Главная страница

ответы кпзс. 1 Понятие кп права как ведущей отрасли права в зарубежных странах


Скачать 201.5 Kb.
Название1 Понятие кп права как ведущей отрасли права в зарубежных странах
Дата27.09.2018
Размер201.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаответы кпзс.doc
ТипДокументы
#51816
страница1 из 2
  1   2

1)Понятие КП права как ведущей отрасли права в зарубежных странах.

Термин «К. право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука,

учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему

внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода),

содержащихся в К.-ях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих

определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства

общества и государства, правового положения личности).

Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам К.права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «К. право зарубежных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет.

Существует К. право той или иной страны, и в каждой из них - свое

(французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др.).

Следовательно, при употреблении термина «К. право зарубежных стран» речь

идет об ответвлении от единой науки К. права, о комплексном и сравнительном

изучении К. права многих стран мира (в настоящее время существует более 200

государств), а также об учебной дисциплине. В различных странах К. право

может иметь свой объект регулирования, а наука и учебный курс — свой

предмет изучения, но основное содержание этой отрасли права является в

принципе одинаковым, сходным, аналогичным.
2)Соотношение категорий «конституционное» и «государственное» право в российской и зарубежной юридической науке.

Соотношение К., публичного, гос. права находится в иной плоскости, чем отмеченные выше связи конституционного права и других отраслей права. К. право - основная часть публичного права. Термин «публичное право» имеет собирательное значение. По традиции, идущей от римских юристов, в состав публичного права включаются те отрасли, в которых

доминирует регулирование не частных отношений, а публичной сферы жизни: к.- ное, административное, финансовое, уголовное право и др. Некоторые отрасли, и прежде всего гражданское право, относятся к частному праву. Это деление в значительной мере условно, особенно в современную эпоху, когда наблюдается вмешательство государства в регулирование различных сфер жизни, ранее остававшихся за его пределами. В гражданском, торговом, семейном праве также есть существенные элементы публично-правового регулирования. В некоторых странах (в Германии, ранее в СССР) наряду с термином «К. право» используется термин «гос. право». Часто содержание этих отраслей права совпадает, в сущности, это одна и та же отрасль, но иногда они отличаются -друг от друга, и главным образом по объему. Считается, что, с одной стороны, конституционное право шире гос., так как К.-я включает нормы, относящиеся к собственности, семье, охране природы и т.д., а

законодательство, относящееся к К. праву, развивает эти исходные положения. С другой стороны, шире гос. право, выходящее за пределы К. норм, включающее многие вопросы гос. управления, административного, финансового права. Впрочем, в последние годы в Германии издавались работы, объединяющие под одним заголовком К. и гос. право.
3)Предмет и объекты конституционного права как отрасли права в зарубежных странах.

Предметом правового регулирования гос. права зарубежных стран являются

определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе

осуществления гос. власти. Будучи урегулированы нормами гос. права, эти

общественные отношения становятся К.- (гос.-) правовыми.

Объект регулирования К. права в зарубежных странах. Свое название К. право

получило от особого юридического документа — К.-и, которую официально

(Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом.

Однако К. право не сводится к Конституции, а включает множество правовых актов — законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, постановлений Конституционного суда или Конституционного совета и т.д. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения — в трудовом, преступления и наказания — в уголовном и т.д.), правовые акты, относящиеся к К. праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общества, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы

общественной жизни: экономику, социальные отношения, политику, идеологию.

К. право регулирует основы социально-экономической структуры общества, его

политической системы, духовной жизни и правового статуса личности. В

социально-экономической сфере К. право определяет основы отношений

собственности, социальную роль государства и др., в политической сфере -

создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию

государства и т.д., в духовной сфере К. право может допускать плюрализм

(множественность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве

официальной, господствующей, единственной (например, марксизм-ленинизм и

идеи Мао Цзэдуна в Китае). Важнейшая часть К. права - основы правового

положения личности: К. права, обязанности, их гарантии.
4)Методы конституционно-правового регулирования.

В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило,

диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется возможность

выбора того или иного варианта поведения), в конституционном праве

доминирует императивный (повелительный) метод. Большинство норм к. права,

будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий,

запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное

поведение (нормы-веления), как это имеет место в цитированных выше статьях.

Реже используются нормы-дозволения (они широко применяются и являются

основными лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом

в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения),

отношения же координации (согласования) применяются реже. Тем не менее в к.

праве есть и диспозитивные нормы. Такова, например, ст. 94 итальянской К.

1947 г., устанавливающая, что каждая палата парламента может выразить

доверие правительству или отказать в нем путем поименного голосования. В

последнем случае президент республики может уволить правительство в

отставку или распустить парламент с назначением даты новых выборов, т.е.

решение вопроса о коллизии парламента и правительства отдается на

усмотрение избирателей. Названные выше нормы - это нормы-правила. При

возникновении соответствующих юридических фактов - событий, состояний,

действий (в нашем примере это факт голосования в парламенте по вопросу о

доверии) эти нормы порождают соответствующие правоотношения (в нашем

примере между парламентом, правительством, президентом). Реализуются такие

нормы в результате преобразования правовых предписаний в фактическое

поведение участников общественных отношений причем при применении норм-

правил это происходит наиболее очевидным образом.

5. Понятие, структура и виды норм к. права.

В к. праве много и норм-принципов, реализация кото­рых имеет опосредованный

характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в

других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности

органов государства. Напри­мер, ст. 17 К. Китая 1982 г. устанавливает принцип

социализ­ма: «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Сам этот

лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он при­зван

служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения

людей в обществе. В некоторых конституциях содер­жатся нормы-цели

(целеполагание было особенно характерно для основ­ных законов стран

тоталитарного социализма, провозглашавших цели строительства

социалистического и коммунистического общества). Су­ществуют и нормы-символы.

Так, ст. 1 К. Гвинеи 1990 г. уста­навливает «девиз республики»: «Труд,

справедливость, солидарность». Есть нормы-определения: ст. 2 К. Франции

определяет гос. как неделимую, светскую, социальную и демократическую

рес­публику. Особый характер имеют положения преамбулы (введения) К. Обычно

считается, что такие положения не нормативны, но содержат исходные начала для

понимания сути данной К.

Структура норм к. права тоже имеет свои особеннос­ти. Санкции в нормах к.

права встречаются редко (они обычно названы в актах других отраслей права), а

если и имеются, то обычно носят политич. характер: отставка правительства,

отреше­ние от должности президента и т.д. Уголовная ответственность может

быть предусмотрена лишь за определенные преступления и формулиру­ется в самом

общем виде (например, за гос. измену или взяточничество президента), но

наступает она лишь после отрешения от должности и, как и для обычного

гражданина, по нормам уголовного права. Гражданская ответственность высших

должностных лиц за нане­сение ущерба гражданам в результате незаконных

действий при испол­нении служебных обязанностей тоже может быть предусмотрена

кон­ституцией, но наступает она по нормам гражданского права. Что касает­ся

гипотезы (условия применения нормы), то она также редко имеет словесное

выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается или

формулируется косвенным образом.

6. Понятие и виды институтов конституционного права в зарубежных странах.

Нормы к. права, как и других отраслей права, с одной стороны, объективно, а с

другой - по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы.

Например, одна группа норм относит­ся к вопросам гражданства (приобретение

гражданства, утрата граждан­ства, гражданство детей при изменении гражданства

родителей и т.д.), другая регулирует положение главы гос. (порядок выборов

пре­зидента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья -

личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жи­лища, тайну переписки и

т.п.). Такие объединения норм образуют ин­ституты к. права. Институт к.

права - это система согласованных норм, регулирующих однородные и

взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права.

Институты к. права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами,

которые вычленяются в российском к. праве: институты экономической системы

общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни

об­щества, правового статуса личности, формы гос., избирательно­го права,

референдума, парламента, главы государства, правительства, местного

самоуправления и др. Нередко членения бывают и более дроб­ными, внутри более

крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт прав

человека, форм правления, правового положения депутата, институт

ответственности правительства), кото­рые рассматриваются как подинституты, а

последние могут дробиться и дальше.

7. Понятие и виды к.-правовых отношений.

Предметом правового регулирования государственного права зарубежных стран

являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в

процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами

государственного права, эти общественные отношения становятся конституционно

правовыми. К. правовые отношения представляют собой такую группу общественных

отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти,

которые регулируются нормами государственного права. Нормы КП регулируют те

общественные отношения, которые возникают в связи с утверждением и

закреплением основ конституционного строя, гарантией основных прав и свобод

человека, формированием и функционированием публичной власти. Эти отношения

носят публично-правовой (т. е. преимущественно и главным образом

политический) характер. Всегда, когда в общественные отношения вторгается

публичная власть, эти отношения политизируются (почему часто и говорят на

Западе, что КП – это политическое право).

8. Субъекты к.-правовых отношений в зарубежных странах: понятие, виды,

своеобразие.

К.-правовые отношения и субъекты этих отно­шений в зарубежных странах. В

результате юридических фактов на основе действия норм к. права между различными

сто­ронами возникают к.-правовые отношения. Их участники называются субъектами

к. права. В к. праве не используется деление субъектов на физ. и юр. лиц, как,

например, в гражданском праве. В нем принята своя классифи­кация. В наиболее

обобщенном виде в число субъектов к.-правовых отношений обычно включаются: 1)

социальные и националь­ные общности (народ, являющийся источником власти,

нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в

стра­нах тоталитарного социализма и др.); 2) гос. и его составные

части (например, субъекты федерации в Германии или автономные об­разования

в Китае); 3) основные органы гос. (глава гос. - император в Японии,

президент в США, парламент в Великобрита­нии, кабинет министров в Индии,

народный защитник в Испании и т.д.); 4) общественные объединения и

коллективы граждан публичного ха­рактера, т.е. те, которые участвуют в

политике, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли, как акционерные

общества (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы

государства, в Бразилии или группы избирателей в Швейцарии, обладающие правом

народной законодательной инициативы, — см. ниже); 5) депутаты

представи­тельных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к

представителям исполнительной власти; 6) органы местного самоуп­равления и

управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во

Франции); 7) индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица

с множественным гражданством - каждая из этих категорий населения обладает

своим объемом к. прав).

9. Понятие и виды источников к. права в зарубежных странах.

Источ. к. права в зарубежных странах являются норм. акты, которые содержат

нормы, рег. к.-правовые отношения. Главным источ. данной от­расли права в

подавляющем большинстве стран (искл. сос. нек.-е мусульманские гос.) служит к.

- основ­ной закон. К другим источ. относятся: 1) законы – к. (вносят

изменения в К. или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном

порядке и обычно регулируют какой-либо институт к. права в целом), обыкновенные

(регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента),

чрезвычайные (согласно самой К., эти законы могут отступать от ее положений, но

принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с

правом парламен­та продлить этот срок); 2) внутригос. публично-правовые

договоры (напр., нац-ный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших гос.

должностей между приверженцами разных религий); 3) регламенты

парламентов и их палат, устанавливающие внутрен­нюю организацию и процедуру

работы парламентов; 4) акты главы гос. и исполнит. власти (указы

мо­нархов, декреты президентов, пост. прав-ва). Осо­бая роль среди актов

исполнит. власти принадлежит актам, имею­щим силу закона (напр. они издаются в

соответствии с искл. полномочиями президента (Франция); 5) акты. органов к.

контроля (к. судов, к. советов и др.), которые дают офиц. тол­кования К.,

признают те или иные законы соотв-щими/не соотв-щими К.; 6) судебные

прецеденты (особенно в англосаксонском праве) - ре­шения судов высоких

инстанций, публикуемые ими и становящиеся ос­новой для принятия другими судами

аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты

не признаются источ. права, т.е., по существу, не являются прецедентами; 7)

к. обычай, 8) религиозные источ., 9) правовая доктрина, 10)

международно-правовые акты. На локальном уровне - в субъектах федерации,

автономных образо­ваниях - действуют свои источники к. права (К.-ии штатов в

США).

10. Предмет и методы к. права заруб. стран как отраслевой юрид. науки.

Предмет к. права заруб. стран как учебной дисциплины.
Термин «к. право»

имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина. Как

отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юрид.

норм (правил особого рода), содержащихся в К-ях, законах, декретах президента и

т.д. и регулирующих опред. группу обще­ств. отношений (прежде всего основы

устройства общества и гос., правового положения личности). Как наука

это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам к.

права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учеб­ная

дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «к. право

заруб. стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует

к. право той или иной страны, и в каждой из них - свое (французское, индийское,

конго­лезское, бразильское, австралийское и др.). Следовательно, при

употреб­лении термина «к. право заруб. стран» речь идет об ответвлении от

единой науки к. права, о комплексном и сравнительном изучении к. права многих

стран мира (в настоящее время существует более 200 гос.), а также об учебной

дисциплине. В различных странах к. право может иметь свой объект регулирования,

а наука и учебный курс - свой предмет изуче­ния, но основное содержание этой

отрасли права является в принципе одинаковым, сходным, аналогичным.

11. Понятие и юр. св-ва совр. писаной к.

Представители разных юр. школ по-разному характеризуют сущность к..

Школа естественного права видит в ней своего рода общест-ный дого­вор,

нормативисты - высшую, основную норму, институционалисты - статут не только

гос., но и корпоративной организации общ-ва в целом, марксизм-ленинизм -

продукт классовой борьбы и закрепле­ния ее результатов. В совр. науке К.

рассматривают не только как юр., но и как полит. и идеолог. документ. Ее

сущность как юр. документа (в данном случае речь идет не о соц.

сущности) состоит в тех качествах, которые были отмечены выше в определении К.:

в особом ее содержа­нии (предмете рег-ния), ее высшей юр. силе, роли К. как юр.

основы текущего зак-ва, в повы­шенной стабильности, что связано с порядком ее

принятия и изменения, отличающимся от обычного зак-го процесса. Некоторые из

этих качеств, хар-щих различные стороны сущности, называют свойствами к.

Иногда добавляют и другие св-ва: более высокая степень обобщенности по сравнению

с иными прав. актами, комплексный характер К. как пра­в. документа, ее значение

как юр. базы зак-ва и др. В ряде стран, однако, существуют отступления от этих

признаков. Иногда к. регулируют не только основы общественного и гос. строя, но

и несущественные детали (швейцарская К. 1874 г. запрещает резать скот и пускать

кровь без предварительного его оглушения). Наряду с искл. ста­бильностью

некоторых К. (К. США - более 200 лет всего лишь с 27 поправками) основные

законы ряда стран Азии, Латинской Америки подвергаются частым изменениям.

Писаная К. - это особый законод. акт или несколько нередко разновременных актов

(Финлян­дии/Швеции), которые офиц. провозглашены основными закона­ми данной

страны.

12. Соц.-пол. сущность совр. К.

Как политический документ К. закрепляет соотношение соц. сил в обществе,

их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, а иногда, напротив, -

господство определенных слоев насе­ления или военно-политических группировок

(последнее в первую оче­редь относится к временным К.ям, принимаемым в

результате военных переворотов), регулирует полит. процесс в обществе. К.

