией на некое вознаграждение, которое остальные участники стремятся получить. В этом случае он пытается как можно выгоднее обменять имеющуюся у него награду, навязывая свою волю другим участникам (несимметричный обмен). Появляются властные отношения. В отличие от постулатов Хоманса, Блау показал, что для того чтобы утвердиться, власть должна быть санкционирована остальными участниками обмена, юридически закреплена на основе норм и ценностей определенной системы культуры, причем эта система культуры не связана с процессами обмена. В то же время Блау, как и Хоманс, считает, что при обмене деятельностью между двумя лицами используется элементарная экономическая модель. Иными словами, Блау трактует социальную жизнь в качестве своеобразного «базара», где актёры торгуются между собой с целью извлечения наибольшей выгоды. Соображения рационального обмена между противоположно направленными интересами вполне применимы к сложным социальным структурам, базирующимся на институализированных ценностях, например управлению. В данном аспекте управление выступает как умение извлекать выгоду, образующуюся между полезностью (вознаграждением) и издержками (потерями, наказанием). Ряд исследователей, в том числе российские социологи (Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. и др.) полагают, что социальный обмен открывает возможность моделировать ситуации, вызывающие желаемое поведение и желаемые реакции с учетом ожиданий участников и возможностей их удовлетворения. Однако эффективность анализа социального обмена на институциональном и организационном уровнях для управления процессами социальной жизни еще не осознана в полном объеме. 10.Теория символического интеракционизма. Символический интеракционизм: Г.Блумер, Дж.Мид -Общество воспринимается как продукт повседневного взаимодействия индивидов, основанного на символической коммуникации. -Люди полагаются на общепринятые символы и представления при взаимодействии друг с другом 11. Этапы развития белорусской социологической науки Социологическая мысль в Беларуси имеет давние традиции, основы которых закладывались еще в XVIII-XIX веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей закладывались основы белорусской национальной самобытности и особого белорусского менталитета. Социологическая мысль того периода носила теоретический характер, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – с работами этнографического и демографического характера. Октябрьская революция и гражданская война оказали свое воздействие на судьбу белорусского народа, получившего в рамках СССР некоторую государственную определенность. Одной из форм ее проявления стало создание самостоятельных научных центров, имевших социологические подразделения. Так, в Белорусском государственном университете была открыта кафедра социологии и первобытной культуры, где социологические дисциплины преподавали профессора В.И. Пичета, С. 3. Каценбоген, С.М. Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры. На базе Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 году в Академию наук Беларуси, организуются систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации, которые проводят Е.Ф. Карский и С.М. Некрашевич. Динамику социальной структуры Беларуси исследуют В.И. Игнатовский и М.В. Довнар-Запольский, вопросами социологии семьи, религии занимаются С.Я. Вольфсон и Б. Э. Быховский, образования и воспитания – С.М. Василейский, А.А. Гайваровский и С. М. Ривес. Справедливости ради следует отметить, что теоретико-методологические установки белорусских социологов в целом не отличались оригинальностью, так как они либо воспроизводили идеи популярных школ западной социологии начала XX века, либо продолжали марксистскую социологическую традицию. В историко-социологическом плане значительный интерес представляет опыт разработки методов эмпирических исследований. В частности, в 1927 году в Минске вышла первая в марксистской литературе и единственная в довоенный период монография С.М. Василейского «Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований», посвященная систематическому анализу методов сбора и обработки эмпирической социальной информации. Особенно важную роль в развитии эмпирических социальных исследований сыграла система статистической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось уже в 1922 году. Многие статистические обследования и по предмету и по методу представляли собой по существу социологические исследования, в организации которых большую роль сыграли известные белорусские статистики А.В. Кибаев, М.Н. Кириевич, С.