Главная страница
Навигация по странице:

  • 34. социальные процессы: сущность и общие типы.

  • 35. эволюция, революция как виды социальных процессов

  • шпоры по социологии. 1. Объект, предмет и специфика социологи


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1. Объект, предмет и специфика социологи
    Дата31.01.2022
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры по социологии.docx
    ТипДокументы
    #347295
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    33. социальный конфликт как вид взаимодействия.

    Взаимодействия между людьми создают основу и для социальных процессов. Процесс (лат. «движение») – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Они могут быть единичными, повторяющимися и периодическими.

    Одним из наиболее часто исследуемых процессов стал социальный конфликт, потому что он является одним из обязательных атрибу¬тов социальных взаимодействий индивидов, групп и общно¬стей. Социальный конфликт – это столкновение противоположных це¬лей, позиций, мнений и интересов, которое приводит к реаль¬ной борьбе между субъектами взаимодействий.

    Одной из причин конфликта может быть борьба личности за свои права. Если в результате конфликта человеку удается защитить свои права, то он оце¬нивает его как положительное событие. Иными словами, на¬ряду с негативными сторонами социальный конфликт имеет и позитивные моменты. Так, конфликт позволяет обнаружить социальную напряженность и заставляет людей искать выход из создавшейся проблемной ситуации. На эту сторону социальных конфликтов указал американский со¬циолог Л. Козер, утверждавший, что конфликт не¬сет в себе не только деструктивную (разрушительную) функ¬цию, но и большой позитивный потенциал, т.е. конфликт носит конструктивный характер.

    Неслу¬чайно Спенсер, Маркс, Вебер рассматривали конфликт как нормальное состояние общества, а Гумплович, Парк и Козер счи¬тали его важнейшим элементом социального взаимодействия. Их взгляды составили основу теории конфликта. Ее суть в том, что общество или организация функционирует таким образом, что каждый индивид или группа стараются получить максимальную выгоду от взаимодействия, что неизбежно приводит к социальному изменению, в частности к изменениям в политической сфере, революциям и т.д.

    Социальные конфликты могут быть вызваны рядом причин. Главной причиной является несовершенство самих об¬щественных отношений, что проявляется в социальной неоднородности общест¬ва, различиях в уровнях доходов, власти, социальном прести¬же, доступе к образованию, религиозных различиях и др. Кроме того, социальные конфликты вызываются социально-психологическими предпосылками: воспри¬ятием личностью своих социальных проблем, возможностью их самостоятельного разрешения. В значительной мере поведе¬ние человека детерминируется социально-психологическими чертами личности: темпераментом, эмоциональностью, интел¬лектом, общей культурой.

    Любой конфликт всегда представлен индивидами с их социальными ориентациями, ус¬тановками, мнениями и ожиданиями, поэтому он всегда связан с субъективными оценками и осознанием людьми про¬тиворечивости своих интересов интересам других лиц, групп, общностей или обществ. Это положение существенно расходится с марксистской концепцией конфликтов, где причинами кон¬фликтов считаются неразрешимые объективные противоречия между большими социальными группами или классами. В частности, К. Маркс считал, что господствующий класс вла-деет средствами производства и поэтому осуществляет соци¬альный контроль над другими классами. По мере того как рабочий класс осознает свое угнетенное положение, отношения ме¬жду эксплуататорами и эксплуатируемыми становятся все бо¬лее конфликтными, что приводит к социальной революции. Однако, как показала соци¬ально-историческая практика, идео¬логическая концепция К. Маркса с ее абсо¬лютизацией экономических отношений, игнорированием субъек¬тивных оценок и форм поведения в конкретной реальной жиз¬ни оказалась несостоятельной.