отражает степень восприятия общечеловеческих ценнос­тей в обществе данной

страны, содержит, хотя и в неодинаковой мере, программные положения о путях

развития общества. Эти качества, получающие свое выражение не в какой-то

отдельной статье, а в содержании всего основного закона, и прежде всего

закрепле­ние К. соотношения соц. сил в обществе, которые посредством борьбы и

сотрудничества приходят к консенсусу по принци­пиальным к.ным вопросам

общественного и гос. строя, обусловливают социальную сущность К. Как

идеологический документ К. в концентрированном виде отражает господствующую

в обществе или принятую его руково­дящими силами соц.-полит. доктрину,

определенное ми­ровоззрение. Иногда положения о принятой идеологии

непосредственно закреплены в К. (идеи марксизма-ленинизма и Мао Цзедуна в

китайской к К. 1982 г.). Соц. содержание К. - это конкретизация ее соц.

сущности. Оно богаче сущности, так как отражает необходимое (основы

существующего строя, т.е. сущность) и случайное (несущественное, частные

национально-специфические особ-ти отдельной страны). К.-и Японии и Индии

одина­ковы по своей соц. сущности - это К.-и капиталисти­ческого общества, но

конкретные социальные силы в этих странах, определяющие их развитие,

неодинаковы (в первом случае - крупная буржуазия, во втором - национальная

буржуазия).

13. Классификация совр. К.-й: основания, научное и практич. значение.

Клас-я к. по соц. признакам. Марксистско-ленинское направление в

правоведении обычно различает К. буржуазного и социалистического типов, а также

К.и, переходные к буржуазному типу и переходные к социалистическому типу В

основу такой классификации положены прежде всего соц. признаки: характер

закрепляемого основным законом общественно­го строя и природа полит. власти.

Клас-я к.й по юр. признакам. Выше уже говорилось о делении К.-й с точки

зрения их структуры на консолидированные, неконсолидированные и др.

Формы - два вида К.й: писа­ные и неписаные. Писаная К. - это особый

законодательный акт или несколько нередко разновременных актов (Финлян­дия

/Швеция), которые офиц. провозглашены осн. закона­ми данной страны. Неписаная

К. - это сов-ть различ­ных законов, судебных прецедентов и обычаев

(конвенциональных норм); из-за последних такая К. и называется неписаной. Эти

акты и нормы в своей сов-ти закрепляют в какой-то мере основы существующего

строя, но формально не провозглашены в качестве ос­н. законов (Великобритания).

По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» К. «Гибкими» -

изменяются в том же поряд­ке, что и другие законы (неписаная К.

Вели­кобритании). «Жесткие» К. требу­ются особые условия, указанные выше

(квалифицированное большинст­во голосов/двойной вотум).

Период действия К. бывают пост. и врем. Разумеется, отнесение той или

иной К. к первой группе отнюдь не означает ее вечного действия: вечных К. не

было и нет (более двух веков действует К. США, более века - Бельгии).

14. Порядок принятия, изменения, пересмотра и отмены К.-й в зарубежных странах.

Принятие К. Одним из наиболее демокр. спосо­бов принятия К. считается

принятие ее специально избран­ным для этой цели учредит. собранием -

vs парлам. - однопалатный, и после принятия К. он нередко распускается, уступая

место парлам., избранному на основе новой К. К. нередко принимаются путем

референдума - общего­с. голосования избирателей. Рефер. – демокр. институт,

но на нем избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли

он К. В некоторых странах К. были приняты воен­ными властями, провозгласившими

переход таким путем к гражданско­му правлению. Октроирование К.-й:

они даровались «хорошим» монархом своему «вер­ному народу». Изменение к..

Лучшим средством, способным обеспе­чить необходимую стабильность К.-ых норм,

считается более сложный порядок внесения изменений в К. по сравне­нию с обычным

законом. Созыва учред. собрания для внесения поправок в текст уже действующей

К. обычно не требуется, но например в Болгарии, для изменения «укреплен­ных»

статей К. это необходимо. Поправки вносятся по решению парлам. или на основании

итогов рефер., принятие решений связано со спец. требованиями. Прежде всего

само предложение о внесении поправок требует соблюдения определен­ных условий.

Если проект обычного закона в ряде стран может внести один член парламента, то

проект об изменении К. вносится только главой гос., правительством,

определенной группой депу­татов (в Турции — 1/3 всего состава парламента). В

США поправку к К. может внести и 1 депутат, и за 200 лет - предло­жено более 10

тыс., принято 27. Поправки к К. штатов в США м/б внесены и в порядке народной

инициативы. Как правило, поправка должна быть принята не простым, а

квалифи­цированным большинством в каждой палате парламента (2/3 Австрии,

Италии). Такое решение не всегда является окончательным. Нередко запрещается

изменение К. в период чрезвыч. положения (Испании), иногда - в течение опред.

срока после ее принятия (Бразилии - 5 лет). При военных переворотах нередко

используется чрезвычайный поря­док изменения и отмены К.: военные советы

отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь

текст.

15. Основные черты формы, структуры и содержания современных к.

Фактическая К. - это реально существующие основы

общественно-полит. строя, действительное положение личности в той или иной

стране. К. юр. - это документ, основной закон/несколько осн. зак.

