Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции фил. 1. Сущность мировоззрения и его исторические типы миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии
Скачать 95.3 Kb.
|
1. Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии. Мировоззрение – сущность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна работа ума, но и человеческие эмоции. Мифология - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как мировоззрение. Мифы - древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса. Не прекратился и начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека. Религия - более сложный тип мировоззрения; в отличие от мифа разграничивает мир на божественный и земной. Религия - форма общественного сознания, смысл которой заключается в фантастическом, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существ, одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Философия буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Философия — теоретически осмысленное мировоззрение, форма общественного сознания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Роль философии определяется тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей. Функции философии: мировоззренческая - заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир) теоретико-познавательная – выработка категорий, отраж. наиболее общие связи и отношения вещей ценностно-ориентационная - выработка, изучение ценностей, регулируемых поведение человека/соц. группы. 2. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Древнего Востока (Индия, Китай). Возникает в 7-6 в.до н.э.в др. Греции, Китае, Индии .Тогда же возникают первые попытки объяснить философские знания: 1)Платон (идеи): фил-я возникает из удивления перед неизвестн. 2)Аристотель: философия возникает из мифа; 3) философия возникает как продолжение научного знания о действительности. Философия Древней Индии. Буддизм возникает в Индии, а в 3в. до н. э. – это государственная религия. В 7-9вв. до н. э. вытесняется из Индии индуизмом. Согласно Будде: 1. Жизнь – это страдание; бедность, старость и смерть – это то, что он увидел; 2. Причиной страдания являются желания; 3. Можно избежать страданий, для этого необходимо отказаться от желаний. Самое большое желание – это желание жить. Философия Древнего Китая. Направлена не внутрь человека, а во вне (на мир, общ-во). Основные школы: конфуцианство, даосизм, легизм. Главным понятием философии Древнего Китая является Дао – ( путь богов ) универсальность закономерности бытия. Дао образуется взаимодействием Инь и Ян. Ян – это небо, мужское начало, свет, добро. Инь – это земля, женское начало, тьма, зло. В конфуцианстве понятие Дао приобрело другое начало – это социальный порядок. В конфуц. идеал политич. и гос. устройства наход. в историческом прошлом. Идеальным считалось то государство и общ., которое исключает несправедливость и невежество. 3. Основные черты и школы античной философии: натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Античная философия возникла в Древней Греции в середине Iтысячелетия до н.э. (VII–VI вв. до н.э.). В развитии античной философии можно выделить несколько этапов: 1) натурфилософский, или досократовский этап – VI – нач. V вв. до н.э. В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом; 2) классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – V – IV вв. до н.э. Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей; 3) философия эпохи эллинизма – III в. до н.э. – IV в. н.э. В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы. Характерные черты античной философии. 1.Космоцентризм– ключевой мировоззренческий принцип античности, с позиций которого мир рассматривается как гармоничное целое, природа и человек – как взаимосвязанные части этого единства. 2.Созерцательный тип философствования. 3.Натурфилософский характер. Натурфилософия («философия природы») – способ философствования и миропонимания, в котором на первый план выдвигалась природа как живое целое, интегрирующее мироздание: космос – природа – человек. 4.Рациональность. Учения имеют строгую логическую форму, чем они существенно отличаются от восточных философских учений. 5.Диалектика. Диалектичность мышления античных философов проявляется, прежде всего, в стремлении рассмотреть мир в его всеобщей взаимосвязи и постоянной изменчивости, понимать действительность как процесс развития, источником которого является столкновение противоположностей. Ранняя античная философия. Первой философской школой в европейской цивилизации стала Милетская школа (VI в. до н.э., г. Милет). В центре их внимания вопрос о первооснове бытия, которую они видели в различных видах вещества. – Фалес– первый греческий философ и ученый. Фалес считал, что первоначалом бытия является вода: все сущее происходит из воды путем ее затвердевания или испарения и в воду возвращается. Человек, по Фалесу, тоже состоит из воды. По мнению Фалеса, все в мире, даже неживые предметы, имеет душу. Душа – источник движения. Божественная сила приводит воду в движение, т.