    Р. Дарендорф высказывал иную точку зрения, считая основой конфликтов полити¬ческие факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. По его мнению, конфликт может возникнуть во всех социальных груп¬пах и общностях, где есть отношения господства и подчине¬ния. Борьба за власть, господство и становятся причиной конфликта. Однако и в этой концепции фактор сознания игра¬ет главную роль: человек должен осознать, сопоставить свое положение с положением другого и сформировать установку на борьбу за власть, престиж и др.

    Наиболее глубокое теоретическое обоснование проблемы социальных конфликтов получили в работах Р. Парка и Р. Дарендорфа. В частности, Парк обосновал концепцию социальной эволюции, в рамках которой конфликт рассматривается как источник общественного развития; в этом случае социальный мир предстает как поле битвы: множество групп, борющихся между собой, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Движущей силой развития взаимодействия людей Парк считал конкуренцию, которая может принимать различные формы: соревнование – конфликт – приспособление – ассимиляция. Соревнование – это взаимодействие без контакта между многими индивидами, но конкретный индивид не осознает своих конкурентов. Соревнование как форма борьбы за выживание (например, экономическое соревнование) может принять форму конфликта, однако соревнование превращается в осознанный конфликт только тогда, когда субъекты взаимодействия осознают, что возникшие проблемы нельзя никак разрешить иначе, и они начинают идентифицировать друг друга как конкурентов или врагов (при продвижении по службе).

    Аккомодация – это приспособление субъектов к конфликтной ситуации, где их взаимодействия временно ограничены и регулируются законами и нормами. Например, студент считает, что преподаватель придирается к нему (конфликт). Т.к. он не может физически воздействовать на него, он вынужден приспосабливаться к нему на ментальном уровне, доказывая, что знает предмет, хотя боязнь, что на экзамене завалит, у него остается. Т.е., хотя конфликт исчезает, он остается латентным по характеру.

    Ассимиляция – это процесс уподобления, когда индивиды и группы, воспринимая и разделяя опыт, нормы и ценности других людей и групп, составляют с ними одно целое (мигранты).

    Существуют различные классификации конфликтов. Например, в зависимости от объекта различают экономический, политический, семейно-бытовой, религиозный, идеологический конфликт. Соответственно субъекту конфликта последние подразделяются на внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, этнонациональные, международные. Российский социолог Волков Ю.Г. предлагает следующую типологию: когнитивный конфликт как борьба точек зрения людей может перерасти в борьбу личностей, или межличностный конфликт, в конфликт между личностью и группой, затем в межгрупповой конфликт и далее в социальный конфликт – столкновение различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов.

    Л. Козер представляет другую классификацию, выделяя реалистические и нереалистические (беспредметные) конфликты. Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата. Причиной конфликта такого рода может стать несправедливое распределение каких-либо преимуществ и ресурсов (власти, богатства, территории) между участниками, неудовлетворение их требований и т.п.

    Причиной нереалистических конфликтов становятся накопившиеся отрицательные эмоции, обиды, враждебность, из чего следует, что острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

    Конфликты могут быть деструктивными, когда они нарушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам, и конструктивными, способствующими выявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия. Л. Козер подчеркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие. Как форма социального взаимодействия конфликт может быть инструментом формирования, стандартизации и поддержания социальной структуры.

    Традиционно различают проблемы общественного характера, затрагивающие большие социальные группы, и проблемы личностные, касающиеся непосредственно каждого человека. Степень их актуальности в массовом сознании не всегда совпадает, что проявляется в характере социальных конфликтов, уровнях их распространения и глубине. Кризис общественных отношений наступает тогда, когда большая часть населения одновременно осознает обострение противоречий во всех сферах жизни. В этом случае общество нуждается в тотальных революционных переменах. Если они не проводятся правительством, то их осуществляет народ, как это произошло в российском обществе после глубокого кризиса тоталитарного коммунистического режима, загонявшего вглубь назревавшие социально-экономические и нравственные проблемы. Крайними формами конфликтов являются войны.

