Главная страница

История медицины. КТ 1. 1. Представления о причинах болезни в древней Месопотамии. Главными причинами


Скачать 43.33 Kb.
Название1. Представления о причинах болезни в древней Месопотамии. Главными причинами
АнкорИстория медицины
Дата29.09.2021
Размер43.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКТ 1.docx
ТипДокументы
#239078

1). Представления о причинах болезни в древней Месопотамии.
Главными причинами возникновения болезней считались слишком обильная пища и питье, вредные местности, ветры, неопрятность одежды и жилища, а также недостаток или излишек движений, дневной сон, напряженные занятия, чрезмерный жар и холод. Болезнь трактовалась как изменение или порчи органических жидкостей организма (желчи, воздуха, слизи). Поэтому система лечения основывалась на уменьшении или увеличении этих жидкостей.

2). Два направления врачевания в Древней Месопотамии.

К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: эмпирическое (практика) и культовое. К эмпирическому относят асуту (искусство врачевателей), а к культовому - ашипуту (искусство заклинателей) .

Искусством врачевания занимались врачеватели-асуту — асу, они связывали возникновение болезней с естественными причинами. Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить». Асу лечили людей, используя природные лекарственные средства, которые сами же собирали.

Представители другого направления назывались ашипу. По их мнению, причина болезни - сверхъестественные силы. Чаще всего они не давали прогнозов и говорили, что «на всё воля богов». Ашипу знали меньше лекарственных средств и чаще связывали лечение с различными обрядами и заговорами.

Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н. э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.

3. Древнеегипетские папирусы о лекарственном и оперативном врачевании.

Состояние врачевания в Древнем Египте изучено лучше всего, чему свидетельствовали письменные источники – папирусы, и герметические книги – энциклопедии знаний и религиозных представлений.

Герметическая книга под названием Эмбре или Амбре сообщает о строении человеческого тела, о болезнях, хирургических инструментах, лекарствах, акушерских приёмах, особенно о лечении глаз. Остатки таких книг сохранились и в книгах мёртвых.

Самый старый папирус – Кахунский (в нём идёт речь о женских заболеваниях).

Самый детальный медицинский папирус – папирус Эберса. В нём содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. В состав лекарств входили растения, минеральные вещества, а также части тела различных животных. В папирусе рассматриваются вопросы гинекологии и предохранения от беременности, хирургического лечения нарывов и опухолей, стоматологии, вправления вывихов и ухода за ожогами. Отдельная глава посвящена работе сердца и кровеносных сосудов.

Папирус Смита (или хирургический папирус) – один из старейших и важнейших образцов медицинской литературы. Документ содержит 22 страницы. В нём рассматриваются 48 травматических случаев, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза. Хирургические процедуры в папирусе вполне рациональны, хотя там приводятся и магические заклинания против чумы. Текст начинается с лечения травмы головы, затем следует лечение травм шеи, рук и туловища, и там текст обрывается. Описываются следующие процедуры: закрытие раны со швами (для ран губ, горла и плеча), профилактика и лечение инфекции с мёдом, и остановка кровотечения сырым мясом. Папирус также описывает анатомические наблюдения. Он содержит первое известное описание черепных швов, мозговой оболочки, внешней поверхности мозга, спинномозговой жидкости и внутричерепных пульсаций. Однако физиологические функции органов и сосудов оставались полной загадкой для древних египтян.

Во всех папирусах главным образом собрано описание лекарств и симптомов болезней, которые сопровождаются религиозными текстами – заклинаниями, молитвами. Чем более поздний текст, тем больше в нём мистических обращений.

4. Гигиенические традиции в Древнем Египте.

Египтяне считаются очень чистоплотным народом. Гигиенические предписания были обязательны для всех, в первую очередь для служителей культа – жрецов.