е. вселяет в мир душу. Бог в его представлении – «ум космоса», это то, что не имеет ни начала, ни конца. – Анаксимандр, последователь Фалеса. Он считал, что в основе мира лежит особая субстанция – единая, бесконечная, вечная, неизменная –апейрон. Апейрон является источником, из которого все возникает, и в него же все возвращается после гибели. – Анаксимен. Первоосновой бытия он считал воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, превращается сначала в воду, потом в землю, камни). Основная заслуга философов Милетской школы заключается в попытке дать целостную картину мира. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия в его создании сверхъестественных сил. Материализм-стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в постоянном изменении и переходе одного вещества в другое привели к формированию наивно-диалектических представлений. Школа пифагора (VIв. до н.э.). Именно Пифагор впервые употребил термин «философия». Его школа объединяла философов, скульпторов, врачей, сам Пифагор был математиком и астрономом – это ярким свидетельством того, что философия в древности объединяла в себе все области знания. Философские взгляды Пифагора во многом обусловлены математическими представлениями. Он уделял большое значение числу. По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, т.к. они вечны. Таким образом, Пифагора можно назвать первым представителем философского идеализма. Материалистическая традиция, заложенная во взглядах представителей Милетской школы, получила развитие в учении Гераклита (сер.VI– нач.Vвв. до н.э.). Первоосновой мира он считал огонь. По мнению Гераклита, мир находится в постоянном изменении. Видоизменяясь, он переходит в различные вещества, которые путем последовательных превращений вновь становятся огнем. Еще одна известная философская школа античности – Элейская (г.Элеи) –VI–Vвв. до н.э. Ее основные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты считаются родоначальниками рационализма. 4. Место средневековой философии в духовной культуре общества. Эпоха Средневековья радикально отличается как от предшествующих, так и последующих за нею эпох. С одной стороны, она была внутренне неоднородна, однако с другой, имела в своей основе и нечто общее, что придавало ей определенную целостность. В частности, таким «общим знаменателем» выступила теологическая идея – идея единого Бога. Выделяют два периода средневековой философии: 1)патристический период средневековой философии, 2) схоластическая философия. Патристика – (лат. patres – отцы) – направление философско-теологической мысли II–VIII вв., связанное с деятельностью Отцов Церкви. Схоластика, не отвергая в целом веру как источник знания и способ познания окружающего мира, все же обратилась к проблеме возрождения рациональности, выразив предположение о том, что познание логическое, рациональное – есть высший способ постижения действительности. У средневековой философии была и своеобразная антропология, углубляющая, по сравнению с античностью, представление о человеке. Помимо души и тела средневековая философия выделяет в сущности человека еще один феномен – дух. Это стало возможным благодаря утверждению христианской антропологии. Согласно христианскому учению, человек – это венец творения, стоящий над природным миром. Он является образом и подобием Бога. А потому связь с Богом, а также с трансцендентным (сверхприродным) миром человек осуществляет посредством духа (а не души или тела, привязанных к земному). 5. Философия эпохи Возрождения и ее основные черты. Переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем (14 -16 вв.) называется Возрождение (Ренессанс). К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся: антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. Для философов эпохи Возрождения он являлся прежде всего творцом, созидающим новый мир, красоту и самого себя. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявший Бога и природу. В качестве основных этапов в развитии философии Возрождения выделяют гуманистический, неоплатонический и натурфилософский. Гуманистическая традиция противопоставила средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку. Неоплатоническая традиция, начиная с середины 15 в. связана с постановкой и разработкой главным образом онтологической проблематики, со систематизацией и развитием учения Платона. Для натурфилософской традиции было характерно стремление сформировать научное мировоззрение, свободное от теологии, обосновать материалистический взгляд на мир. 6. Философия Нового времени и ее основные особенности. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения. Механицизм как способ объяснения мира. В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главн. наукой стало естествознание. Происх. "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма. Особенностью науки Н. В. является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как ср-во достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов). Формируется механическая и метафизическая картина мира. С их позиций трактуются все явления природы. Роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей. Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Ф перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. 17 в. - время критики Средневековой схоластики. Наиболее ярые критики схоластики - Рене Декарт, Френсис Бекон и Томас Гобс утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике проявление "естественного света человеч. разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину". Характерна ориентация на познание реальности, основ. на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление. Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт. Механицизм - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механич. закономерностей. В истории философии и науки он проявлялся в нескольких формах. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, могут и не находиться в движении. Зарождение этой формы механицизма можно обнаружить уже в античной философии. 7. Общая характеристика и особенность немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах). НКФ характеризуются духом преемственности. Она опиралась в своих идеях на достижения и идеи философов развитых стран Западной Европы (Англия, Франция), а также на идеи немцев. Все философы НКФ - это проф. преподаватели философии, профессора немецких вузов. У них вырабатывается профессиональный язык, который трудно понять человеку, далекому от философии. Основоположником немецкой классической мысли был Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.). его тв-во может быть разделено на два периода: 1) Докритический. В рамках данного периода Кант занимается проблемами логики, астрономии (именно он впервые выдвигает идею о возникновении вселенной из облака диффузного вещества). 2) Критический. Такое название период получил после того, как у канта выходит три работы, которые в своем названии содержат слово «критика»: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант утверждал, что мир в принципе непознаваем. Философия Канта получила название агностицизма. В этике им был сформулирован так называемый категорический императив или общезначимое нравственное правило, определяющее форму морального поступка человека: поступай так, чтобы правило, которым ты руководств., могло стать всеобщим законом. Говоря о Георге Гегеле, необходимо отметить, что в его философии большое место уделяется критике философии Канта. Философия Гегеля была кульминационным моментом развития немецкой философии. Она была официальной философией Пруссии. Хотя Гегель часто критиковал Канта, последний оказал влияние на философию Гегеля. Философия Гегеля достаточно трудна для понимания. Более того, можно сказать, что его философия - самая трудная философия из существующих (одно предложение может растягиваться на 10-12 страниц). Гегель является объективным идеалистом. Кроме того, философия Гегеля представляет собой систему диалектического идеализма. Людвиг Андреас Фейербах. Достаточно часто Фейербаха не считают представителем НКФ. Дело в том, что немецкие классические философы строили целостные модели. Философия же Фейербаха главным образом затрагивает проблему человека. В его философии начинается так называемый антропологический поворот в современной философии. Большое место в философии Фейербаха занимает критика философии Гегеля и религии. «На место Бога должен быть поставлен человек. У него одна жизнь, и эта жизнь проживается в этом мире». 8. Марксистская философия. Разработка Марксом и Энгельсом концепции материалистической диалектики и материалистического понимания истории. В 40-е годы 19в. возникла марксистская философия. Это своеобразная попытка осмысления техногенной цивилизацией своей сущности. Марксизму, как и рационализму в целом, присуща идея целенаправленного изменения мира человеком. Она выводится из понимания человека и мира как крайне различных противоборствующих начал. Основателями марксистской философии были К. Маркс и Ф. Энгельс. Результатом их творческого сотрудничества стало философское учение, которое получило название диалектического и исторического материализма. Акцент делается на материальную сторону чел. существования. Прежние высокие ценности уже не привлекают и кажутся совсем незначительными, на первый план выдвигаются ценности материальные. В таких условиях место Бога занимает человек. Основатели марксизма приняли рождённую Просвещением мысль о том, что независимо от Бога общество станет свободным и быстро двинется по пути соц. прогресса. М. и Э. известны как создатели материалистической диалектики как части философского учения. Связав материализм с диалектикой, они заметно обогатили содержание разделов философии. Марксистская ф. впервые раскрыла социокультурную обусловленность познавательной деятельности, обосновала роль практики в процессе познания, дала критику агностицизму. Недостаток теории: преувелич. зависимости человеческого сознания от предметно-практич. активности людей. Материалистич. понимание истории раскрывает механизм капиталистического способа производства, причины порабощения пролетариата и пути выхода из такой ситуации. |