имеющий высшую юр. силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий

в большем или меньшем объеме основы социально-экон. строя, полит. системы,

правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый

объект. Структура К. Юр. К. может пред­ставлять собой один документ

(консолидированная/кодифициро­ванная, К.). Таково большинство К. стран мира

(Китая 1982). Иногда поправки к К. в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней

в определенной нумерации (в США). Законодательный акт, составляющий

консолидиро­ванную К., чаще всего так и называется: «К.». Иногда применяется

другая терминология: «политич. К.» (Колумбия). В ряде стран К. представляет

собой совокупность законов, принятых в разное время

(неконсолидированная/некодифициро­ванная, К.). Название обычно дается в

со­ответствии с предметом регулирования: «Форма правления». В отдельных странах

К. включает К. и некоторые другие основополагающие документы. Так, во Франции

это К. 1958 г., преамбула отмененной К. 1946 г. и Декларация прав человека и

гражданина 1789 г. В редких случаях под К. понимается совокупность зако­нов,

судебных прецедентов и неписаных К.-ых обычаев (Ве­ликобритания). Законы,

считающиеся частью такой К. (Великобритании их более 300), принимаются не в

осо­бом порядке (квалифицированным большинством), а обычным способом.

16. Понятие, виды и значение к.-х принципов (к.-х основ) в зарубежных странах.

Правовое регулирование экон. К.-е регулирование экон. отношений включает

вопросы соб-ти, труда, распределения и пр. К. право закрепляет основные

принципы о народном суверенитете, верховенстве парлам., равенстве всех перед

законом, господстве права и т.д. К.-и, строящиеся с учетом рыночной модели

экон., устанавливают равноправие всех видов соб-ти – гос., частной,

муниципальной, хотя правовой режим различ. видов не совсем одинаков.

Провозглашается свобода предприн. деят-ти; вмешательство гос. в рыночные

отношения огран-ся обществ. необх. целями. В этих К. обычно говорится о

неприкосновенности соб-ти. К.и стран либеральной экон. обычно не говорят о

классовой структуре общества. Хотя в отдельных из них (Ирландии 1937 г.) были

упоминания о классах - гово­рилось об отсутствии каких-либо привилегированных

классов. Принципы полит. сист. К.-и ре­гулируют те или иные ее звенья,

стороны, элементы: государство, по­литический режим, часто – полит. партии,

иногда полит. идеологию. Поэтому полит. система традиционно является объектом

изучения К.-го права, хотя длительное время изучались лишь ее отдельные

стороны и только в последние два деся­тилетия она стала объектом изучения как

комплексный К.-­но-правовой институт. принципы духовной жизни. В условиях

демократических режи­мов К.-и провозглашают идеологический плюрализм, свободу

убеждений и выражения своих мнений (Германия). Тоталит. - обязательная

идеология. В группе стран существует официально признанная идеология

(рукунегару в Малайзии), она не внедряется принудительно и уклонение от нее

не влечет наказаний. Од­нако для ее пропаганды создаются значительные

преимущества.

17. Понятие прав. положения чел. и гражд. и формы его закрепления в совр. К.-ях.

Права чел. - это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в

силу рождения как личности. Под лозунгами неотчужда­емых прав человека

передовые представители «третьего сословия», рево­люционной буржуазии,

выступали против произвола абсолютных монар­хов и закрепощения личности

средневековой церковью. К числу неотчуждаемых прав чел. относят обычно право на

жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую

неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну. Считается,

что эти права гос. власть не может даровать или отчуждать своими актами и

действиями.

Права гражд., связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к опред.

гос., полит. сооб­ществу. Это права личности как члена полит. сообщества, они

связаны с актами и действиями гос. органов. К их числу относятся, например,

избират. права, право на объединение в по­лит. партии, право на участие в

управлении делами государства. Однако нет непреодолимой грани между правами

человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их

разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. Оба права записаны

в К.-ях, должны обеспечиваться гос., его органами. Всеобщ. деклар. прав чел.

ООН 1948 г. В странах тоталит. социализма, где не принято различать права чел.

и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам

граждан и правам трудящихся.

18. Общая характеристика м/дунар.-правовых источников рег-ния прав и свобод чел.

В современ­ных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в

опреде­ленных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного

права) в значит. степени определяются м/дунар. правом, его общепризн.

принципами и нормами. В К.-ях многих гос. содержатся ссылки на Всеобщую

декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека

1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). М/дунар. акты, ратифиц. гос., могут

действовать непосредственно и применяться судами страны как ее

внутреннее право, причем некоторые К.и уста­навливают примат (верховенство)

м/дунар. права над внутрен­ним (помимо ратифицированных гос. актов это

положение от­носится и к общепризнанным принципам м/нар. права). Нормы м/дунар.

права по вопросу о правах чел. могут дейст­вовать и через внутреннее право,

если они имплементированы (включе­ны) в законодательство страны (в ряде

случаев м/дунар. право предусматривает такую имплементацию для гос.-в,

подписавших и ратифиц. соответствующие м/дунар. документы). М/дунар. право

устанавливает: 1) внутреннее законодат. не может противоречить зафиксированным

в м/дунар. актах основным правам чел. и общечел. ценностям; 2) нет абсо­лютной

свободы и абсолютных прав; они могут быть ограничены, но только на основе

закона и в той части, в какой это допускает К. в соответствии с требованиями

м/дунар. права и в точно опреде­ленных целях (сохранение обществ. порядка,

публ. морали, здоровья населения); 3) запрещается злоупотр. правами, т.е.

использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других

физ. или юр. лиц; 4) права личности ограничены правами других лиц.

19.Понятие, значение и структура юридической конструкции правового положения человека и гражданина (Витрук)

Структурные элементы правового положения личности. Юридическая конструкция как идеальная модель предмета (явления) служит формой отражения действительности, является упрощенным, огрубленным образом правовой действительности. В юридической конструкции выражается структурно-системное строение исследуемых объектов, поэтому она определяется как состав. Название "состав" уже указывает на то, что изучаемый объект сложен, состоит из каких-то частей, включает в себя структурные элементы (но не признаки объекта, в совокупности составляющие понятие объекта). Состав правового положения - это не просто понятие, а модель, отражающая сложное структурное строение правового положения личности. Отношение между правовым положением и его составом есть отношение между явлением и его идеальной моделью.

- интересы, которые не нашли своего прямого выражения и закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства. Эти интересы в законодательстве и науке получили название законных интересов личности. Законные интересы дополняют систему прав, свобод и обязанностей личности, выступая структурным элементом правового статуса.

- центральное место в структуре правового положения личности занимает ее правовой статус. Признанные государством права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве составляют правовой статус как основу, ядро правового положения личности.

- По отношению к правовому статусу личности гражданство и правосубъектность выступают в ином качестве. Прежде всего государство юридически закрепляет те фактические отношения, которые существуют у него с людьми, находящимися под юрисдикцией государственной власти. Иными словами, при закреплении юридической принадлежности лица к определенному государству личность приобретает новое юридическое качество - гражданина государства.

Правосубъектность в конечном счете связана со способностью личности осознавать свои поступки, поведение в целом и руководить им. Именно это свойство личности (относительно свободная воля) и находит правовое выражение в ее правосубъектности, которую можно определить как закрепленную правом способность личности быть носителем правового статуса, т.е. прав, свобод, обязанностей и законных интересов, способность осуществлять его и отвечать за неправомерную реализацию.

- юридические гарантии правового статуса, его структурных элементов - прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, непосредственно обеспечивая его реализацию и защиту, составляют структурный элемент правового положения личности.

- Как отмечалось выше, некоторые авторы включают в качестве элемента правового положения (статуса) личности юридическую ответственность. На наш взгляд, в качестве элемента правового положения лица входят меры юридической (ретроспективной) ответственности(восстановительно-компенсационные и карательно-штрафные наказания), а также иные меры государственно-правового принуждения, направленные на профилактику и пресечение правонарушений. Указанные меры юридической ответственности и иные меры государственно-правового принуждения являются видами юридических гарантий правового статуса личности, его элементов. Следовательно, только в этом качестве они входят в состав правового положения личности.







- Онтологическая характеристика правового статуса и правового положения в целом будет не полной без обращения к их принципам. Ряд авторов в качестве структурных элементов выделяют принципы правового положения личности и его структурных элементов. В их суждениях несомненно есть рациональное зерно. Принципы характеризуют правовое положение личности в аспекте скорее не его структуры, а его сущности и содержания. Правовые принципы – это основополагающие, исходные идеи, которые, соответствуя требованиям объективных закономерностей отношений общества, государства и личности, задают содержание и направленность деятельности по определению структурных элементов правового положения личности и их связей между собой, по их использованию и развитию в контексте общественного прогресса.

Можно заключить, что ядро, основу правового положения личностисоставляет система юридических прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности в их единстве, т.е. правовой статус личности. Структурными элементами правового положения личности являются гражданство и правосубъектность как необходимые условия обладания правовым статусом личности, а также юридические гарантии правового статуса личности. Особым, специфическим элементом правового положения личности и его структурных составляющих служат принципы, закрепленные в законе либо вытекающие из правовой природы отношений личности, общества и государства, определяющие сущность и содержание правового положения личности и его структурных элементов.

20.Понятие и основания классификации прав и свобод личности в зарубежных странах.

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных социалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режимов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством.

Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители «третьего сословия», революционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.

К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию — правам граждан и правамтрудящихся.В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избирательных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья закреплялись только за трудящимися).

Конституции многих стран различают также обязанности человека(например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные(например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китайской конституции).

Многие права и обязанности человека и гражданина возникают только с достижением определенного возраста, например право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность — с 18—19 лет. Многие права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Классификация прав и свобод личности.

Существуют различные классификации прав и свобод личности, а также граждан (одни права относятся к личности в целом, другие - только к гражданам, третьи - к определенной группе граждан, например достигших определенного возраста для обладания политическими правами). Чаще всего конституционные права и свободы делятся на четыре группы: права и свободы, выражающие равноправие граждан (например, равноправие граждан перед законом): социально-экономические и культурные права, создающие юридические условия для активного участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры); политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управлении обществом и государством (например, свобода объединения, используемая, в частности, для давления на государственную власть); личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, достоинство личности.

Помимо индивидуальных выделяют также коллективные конституционные права. Кроме того, принято, особенно в международном праве, различать права первого, второго, третьего и даже четвертого поколений.

К первому, традиционному поколению обычно относят личные и политические права, первоначально появившиеся в конституциях, ко второму - социально-экономические права, конституционное закрепление которых связано с движениями широких масс, в частности с выступлениями рабочего класса и опытом конституционного строительства в странах тоталитарного социализма, к третьему - права, связанные в основном с глобализацией общественной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право народов на мир, на развитие, на самоопределение), а также так называемые гуманитарные права, к четвертому - группу прав, связанную прежде всего с условиями и результатами научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду).

Следует, однако, учитывать, что все эти классификации имеют условный характер: одно и то же право может быть отнесено к нескольким группам. Так, право на использование достижений культуры - это социально-экономическое право и одновременно право личности, гуманитарное право, в котором нашли отражение новые сдвиги в сознании людей в эпоху научно-технической революции и информатизации.

Это право может приобрести и политический характер (вспомним преследования деятелей культуры за их творчество в условиях тоталитарных режимов).

21. Конституционные личные (гражданские) права и свобод: понятие, содержание, значение.

1. Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность
Этот блок прав, образующих неразрывное единство, представляет собой основу практически всегоправового статуса человека, ибо без такой предпосылки любые другие права и свободы утрачиваютсмысл. Эти права включают ряд прав, если так можно выразиться, второго порядка, то есть составляющих первые.
Одна из наиболее четких формулировок данного блока прав содержится в ч. 2 ст. 2 германского.Основного закона: «Каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Свобода лица ненарушима. Вмешательство в эти права допускается лишь на основе закона». Во многих других конституциях данный блок прав сформулирован в нескольких статьях с использованием иных формул.
Посмотрим, однако, как Основной закон для Германии конкретизирует указанные права.
В качестве такой конкретизации можно рассматривать, в частности, ст. 102, согласно которой «смертная казнь отменена». Это важнейшая гарантия права на жизнь: государство даже за собой не оставляет права на лишение жизни. Далее следует упомянуть в данной связи ч. 1 ст. 2: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других и не действует вопреки конституционному строю или нравственному закону». Сюда же относится положение ч. 1 ст.
104: «Свобода лица может быть ограничена только на основе формального закона и только при соблюдении всех предписанных в нем форм. Лица под стражей не могут подвергаться дурному обращению ни морально, ни физически».
Разумеется, изложенное соотношение конституционных норм отражает субъективное восприятие авторов. Законодатель, очевидно, мог руководствоваться иными соображениями при размещении норм в Основном законе. Очевидно также, что юридическая сила всех изложенных норм одинакова, однако в учебных целях предложенная их группировка представляется полезной.
Приведем в качестве другого примера конституционного определения данного блока прав
положения венгерской Конституции. Согласно ч. 1 ее § 54 «в Венгерской Республике каждому человеку принадлежит неотъемлемое право на жизнь и человеческое достоинство, которых никто не может быть лишен произвольно». Из этой формулы, в частности, следует, что смертная казнь в принципе не исключена. И далее: «В Венгерской Республике каждый имеет право на свободу и личную безопасность, и никто не может быть лишен свободы иначе, чем по определенным в законе причинам и на основе определенной в законе процедуры» (§ 55, ч. 1). В остальных частях указанных двух
параграфов сформулированы конкретизирующие нормы либо правовые гарантии на случай нарушения прав. Например, согласно ч. 2 § 54 «никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, негуманному, унизительному обращению или наказанию; категорически запрещается проведение на человеке без его согласия медицинских или научных экспериментов», а согласно ч. 3 § 55 «тот, кто подвергся незаконному задержанию или аресту, имеет право на возмещение ущерба».
Конституционное право на жизнь используется в качестве важного аргумента сторонниками запрещения абортов, в частности католической церковью, которая в ряде стран пользуется значительным влиянием. провозглашающей право на жизнь, гласит: «Жизнь достойна охраны уже до рождения». Пункт 3 ч. 3 ст. 40 Конституции Ирландии (тоже католической страны) 1937 года гласит: «Государство признает право на жизнь нерожденного и, имея в виду равное право на жизнь матери, гарантирует в своих законах уважение этого права и по возможности защищает и поддерживает его своими законами». В то же время в отдельных конституциях сформулирована иная точка зрения. Так, Конституция Республики Сербии 1990 года, устанавливая в части первой ст. 14: «Жизнь человека неприкосновенна», в ст. 27 гласит: «Право человека – свободно решать о рождении ребенка», а Конституция Словении посвятила этому специальную ст. 55, согласно которой решение о рождении ребенка принимается свободно, что гарантируется государством, создающим условия для принятия родителями решения о рождении детей
(надо отметить, что принятая в 1974 г. Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии, в составе которой были и Сербия, и Словения, содержала подобную норму).В связи с правом на жизнь существует проблема допустимости эвтаназии – причинения легкой смерти безнадежно больному по его просьбе с целью избавить от излишних мучений. Нам неизвестна страна, в конституции которой были бы нормы, регулирующие эту проблему. Уголовное же законодательство и уголовная политика исходят из того, что причинение смерти даже в таком случае
преступно.

2. Свобода мысли и совести
Это как бы продолжение изложенных выше прав, но уже в чисто духовной области. Свобода мысли – это прежде всего свобода от любого идеологического контроля, когда человек сам решает, что ему думать и как ему думать, во что верить и не верить, каких духовных ценностей придерживаться. Так, согласно ст. 16 Испанской конституции индивидам и сообществам гарантируется свобода идеологии, религии и культов без ограничений в их проявлениях, кроме тех ограничений, которые необходимы для поддержания общественного строя, охраняемого законом. Установлено, что никто не будет обязан заявлять о том, какой идеологии, религии или веры придерживается. Никакая конфессия не является государственной, а публичные власти лишь принимают во внимание существующие в испанском обществе религиозные верования и поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с 
католической церковью и прочими конфессиями.
В этой связи важно подчеркнуть различие между свободой совести и свободой вероисповедания.
Первая шире второй, поскольку включает и свободу придерживаться атеистических убеждений, а вторая, следовательно, образует часть первой.
Испанской конституции дают пример последовательно демократического конституционного обеспечения свободомыслия, несмотря на традиционно сильное
влияние в стране католической церкви. С другой стороны, определенной непоследовательностью грешит, на наш взгляд, ст. 13 Конституции Болгарии. В ней, с одной стороны, провозглашаются свобода
вероисповеданий и отделение религиозных учреждений от государства, а также запрещается
использовать религиозные общности и учреждения, вероисповедные убеждения в политических целях

3. Тайна частной жизни и коммуникации, неприкосновенность жилища
Эти проявления личной свободы также получают в демократических государствах конституционные
гарантии. Они приобретают особое значение на пороге эпохи информатизации, которая, как и все
достижения прогресса, наряду с великими благами несет для человека и определенные опасности. В
условиях
авторитарных,
контролировать частную жизнь людей, чтобы использовать получаемую информацию для усиления
господства над ними. Отсюда особая важность указанных конституционных гарантий.
Долгое время конституции ограничивались гарантиями неприкосновенности жилища и тайны
переписки (позднее также других видов коммуникации – телеграфных сообщений, телефонных
переговоров и т. д.). «Жилище неприкосновенно», – гласит часть первая ст. 14 итальянской
Конституции, а в последующих двух частях этой статьи предусматривается, что осмотры, обыски и 
секвестрование могут производиться лишь в соответствии с законом и гарантиями, установленными для
охраны личной свободы, и что проверки и осмотры в целях здравоохранения и предотвращения
общественных бедствий либо в целях экономических и фискальных регулируются особыми законами.
Точно так же ст. 15 гарантирует ненарушимость свободы и тайны переписки и всех других форм
коммуникации с тем, что их ограничение может иметь место лишь в силу мотивированного акта
судебной власти с соблюдением установленных законом гарантий.
Конституционные акты последнего времени наряду с типичными гарантиями неприкосновенности
жилища и тайны коммуникации предусматривают особо охрану частной жизни и личных данных.
Например, венгерская Конституция гласит, что «в Венгерской Республике каждый имеет право на
доброе имя, на неприкосновенность жилища, а также право на защиту собственной тайны и личных
данных», причем закон об охране личных данных принадлежит к числу тех особо важных законов,
которые принимаются парламентом в усложненном порядке (§ 59). Заслуживает воспроизведения и ст.
32 болгарской Конституции, содержание которой, безусловно, навеяно недавним социалистическим
прошлым Болгарии и направлено на недопущение в дальнейшем тоталитарных методов осуществления
власти

4. Свобода передвижения и поселения
Это также важное проявление личной свободы. Современный человек, от которого условия жизни часто требуют мобильности и для которого нередко мобильность становится жизненной потребностью, должен иметь возможность свободно передвигаться по стране и даже по планете и селиться там, где это представляется ему наиболее благоприятным для развития его личности.Рассматриваемые свободы весьма четко сформулированы, например, в ст. 16 Конституции Италии:
«Каждый гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной территории с теми ограничениями, которые в общем порядке устанавливаются законом по мотивам охраны здоровья и безопасности. Никакие ограничения не могут быть установлены по политическим
соображениям.Каждый гражданин волен покидать территорию Республики и возвращаться при соблюдении требований закона».
Неудивительно,что такого рода
Конституциях, как отсутствовали они и в советских. В условиях авторитарных, а особенно
тоталитарных, режимов власть стремится всячески ограничить также данную свободу, предписать определенное местожительство, контролировать передвижение человека, чтобы тем самым свести к  возможность сопротивления социалистических странах значительные территории объявлены закрытыми зонами по милитаристским
соображениям, система разрешительной прописки серьезно препятствует перемене местожительства даже в пределах одного населенного пункта, а возможности выезда за пределы страны, особенно в  демократические страны, сокращены до минимума, чтобы избежать «тлетворного влияния буржуазной

  1. 25. Конституционные обязанности человека и гражданина в зарубежных странах: понятие, содержание. Соотношение конституционных прав и обязанностей личности.
  1   2


написать администратору сайта