Одежда должна была быть чистой (полотняное платье). Регулярные омывания, купания, массажи с различными мазями и маслами. Проводились массовые церемонии обрезания среди юношей до 15 лет и были предназначены, как для обряда полового созревания, так и ради чистоты. Посуда промывалась проточной водой после каждого приёма пищи. Дети должны были ходить босиком. Три раза в месяц (иногда чаще) приписывался приём слабительного и рвотного для очищения тела. Были отведены определённые часы для испражнений и половых сношений. Они пытались избавиться от неприятного запаха пота с помощью различных специй, таких как цитрусовые и корица. Использовали свою собственную версию зубной щетки, которую делали из веточек с размочаленными концами. Жрецам было предписано сбривать волосы со всего тела 2 раза в сутки (в ночь и в день). Обычные жители сбривали волосы с головы через день, чтобы избежать педикулёза.

5.Древние санитарно-технические сооружения Индийской цивилизации.

Самое замечательное из них— общественная купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12 метров, шириной 7 метров и глубиной около 3 метров. Дно бассейна покрыто битумом, притом так тщательно, что водонепроницаемость его сохраняется в течение четырех с половиной тысячелетий. С двух сторон в бассейн ведут лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним трубам, она постоянно вытекала по другим.
По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.
В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом; их диаметр достигал 1 метра. В больших домах строились собственные колодцы; помещения, где они находились, были тщательно вымощены.
В каждом каменном доме отводилась комната для мытья и омовений. В одном из ее углов был водосток: через толщу стены трубы выходили в водосточную систему города. Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре v- чистке системы. Глубина уличных каналов составляла 50—60 сантиметров, размеры магистральных труб достигали 2 метров, и человек, следивший за их состоянием, мог свободно в них передвигаться. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы, покрытые плотно притертыми крышками.

6. Развитие анатомии и хирургии в Древней Индии.

Медицина Индии имеет очень давние корни. Традиции медицины хорошо известны благодаря расшифровке основного труда по медицине – «Аюр Веды» (Книги жизни) в трёх редакциях, принадлежащих Чараке, Атрее и врачу Сушруте. В отличие от Китая, в Индии не было запрета на вскрытия. Благодаря этому было возможно изучение тела человека путём мацерации. Труп молодого человека помещали в текучую воду на 7 дней, а затем соскабливали мягкие ткани слой за слоем. Индийцы различали 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 24 нерва, 300 костей и т.д.

Искусство операций в Индии было самым лучшим в мире. «Аюр Веды» Сушруты даже называют хирургическими. Он описал более 300 операций, 120 хирургических инструментов (делались из стали), 650 лекарственных средств. Проводились такие операции, как ампутация, лапоротомия, камнесечение, удаление катаракты, лечение переломов (шины, лубки), пластические операции по восстановлению носа (лоскут кожи со лба). Проводились акушерские операции – поворот на ножку, головку, эмбриотомия. Операции проводились под обезболиванием. Обезболивающим средством был корень мандрагоры. Раны также лечились кипящими маслами. Применялась акупунктуру – характерные для Китая способы иглоукалывания.

7. Врачебная этика в Древней Индии.

Лекарскому делу придавалось большое значение в Древней Индии.

Основные моральные принципы врача содержатся в трактате Аюрведа (Наука жизни), в учении древнеиндийских врачей, прежде всего Сушрута, а также в законах Ману.

Суть древнеиндийских трактатов сводилась к тому, что врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, проявлять сочувствие к больному, быть терпеливым и спокойным, вселять в больного уверенность в благоприятном исходе заболевания. А именно: он должен быть здоровым, опрятным, скромным, терпеливым, иметь короткую бороду, вычищены и обрезанные ногти, белый, надушений благовониями, одежду, выходя из дома с палкой или зонтом, в частности избегать болтовни. Согласно учению Сушруты, врач должен владеть всеми тонкостями лечебного искусства: он должен быть хорошим практиком и знать теоретическую медицину.

Существовали этические нормы поведения врача по отношению к тому, кто умирает, и их родственников. Особенно важным считалось сохранение врачебной тайны, которую составляли интимные сведения о больном, его семью, прогноз его заболевания.

8. Гигиенические традиции в Древней Индии.

Гигиенические навыки были закреплены в тракте законах Ману. Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии. Предпринимались первые попытки предупрежде­ния заразных болезней, в том числе оспы. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье человека.

Врач должен иметь остриженную бороду, ногти, волосы, также носить белую одежду. Запрещалось есть пищу больных, тронутую собакой, насекомым, птицей. Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов. Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.

9. Методы диагностики в Древнем Китае.

Диагностика в древнем Китае основывалась на 4-х методах обследования:

1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного, определение температуры тела; осмотр выделений;

2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека;

3) подробный опрос больного;

4) ощупывание .

Эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в VI-V вв. до н.э. - Бянь Чюе.

10. Традиционные методы лечения в Древнем Китае, их философские основы.

Вся медицина Древнего Китая основана на философии. Китайцы считали, что существует единая материя «тай-цзы», она порождает 2 начала «инь» и «янь», а они еще 5 стихий. Человек – часть природы. Они считали, что космическая энергия входит в организм через определнные точки.

Для восстановления гармонии делали иглоукалывание и прижигания.

Иглоукалывание: иглы были каменные с тонким отверстием внутри. Для диагностики использовали иглы с закруглённым концом.

Прижигание: для него использовали сигареты длиное 20 см, они были оснащены лекарствами (в основном полынью). Различают 2 вида прижигания: прямое, непрямое.

11.Гиппократов сборник о причинах болезни.

Причины возникновения болезней видел в материальных факторах. Разделял на 2 группы:

1) Общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, которые своим действием вызывают заболевание у ряда людей. Время года, температура воздуха, климат ..

2) Индивидуальные, определяемые образом жизни каждого. Диета, образ жизни, возраст , наследственность, предрасположенность к определенным страданиям.

В «Гиппократовом сборнике» приведены описания заболеваний зубов и полости рта (гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка). При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные, строгую диету), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства и т. д.). К удалению прибегали только тогда, когда зуб был расшатан. В «Гиппократовом сборнике» описаны также состояния, связанные с прорезыванием зубов (лихорадка, поносы, судороги, кашель), приведены рекомендации по устранению дурного запаха изо рта.

12.Гиппократов сборник о древнегреческой хирургии.

Сочинения по «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т. д. дают стройное представление о высоком развитии в древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья (Гиппократа)»— рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии (древнегреческие врачи занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию — учение о повязках).

В то же время при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки достигли больошго совершенства: они устанавливали кость на место и увязывали зубы золотой проволокой.

13. Гиппократов сборник о врачебной этике.

Гиппократ уделял огромное внимание врачебной этике, этому посвещено несколько его трудов. Доктор, по его мнению, обязан быть трудолюбивым гуманистом. Он должен уметь вызывать доверие, ответственно относиться к своим обязанностям и хранить врачебную тайну. Самая известная «Клятва Гиппократа», имеет 5 важных пунктов:

1.Уважение к учителям.

2.Не навреди.

3.Отказ от абортов и эвтоназии.

4.Отказ от интимных св. с больным и его родственниками.

5.Хранение врачебной тайны.

14.Санитарно-технические сооружения Древнего Рима.

До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслуживавших мирные нужды крупных городов. К 6—5 вв. до н.э. относят создание системы санитарных сооружений в Древнем Риме — подземных водосточных труб (клоак). Главная из них cloaca maxima вошла в систему канализации современного Рима, сохранились также остатки водопровода. Римский водопровод, снабжавший город доброкачественной питьевой водой с Сабинских гор, относится наряду с египетскими пирамидами к крупнейшим из сохранившихся памятников материальной культуры древнего мира.

В этот период получило развитие санитарное дело и строительство акведуков. К началу нашей эры в Риме действовало 11 акведуков. Идею построения акведуков римляне заимствовали во время завоевательных походов на Востоке. Подземные источники уже не могли обеспечить всех жителей города чистой питьевой водой, а вода Тибра была настолько загрязнена к IV в. до нашей эры в результате стока нечистот по системе клоак, что использование ее в качестве питьевой воды было запрещено законом.

В 3 в до н.э. в Риме были построены первые термы (горячие бани) Для их содержания Марк Агриппа выделил специальные поместья, а для снабжения их водой провел к ним специальный акведук. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из мрамора, внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами.

Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без нее не обходились.

Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами.

15.Становление военной медицины.