Н. Слунский и др. В Беларуси также проводятся исследования влияния социально-экономических условий труда и быта на физическое развитие молодежи, ценностных ориентаций и уровня культурного развития молодежи, мотивов выбора профессий, жизненных планов молодежи, престижа профессий, религиозности и антирелигиозных установок населения. Однако эмпирические социальные исследования 20-30-х годов в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями. К середине 30-х годов, по мере экспансии тоталитарного мировоззрения, социологические исследования как в стране в целом, так и в Беларуси стали постепенно свертываться. Обрушившиеся на белорусскую интеллигенцию в начале 30-х годов массовые репрессии привели не только к моральному, но и физическому уничтожению ее наиболее квалифицированного ядра. Фактически в 1937-1938 годах социология как специфическая отрасль научного знания перестала существовать. Оставшиеся в живых социологи были вынуждены переквалифицироваться, многие вообще ушли из сферы научной и педагогической деятельности. Великая Отечественная война также не лучшим образом сказалась на научных кадрах. До середины 50-х годов социологическая мысль в Беларуси практически полностью отсутствовала. Новый этап развития социологических исследований в республике начинается только с середины 1960-х годов. В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований во главе профессором Г.П. Давидюком. Создание сектора, рост числа квалифицированных сотрудников дали возможность расширить тематику социологических исследований, в частности по таким темам, как социальные последствия научно-технической революции на селе, проблемы изменения духовной жизни крестьянства, научное управление и социальное планирование в городе и на селе. Объективная потребность социального развития, рост престижа социологических исследований поставили перед президиумом Академии наук Беларуси задачу дальнейшего развития и укрепления социологических подразделений. В 1970 году в составе академического института философии и права был открыт отдел социальных исследований с секторами: социальное управление, социальное планирование, социальные проблемы села, которые в 1975 году были объединены в один отдел – управления социальными процессами. В 1978 году в Институте философии и права Академии наук Беларуси был создан сектор методологических проблем социологических исследований, который возглавил Е.М. Бабосов. Работа сектора была связана с проведением социологических исследований республиканского масштаба, ориентированных на анализ и обобщение разных сторон и сфер жизнедеятельности рабочего класса, интеллигенции, крестьянства. Создание фундаментальных работ в области теоретической социологии и богатый опыт проведения прикладных социологических исследований республиканского масштаба обусловили необходимость организации в составе Академии наук Беларуси самостоятельного Института социологии (1990). Создание института способствовало укреплению базы социологических исследований, в рамках которых идет процесс освоения, критического осмысления и заимствования опыта мировой, прежде всего американской и западноевропейской, социологической мысли. Результаты исследований ведущих социологов Е.М. Бабосова, Г.Н. Соколовой, О.В. Кобяка и др. находят воплощение на практике. Формирование рыночных отношений обусловило переход из традиционного русла социологии труда в сферу экономической социологии, где исследователями формируется концепция рынка рабочей силы. Его социальная направленность увязывается с эффективностью социальных механизмов, регулирующих все виды трудовых перемещений и способствующих реализации позитивных тенденций общественного прогресса. Проблемами социологии политики и власти активно занимаются такие ведущие социологи как А.Н. Данилов, И.В. Котляров, Ротман Д.Г., Бущик В.В. и др. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры (С.В. Лапина), серьезные достижения получены в области социологии науки (А.Н. Елсуков). Много внимания уделяется изучению социальных общностей, прежде всего пер-вичных социальных общностей – семьи, трудового коллектива, студенческой молодежи (С.Д. Лаптенок, В.Я. Кочергин). Сегодня набирает популярность тематика социальной ответственности личности и социальной организации перед обществом (В.А. Симхович, С.Н. Зень). Беларусь начала готовить профессиональных социологов. Если в прошлые годы штат социологов в основном формировался за счет выпускников философского отделения исторического факультета БГУ, то с 1989 года – за счет социологов-профессионалов, которых стало готовить отделение социологии на философско-экономическом факультете БГУ (сегодня это факультет философии и социальных наук). Открытие отделения оживило социологическую мысль, позволило расширить диапазон исследовательских программ, усовершенствовать методики и технику социологических исследований и т.д. В 2008 году Белорусский государственный экономический университет осуществил первый набор абитуриентов для подготовки специалистов в области экономической социологии. Важным шагом в развитии социологической мысли Республики Беларусь стало учреждение Белорусского отделения Советской социологической ассоциации (1976), которое в 1991 году было преобразовано в самостоятельную Ассоциацию белорусских социологов. Белорусские социологи имеют тесные творческие связи с учеными разных стран мира, что позволяет надеяться, что социологическая мысль Беларуси развивается в общем русле мировой научной мысли, и ее достижения имеют не только региональное, но и международное значение. |