    Поскольку конфликт является обязательным атрибутом социальных взаимодействий, различают 3 уровня конфликтов: на уровне личности – межличностные, на уровне групп – групповые и на уровне общества – социетальные. Хотя конфликты личностного характера занимают в конфликтологии незначительное место, их роль в жизни конкретного человека очень велика: именно межличностные конфликты 85% разводящихся супругов считают основной причиной распада семьи и 40% работников – причиной их увольнения с работы.

    Так как в любой структуре всегда есть повод для конфликтной ситуации, мировое сообщество должно было бы постоянно находиться в состоянии «войны». Поэтому для избежания социальных конфликтов создаются целые системы социокультурных и правовых норм, регулирующих взаимодействия, и определяются формы выражения несогласия и уровни терпимости в социальных отношениях. Так, в сфере межгосударственных отношений это дипломатические ноты протеста против каких-либо нарушений в отношениях между странами, экономические эмбарго – запреты на ввоз в страну или вывоз из нее товаров и др.

    Чтобы избежать наиболее острых форм социальных конфликтов, ученые разрабатывают концепции путей к согласию в обществе, уделяя особое внимание методам разрешения конфликтов. Последние весьма разнообразны по содержанию и характеру, каждый метод применяется с учетом особенностей той или иной организации, условий ее функционирования, взаимодействия с соперниками и т.п.

    Например, Р. Даррендорф выделял следующие методы разрешения конфликта. Первая группа методов разрешения конфликтов включает уклонение от конфликтного взаимодействия, исключение демонстрации собственных успехов, достоинств и т.п. с целью унижения другого, чтобы не подталкивать его к противостоянию.

    Одним из часто применяемых методов разрешения конфликтов является принуждение, которое в случае обострения межэтнических и межстрановых противоречий оборачивается применением вооруженной силы, военными действиями. Конструктивными способами решения конфликтов являются компромисс, когда соглашение достигается путем взаимных уступок, переговоры, в ходе которых нужно искать взаимную выгоду на основе взаимоприемлемого использования существующих различий и расхождений. В межгрупповых и межстрановых конфликтах положительный эффект дает обращение к посреднику – третьей стороне, не участвующей в конфликте непосредственно, в целях прекращения противоборства и налаживания сотрудничества. В западных странах и в последнее время в странах СНГ широко используется арбитраж, который представляет собой определенный набор процедур примирительного характера, осуществляемых официально на это уполномоченными учреждениями или организациями, например, судов по трудовым спорам.

    Хотя конфликтов избежать невозможно, следует помнить, какими способами можно перевести противоборство интересов в конструктивное русло и разрешить их с пользой для дела. Сегодня это очень важно, т.к. в мире отмечен рост конфликтов всех уровней: межличностных, между социальными и этническими группами (богатыми и бедными, басками и испанцами, курдами и турками, Косово) и сообществами (влияние ислама, вмешательство США и стран ЕС в дела государств на Ближнем Востоке и т.д.).

    34. социальные процессы: сущность и общие типы.

    Взаимодействия между людьми создают основу и для социальных процессов. Процесс (лат. «движение») – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Они могут быть единичными, повторяющимися и периодическими.

    Единичный процесс имеет место один раз. Лишь немногие процессы в природе могут считаться таковыми. Большинство процессов имеют повторяющийся характер, т.е. повторяются чаще одного раза. Процессы, повторяющиеся с определенной периодичностью, получили название периодических. Именно периодические процессы служат основой развития.

    Примерами социальных процессов могут служить интеграция, дезинтеграция, соревнование, конкуренция, конфликт, ассимиляция, подчинение, конформизм и др. Известно, что взаимодействия между партнерами осуществляются на основе общей платформы (общих интересов, одинаковых ценностей, образа жизни и т.п.). Сравним, к примеру, группу мусульман и футбольных фанатов. Если поведение мусульман определяется национальными обычаями и традициями (отказ от свинины, 5-разовый намаз каждый день), то в социальном поведении фанатов могут быть существенные различия (разборки между фанатами «Спартака» и «Динамо» после матчей). Т.е., с одной стороны, на основе взаимодействий идут процессы интеграции, объединения людей; а с другой, – взаимодействия приводят к дезинтеграции, и тогда социальное поведение индивида (или группы) может быть отклоняющимся от норм и ценностей данной социальной среды (разборки).