Военная медицины была хорошо развита. В каждом подразделении, во всех рядах войск было несколько врачей. Кроме того, во флоте на каждом корабле был врач.

Кроме врачей, был санитар (капсоки) – оказывал помощь на поле боя.

Госпитали строились в близлежащих городах, по одному госпиталю на 3-4 легиона. Обслуживающий персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего медицинского персонала.

16.Становление медицинского дела в городах и провинциях Римской империи.

В Древнем Риме до III--II вв. до н.э. почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания здоровья вполне достаточно посещения горячих бань – терм.

Первыми врачами в Риме были выходцы из Греции, большей частью рабы, которые лечили своего хозяина и его родственников. Иногда таких рабов отпускали на свободные заработки за определенную плату. Врач-вольноотпущенник отдавал бывшему хозяину часть своих доходов и юридически продолжал зависеть от него. Существовали специальные законы о наказаниях плохих врачей.

Значительное влияние на культуру и медицину римлян оказали этруски: жители переняли у них письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. То§а - покрывало), навыки градостроительства и религиозные верования. В царский период истории (и вплоть до конца Шв. До н. Э.) врачей-профессионалов в Риме не было - лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами.

Тем не менее в отдельных областях врачевание этруски достигли удивительных успехов. Так до нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста.

17.Галлен – его вклад в развитие анатомии и хирургии.

Гален – самый известный врач Рим (по происхождению грек). Когда стал придворным врачом, занялся анатомией, вскрывал трупы животных. Он подробно изучил: кости, мышцы, внутренние органы: сердце, печень, желудок, нервную систему. Также, он описал все отделы головного и спиного мозга, 7 пар черепно-мозговых нервов, 58 спино-мозговых нервов.

Гален широко занимался лечебной праткикой, основывался о предствлениях четырех главных соков организма и был приверженцем теории о душе.

Был хорошим хирургом, осуществлял: удаление катаракты. Внёс значительный вклад в фармакологию. Ряд лекарственных средств до сих пор носит название «Галеровы препараты».

1. Представления о причинах болезни в древней Месопотамии.
Главными причинами возникновения болезней считались слишком обильная пища и питье, вредные местности, ветры, неопрятность одежды и жилища, а также недостаток или излишек движений, дневной сон, напряженные занятия, чрезмерный жар и холод. Болезнь трактовалась как изменение или порчи органических жидкостей организма (желчи, воздуха, слизи). Поэтому система лечения основывалась на уменьшении или увеличении этих жидкостей.

2. Два направления врачевания в Древней Месопотамии.

К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: эмпирическое (практика) и культовое. К эмпирическому относят асуту (искусство врачевателей), а к культовому - ашипуту (искусство заклинателей) .

Искусством врачевания занимались врачеватели-асуту — асу, они связывали возникновение болезней с естественными причинами. Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить». Асу лечили людей, используя природные лекарственные средства, которые сами же собирали.

Представители другого направления назывались ашипу. По их мнению, причина болезни - сверхъестественные силы. Чаще всего они не давали прогнозов и говорили, что «на всё воля богов». Ашипу знали меньше лекарственных средств и чаще связывали лечение с различными обрядами и заговорами. Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н. э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.

3. Древнеегипетские папирусы о лекарственном и оперативном врачевании.

Состояние врачевания в Древнем Египте изучено лучше всего, чему свидетельствовали письменные источники – папирусы, и герметические книги – энциклопедии знаний и религиозных представлений.

Герметическая книга под названием Эмбре или Амбре сообщает о строении человеческого тела, о болезнях, хирургических инструментах, лекарствах, акушерских приёмах, особенно о лечении глаз. Остатки таких книг сохранились и в книгах мёртвых.

Самый старый папирус – Кахунский (в нём идёт речь о женских заболеваниях).

Самый детальный медицинский папирус – папирус Эберса. В нём содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. В состав лекарств входили растения, минеральные вещества, а также части тела различных животных. В папирусе рассматриваются вопросы гинекологии и предохранения от беременности, хирургического лечения нарывов и опухолей, стоматологии, вправления вывихов и ухода за ожогами. Отдельная глава посвящена работе сердца и кровеносных сосудов.

