Главная страница

1. Образы человека в истории философии (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время)


Скачать 77.3 Kb.
Название1. Образы человека в истории философии (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время)
Дата07.05.2018
Размер77.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_modul_3.docx
ТипДокументы
#43011
страница1 из 4
  1   2   3   4

1. Образы человека в истории философии (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время).
В многообразии представлений о природе человека выделяют несколько типов: 1) рационалистический образ – Homo sapiens – человек разумный 2) религиозный образ – человек духовный 3) натуралистический образ – Homo naturalis 4) деятельностный образ – Homo faber – создатель орудий 5) культурологический образ – Homo symbolicus 6) экзистенциальный образ.

В античной философии сложился образ человека как рационального существа (Сократа, Платона и Аристотеля). В отличие от других живых существ в человеке имеется разум, который есть проявление мирового Логоса, превращающего Хаос в Космос. Благодаря разуму человек оказывается в состоянии понять и оценить все сущее.

В эпоху эллинизма мудрость состояла в том, чтобы понять всю суетность мира и внешних благ и стремиться к самодостаточности, найти опору уверенности в себе самом. Представитель школы стоицизма император Марк Аврелий (161-180)считал главным в человеке внутренний принцип его "Я", который не должен быть нарушен.

В христианстве согласно Августину Блаженному вся дохристианская философия была заражена одной ересью - она превозносила власть разума как высшую силу человека. Однако разум не может указать нам путь к истине. Человек был создан по образу и подобию божьему, но все было им утрачено после грехопадения Адама. Сам человек не может найти путь назад, вернуться к своей изначальной чистой сущности можно только с помощью божественной благодати. Фома Аквинский, признавая за человеческим разумом гораздо большую власть, чем Августин, он был, однако, убежден, что правильно использовать свой разум человек может только благодаря божественному руководству и озарению. Смирение и самоотречение становятся фундаментальной добродетелью христианства. Человек предстает не в двух измерениях, как прежде: тело, и душа (разумная), но в трех: тело, душа и дух, где дух - это причастность к божественному посредством веры, открытость человека божественному слову, божественной мудрости, которая наполняет его новой силой.

В эпоху Возрождения в противоположность учению об изначальной греховности человека вырастает новое самосознание человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Бог дал человеку свободную волю и человек сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек - творец самого себя и этим он отличается от всех остальных существ. Античная метафизика и средневековая теология были основаны на общем принципе: человек - венец вселенной. Коперник помещает человека в бесконечное пространство, а Бруно утверждает, что человеческий интеллект осознает собственную бесконечность, соразмеряя свои силы с бесконечным универсумом.

В Новое время силу человеческого разума утверждают такие великие мыслители как Галилей, Декарт, Лейбниц, Спиноза. Галилей утверждал, что в области математики достигается высший доступный для человека уровень познания, равноценный божественному познанию. Декарт утверждает, что человек познает мир силой чистого сознания. Декарт: Я есть мыслящая вещь. Это второе рождение рационализма после античности.

В эпоху Просвещения появляется уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, что прогресс наук создает условия для экономического и социального благополучия. Французские материали- сты утверждали, что человек по своей природе добр. Любить удовольствия и избегать страданий - такова естественная природа человека, а все естественное хорошо по определению. Разум как естественный закон управляет и миром, и людьми. В обществе он предстает как естественное право. Локк: человек наделен естественными неотчуждаемыми правами (жизнь, свобода, собственность).

В XIX-XX появляются философские учения, трактующие человека как существо иррациональное (неразумное), парадоксальное, принципиально трагическое, в котором сталкиваются противоположные начала. Это гениально раскрыл в своем творчестве Достоевский. История философии XIX века - это реакция против традиции философии чистого разума. Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор, Фейербах, Маркс, Дильтей и другие критики этой традиции указывают на то, что человеческий ум не является чистым разумом, т.е. на ум человека влияют самые различные факторы.

Для Маркса человек есть продукт своего общества, сущность его определяется теми общественными отношениями, в которые он включен. Книга Дарвина "Происхождение видов" наносит второй (после Коперника) удар по человеческому самолюбию. Оказывается, что человек вовсе не отличается от остальных живых существ (натуралистическая концепция: сущность человека видит не в том, что он в первую очередь существо, обладающее разумом, который возвышает его над природой и приобщает к трансцендентным началам). Человек - это всего лишь высокоразвитое живое существо.

Фрейд наносит третий удар человеческому самолюбию. Человек - вовсе не хозяин в собственном доме. Он не знает подлинных причин своих действий. Человек есть существо больное от конфликта сознания и бессознательного. Фрейд подчеркивает роль сексуального инстинкта, а также позднее включенного им в свою концепцию инстинкта смерти.

После десятков тысяч лет истории, в нашу эпоху, человек впервые стал целиком и полностью проблематичным. Он уже не знает, что он такое, но он знает об этом незнании.

2. Понятие природы человека. Родовая сущность и индивидуальность. Особенности познания человека. Подходы «извне» и «изнутри» к человеку.
Человеческая природа – это совокупность общих для всех людей анатомо-физиологических и психических свойств (таких как прямохождение, членораздельная речь, интеллект и другое), выражающих особенность человека как живого существа. Говоря о природе человека, чаще имеют в виду его биологические свойства. Но в отличие от животных, у человека эти биологические свойства формируются обществом. Общество может повлиять на изменение биологической природы человека: хилому помочь стать сильным, слепому – зрячим и т.д. Внешний мир и социальная среда – основные факторы формирования человека как биологического вида. Однако человек не является простым отражением природных процессов и социального окружения. Если бы это было так, то все люди мало, чем отличались бы друг от друга. Но каждый человек индивидуален. Его своеобразие проявляется в психологии, в мышлении, в присущем ему внутреннем мире. Общество, конечно, оказывает большое воздействие на формирование человеческой личности, но и человек во всем богатстве присущих ему качеств оказывает воздействие на общество, в котором живет. Поэтому при определении человека важно обращать внимание как на его биологическую природу, так и на его сущность.

Сущность человека – это определяющая черта человека, выражающая его главенствующее качество. Раскрыть сущность человека как неповторимого живого существа очень сложно. Среди всего многообразия научных и философских взглядов на эту проблему можно выделить ряд основных подходов к осмыслению сущности человека.

-- Натуралистический подход отождествляет понятия «природа человека» и «сущность человека». Своеобразие или сущность человека выражается в его особой телесности, в его высокой организованности как биологической особи.

-- Рационалистический подход говорит, что за рамки животного царства человека выводит его разум, т.е. способность мыслить, размышлять о мире и самом себе.

-- Социоцентрический подход говорит о социальной сущности человека. По мнению французского просветителя П.Гольбаха, человек таков, каким его делает общество. К.Маркс утверждал, что человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Сущность человека есть продукт всех общественных отношений.

-- Религиозно-философский подход утверждает, что человек – это единственное живое существо, наделенное божественной сущностью – Духом. Именно в Духе как совокупности самых высоких качеств человека (любви, добра, совести, милосердия, сострадания и других) выражено его Богоподобие.

-- Философско-космический подход говорит о космической сущности человека. Человек признается составной частью Космоса, его развитие и развитие всего человечества неразрывно связаны с эволюцией всего Космоса.

Родовая сущность проявляется не просто в отличии человека от других элементов мира, а в общем способе бытия человека, во всеобщем основании человеческой жизни.

Человек, пишет Карл Маркс, есть существо родовое (он делает своим предметом род, он относится к самому себе как наличному живому роду). Из этого следует, во-первых, мысль о том, что человек органически, самым непосредственным образом связан с созданной им системой общественных отношений и связей. Во-вторых, проводится идея о недопустимости противопоставления индивида и общества, так как это чревато разрыву отношений не только между человеком и историей, но и между природой и обществом. В-третьих, обращается внимание на то, что человек есть общественное существо и в силу данного обстоятельства всякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и родовая жизнь человека, пишет К. Маркс, не является чем-то различным, хотя по необходимости ее существования индивидуальной жизни бывает либо особенным, либо всеобщим проявлением родовой жизни, а родовая жизнь бывает либо особенной, либо всеобщей индивидуальной жизнью.

Понятие индивидуальности выступает и как биосоциальная данность, и как характеристика личности. Индивидуальность как характеристика личности - это неповторимый, самобытный способ бытия каждой личности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется как социальными условиями, так и собственным жизнетворчеством. Индивидуальность - не просто “атомарность” человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Как сказал современный немецкий философ Ю. Хабермас, “моя концепция меня самого” имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

Человека нельзя определить в полной мере, если не учесть того, как он сам себя определяет. Возможны два подхода к познанию природы человека: извне и изнутри. Подход извне рассматривает человека как объект в ряду других объектов научного познания. Подход извне - попытка выявить объективные характеристики человеческой природы на основе эмпирического наблюдения. Подход изнутри рассматривает человека как субъект, данный самому себе в своих душевных переживаниях. Еще одна особенность познания человека: всякая концепция человека неизбежно обладает ценностным аспектом - "Каким должен быть человек?". Вопросы "Какова природа человека?" и "Каким должен быть человек?" связаны.
3. Прагматическая антропология Канта. Концепция человека К.Маркса. Родовая сущность. Проблема отчуждения.
Антропологию Кант рассматривает с "прагматической" точки зрения. Это значит, что вне поля его зрения остается физиология, то, что сделала из человека природа; его интересует в первую очередь то, что он делает из себя сам, что делают с ним люди. Во многом антропология Канта сродни современной общей психологии. Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

В «Антропологии с прагматической точки зрения» Кант определяет человека как живое существо, наделенное разумом. Как существо наделенное разумом человек обладает свободой воли и способен, таким образом, к свободным поступкам. Поэтому кантовская антропология является своего рода эмпирической теорией действия. Основные вопросы, которые при этом занимают Канта: каким образом возможна наука о человеке как о свободно поступающем существе и какой характер должна принимать эта наука. При этом Канта не интересует природная обусловленность человека, хотя он и никогда не забывает, что человек – часть природы. Значительно важнее для него вопрос о самоопределении человека. Тем самым антропология превращается у Канта в науку, которая должна помочь человеку реализовать все заложенные в нем потенции.

Говоря о (само)воспитании человека, Кант динамически интерпретирует и его отличительный признак (proprium). Несмотря на то, что не существует неизменных биологических видов, человек всегда может стабилизировать важные элементы своей природы – посредством культуры. В этом и заключается «итог» кантовской прагматической антропологии: «Человек своим разумом определен к тому, чтобы быть в общении с людьми и в этом общении с помощью искусства и науки повышать свою культуру, цивилизованность и моральность и чтобы, как бы ни была сильна его животная склонность пассивно предаваться побуждениям покоя и благополучия, которые он называет счастьем, стать, ведя деятельную борьбу с препятствиями, навязанными ему грубостью его природы, достойным человечества» (т. 6, стр. 578). И хотя природа заложила в человека «зерно раздора», она же тем самым открыла для него возможность совершенствовать себя «через развитие культуры».

Категорический императив Канта в окончательной формулировке звучит следующим образом: поступай так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства.

Сущность человека есть ансамбль всех общественных отношений. Ведь биологические факторы человека хотя и имеют важное значение, но действуют через опосредование и преобразование со стороны факторов социального порядка. Человек, оставаясь по сущности социальным, изменяется в зависимости от эпохи.

Марксистская теория отчуждения и свободы человека. К. Маркс определил отчуждение как превращенную форму существования человеческой, творчески – предметно – практической сущности, при которой сама система общественных отношений, производственной деятельности человека превращается из формы его развития в неподконтрольную ему, господствующую над ним и угнетающую его силу. Формы отчуждения:

1) отчуждение процесса труда означает, что труд не принадлежит работнику производства, но господствует над ним как внешняя принуждающая его сила (поэтому в процессе труда человек чувствует себя животной силой, т.е. через реализацию своих животных функций);

2) отчуждение предметов, средств и продуктов труда, при котором предметы и средства труда, не принадлежат рабочему (работнику производства), но даются ему извне, не принадлежа, но господствуют над ним как враждебная сила, Получается, что чем больше работник производит, тем меньше он потребляет. Производство богатства на одном полюсе оказывается производством нищеты на другом;

3) отчуждение человека от человека, или отчуждение от человека его родовой сущности, при котором труд и его продукты принадлежат не работнику, а другому человеку, от которого он зависит, которым он принуждается и угнетается. В этом случае отношения людей друг к другу превращаются в отношения вещей, а человек превращается как бы в средство для вещных отношений и рассматривает другого человека либо как вещную силу, либо как соперника и конкурента в вещном обладании.Получается, что родовая сущность человека превращается лишь в средство для поддержания индивидуальной жизни (сохранения его физического существования).

4) отчуждение природы от человека. В человеческом труде как целесообразной деятельности вся природа превращается в неорганическое тело человека, без которого он не может жить, и посредством которого он может производить универсально, т.е. по меркам любой природной силы.

4. Происхождение человека. Антропогенез. Естественный отбор и социокультурные факторы становления человека.

Существует несколько основных версий происхождения человека или антропогенеза. Наиболее ранней является религиозная концепция антропогенеза, согласно которой человек появился в результате акта божественного творения. Не подвергаемая сомнению в рамках религии, эта версия критикуется и отвергается большинством ученых как недоказуемая.

Другой не менее распространенной версией происхождения человека является теория эволюции. В результате воздействия сил естественного отбора на живые организмы, происходит селекция живых существ, которые наиболее приспособлены к окружающей среде. Так возникают новые виды живых существ, также возник и человек. Он произошел от одного вида человекоподобных обезьян (гоминидов).

Существует и другая версия происхождения человека – теория панспермии, согласно которой человек, как и все другие существа, был занесен на планету Земля из космоса.

Не менее важной частью развития человека является формирования его личности, образование общества и развитие культуры. Основатели марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что формирование человека невозможно вне общества и культуры. Поэтому следует говорить о едином процессе формирования человека и общества – антропосоциогенезе. Основным фактором антропосоциогенеза Маркс и Энгельс считали трудовую деятельность человека. Именно совместная созидательная деятельность способствовала формированию общества и развитию человеческого сознания.

Антропогенез – это процесс становления человека. Но, как известно, человек – существо социальное, поэтому на его развитие влияли не только физиологические аспекты. Так, в процессе эволюции имел место естественный отбор, что позволило выжить только сильнейшим особям. Соответственно, это стало причиной передачи сильных генов, которые улучшались с каждым поколением. Это один из основных биологических факторов, что сыграл основную роль на начальном этапе антропогенеза. Этот процесс дал человеку возможность развиться физически, стать более выносливым и приспособленным.

В целом последовательность антропогенеза можно разделить на 3 основных этапа:

Антропоидные прародители.

Палеоантропы. Или древние люди. Они уже жили небольшими группами (общинами), имели представление о том, что такое охота, научились изготавливать из простых предметов орудия труда, жили в пещерах и умели добывать огонь. Внешне чем-то напоминали человека.

Неоантропы. Физическое строение тела полностью соответствовало современному человеку. Обладали навыками примитивного общения. Помимо охоты, собирали овощи и фрукты. Умели строить жилища, расписывали стены рисунками, из шкур убитых животных шили одежду.

Антропогенез не является линейным и плавным процессом, на каждой его стадии формируется несколько течений, которые развиваются отдельно друг от друга. Более того, каждое из этих течений становится первопричиной возникновения новых путей развития. Так, когда появился совместный труд, возникла необходимость в общении, чтобы координировать свои действия. Тогда человек придумал язык. В свою очередь, язык получил отдельное развитие, и в ходе истории люди смогли перейти от устной речи к письменной. А письменная речь уже стала наполняться эпитетами, метафорами, правилами и другими речевыми оборотами. Все это стало возможным благодаря социальным факторам эволюции. Всего выделяют четыре социальных фактора, которые оказали наибольшее влияние на начальном этапе антропогенеза. К ним относятся:

Проживание в группе.

Улучшение предметов труда.

Общая трудовая деятельность.

Совершен

5.Человек является одновременно и биологическим и социально-культурным существом. Возникает вопрос: влияние какого фактора наследственности или среды является решающим в формировании способностей и поведения человека.

Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространенные значения каждого видового признака. На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы.

сторонники биологизаторского подхода абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке.К биологизаторским концепциям относится расизм,социал-дарвинизм(представители высших классов занимают ведущее место в обществе потому,что они более высокоразвиты

социологизаторский подход-человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение

Биологическое начало социализируется в человеке в том смысле, что человек развивает и направляет свои природные качества в русло потребностей социальной жизни. Социальное, преобразуя биологическое с учетом индивидуальных задатков человека, определяет его целостную интегральную природу. Уровень развития общества во многом зависит от того, насколько оно предоставило человеку возможность гармоничнее и полнее раскрыть свои положительные природные свойства.

Рассматривая диалектику соотношения биологического и социального, важно установить, что в человеке предопределяет его естественные, генетические предпосылки, и какова роль и значение для его становления и развития социальной среды.

Здесь важно отметить, что человек является частью природы, т.е. естественным телесным существом. Он рождается, испытывает потребность в пище, продолжает жизнь в потомстве и в конечном итоге умирает.

Вот насчет наследственности и среды не уверен.Проще говоря,наследственность –это часть формирования человека со стороны природы,биологии,а среда-часть формирования,делающая человека индивидуальностью(Если среда как у животных,то человек растёт животным ,а если у него есть социум-становится частью общества)
6. Альтруизм, по Уилсону, может носить неосознанный характер и в этом случае объект не ожидает за него никакой награды (“альтруизм с твердой сердцевиной”); он развился в эволюции живого посредством естественного отбора. Альтруизм может быть и осознанным (“альтруизм с мягкой сердцевиной”), т: е. в конечном счете эгоистическим. Такое альтруистическое поведение включает ожидание ответных благ для самого субъекта или его родственников (носителей части генов субъекта). Эта форма альтруизма существенно обусловлена культурной эволюцией и типична для человека, в то время как первая форма доминирует у всех иных живых существ.

С точки зрения канадского философа М. Рьюза, понимание альтруизма у сторонников социобиологии вытекает из предпосылок их теории. Альтруистически настроенный и вообще моральный человек в эволюции имеет больше возможностей для выживания и репродукции, чем аморальный, поскольку он не только жертвует собой ради других, но и получает от других помощь. Поэтому весьма вероятно, что мы наследуем моральные чувства по биологическим каналам.

Я так понял, что биологический подход-это то, что альтруизм возник в процессе эволюции и являлся способом эффективного выживания рода. Таковой существует у пчел, муравьев. Рабочие касты жертвуют собой для продолжения и существования — рода-это альтруизм с идеей «родственного отбора» (слова из первоисточника). Есть «взаимный альтруизм», подразумевающий то, что если ты вложился(помог),то можешь что-нибудь использовать(получить помощь)-как бы социологизаторский подход.

7. • "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

Создана В 20егоды, Id-оно,Ego-я, superЕgo-сверхЯ. Ego -Обеспечивает самосохранение,контролирует влечение,решает позволить удовлетворение или отложить,или же полность подавить. SuperЕgo контролирует деят-сть Ego. Суперэго –это те же нормы и ценности ,которые стали частью психики в процессе воспитания. Его с одной стороны должно ориентироваться на Ид ,а с другой стороны на Суперэго,это ведет к конфликтам.

В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос. 101 Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разру- шению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным. Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Либи́до - обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие.

Карл Густав Юнг понимает под либидо в целом психическую энергию человека, а сексуальность — лишь как одно из множества возможных проявлений этой энергии, но не как специфическую ее разновидность.

Сублимация- это переключение энергии либида (т.е сексуального влечение ) на другие цели. Это успешная защита психики. Она эффективно снимает напряжение. Все остальные механизмы защиты блокируют прямое выражение энергии.

«Конфликт... — в психоанализе изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека»

Конфликты — часть внутренней жизни индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию. Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограничений — нравственных и социальных норм — вынужден зачастую отказываться от удовлетворения (по крайней мере, немедленного) своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта, который, с точки зрения психоанализа, может находить нормальное разрешение
  1   2   3   4


написать администратору сайта