Главная страница

Государство античности. Государства античности. 1. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира древневосточной и античной. 5


Скачать 58.7 Kb.
Название1. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира древневосточной и античной. 5
АнкорГосударство античности
Дата06.03.2023
Размер58.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГосударства античности.docx
ТипРеферат
#972238
страница1 из 4
  1   2   3   4


Содержание




Введение 3

1.Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира – древневосточной и античной. 5

2.Древняя Греция 12

3.Минойская и микенская цивилизации. Последствия вторжения дорийцев в Грецию. Складывание полисного строя. Характерные черты полиса. 17

4.Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты 24

Заключение 28

Список литературы 30


Введение


История государства неотделима от истории человечества. Возникнув на определенной ступени человеческого развития, государство как сложный социальный и политический институт эволюционирует вместе с ним. В определенную историческую эпоху под влиянием внутренних и внешних факторов, развитием общественной и политической мысли вкладывался новый смысл и видение в понимание государства. Понять сущность государства это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, то есть создать своего рода конкретный исторический портрет. На протяжении всего периода существования человечества мыслители разных времен разрабатывали различные проекты идеального государственного устройства. Ведь основной функцией государства является обеспечение наиболее приемлемого существования людей. Наука о государстве зародилась в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме. Для философии античного времени было характерно выстраивание моделей идеального, справедливого государства. Государство интерпретировалось широко и не было отделено от представляемого им общества.

Античный путь развития выделился на втором этапе Древности — в 1-м тыс. до н.э. Для него характерна особая форма государства — полис, т.е. город-государство, который изначально представлял собой общину граждан- землевладельцев. Отличительными чертами полиса являются: античная (или полисная) собственность на землю, т.е. земля в пределах города-государства может принадлежать не любому жителю, а только человеку, обладающему правом гражданства, государственная собственность на землю практически не развита; довольно активное участие граждан в управлении государством.

В античных странах в отличие от восточных государство в лице правителя не играло столь существенной роли во всех сферах жизни, и не было такого большого и развитого бюрократического аппарата.

Еще одна особенность античного пути развития — более активное, чем на Востоке, развитие товарного производства, что, вероятно, во многом связано с менее благоприятными природными условиями, а также с большей предприимчивостью, активностью греков и римлян.

Целью исследования является изучение государства античности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира – древневосточной и античной;

  • охарактеризовать особенности Древней Греции;

  • описать минойские и микенские цивилизации, изучить последствия вторжения дорийцев в Грецию, складывание полисного строя и характерные черты полиса;

  • изучить македонское завоевание Греции и походы Александра Македонского.

Структурно работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.
  1. Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древнего мира – древневосточной и античной.


Термин «цивилизация» возник в XVIII в. По одной версии его автором считается шотландский философ А. Фергюссон, разделивший историю человечества на эпохи: дикости, варварств и цивилизации (высшую ступень человеческого развития). По другой версии, термин «цивилизация» был введен французскими философами-просветителями и трактовался ими в двух смыслах – широком и узком. Первый из них означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека – незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т.д. Одним из первых слово «цивилизация» употребил маркиз де В.Р. Мирабо в трактате «Друг людей, или Трактат о народонаселении». Он рассматривает цивилизацию как мирный созидательный труд на общее благо. Цивилизации присуще смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для соблюдения правил приличий. Таким образом, цивилизованность – это отношения между людьми, регулируемые сложившимися в обществе ценностями, нормами, идеальными интересами.

Слово «цивилизация» проистекает от латинского «civis» - жителей города или горожан. Сейчас это значение проявляется в слове «цивильный», несущем в себе качества, соответствующие гражданину – учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. В средние века оно носило юридический смысл и относилось к судебной практике. Позднее цивильным стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а цивилизовать означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, например, крестьян. Нередко говорят о цивилизованном человеке. В таком значении термин впервые появился во Франции в 18 веке, в трудах Ж.Ф.А. Вольтера.

Первое употребление слова «цивилизация» в Англии зафиксировано в 1767 г. Данный термин должен был противопоставить цивилизацию и «непросвещенные народы», цивилизацию и «темные века» феодализма и средневековья.1

Также выделяются широкое и узкое понятие цивилизации. В широком смысле цивилизация – общечеловеческая цивилизация – есть явление в космическом измерении планетарное. Культура выступает творением цивилизации, ее уникальным продуктом. В узком смысле цивилизация – определенная форма организации общества, рождающаяся на определенном этапе его развития, связанного с усложнением социальной жизни, формированием таких социальных институтов как государство, право, рыночная система и т.д. Признаки цивилизации: образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов. Культура в русле такого подхода фигурирует как некая духовная составляющая цивилизационного организма, определяемая им.

Когда речь заходит о специфике восточных и античных цивилизаций, то подразумевается как раз последнее значение этого термина с учетом различных исторических эпох, а подобным образом понимаемые цивилизации связываются с теми или иными государствами Древнего мира.

Одной из главных причин ускорения социокультурного развития древнего человека, а заодно и предпосылок старта процессов политогенеза стала неолитическая революция. Понятие «неолитическая революция» впервые предложено австралийско-британским археологом-марксистом Гордоном Чайлдом в 1923 году и подразумевало, в первую очередь, переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. Кроме появления производящего хозяйства эта революция включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путём культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Подобные процессы протекали во всех регионах формирования первичных цивилизаций.

Сколь бы ни были существенны различия в становлении цивилизаций Древнего Востока и античности общие закономерности политогенеза выделить возможно. Связаны они с вызванным неолитической революцией ослаблением и разрушением родоплеменных отношений, вызванные совершенствованием орудий труда и интенсификацией земледелия, утверждением патриархата, появлением прибавочного продукта и становлением товарных отношений, вооружёнными столкновениями, имущественным/социальным расслоением. В конечном итоге, это оборачивалось переходом от кровнородственных коллективов родового типа к территориальным общинам, которые, в свою очередь, закладывали первичные ячейки будущей государственности. Они могли разрастаться до отдельного небольшого государства, как в случае с городами – государствами шумер в IV тыс. до н.э, на территории Месопотамии (природная и историческая область в бассейне рек Тигр и Евфрат;) или же много позже древнегреческими полисами в I тыс. до н.э., которые по сути так и остались общинами землевладельцев. В иных случаях происходило объединение сельскохозяйственных общин и формирование более крупных социально-политических образований, где государственная власть надстраивалась над энным количеством сельскохозяйственных общин, выступая той силой, что объединяла их для достижения каких-либо целей – экономических, военно-политических и т.д. Ярким примером может служить вариант древневосточных деспотий (Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Иран, Финикия, Урарту, Древний Китай, Древняя Индия и Хеттское государство), что стали первыми вариантами государственного строя и основной формой управления общества на Древнем Востоке.

Внимание к столь удаленным во времени периодам развития социально-политических структур Древнего мира обусловлено не только необходимостью понимания самих механизмов политогенеза или специфики древних цивилизаций. Собственно, те оригинальные черты цивилизаций Древнего Востока и античности, что так контрастно проступают в их изучении, отнюдь не остаются лишь достоянием ветхого прошлого, но отчетливо проступают в современных реалиях, что позволяет по-прежнему говорить о различиях Западных и Восточных культур.

Культуру Востока отличает от Запада многое. К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до н.э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с ирригационными системами, создаваемыми на великих реках - Ниле, Тигре и Евфрате, Инде и Ганге, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга, также независимо они вырабатывали первые системы письменности и принципы государственности.2

Социальной основой древневосточных цивилизаций выступала община, а экономической – натуральное сельское хозяйство экстенсивного типа, определяемое природно-климатическими особенностями и спецификой природных ресурсов. Своего рода базой развития общества оказывался коллективизм и традиционализм, предопределявшие включенность человека в социальное, религиозное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стояли над интересами отдельного человека, а его собственностью распоряжалась община, государственные институты, в конце концов, само государство.

Подавляющая часть населения была занята сельским хозяйством, города оказывались центрами ремесла и торговли, но доля городского населения оставалась незначительной. Политическую и культурную жизнь в древневосточных цивилизациях организовывали традиции и обычаи, считавшиеся священными и неприкосновенными. На страже традиционных социальных норм стояла верховная власть, которая была связана с владением землей и предельно централизована. Будучи неотъемлемой частью неизменных традиций, власть верховного правителя официально полагалась ничем не ограниченной властью живого бога или главного жреца. Правитель оказывался верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде, а реализация власти осуществлялась с опорой на разветвленный многочисленный бюрократический аппарат, управлявший от имени правителя. Именно такой тип власти назвали деспотическим (от греческого слова деспот — повелитель). Древневосточное общество было жестко иерархичным. На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники, бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы. В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Если постараться вкратце наметить главные специфические черты древневосточных цивилизаций, то перечень будет приблизительно таким: 1) Высокая степень зависимости человека от природы; 2) Господство религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления; 3) Традиционализм и стабильность развития; 4) Коллективизм общественной жизни; 5) Восточная деспотия как форма политического устройства (правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов, абсолютное преобладание государства над обществом, политика принуждения и давления, цель которой нагнетание страха перед властью, общественно-государственная собственность (прежде всего на землю); 6) Жесткий иерархизм социальной структуры; 7) Абсолютное господство аппарата государственной власти при одновременном существовании на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов (сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации).

Несколько иные параметры социальной организации и культуры связывают с античной цивилизацией. К ней принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Античная цивилизация базировалась на качественно иных основаниях, и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамична по сравнению с древневосточными обществами. Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э.3

В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.). История Древнего Рима делится всего на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.). Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности, Египта. Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития.

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота. Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, выведшая греческий мир из состояния изоляции и вызвавшая стремительный расцвет греческого общества, в рамках которого и оформились ключевые специфические черты античного мира:

1) Религиозно-мифологическое мировоззрение;

2) Космологичность мировоззрения;

3) Рациональность и антропоцентризм культуры;

4) Земледелие без существенной роли искусственного орошения;

5) Динамичное развитие общества;

5) Высокая роль частнособственнических отношений;

6) Господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок;

7) Политическое устройство – демократия (представительная власть широких слоев населения, за исключением женщин, свободных иноземцев, рабов), олигархия (форма правления, при которой государственная власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных);

8) Основы гражданского общества и равенство всех граждан как принцип равных возможностей;

9) Относительная свобода слова, выборность органов власти.

  1.   1   2   3   4


написать администратору сайта