Папирус Смита (или хирургический папирус) – один из старейших и важнейших образцов медицинской литературы. Документ содержит 22 страницы. В нём рассматриваются 48 травматических случаев, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза. Хирургические процедуры в папирусе вполне рациональны, хотя там приводятся и магические заклинания против чумы. Текст начинается с лечения травмы головы, затем следует лечение травм шеи, рук и туловища, и там текст обрывается. Описываются следующие процедуры: закрытие раны со швами (для ран губ, горла и плеча), профилактика и лечение инфекции с мёдом, и остановка кровотечения сырым мясом. Папирус также описывает анатомические наблюдения. Он содержит первое известное описание черепных швов, мозговой оболочки, внешней поверхности мозга, спинномозговой жидкости и внутричерепных пульсаций. Однако физиологические функции органов и сосудов оставались полной загадкой для древних египтян.

Во всех папирусах главным образом собрано описание лекарств и симптомов болезней, которые сопровождаются религиозными текстами – заклинаниями, молитвами. Чем более поздний текст, тем больше в нём мистических обращений.

4. Гигиенические традиции в Древнем Египте.

Египтяне считаются очень чистоплотным народом. Гигиенические предписания были обязательны для всех, в первую очередь для служителей культа – жрецов.

Одежда должна была быть чистой (полотняное платье). Регулярные омывания, купания, массажи с различными мазями и маслами. Проводились массовые церемонии обрезания среди юношей до 15 лет и были предназначены, как для обряда полового созревания, так и ради чистоты. Посуда промывалась проточной водой после каждого приёма пищи. Дети должны были ходить босиком. Три раза в месяц (иногда чаще) приписывался приём слабительного и рвотного для очищения тела. Были отведены определённые часы для испражнений и половых сношений. Они пытались избавиться от неприятного запаха пота с помощью различных специй, таких как цитрусовые и корица. Использовали свою собственную версию зубной щетки, которую делали из веточек с размочаленными концами. Жрецам было предписано сбривать волосы со всего тела 2 раза в сутки (в ночь и в день). Обычные жители сбривали волосы с головы через день, чтобы избежать педикулёза.

6. Развитие анатомии и хирургии в Древней Индии.

Медицина Индии имеет очень давние корни. Традиции медицины хорошо известны благодаря расшифровке основного труда по медицине – «Аюр Веды» (Книги жизни) в трёх редакциях, принадлежащих Чараке, Атрее и врачу Сушруте. В отличие от Китая, в Индии не было запрета на вскрытия. Благодаря этому было возможно изучение тела человека путём мацерации. Труп молодого человека помещали в текучую воду на 7 дней, а затем соскабливали мягкие ткани слой за слоем. Индийцы различали 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 24 нерва, 300 костей и т.д.

Искусство операций в Индии было самым лучшим в мире. «Аюр Веды» Сушруты даже называют хирургическими. Он описал более 300 операций, 120 хирургических инструментов (делались из стали), 650 лекарственных средств. Проводились такие операции, как ампутация, лапоротомия, камнесечение, удаление катаракты, лечение переломов (шины, лубки), пластические операции по восстановлению носа (лоскут кожи со лба). Проводились акушерские операции – поворот на ножку, головку, эмбриотомия. Операции проводились под обезболиванием. Обезболивающим средством был корень мандрагоры. Раны также лечились кипящими маслами. Применялась акупунктуру – характерные для Китая способы иглоукалывания.

7. Врачебная этика в Древней Индии.

Лекарскому делу придавалось большое значение в Древней Индии.

Основные моральные принципы врача содержатся в трактате Аюрведа (Наука жизни), в учении древнеиндийских врачей, прежде всего Сушрута, а также в законах Ману.

Суть древнеиндийских трактатов сводилась к тому, что врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, проявлять сочувствие к больному, быть терпеливым и спокойным, вселять в больного уверенность в благоприятном исходе заболевания. А именно: он должен быть здоровым, опрятным, скромным, терпеливым, иметь короткую бороду, вычищены и обрезанные ногти, белый, надушений благовониями, одежду, выходя из дома с палкой или зонтом, в частности избегать болтовни. Согласно учению Сушруты, врач должен владеть всеми тонкостями лечебного искусства: он должен быть хорошим практиком и знать теоретическую медицину.

Существовали этические нормы поведения врача по отношению к тому, кто умирает, и их родственников. Особенно важным считалось сохранение врачебной тайны, которую составляли интимные сведения о больном, его семью, прогноз его заболевания.

8. Гигиенические традиции в Древней Индии.

Гигиенические навыки были закреплены в тракте законах Ману. Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии. Предпринимались первые попытки предупрежде­ния заразных болезней, в том числе оспы. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье человека.

Врач должен иметь остриженную бороду, ногти, волосы, также носить белую одежду. Запрещалось есть пищу больных, тронутую собакой, насекомым, птицей. Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов. Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.


9. Методы диагностики в Древнем Китае.

Диагностика в древнем Китае основывалась на 4-х методах обследования:

1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного, определение температуры тела; осмотр выделений;

2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека;

3) подробный опрос больного;

4) ощупывание .

Эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в VI-V вв. до н.э. - Бянь Чюе.

10. Традиционные методы лечения в Древнем Китае, их философские основы.

Вся медицина Древнего Китая основана на философии. Китайцы считали, что существует единая материя «тай-цзы», она порождает 2 начала «инь» и «янь», а они еще 5 стихий. Человек – часть природы. Они считали, что космическая энергия входит в организм через определнные точки.

Для восстановления гармонии делали иглоукалывание и прижигания.

Иглоукалывание: иглы были каменные с тонким отверстием внутри. Для диагностики использовали иглы с закруглённым концом.

Прижигание: для него использовали сигареты длиное 20 см, они были оснащены лекарствами (в основном полынью). Различают 2 вида прижигания: прямое, непрямое.



11.Гиппократов сборник о причинах болезни.

Причины возникновения болезней видел в материальных факторах. Разделял на 2 группы:

1) Общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, которые своим действием вызывают заболевание у ряда людей. Время года, температура воздуха, климат ..

2) Индивидуальные, определяемые образом жизни каждого. Диета, образ жизни, возраст , наследственность, предрасположенность к определенным страданиям.

В «Гиппократовом сборнике» приведены описания заболеваний зубов и полости рта (гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка). При зубных болях применяли как общие (кровопускания, слабительные и рвотные, строгую диету), так и местные средства (наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства и т. д.). К удалению прибегали только тогда, когда зуб был расшатан. В «Гиппократовом сборнике» описаны также состояния, связанные с прорезыванием зубов (лихорадка, поносы, судороги, кашель), приведены рекомендации по устранению дурного запаха изо рта.

12.Гиппократов сборник о древнегреческой хирургии.

Сочинения по «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т. д. дают стройное представление о высоком развитии в древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья (Гиппократа)»— рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как «шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии (древнегреческие врачи занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию — учение о повязках).

В то же время при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки достигли больошго совершенства: они устанавливали кость на место и увязывали зубы золотой проволокой.

13. Гиппократов сборник о врачебной этике.

Гиппократ уделял огромное внимание врачебной этике, этому посвещено несколько его трудов. Доктор, по его мнению, обязан быть трудолюбивым гуманистом. Он должен уметь вызывать доверие, ответственно относиться к своим обязанностям и хранить врачебную тайну. Самая известная «Клятва Гиппократа», имеет 5 важных пунктов:

1.Уважение к учителям.

2.Не навреди.

3.Отказ от абортов и эвтоназии.

4.Отказ от интимных св. с больным и его родственниками.

5.Хранение врачебной тайны.

14.Санитарно-технические сооружения Древнего Рима.

До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслуживавших мирные нужды крупных городов. К 6—5 вв. до н.э. относят создание системы санитарных сооружений в Древнем Риме — подземных водосточных труб (клоак). Главная из них cloaca maxima вошла в систему канализации современного Рима, сохранились также остатки водопровода. Римский водопровод, снабжавший город доброкачественной питьевой водой с Сабинских гор, относится наряду с египетскими пирамидами к крупнейшим из сохранившихся памятников материальной культуры древнего мира.

В этот период получило развитие санитарное дело и строительство акведуков. К началу нашей эры в Риме действовало 11 акведуков. Идею построения акведуков римляне заимствовали во время завоевательных походов на Востоке. Подземные источники уже не могли обеспечить всех жителей города чистой питьевой водой, а вода Тибра была настолько загрязнена к IV в. до нашей эры в результате стока нечистот по системе клоак, что использование ее в качестве питьевой воды было запрещено законом.

В 3 в до н.э. в Риме были построены первые термы (горячие бани) Для их содержания Марк Агриппа выделил специальные поместья, а для снабжения их водой провел к ним специальный акведук. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из мрамора, внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами.

Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без нее не обходились.

Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами.

15.Становление военной медицины.

Военная медицины была хорошо развита. В каждом подразделении, во всех рядах войск было несколько врачей. Кроме того, во флоте на каждом корабле был врач.

Кроме врачей, был санитар (капсоки) – оказывал помощь на поле боя.

Госпитали строились в близлежащих городах, по одному госпиталю на 3-4 легиона. Обслуживающий персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего медицинского персонала.

16.Становление медицинского дела в городах и провинциях Римской империи.

В Древнем Риме до III--II вв. до н.э. почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания здоровья вполне достаточно посещения горячих бань – терм.

Первыми врачами в Риме были выходцы из Греции, большей частью рабы, которые лечили своего хозяина и его родственников. Иногда таких рабов отпускали на свободные заработки за определенную плату. Врач-вольноотпущенник отдавал бывшему хозяину часть своих доходов и юридически продолжал зависеть от него. Существовали специальные законы о наказаниях плохих врачей.

Значительное влияние на культуру и медицину римлян оказали этруски: жители переняли у них письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. То§а - покрывало), навыки градостроительства и религиозные верования. В царский период истории (и вплоть до конца Шв. До н. Э.) врачей-профессионалов в Риме не было - лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами.

Тем не менее в отдельных областях врачевание этруски достигли удивительных успехов. Так до нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста.

17.Галлен – его вклад в развитие анатомии и хирургии.

Гален – самый известный врач Рим (по происхождению грек). Когда стал придворным врачом, занялся анатомией, вскрывал трупы животных. Он подробно изучил: кости, мышцы, внутренние органы: сердце, печень, желудок, нервную систему. Также, он описал все отделы головного и спиного мозга, 7 пар черепно-мозговых нервов, 58 спино-мозговых нервов.

Гален широко занимался лечебной праткикой, основывался о предствлениях четырех главных соков организма и был приверженцем теории о душе.

Был хорошим хирургом, осуществлял: удаление катаракты. Внёс значительный вклад в фармакологию. Ряд лекарственных средств до сих пор носит название «Галеровы препараты».

5.Древние санитарно-технические сооружения Индийской цивилизации.

Самое замечательное из них— общественная купальня. В ее центре размещался уникальный бассейн (возможно, культового назначения) длиной 12 метров, шириной 7 метров и глубиной около 3 метров. Дно бассейна покрыто битумом, притом так тщательно, что водонепроницаемость его сохраняется в течение четырех с половиной тысячелетий. С двух сторон в бассейн ведут лестницы с площадками для купания. Вода в нем была проточной: поступая по одним трубам, она постоянно вытекала по другим.
По всему периметру бассейн был окружен аркадой небольших комнат для омовений. Здесь же располагались две бани, которые, по мнению исследователей, нагревались горячим воздухом и использовались для культовых обрядов.
В различных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом; их диаметр достигал 1 метра. В больших домах строились собственные колодцы; помещения, где они находились, были тщательно вымощены.
В каждом каменном доме отводилась комната для мытья и омовений. В одном из ее углов был водосток: через толщу стены трубы выходили в водосточную систему города. Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре v- чистке системы. Глубина уличных каналов составляла 50—60 сантиметров, размеры магистральных труб достигали 2 метров, и человек, следивший за их состоянием, мог свободно в них передвигаться. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы, покрытые плотно притертыми крышками.


написать администратору сайта