Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Развитие самосознания личности

  • 1.3 Структура самосознания личности

  • курсовая. 1курсовая. 1 Теоретический анализ проблемы структуры самосознания 1 Понятие самосознания в современной психологии


    Скачать 274.25 Kb.
    Название1 Теоретический анализ проблемы структуры самосознания 1 Понятие самосознания в современной психологии
    Анкоркурсовая
    Дата10.05.2023
    Размер274.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1курсовая.docx
    ТипДокументы
    #1120176
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    1 Теоретический анализ проблемы структуры самосознания
    1.1 Понятие самосознания в современной психологии
    Прежде обратимся к понятию самосознания как психологического феномена в исследованиях отечественных ученых. Так, В.В. Столин характеризует самосознание как совокупность психических процессов, благодаря которым происходит выделение личности из окружающего мира, проявление ее внутренней сущности, изменение отношения к прошлому, настоящему и будущему [21]. И.С. Кон соотносит самосознание с пониманием сущностных сил человека, с его саморазвитием и совершенствованием [7]. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, самосознание человека можно охарактеризовать как феномен, являющийся результатом познания, но не присутствующий непосредственно в переживаниях [17]. По мнению В.С. Мухиной, самосознание представляет собой универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологическую структуру личности [11]. А.Н. Леонтьев характеризует самосознание личности как осознание себя в системе общественных отношений [9]. С точки зрения А.Г. Спиркина, самосознание предполагает осознание характеристик, на основе которых личность получает возможность самооценки, понимания и принятия своей жизненной позиции, смысла существования [20]. По мнению В.С. Мерлина, самосознание предполагает понимание человеком собственной личности как субъекта деятельности, причем самосознание рассматривается им как вторичное образование по сравнению с отношениями субъекта, которые проявляются в деятельности [10]. Ю.Б. Гиппенрейтер характеризует самосознание как образ «я» и самоотношение [5]. С точки зрения А.Б. Орлова, самосознание определяется через самоотождествление и самопринятие человека [14].

    В фундаментальных психологических исследованиях зарубежных ученых феноменология самосознания анализируется несколько иначе, чем в отечественной науке, и часто отождествляется с я-концепцией. Так, У. Джеймс одним из первых психологов разрабатывая проблематику я-концепции, анализирует личностное «я» как двойственное образование, в котором объединяются и одновременно существуют я-сознающее (процесс познания самого себя, чистый опыт) и я-как-объект (содержание опыта)[6]. Психоаналитические взгляды З. Фрейда на сущность самосознания обнаруживаются преимущественно при отображении самоопределения личности. Анализируя проблематику внутренней структуры «я», автор подчеркивает доминирование в ней бессознательных инстанций [22]. К. Хорни указывает, что ключевым аспектом феномена самосознания являются иллюзорные представления о себе [23]. Взгляд Э. Эриксона обращен к социально-культурному аспекту становления сознательного «я», в котором автор выделяет восемь этапов. В то же время в формировании самосознания личности автор отводит равную роль как социуму, так и самому индивиду [25]. Ч. Кули и Дж. Мид подчеркивают, что самосознание - это интериоризация индивидом символов, характерных для его общества, которые усваиваются благодаря взаимодействию с другими людьми. Для Ч. Кули самосознание ассоциируется с неким «зеркальным "я"», возникающим в сознании человека как реакция на обратную связь, получаемую от других людей. Эта информация способствует формированию самопредставления и самооценки человека и в конечном счете определяет развитие его я-концепции. По мнению Дж. Мида, самосознание можно охарактеризовать как преобразованную и перенесенную вовнутрь точку зрения других людей о данном субъекте. Р. Бернс рассматривает самосознание как совокупность я-реального и я-идеального. Под я-реальным подразумевается представление человека о самом себе, то есть своих способностях, социальных ролях, статусе, под я-идеальным - желаемый образ личности [2]. В русле гуманистической психологии К. Роджерс усматривает под я-концепцией восприятие индивидом самого себя и механизм регуляции поведения человека [16].

    В целом анализ отечественных и зарубежных исследований самосознания позволяет классифицировать имеющиеся точки зрения на сущностную характеристику понятия следующим образом: 1) направленность сознания на самого себя (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.С. Мерлин, З. Фрейд, И.И. Чеснокова); 2) наличие самоанализа, обеспечивающего содержательное наполнение самосознания (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова); 3) проявление самоотношения личности (Ч. Кули, В.С. Мерлин, Дж. Мид, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова); 4) присутствие регулирующей роли самосознания по отношению к внешнему миру (Р. Бернс, И.С. Кон, Дж. Лёвинджер, В.С. Мерлин, К. Роджерс, В.В. Столин, К. Хорни, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон).
    1.2 Развитие самосознания личности
    Основным механизмом формирования самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:

    1) Принятие точки зрения другого на себя.

    Действительно, в процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание. В процессе принятия точки зрения других важно и оценить себя, опираясь на отношение других людей. Усваивается ребенком следующее:

    а) ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

    б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и качеств;

    в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок;

    г) самооценки самих родителей, то есть самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка;

    д) способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.

    2) Прямое и косвенное внушение.

    Примерами внушения могут быть следующие: волевые и моральные качества, дисциплинированность, интересы, способности, оценочные характеристики.

    3) Трансляция ребенку оценок, стандартов.

    Родители всегда вооружают ребенка его конкретными оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами исполнения действий. Если все они реалистичны, то есть соответствуют возможностям ребенка, то достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я»-концепцию.

    4) Система контроля.

    Речь идет о влиянии системы контроля за ребенком, стиля воспитания, избираемого родителями на «Я»-концепцию ребенка. Контроль над поведением ребенка может осуществляться либо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля. Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либо поддержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда. Наконец, контроль может быть абсолютно последовательным, либо случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себе отчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется в систему самоконтроля за поведением у самого ребенка.

    5) Система комплементарных отношений.

    Речь идет о характере отношений, складывающихся между родителями и ребенком, которые могут предполагать:

    а) равенство общающихся;

    б) функциональное неравенство, то есть неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся;

    в) систему трансакций, то есть действий субъекта, направленных на другого человека с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояния и поведения (трансакции по Э. Берну).

    Очевидно, что чаще всего отношения между родителями предполагают функциональное неравенство, но с возрастом они могут меняться на равноправные отношения.

    6) Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.

    Речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка. В первую очередь следует охарактеризовать так называемую семейную идентичность, то есть совокупность представлений, планов, взаимообязанностей, намерений, которые создают семейное «МЫ». Именно оно входит в содержание индивидуального «Я» ребенка.

    7) Идентификация.

    Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, то есть уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу. Идентификация– это и механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты.

    Действие названных механизмов помогают ответить на вопрос: «как происходит процесс наполнения «Я-концепции», то есть посредством чего усваивается и присваиваются представления о самом себе [21]

    «Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

    Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

    Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, заключена в которой «Я-концепция». Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся «Я-концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма.

    Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.

    У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. «Я-концепция» здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

    «Я-концепция» определяет и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются, в конечном счете, его представлениями о себе.

    В «Я-концепции» запрограммировано, каким должно быть поведение человека. «Я-концепция» - это представление о «Я», которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. «Я-концепция» дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем «Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое «Я».

    Однако если в моем «Я» жестко записано, что я «беспощадный и сильный», то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.

    Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с «Я-концепцией» и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между «Я-концепцией» и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее ᴨереживается рассогласование. Не подкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реаᴦᴎҏует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.

    Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».

    «Образ Я» - одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда ᴨереживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими сᴨȇцифическими чувствами, как гордость или унижение.

    Вопрос об истинности «образа Я» правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.

    Этапы развития самосознания

    Существует несколько этапов развития самосознания и принятие собственного «Я». Формирование самосознания совпадает с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

    Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения, состояния, движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве, и о состоянии движения органов. Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении. Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, то есть то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.

    Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».

    Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, то есть отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, то есть уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.

    Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, то есть из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

    Уровни развития самосознания

    Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

    Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того, чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

    Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной групᴨе.

    Самый высокий уровень развития этого процесса — возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой асᴨект, как сознательность. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

    Сознательность — неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Суть сознательности - нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

    Таким образом, самосознание — это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «Я», вынесение некоторой самооценки – как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало», в котором человек видит самого себя и, с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.
    1.3 Структура самосознания личности
    Структура самосознания, так же, как и определение самого феномена, является предметом многочисленных дискуссий. Однако необходимо отметить, что относительно структуры самосознания в научных кругах нет единого мнения. Анализ научной литературы по исследуемой проблематике позволил выделить два основных способа построения структуры самосознания: компонентный и уровневый. В компонентных структурах в основном предлагается перечень элементов, представленных продуктами или процессами самосознания. В уровневых структурах авторы прослеживают развитие данного феномена в онтогенезе, отображая структуру самосознания как иерархию уровней. В некоторых структурах самосознания выявлены компонентный и уровневый составы одновременно, а также находит свое отражение генезис данного феномена. Рассмотрим наиболее значимые, на наш взгляд, в психологической науке структуры самосознания.

    Так, с точки зрения Л.С. Выготского, структура самосознания включает в себя следующие компоненты: 1) накопление личностью знаний о самой себе, 2) расширение и углубление этих знаний, 3) осознание себя единым целым, 4) дальнейшее развитие собственной индивидуальности, 5) формирование и развитие моральных критериев самооценки, 6) развитие индивидуальных особенностей самосознания [4].

    Согласно концепции В.С. Мухиной, самосознание можно рассмотреть как структуру, включающую в себя пять компонентов: 1) самоидентификация с телесной сущностью и именем, 2) стремление к социальному признанию, 3) половая идентификация, 4) психологическое восприятие времени, 5) социальная сфера личности [11].

    Ж.И. Намазбаева также представила пятикомпонентную модель самосознания [12]. Однако ее структура имеет несколько иное содержание и представлена такими составляющими, как рефлексия, саморегуляция, идентификация, самооценка и самоконтроль. По мысли автора, центральным компонентом в этой модели является самооценка, которая на основе рефлексии и идентификации способствует реализации самоконтроля и саморегуляции.

    И.С. Кон выделяет три компонента в составе самосознания: 1) когнитивный, представляющий осознание человеком личностных качеств и свойств; 2) аффективный, предполагающий оценку данных качеств и свойств, а также связанные с ней самоуважение и самолюбие; 3) поведенческий, подразумевающий готовность и способность действовать в отношении объекта [7].

    По мнению В.В. Столина, формирование самосознания обусловлено различием содержания образа «я» и самоотношения. Исследователь выделяет две составляющие образа «я»: знания, объединяющие субъекта по ряду черт и характеристик с другими людьми, и знания, способствующие выделению «я» из общей массы. В.В. Столин [21] полагает, что уровни самосознания обусловлены типом активности субъекта, являющегося одновременно и организмом, и социальным индивидом, и личностью.

    И.И. Чеснокова отмечает, что формирование самосознания отличается определенной спецификой в зависимости от возрастных этапов и физического развития человека [24]. Исследователь выделяет три компонента самосознания: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию. На первом уровне самопознания происходит соотнесение человека с другими людьми, создаются первичные образы самого себя, относительно устойчивые представления о своем «я», но отсутствует глубинное, целостное понимание своей сущности. На втором уровне самопознания человек оперирует уже сформировавшимися знаниями о себе, проявляется самоанализ, самоосмысливание, возникает обобщенный образ своего «я». На уровне эмоционально-ценностного отношения к себе формируется собственное отношение человека к внутренним проявлениям своего «я», отражаются различные аспекты самоотношения. Третий уровень, саморегуляция, предполагает наличие двух компонентов - управления поведенческими проявлениями и самоконтроля, то есть соотнесения цели, предпосылки и процесса действия. Из рассмотренной структуры самосознания можно заключить, что автор акцентирует внимание на процессуальном аспекте рассматриваемого феномена, тем самым подтверждая значимость регулятивной роли, которая в свою очередь обеспечивает целостность личности.

    Похожие трехкомпонентные структуры самосознания с небольшими модификациями предложены в современных исследованиях А.К. Болотовой, Е.В. Кучеровой, О.В. Селезневой, Е.Т. Соколовой и др.

    В структуре я-концепции А.К. Болотова [3] выделяет я-образ, самооценку и самоотношение; Е.В. Кучерова [8] рассматривает я-когнитивное, я-экзистенциальное и я-регулятивное; О.В. Селезнева [18] подчеркивает когнитивный, эмоционально-ценностный и регуляторный компоненты; Е.Т. Соколова [19] обособляет когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие исследуемого феномена.

    Исследователь Е.А. Аронова базируется на регулятивной функции самосознания в произвольной активности человека и выделяет: ценностные ориентации (принципы, идеалы и цели), направленность личности (установки и мотивации), представления о жизненном пути (психологическое прошлое, настоящее и будущее), а также я-концепцию [1].

    У. Джемс определяет наличие в структуре самосознания трех компонентов, подразумевающих физическую, социальную и духовную личность. Физическая личность включает в себя тело и материальную собственность человека, социальная личность предполагает признание его обществом, духовная личность представляет собой психические способности и характеристики человека [6].

    К. Хорни в структуре самосознания определяет три я-образа: «эмпирическое (актуальное) "я"» - общность духовных и телесных качеств человека, реализующаяся в определенном поведении; «идеальное "я"» - обусловлено иррациональным воображением личности о себе; «реальное "я"» - внутренняя, «первоначальная сила», «уникальный личностный центр» [23].

    В теории Р. Бернса трехкомпонентная структура самосознания выглядит несколько иначе. Она включает в себя, во-первых, образ «я», то есть самопредставление человека, во-вторых, его самооценку, в-третьих, потенциальную поведенческую реакцию - действия, вызываемые особенностями образа «я» и самооценки [2].

    Резюмируя вышеизложенное, можно считать общепризнанной трехкомпонентную структуру, в которой Р. Бернс, И.С. Кон, К.К. Платонов, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова и др. определяют следующие компоненты: когнитивный (рефлексивный, познавательный, рациональный), эмоциональный (аффективный, оценочно-волевой) и поведенческий (регуляторный).

    Когнитивный компонент самосознания базируется на процессе самопознания: сравнение себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с личными идеалами или результатами деятельности других. В итоге образуется я-образ, отражающий целесообразное отношение человека к себе.

    Эмоциональный, или оценочный, компонент самосознания выражается в самоотношении (эмоциональном отношении к себе) и самооценивании.

    Поведенческий компонент самосознания заключается в процессе саморегулирования, реализующемся в двух плоскостях: как саморегуляция поведения и деятельности, направленная на других людей, и как саморегуляция поведения и деятельности, направленная на самого себя.

    Когнитивный и эмоциональный компоненты непосредственно связаны между собой, так как оба реализуются в поведении людей. Некоторые исследователи (У. Джемс, С.Р. Пантелеев, В.В. Столин и др.) объединяют их в единую я-концепцию.

    Также следует отметить значимость недавно выделенных в науке компонентов феномена самосознания, таких как жизненное пространство, жизненный путь в пространстве и времени, смысл жизни, личностная и гендерная идентичность. Жизненное пространство в качестве компонента самосознания определяет «я» человека как члена территориальной целостности, находящегося в определенных отношениях со средой своего существования (Н.М. Лебедева, 1993; А.В. Сухарев, 1996; И.Л. Степанов, 1997). Жизненный путь в пространстве и времени как компонент самосознания отображает понимание явлений, реально совершающихся или признаваемых как таковые. Данная точка зрения часто встречается в публикациях К.А. Абульхановой-Славской, посвященных стратегиям жизни.

    Также необходимо отметить, что существует и иное мнение о данной проблеме, высказанное Л.И. Анцыферовой. Автор отмечает, что личность сообразна безраздельному личностному пространству и времени создаваемой им жизни, а не жизненному пути. Однако общепризнано, что жизненный путь является исходом безраздельности личностного пространства и времени. Самостоятельным компонентом самосознания А.А. Иванова называет смысл жизни, воспринимаемый через осознанные устремления и цели, вокруг которых человек устраивает свою жизнедеятельность. И, наконец, как компонент самосознания выступает личностная идентичность, под которой исследователи подразумевают психологическое «я», включающее восприятие личных черт, граней, диспозиций, мотивов (Н.В. Антонова, 1996; Э. Эриксон, 1996). Л.Н. Ожигова [13] выделяет в я-концепции элемент гендерной идентичности. Автор впервые изучает взаимосвязь я-концепции со структурно-динамическими характеристиками гендерной идентичности и смысловыми механизмами в контексте бытийного подхода (Л.Н. Ожигова, 2006).

    Анализируя процесс развития рассматриваемого феномена, следует отметить, что самосознание человека складывается на протяжении всей жизни. Многие ученые (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова) отмечают, что развитие самосознания происходит в результате деятельности и взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, Л.С. Выготский указывает, что развитие самосознания также неотделимо от культурного содержания среды.

    Таким образом, нами были систематизированы и обобщены психологические воззрения ученых на сущность феномена самосознания, установлены ключевые компоненты его структуры, представлена характеристика каждого компонента, определены ведущие факторы развития. Определены новые направления в исследовании феномена самосознания. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три компонента: когнитивный компонент (самопознанание), эмоционально-оценочный компонент (самоотношение) и поведенческий компонент (саморегуляция).
      1   2   3   4


    написать администратору сайта