Главная страница
Навигация по странице:

  • 37. общество и культура

  • 38. Ценности и нормы

  • 39. культурное многообразие

  • 40. Социальные организации и их классификация.

  • шпоры по социологии. 1. Объект, предмет и специфика социологи


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Объект, предмет и специфика социологи
    Дата31.01.2022
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры по социологии.docx
    ТипДокументы
    #347295
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    36. социальная модернизация, социальная трансформация

    Социальная модернизация — прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности:

    -органическую — развитие на собственной основе;

    -неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху»).

    Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоca исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл.

    Под социальной трансформацией обычно понимаются следующие изменения:

    Изменение политической и государственной системы, отказ от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общая демократизация общественных отношений.

    Обновление экономических основ общественной системы, отход от так называемой центральной плановой экономики с ее распределительными функциями, ориентация на экономику рыночного типа, в интересах которой:

    проводится разгосударствление собственности и широкая программа приватизации;

    создается новый правовой механизм экономических и финансовых отношений, допускающий многоукладность форм экономической жизни и создающий инфраструктуру для развития частной собственности;

    вводятся свободные цены.

    К настоящему времени практически во всех странах создана правовая база для развития рыночного хозяйства.

    Период активного вхождения в рынок был сопряжен с расстройством финансовой системы, инфляцией, ростом безработицы, ослаблением общего культурного фона, всплеском преступности, наркоманией, падением уровня здоровья населения, ростом смертности. В ряде новых постсоциалистических государств были развязаны военные конфликты, в том числе гражданские войны, принесшие массовую гибель людей, большие разрушения материального характера. Эти события затронули Азербайджан, Армению, Грузию, Таджикистан, Молдавию, Россию и другие республики и регионы бывшего Советского Союза. Утрачено национальное единство. Стоящие перед каждой новой суверенной страной задачи по реструктуризации экономики, если будут решаться отдельно, без учета прежних кооперационных связей, потребуют огромного перерасхода дефицитных капиталовложений и вызовут ожесточенную конкуренцию экономических регионов, некогда дополнявших друг друга. В качестве компенсации общество получило отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидацию системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократи-ческих свобод.

    Практическое приспособление к требованиям мирового рынка предполагает новые формы внешнеэкономической деятельности, переструктурирование экономики, т. е. разрушение ее установившихся пропорций и кооперационных связей (в частности, проведение конверсии, т. е. радикального ослабления сектора производства вооружений).

    Сюда же относят проблему экологической безопасности, которая действительно приобретает характер одного из главнейших факторов развития национального производства.

    Перемены в сфере духовных ценностей и приоритетов

    Эта сфера трансформации затрагивает проблемы социально-духовной адаптации к новым условиям существования большого количества людей, их сознания, изменения ценностных критериев. Причем, изменение менталитета напрямую связано с процессом социализации в новых условиях. Современное развитие показывает, что трансформация политических и экономических систем может осуществляться в относительно короткие сроки, в то время как сознание и социализация, которые были приоритетны в течение долгой жизни, не могут подвергнуться быстрым переменам. Они продолжают влиять и могут в процессе приспособления к новым требованиям вызывать кризис человека и системы.

    В общественном сознании населения трансформационных стран еще не выработались общепризнанные критерии имущественного расслоения. Углубление пропасти между богатыми и бедными, прогрессирующее обнищание значительной части трудоспособного населения порождают известную реакцию: рост преступности, депрессию и другие негативные психологические последствия, понижающие привлекательность нового общественного строя. Но ход истории неумолим. Объективная необходимость всегда оказывается выше субъективного фактора. Трансформация, таким образом, оказывается специфическим механизмом развития, призванным обеспечить не только гарантии от реставрации старой системы, возвращения прежней идеологии, но и воссоздания мощного государства, которое могло бы существенно влиять на геополитические процессы в их экономических, торгово-финансовых, военных, научно-технических и прочих измерениях, что является российской спецификой.

    В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Рассмотрим наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений.

    Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии — от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных.

    Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные, восходящие и развивающиеся по единому сценарию. Эта теория неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников.

    37. общество и культура

    Культура – это общественный уклад, которому подчиняются отдельные члены или социальные группы данного социума.

    Культура общества:

    1.верования, идеи и ценности –содержание культуры;

    2.объекты, символы и технологии, которые воплощают это содержание.

    38. Ценности и нормы

    Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

    Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

    -нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о

    хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

    -правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой;

    -правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах;

    -это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна;

    -в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;

    -религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;

    -политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;

    -эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

    Ценности –представления о том, что является важным, стоящим и желательным.

    Нормы –правила поведения, которые отражают или воплощают в себе ценности конкретной культуры

    Ценности и нормы во многом определяют образ общественной жизни и манеру поведения представителя данной культуры

    39. культурное многообразие

    Элитарная и популярная культуры

    Элитарная культура – культурные образцы, отличающие элиту общества.

    Популярная культура – культурные образцы, широко распространенные в обществе.

    Субкультура – система норм и ценностей, обособляющая некую часть общества.

    Контркультура – система норм и ценностей, которая резко расходится с той, что широко принята в обществе.

    Этноцентризм – такой подход к оценке другой культуры, при котором за эталон берется своя собственная.

    Культурный релятивизм – изучение чужой культуры в рамках выработанной ею системы ценностей; практика оценки культуры по ее собственным стандартам.

    40. Социальные организации и их классификация.

    Современное понимание термина «организация» проявляется в следующих научных направлениях:

    -организация как состояние;

    -организация как система;

    -организация как процесс;

    -организация как метод.

    Соц. организация как элемент социальной структуры: искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций.

    Черты социальных организаций:

    -Целевая природа

    -Иерархичная упорядоченность

    -Управленческая форма

    В зависимости от поставленных целей социальные организации могут быть: образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

    Социальные организации могут различаться по: 1.отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.).

    самостоятельности принятия решений (головные или материнские, дочерние и зависимые) и др.

    По степени формализации существующих связей, взаимодействий и отношений различают:

    -Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

    - Неформальные организации – это организации, которые в силу своей малочисленности либо по каким-то другим причинам не зарегистрированы в государственном органе.

    По совокупности организационных признаков:

    -правительственные и неправительственные;

    -коммерческие и некоммерческие;

    -бюджетные и небюджетные;

    -общественные и хозяйственные.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта