Главная страница

1. Русские сатирические журналы рубежа xixxx вв


Скачать 345.59 Kb.
Название1. Русские сатирические журналы рубежа xixxx вв
Дата25.05.2022
Размер345.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkursovaya_rabota_2017_1.docx
ТипРеферат
#548812
страница1 из 3
  1   2   3



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….……3

1. Русские сатирические журналы рубежа XIX-XX вв.: тенденции развития…………………………………………………………………5

1.1. Журнал «Искра» в системе сатирической периодики второй половины XIX века…………………………………………..5

1.2. «Сатирикон» в системе российской периодики начала XX века...11

2. Тематические модели журналов «Искра», «Сатирикон»…………22

2.1. Круг авторов журнала «Искра»…………………………..22

2.2. Круг авторов журнала «Сатирикон»……………………..….24

2.3. «Искра» и «Сатирикон»: общее и особое …...28

Заключение………………………………………………………………..33

Список источников………………………………………………….……..34

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Для своей курсовой работы мною была выбрана тема «Отечественные сатирические журналы рубежа XIX-XX веков: особенности модели и содержания». В течении последних лет интерес русского общества к сатирическим изданиям резко упал. Сейчас на рынке главенствуют такие издания как: французский журнал «Charlie Hebdo», испанский журнал «El Jueves» и американский журнал «The Onion».

В данной курсовой работе предлагается обратить внимание на некогда объемную и насыщенную жизнь русских сатирических журналов конца XIX – начала XX веков. Какие редакторы стояли во главе, какие трудности пришлось испытать журналу, чтобы стать популярным, как закончилась его жизнь и остальную информацию можно прочесть в этой курсовой работе. Однако мало кто из русской аудитории знает, что некогда именно сатирическое направление журналистики было очень популярно. А такие журналы как «Искра» и «Сатирикон» сделали своеобразную революцию в жанре. На сегодняшний день небольшое количество людей знает об этих журналах, история их создания, их отличительные особенности и черты, благодаря каким условиям появились эти и иные сатирические журналы, какого характера были они, в чем было новаторство, какие цели были поставлены перед изданиями, какова их специфичность и так далее.

В связи с этим появилась необходимость изучить историю сатирической периодики конца XIX и начала XX веков, в частности рассмотреть журналы «Искра» и «Сатирикон», сформулировать и перечислить их основные черты. Таким образом актуальность курсовой работы определяется тем, что одним из важных аспектов формирования сатирической журналистики является быт, нравы и культура тех лет.

Степень разработанности темы довольно сложно обозначить: материалов научных исследований по теме курсовой работы было найдено не очень много. Однако можно найти труды, посвященные сатирической журналистике. Это работы И.О. Никулина, В.Ю. Жукова, С.И. Стыкалина, Г.Н. Павлова и др. Также отдельный ряд работ, из которых можно почерпнуть информацию о сатирической прессе, - биографии, документальные материалы.

Цельисследования – изучение истории сатирической журналистики 19-20 веков, выявление особенностей, основных черт журналов «Искра» и «Сатирикон».

Задачи исследования. Для достижения вышесказанных целей необходимо решить такие задачи:

- Рассказать общую историю русской сатирической журналистики рубежа 19-20 вв.

- Более подробно остановиться на таких популярных журналах тех лет как «Искра» и «Сатирикон».

- Рассмотреть их содержание, модель, выявить особенность каждого журнала.

Объектом исследования является сатирическая журналистика, в частности журналы «Искра» и «Сатирикон».

Предметомисследования является: сатирическая журналистика конца 19 – начала 20 века.

Методы исследования:

- историко-типологический;

- сравнительно-сопоставительный;

1. Русские сатирические журналы рубежа XIX-XX вв.: тенденции развития

    1. Журнал «Искра» в системе сатирической периодики второй половины XIX века

Одним из лучших сатирических журналов того времени был революционно-демократический - «Искра» Николая Степанова и Василия Курочкина (переводчик «Беранже»). Развитие направления проявлялись ещё в «Гудке» Дмитрия Минаева и «Будильнике» Николая Степанова. Добролюбов писал о Степанове:

Между дикарских глаз цензуры

Прошли твои карикатуры...

И на Руси святой один

Ты получил себе свободу

Представить русскому народу

В достойном виде царский чин.

Под руководством революционеров сатирические журналы были сильны против либерализма и крепостничества. Они были за раскрепощение России от рабовладельческого строя. В начале 1858 года Петербург наполнился «уличными листками» – довольно дешевые журналы, которые покупали различные чиновники и мещане. Данное событие вышло настолько популярным, что Добролюбов в сентябрьской книге «Современника» 1858 года написал статью «Уличные листки». Основной боевой поддержкой революционной сатиры был немало известный журнал «Искра», который выходил 14 лет – с 1859 по 1873 г.

За короткое время издание набрало тираж в десять тысяч экземпляров. «В журнале этом, – писал Горький, – собралась компания самых резких и наиболее демократически настроенных людей того времени...». Первый номер искры был сильно задержан из-за нехватки финансов, однако 1 января 1859 года он все-таки вышел. Это издание поставило перед собой цель излагать «практическую сатиру», обещая всем «упорство в преследовании общественных аномалий».

В период с 1856 по 1858 гг. Н.А. Степанов создавал карикатуры, внося их в журнал «Знакомые». В Петербурге номер журнала стоил шесть рублей, что делало «Искру» довольно дешевым и публично известным журналом. Однако не только усилиями профессиональных литераторов и художников создавался журнал. «Искра» располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее не имело ни одно издание. В «Искре» присутствовал раздел «Нам пишут», составлял его М.М. Стопановский. Сюда из разных частей России писали письма обо всем подряд, в том числе шли речи о взяточничестве, неверном суде, чрезмерной власти. Нередко бывало, что корреспонденты являлись в редакцию и сообщали Курочкину и его друзьям о фактах, заслуживающих разоблачения в «Искре». В первые годы жизни журнала этот раздел занимал одно из важнейших мест. Именно благодаря ему «Искра» из изначального размера в один лист расширилась до двух-трех. В нем было много всего интересного, помимо обыденной жизни, но читатели требовали больше государственных интрижек. Благодаря ему «Искра» стала очень популярной и впоследствии это помогло проникать в самые отдалённые места России. Чиновники, политические деятели и прочие популярные личности боялись того, что могут появиться на страницах «Нам пишут», да и журнала в целом. Из-за этого страха появилось выражение – «Упечь в «Искру» [4].

Цензоры обратили своё внимание на журнал, в последствии чего внесли такие запреты как: запрет на написание имен крупных чиновников, на название городов, где происходило беззаконие. Через время редакция схитрила и начала обходить запреты под видом различных псевдонимов. Так астраханский губернатор Дегай был «Растегаем», а псковский Муравьев – «Муму». Но и здесь цензоры нашли к чему прикопаться и, в итоге, в 1862 году раздел «Нам пишут» был закрыт. Однако это не остановило редакцию находить иные формы, чтобы напечатать различные сатирические материалы.

Авторы нашли выход и раздел «Нам пишут» заменили на «Искорки». Здесь письма читателей переделывались в шутки. Помимо этого, был ещё раздел «Хроника прогресса» – это был сборник новых, хороших статей. Своё начало он берёт в 5 номере журнала в 1859 году. Г.З. Елисеев был главным, он высмеивал либералистическую журналистику, рассуждал о насущных проблемах бытовой жизни. Елисеев предупреждал в первой статье: «...Когда не появится в «Искре» моей Хроники, значит, прогресс подвигается плохо. Если Хроника моя прекратится совсем, пусть разумеют они, что друзья человечества восторжествовали вполне. Тогда уж мне нельзя будет и писать». В период с 1859 по 1860 гг. «Искра» изменилась – в ней начали появляться статьи, стихи, много сатирических рисунков, на которых были изображены помещики. Также одним из примечательных моментов стало сатирическое обозрение иностранной жизни и событий под разделом «Заметки со всех концов света». В нём искровцы высмеивали то, как русская консервативная и либеральная пресса изображала французскую революцию и прочие известные события[3].

«Искра» был на стороне «Современника», когда тот вёл спор с «Русским вестником» и иными либералистическими журналами. «Искра» горячо отстаивала демократические идеалы в литературе, разоблачая пропаганду от создателей «чистого искусства» - либералов. Важная роль во всём этом у издания была в 1861 году. В тот момент начались протесты против Каткова и всей либеральной прессой Чернышевского и «Современника».

Начиная с середины шестидесятых годов «Искра» стала хуже освещать новые события в жизни страны, в связи с чем значение журнала сильно теряет позицию. Постоянное внимание цензуры сыграло фатальную роль в жизни сатирического издания. С 1862 года власть обращает внимание на Курочкина. Это стало причиной того факта, что цензурный комитет в 1864 году потребовал смену редактора и им стал, номинально, Владимир Степанович – старший брат Курочкина. В 1862–1863 гг. в «Искре» печатались его фельетоны «Житейские выводы и измышления», в которых он защищал материалистические взгляды. В конце этого же года из редакции уходит Н. Степанов и основывает свое сатирическое издание «Будильник» [18].

В 1865 году «Искра» окончательно изменилась – тематика постепенно меняется в сторону литературы и театра, тон журнала становится значительно мягче. В попытках хоть как-то сохранить жизнь журналу в 1870 году редакция отказывается от иллюстраций. Но и это не помогло, так как «Искра» без карикатур как муха без крыльев. Общество окончательно потеряло интерес к этому изданию. «Искра» начала переходить от человека к человеку, пока не попала в руки к В. Леонтьеву. Он начал выпускать переводы популярных романов, а журнал стал выпускаться два раза в неделю. В 1873 году «Искра» была приостановлена из-за предыдущих трех предупреждений на четыре месяца. Однако издание не возобновилось вовсе [8].

Поводом для предупреждений и последующего закрытия является статья «Журнальные заметки». Статья хотела иметь «…правительство, свободно вышедшее из народа и возвращающееся в него же по миновании своих полномочий, правительство, чуждое бюрократизма и узких кастовых целей…». Текст был сочтен содержащим «превратные и совершенно неуместные суждения о правительственной власти». «Искра», в итоге, угасла.

Теперь рассмотрим такие журналы, входящие в сатирическую периодику второй половины XIX века, как: «Будильник», «Стрекоза», «Весельчак», «Гудок», «Развлечение», «Осколки».

Поначалу в 1865-1871 годах «Будильник» был среди демократов. Однако потом он был в числе сатирических изданий. В «Будильнике» работали Г. Жулев, В. Буренин, В. Богданов, Д. Минаев, Н. Пушкарев и др. Писали для «Будильника» Ф. Решетников и Гл. Успенский. Ответственными за карикатуры были художники С. Любовников, В. Никитин, А. Антонович. Одной из важнейших тематик была «Разоблачение капиталистов». Но в сравнение с «Искрой» и «Гудком» в «Будильнике» присутствовало через чур много развлекательного, так сказать, нейтрального контента [17].

«Весельчак, журнал всяких разных странностей, светских, литературных, художественных» издавался с 1858 по 1859 года. Изначально его возглавляли О.И. Сенковский и Н.В. Кукольник. Через некоторое время Сенковский покинул эту грешную землю, и его заменил Н.М. Львов. Упор делался на мещанского, неразборчивого читателя. Сатирические материалы соседствовали с враждой против «Современника». Львов, редактор «Весельчака», создавал фельетоны о Некрасове.

«Гудок» Д.Д. Минаева и «Будильник» Н.А. Степанова. По идеям, решениям, тематике и многим другим аспектам эти журналы были похожи на «Искру», используя ее опыт. Социальные проблемы, прямо как в «Искре» занимали одно из важных мест. Рядом располагались различные крестьянские письма и вопросы. Минаев выступал в главной роли в «Гудке». Он писал под многочисленными псевдонимами. Его друзьями являлись «искровцы» Стопановский, Вейнберг, Курочкин. Помимо них были Д. Ломачесвкий, М. Владимирский, А. Козлов, С. Терпигорев. Ответственный за карикатуры был Н. Иевлев. Сатира «Гудка», в большинстве, была остра, актуальна, тонка. Ф.Т. Стелловский являлся издателем. Он до «Гудка» выпускал «Русский мир» - еженедельная газета. «Гудок» боролся со старой, консервативной печатью, выступая за принципиальную. В издании опубликовали фантастическую пьесу «Ночной раут» в 1862 году в первом номере. Это была злая сатира на монархическую прессу. Картинки со злободневными подписями помещались на страницах возле текста, удачно дополняв материалы, неся незамысловатую идейную нагрузку. Однако большинство карикатур было запрещено [10].

«Развлечение» основал Ф.Б. Миллер, который был и редактором, и издателем до 1881 года. В журнале работали А.И. Левитов, Л.А. Мей, Б.Н. Алмазов. В «Развлечении» были материалы хоть и безобидные, однако довольно обличительные. Журнал дань времени отдавал. Когда состояние страны поменялось, критика исчезла, и с 1864 года «Развлечение» стало заурядным обывательским изданием. Он просуществовал вплоть до 1905 г. Изменялся состав, редакторы, а «Развлечение» продолжал выходить [1].

«Стрекоза» являлся одним из наиболее популярных изданий конца XIX века. Направленность его была юмористической, издавался с 1875 по 1918 год. Издателем был фабрикант К.Г. Корнфельд. А редактором же являлся А.Н. Богданов. Однако фактически руководителем был известный на тот момент Ф.И. Васильевский.

У издателя была важная роль в этом журнале. Он не останавливался только на материалах, но и занимал главные позиции в художественной части «Стрекозы». Впервые именно он ввел такое понятие, как печатание иллюстраций цинкографским сопособом. Выходил журнал умело сверстанным, продуманным и на отличной бумаге.

«Всякие злобы дня» - это постоянный раздел журнала, в котором обозревались различные происшествия. Главным тут был Лейкин, потом Васильевский. «Цветы и ягоды прогресса» - обозрение провинциальной жизни, ведущий отдела Васильевский. Постоянной публикации подвергались произведения маленьких форма – куплеты, псевдоцитаты, комические советы и так далее.

Журнал вел свою программу, которая в первом номере 1875 года звучала так: «указывать на комические стороны общественной и домашней жизни». Но все же издание нарушало определённые рамки, в результате чего появились цензурные исправления. До 1890 года было запрещено 180 произведений и карикатур.

«Стрекоза» пыталась выкрутиться и избежать цензуры, тем самым придав своим шуткам форму бесполезного разговора. Один из самых острых сатирических материалов был замаскирован под словари и различные энциклопедии Васильевског о. Одними из самых популярных являлись «Настольный словарь неунывающих современников» и «Новая энциклопедия». Тут публиковалась положительная оценка начинающих и не только писателей, как российских, так и зарубежных. Помимо этого, выпускались сатирические материалы о литературных конкурентах, противниках, дворянах и прочих деятелей.

«Осколки» - ещё один сатирико-юмористический журнал, пользовавшийся огромной популярностью на рубеже XIX и XX веков. Начиная с 49 номера 1881 до 1906 года во главе его стоял А.Н. Лейкин. В издании присутствовали те же рабочие, что и в «Стрекозе» - Л.И. Пальчин, В.А. Гиляровский, Н.С. Лесков и другие. Чехов был одним из немногих писателей, которые активно сотрудничаи с «Осколками». Он создал для журнала 250 произведений с 1882 и вплоть до 1887 года – это намного больше, чем где-либо еще.

Ответственность за разнородные материалы лежала на Лейкине. Этот факт хорошо сказывался на розничных продажах и подписках. Тут публиковались сатирические рассказы, эпиграммы, бытовые сценки. Всё это рассчитывалось на читателя нетребовательного.

Частыми рубриками журнала являлись обозрения «Осколки петербургской жизни» и «Осколки московской жизни». Основа в них – скандалы в клубах, недоброкачественные продукты, железнодорожные катастрофы и прочие «злобы дня». Особое место занимали в журнале карикатуры на абсолютно свободную тематику.

    1. «Сатирикон» в системе российской периодики начала XX века

«Сатирикон» был тем самым свежим воздухом, которого не хватало при режиме в самом, что ни на есть старом смысле этого слова. При царском режиме жилось не особо хорошо, в связи с чем личностей для сатиры было ну уж очень много. Именно так и родился «Сатирикон» - сатирический, злободневный и язвительный журнал.

Осенью 1907 г. в здание петербургского юмористического журнала «Стрекоза» пришел незнакомый молодой человек. Им являлся Аркадий Тимофеевич Аверченко. Он, буквально с порога, выразил желание быть сотрудником в данном журнале. Издатель, Корнфельд, принял его. «Стрекоза» была унаследована Корнфельдом от отца и поэтому некогда популярный журнал известный по всей России перестал им быть, да еще и количество подписчиков уменьшилось. Пригласить незнакомца на редакционное совещание заставил тот факт, что незнакомец Аверченко редактировал журнал «Бич», тираж которого был незначительно меньше «Стрекозы».

В 1907 г. в «Стрекозе» сотрудничали молодые художники: Н.В. Ремизов-Васильев, А. Юнгер, А.В. Ремизова, А. Радаков и поэт К.М. Антипов. Они все говорили о своем разочаровании в бесцветной пустенькой «Стрекозе» и настойчиво высказывали свое мнение издателю об ее изменении. Тот факт, что явился Аверченко, заставило осторожного Корнфельда согласиться на реформацию журнала.

Во время очередного заседания редакции было принято решение трансформировать юмористическую «Стрекозу» в сатирическую, которая бы отражала злободневные события политической и общественной жизни в стране. Моментально было придумано иное имя для журнала – «Сатирикон», а предложил его Радаков, вспомнивший про знаменитый древнеримский роман – яркий, необычный калейдоскоп адской эпохи Нерона, где рельефные жизненные подробности интересно и замысловато были перемешаны с гротескными образами мрачного, беспутного и омерзительного мира.
  1   2   3


написать администратору сайта