    Если говорить о процессах в социальных группах, то в них могут протекать следующие динамические процессы:

    • давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;

    • формирование социальных ролей, распределение групповых ролей;

    • изменение активности членов: в этом случае имеют место феномены фацилитации – усиления энергии человека в присутствии других людей и ингибиции – затормаживания поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшения самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;

    • изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы в соответствии с феноменами «групповой нормализации» – формирование усредненного группового стандарта – нормы; «групповой поляризации» – приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально; «подчинения авторитету» в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности», когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе;

    35. эволюция, революция как виды социальных процессов

    Социальная эволюция - это медленный, продуманный, постепенный процесс преобразования одной общественной формации и цивилизации в другую, более совершенную, происходящий без излишних разрушений прошлого, человеческих жертв, с сохранением всего положительного в новом обществе. Примером социальной эволюции можно считать становление буржуазного социализма в странах марксовского капитализма в XX в.

    Социальная эволюция - это стихийный процесс, носящий сознательный характер на каждом отдельном этапе. Поэтому социальную революцию можно назвать прагматичной трансформацией общества.

    Социальная революция - это быстрый, стихийный, радикальный процесс преобразования одной общественной формации и цивилизации в другую, происходящий с излишними разрушениями старого (до основания), многочисленными человеческими жертвами, обновлением общества на противоположное. Социальная революция - это стихийный процесс, носящий сознательный характер только по отношению к конечной цели, но подчиняющийся также прагматизму на каждом отдельном его этапе. В результате этого социальная революция носит вид социального эксперимента, задуманного ее вождями. Именно поэтому социалистическую революцию все думающие люди считали экспериментом1.

    Социальные эволюции и социальные революции как два основных типа социальных трансформаций общества характеризуются противоположными чертами при оценке одинаковых сторон.

    При социальной эволюции правящие элиты в той или иной степени выражают интересы классов общества, ждут развития объективных условий для осуществления реформ в обществе. При социальной революции правящие элиты утрачивают связь с классами общества, обеспечивающими их интересы социальными условиями. В результате объективные условия либо перезрели для социальных реформ (например, Французская буржуазная революция), либо еще не созрели (как пролетарско-социалистическая революция в России). Таким образом, выбор эволюционного или революционного пути зависит от зрелости субъективного фактора, его способности вовремя оценить состояние противоположности классов, этносов, элиты и бюрократии и принять вовремя соответствующие решения.

    При социальной эволюции правящие элиты под давлением классов общества решают назревшие частные проблемы (конфликты) общественного развития и тем самым осуществляют постепенное изменение общества. При социальной революции правящие элиты не решают назревшие проблемы (конфликты), в результате объективные условия и субъективные факторы реформирования, с одной стороны, деградируют, а с другой, созревают для социальной революции. Возникает распад прежних традиций, образа жизни, институтов.

    При социальной эволюции "движение - все, а конечная цель - ничто" (Бернштейн). Когда в той или иной сфере общества возникают противоречия, правящая демократическая элита придумывает проект решения проблемы и реализует его в действительность. При социальной революции накапливается множество нерешенных проблем, которые превращаются в чудовищный конгломерат. Их становится уже невозможно решить системой реформ как теоретически (проектом), так и практически (нет подходящих инструментов-институтов). Кроме этого, налицо ожесточенное сопротивление правящей элиты и стоящего за ней господствующего класса, не желающего расставаться со своими привилегиями. В результате возникает революционный проект переустройства общества: буржуазно-социалистический в революцию 1893 г. во Франции, коммунистический в конце XIX в. в Европе. Он направлен на разрушение старого общества (формации и цивилизации) и создание нового. Этот проект пользуется большим признанием интеллигенции - вечного оппозиционера власти - и постепенно овладевает революционной (и маргинальной) частью простонародья.

    Социальная эволюция использует мирные (демократические) средства, происходит медленно, сопровождается относительно незначительными разрушениями старого и жертвами (социальными и человеческими), ее результаты достаточно долговечны. При этом часть прежних традиций, образа жизни, социальных институтов сохраняется, а часть - устраняется. Социальная революция использует насильственные методы преобразований, происходит относительно быстро, сопровождается значительными разрушениями (до основания) прежнего общества, его традиций, образа жизни, социальных институтов, несет жертвы и страдания людям, результаты ее непрочны и недолговечны. Быстро и решительно создаются новые традиции, образ жизни, социальные институты взамен уничтоженных.

    Социальная эволюция основана на удовлетворении назревших потребностей и интересов основных классов общества, которые и удовлетворяются в результате демократической борьбы. Правящая элита ориентирована на реализацию именно таких исторически нормальных потребностей, интересов, идеалов. Цена социальных реформ оказывается вполне приемлемой для народа. Социальная революция создает в обществе завышенные (и утопические) идеалы, интересы, ожидания. Революционная элита, возникающая в обществе, использует эти завышенные претензии угнетенных классов и разжигает их дня борьбы. В результате цена социальной революции, которая обычно не просчитывается ее элитой, чрезвычайно высока.

    Качественные изменения общественных формаций и цивилизаций в социальной эволюции и революции происходят в разной последовательности, с различной глубиной, скоростью.

    Во-первых, происходит изменение мировоззрения и идеологии общества, осознание взамен старых идеалов и целей новых. Например, в Советской России вместо идеи "самодержавие, - православие, народность" пришла другая - Советская власть, коммунистическая идеология, советский народ. В то же время на Западе возникла идея "общества всеобщего благоденствия" взамен общества всеобщей конкуренции и наживы.

    Во-вторых, происходит изменение политической сферы, перераспределение власти между нациями, классами, регионами страны в соответствии с изменившимся положением этих субъектов. Вопрос о власти, как правильно указывал Ленин, - это главный вопрос. Только через получение власти тот или иной субъект (нация, класс, регион и т.п.) способен выразить и реализовать свои интересы в обществе, повлиять на экономику в своих интересах.

    В-третьих, происходит изменение экономической сферы: форм собственности на средства производства; меняется соотношение собственности и менеджмента в управлении экономикой, соотношение частной, кооперативной, государственной собственности, и происходит усиление их общественных функций.

    В-четвертых, изменяется ведущий класс общества. Например, во время Французской революции 1789 г. к власти пришла буржуазия, которая свергла дворянство во главе с королем. Во время Октябрьской революции 1917 г., свергнув власть буржуазии, к власти пришли большевики, выражавшие интересы рабочих. В 1991 г. к власти пришли номенклатурные либералы, выражавшие интересы новой российской буржуазии. Сейчас к ним добавились российские силовики, выражающие интересы патриотической, державной и коллективистской части российского народа, которые хотят восстановить Патриотизм, Державность, Солидарность. Мы снова въезжаем в накатанную колею политической формации.

    Первая социалистическая революция происходила в России с октября 1917 г. по 1937 г. (год строительства основ социализма) и сопровождалась установлением диктатуры пролетариата, уничтожением "до основания" старой России, колоссальными жертвами, созданием советского общества с социальным равенством и бедностью. Буржуазно-социалистическая революция в Западной Европе происходила всю первую половину XX в., без военного насилия, демократическим путем. Она привела к установлению буржуазных и правовых демократий, резкому улучшению качества жизни народа, сохранив возможности дальнейшей трансформации в постиндустриальное общество.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта