Главная страница
Навигация по странице:

  • Переодизация первобытной эры и первобытного врачевания.

  • Виды медицинской деятельности и первые врачебные средства

  • Зрелость первобытного общества

  • Эпоха классообразования

  • 2. Врачнвание в Древней Месопотамии.

  • 3 и №4 Врачевание Древнего Египта, Толкование причин болезней и методы их лечения. Мед. папирусы.

  • 5. Знания о зубных болезнях и их лечение в Др. Египте.

  • 6 Особенности медицины Древнего Китая.

  • 7. Медицина в Древней Индии. Достижения в области хирургии, гигиены, объяснении сущности болезней.

  • 8. Болезни зубов, способы их лечения и профилактики в Древней Индии и Китае.

  • 9.Храмовая медицина Древней Греции.

  • Врачевание эгейского периода

  • Врачевание предполисного периода

  • Врачевание полисного периода

  • 1. Врачевание в первобытном обществе. История первобытной эры


    Скачать 191.24 Kb.
    Название1. Врачевание в первобытном обществе. История первобытной эры
    Анкорist_medaa.docx
    Дата22.10.2017
    Размер191.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаist_medaa.docx
    ТипДокументы
    #9672
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. Врачевание в первобытном обществе.

    История первобытной эры охватывает период от появления человека(около 2млн лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (4-е тысячелетие до н.э.)

    Переодизация первобытной эры и первобытного врачевания.

    В истории первобытной эры выделяют 3 эпохи:

    1. Становление первобытного общества – эпоха праобщины (свыше 2млн лет назад – 40 т.лет назад)

    2. Зрелость первобытного общества - эпоха первобытной общины (40 т. лет назад - 10-е тысячелетие до н.э.)

    3. Разложение первобытного общества – эпоха классообразования (с 10 до 5 тысячелетия до н.э.)

    Соответственно этапам первобытной истории условно определяются 3 периода в развитии первобытного врачевания:

    1. Врачевание эпохи праобщины – происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного животного и минерального происхождения)

    2. Врачевание первобытной общины- развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике

    3. Врачевание эпохи классообразования- шло становление культовой практики врачевания, продолжалось накоплении и обобщение эмпирических знаний врачевания

    Виды медицинской деятельности и первые врачебные средства:

    1. Эпоха праобщины:

    Древнейшие люди- Врачебные средства- растения, части животных, минералы, солнце и воды.

    Древние люди- лечение ран и переломов. Целенаправленное использование лекарственных средств- тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей и др

    1. Зрелость первобытного общества:

    при пищевых расстройствах- эвкалиптовая смола, касторовое масло и луковицы орхидеи; при кровотечениях- паутина, зола или жир игуаны; при змеиных укусах высасывали яд и прижигали рану; при заболеваниях кожи- промывали мочой и прикладывали глину; при простуде- паровая баня, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника.

    Оперативное лечение- обрабатывали рану средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали шины при переломах; применяли опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств для обезболивания; кровопускание; применяли в качестве игл изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений; вскрывали вены при помощи мелких стрел.

    1. Эпоха классообразования:

    Расширение круга лекарственных средств и приемов. Развитие местных культов и методов врачевания.

    Оперативные приемы- ампутации конечностей, кесарево сечение.

    Эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были ещё весьма ограниченными. Первобытный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Знания о врачевании делились на рациональные и иррациональные. Бессилие перед природой порождало фантастические представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления:

    1. Магия - вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы события, явления природы.

    2. Шаманизм - целенаправленного взаимодействия с потусторонним миром: с духами, которое осуществляет шаман

    3. Фетишизм- вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

    4. Тотемизм- вера человека в существование родственной связи межу его родом и определенным видом животного или растения. Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.

    5. Анимизм - вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы.

    Первобытное врачевание в целом:

    1. Инстинктивная самопомощь (формирующаяся медицина, уход за больными)

    2. Коллективное врачевание. Ширятся гигиенические знания и навыки. Вода для личной гигиены. Удобная одежда. Погребения умерших. Огонь - лечебно-предупредительное средство. Хранение продуктов. Бани.

    3. Совершенствуются имперические и лечебные средства всех происхождений.

    4. Зарождение хирургической практики (ампутации, трипонации черепа, полостные операции, акушерская помощь)

    5. Переплетение религиозных представлений с лечебными знаниями. Культовое врачевание, появл. проф. служители культа(колдун,знахарь,шаман)->народное врачевание (исток традиционной и научной медицины).

    2. Врачнвание в Древней Месопотамии.

    Самым обширным памятником права Древней Месопотамии остаются законы Хаммурапи –правившего в 1792-1750 гг. до н.э. Сначала их записывали на глиняных табличках, а к концу правления Хаммурапи свели воедино и высекли на чёрном базальтовом столбе высотой 2,25 м. Этот памятник права был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией под руководством Ж. де Моргана при раскопках древнего города Сузы – столицы древнего Элама.

    Законы Хаммурапи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Востоке.

    Некоторые параграфы законов, касающиеся умышленных и неумышленных телесных повреждений, связаны с правовыми аспектами деятельности врачевателей.

    По законам Хаммурапи, в случае успешного лечения врачеватель получал высокое вознаграждение.

    Врачеватели покланялись многим богам. Древние вавилоняне приняли верования шумеров и пантеон шумерских богов. Они сохранили их функции, но дали богам другие имена.

    Именем асу (знающий воду) в Древней Месопотамии называли врачевателей, которых изображали в одежде в виде рыбы. Атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углями – ритуальный сосуд для сжигания благовоний.

    Врачебные знания в Древней Месопотамии передавались устно. В старовавилонский период они всё чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям поражённых частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руководство», ценное для врачевателей. Анализ текста табличек показал, что врачеватели использовали в практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, леканору («манна»). В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть.

    К середине 2-го тысячелетия до н.э. в Древней Месопотамии сформировались 2 основных направления врачевания: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей). Искусством врачевания занимались врачеватели – эмпирики асу. Представители другого направления назывались ашипу, они лечили оккультными методами.

    Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины 1-го тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую ашипуту.

    3 и №4 Врачевание Древнего Египта, Толкование причин болезней и методы их лечения. Мед. папирусы.

    Неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта было искусство врачевания. Оно возникло из практического опыта народа и в то же время тесно переплеталось с мифологическими воззрениями древних египтян. Дошедшие до нас папирусы медицинского содержания представляют лаконичные практические руководства для врачевателей.

    Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая свидетельствовала также и о высоких достижениях в области химии. Познания древних египтян в области строения тела были достаточно глубокими для своего времени. Уже в середине 2-го тысячелетия до н. э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Смита. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам (в папирусе Эберса). Таким образом, древние египтяне в середине 2-го тысячелетия до н.э. определяли болезни по пульсации сосудов, т.е. по пульсу, который они наблюдали в разных точках тела. Они полагали, что сердце не только придает крови движение, но и является вместилищем души и эмоций. Врачебная этика того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

    Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение в тело заболевшего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями).

    Основными источниками по истории и врачеванию Древнего Египта являются: медицинские тексты папирусных свитков, описания историков (Манефон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских инструментов); скульптура; настенная живопись, рельефные изображения и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах.В настоящее время известны 2 больших медицинских папируса (Г.Эберса и Э.Смита) и 10 папирусных свитков, которые частично посвящены врачеванию.Самую   обширную   информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.) «Книга приготовления лекарств для всех частей тела»,содержит около 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Были ссылки на магические заклинания и заговоры, отпугивающие злых духов. Косметические средства для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос, исправления косоглазия. Самый  древний  из дошедших до  нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении — хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э. Описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, способы их лечения при полном отсутствии элементов магии и мистики. При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование льняной тканью, пропитанной смолой. Херидес-пациент.

    5. Знания о зубных болезнях и их лечение в Др. Египте.

    Почет зубоврачевателю, первый дантист – 28 в.до н.э. – Хеси-Ра. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который - растет в зубе». Консервативное лечение. Порошки для очистки зубов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей лекарств, способствовавших оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, оказывали местный лечебный эффект, но не останавливали развитие заболевания. Глиняные пластинки с описанием массажа дёсен. Древние египтяне не лечили кариозных зубов. ->были широко распространены воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов. Даже у фараонов, при которых служили «главные зубоврачеватели Великого дома» не обнаружено следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов. Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Зубной протез из дерева – 25 в.до н.э. Идея имплантации.

    6 Особенности медицины Древнего Китая.

    Понятие «традиционная китайская медицина» включает традиционный метод чжэнь-цзю терапии, систему дыхательных упражнений, точечный массаж, лекарственное врачевание, диетику, традиционную китайскую гимнастику, т.е. комплекс китайской традиционной системы поддержания здоровья. Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза.

    Иглоукалывание и прижигание. На основе длительных многовековых наблюдений философы и врачеватели Древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия проделанные в «жизненных точках», восстанавливается равновесие инь-ян (здоровье). С развитием метода наметилась специализация игл и их деление на виды. Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания тлеющими сигаретами, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажжённых сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений.

    Искусство диагностики в Древнем Китае основывалось на положениях традиционной китайской философии (инь-янь и 5 стихий у син)

    При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследования:

    1. осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;

    2. прослушивание звуков, возникающих в теле человека и определение его запахов;

    3. подробный опрос больного;

    4. ощупывание, которое включает исследование пульса и давление на активные точки.

    Запрещены вскрытия. 3 в.до н.э. – круговое движение крови – поэзия. 502 г до н.э. 0 первая в мире фармокопея (сборник официальных документов, устанавливающих нормы качества лекарственного сырья).12 в до н.э. – вариоляция. Главная задача медицины- укреплять здоровье здоровых. Мед.законодательство – искусство медицины (Яю, Юю).

    7. Медицина в Древней Индии. Достижения в области хирургии, гигиены, объяснении сущности болезней.

    Периодизация истории врачевания:

    1) Индская цивилизация;

    2) ведийский период;

    3) буддийский и классический периоды.

    К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания – аюрведа. Аюрведская медицина использует лекарственные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В течение двух тысяч лет она успешно развивается и высоко ценится в Индии и за её пределами.

    В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были легендарные врачеватели Чарака и Сушрута – авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита», в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита», хирургический трактат, посвященный оперативному врачеванию.

    Представления о строении тела человека в Древней Индии были самыми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотрагиванием до священной коровы или взглядом на солнце. Метод мацерации. 300 костей, 900 связок

    Искусство оперативного лечения (хирургия) в Древней Индии по своему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире.Ещё не имея научных представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели ,следуя обычаям своей страны, добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью ловкостью и отличным владением инструментами.

    Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапоротомии (разрез брюшной стенки), камне-, грыжесечения, пластические операции (ринопластика – кожа со лба на нос, пересадка кожи с подородка на нижнюю губу), накладывали швы на раны головы, лица, поворот плода на ножку

    Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии.

    Уже в глубокой древности предпринимались первые попытки предупреждения заразных болезней, в том числе и оспы (вариоляция), широко распространенной в Индии.

    Во все времена большое значение придавалось личной гигиене (в каждом доме – комната для омовения), красоте и опрятности теле, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей.

    Представления о причинах болезней в классический период истории Древней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господствовавшего в ведийский период сверхъестественного понимания болезни. Религиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли также и элемента естественно-научного знания. В результате человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трёх субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь. Из пяти стихий и трёх жидкостей образуются семь органических продуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя.Исходя из этих воззрений, здоровье как результат уравновешенного соотношения трёх субстанций, нормального взаимодействия органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий.

    8. Болезни зубов, способы их лечения и профилактики в Древней Индии и Китае.

    Древняя Индия: Гигиена полости рта – часть философско-религиозной идеи (предписание Маку – 2 век до н.э.-1век н.э.). Скребок для чистки языка. Зубоврачевание – божественное происхождение. Зубоврачевание – отрасль хирургии. Горячий воск, мед, масло для лечения зубов, горячий зонд, щипцы для экстракции зубов. 23 зубные болезни. Белена, гашиш – обезболивающие.

    Древний Китай: Больной рот-причина болезней, несчастий. Исп жевательные палочки, зубные щетки, иглоукалывание. 5 в до н.э. – Хванг Фи описывает болезни рта. Болеутоляющие средства. Зубные протезы из бамбуковых палочек. Ней Цзин – 3 в. До н.э. – 5 разделов, посвящ болезни зубов (сроки прорезывания зубов у детей, кариес зубов, процесс роста молочных зубов, связь болезни полости рта с общими заболеваниями, описание проявления общих заболеваний). Чжен Чжун Цина – первая специальная книга о болезни зубов. 7-5 тыс. до н.э.проф. стоматологи высокого класса.

    9.Храмовая медицина Древней Греции.

    Древняя Греция и Древний Рим относятся к странам античного мира.

    5 основных этапов в истории врачевания:

    1) эгейский (конец 3его-2го тыс. до н. э)

    2) предполисный(10-9 вв. до н. э)

    3) полисный(8-6 вв. до н. э)

    4) классический(5-4 вв. до н. э)

    5) эллинистический(30е гг. 4в-30й г. До н. э)

    Политеизм. Мифология. Народы Древней Греции почитали богов и присваивали им человеческие качества. Так, существовал культ бога-целителя Асклепия (сына Апполона-бога ) Дети Асклепия составили род асклепиадов:

    Махаон-военный хирург

    Подалирий- врачеватель внутренних болезней

    Гигиея-богиня здоровья

    Панакея-покровительница лекарственного врачевания

    -все они обучились искусству врачевания у своего отца.

    Асклепий изображался с посохом, обвитым змеей - символ мудрости и могущества природы, рядом с ним стояла юная красивая женщина, его дочь, Гигиея, которая держала в руке диадему и поила из неё змею.

    Гермес-бог мертвецов или сновидений.

    Врачевание эгейского периода:

    О.Крит - обнаружены санитарно-технические сооружения (система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводные каналы, сточные ямы, банные помещения, системы вентиляции).

    Врачевание предполисного периода:

    Основные сведения о врачевании данного периода доходят до нас из поэм «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

    -лечили повреждения туловища и конечностей (поверхностные и проникающие ранения, ушибы, нагноения) путем извлечения инородных предметов, выдавливания крови.

    -применяли болеутоляющие и кровоостанавливающие растительные присыпки

    -накладывали повязки

    -вскрытия не производили!!!!

    Врачевание полисного периода:

    1. великая античная философия (материализм Гераклита и Демокрита; идеализм Пифагора и Платона). Каждый врач – философ, каждый философ – врач.

    2. становление храмового (культового) врачевания
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта