Госы - ответы. 2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)
Скачать 1.41 Mb.
|
2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты) Для современной архитектуры характерно многообразие стилевых поисков, концепций, творческих методологий, но среди них можно выделить органический подход, направленный на изучение и внедрение в архитектуру закономерностей живой природы. Большой диапазон объектов, созданных на основе органического подхода, сегодня определяется архитекторами и теоретиками, как лэндформная архитектура*, в которой архитектурное формообразование основано на тактильном взаимодействии с землей; архитектура на основе нелинейной, неортогональной геометрии; динамичная архитектура, связанная с трансформацией внешней формы, оболочки и внутреннего пространства; как экологическая архитектура, являющаяся примером инженерного усовершенствования архитектурных объектов на основе использования природных ресурсов с целью создания комфортной среды сосуществования человека и природы; как биоархитектура и множество других направлений. Архитектурные объекты, представляющие данные направления, часто лишены жесткой структуры, привязанной к ортогональной системе координат. Их структура не является следствием комбинаторики архетипичных форм или традиционного композиционного подхода, основанного на согласовании функций и объемов. Следует заметить, что формообразование этих объектов не всегда проистекает из внешних аналогий с природными формами. Эти объекты внешне не похожи на органическую архитектуру Ф. Л. Райта, хотя они основываются на сходных принципах формирования и при проектировании таких объектов используются аналогичные методы. Среди архитекторов, позиционирующих сегодня органический подход, определяющих концепцию своих объектов как организмов, звучат такие имена как Т Ито, Ш. Эндо, Э. Амбаз, М. Соркин, К. Йенг, Д. Пирсон, Р. Пиано, Т. Андо, Н. Денари, Э. Мираллес и К. Пинос, Д. Перро; и группы архитекторов: студия Декой, МВРДВ, ФОА, ЛАБ, Асимптота, ШоП, АРМ, ЮН Студия и НОКс, Архи-тектоникс, Дигит-олл студия. Известные деконструктивисты П. Эйзенман и З. Хадид сегодня заявляют об изменении своей творческой деятельности в сторону создания в архитектуре органической сложности. Все это позволяет считать феномен «органического» в архитектуре и органический подход все более распространенными. Применение органического подхода встречается сегодня не только в архитектуре, но и в естественнонаучных дисциплинах, социальных, политических и экономических дисциплинарных полях, в современном искусстве. Сегодня, когда идея устойчивого развития становится условием дальнейшего существования человека, необходимо устанавливать качественно новые отношения человека с природой. "Постиндустриальная архитектура начала XXI века характерна тем, что она в качестве концепции может использовать все, что угодно, любые образы из всего богатства мифопоэтического багажа человечества. При этом скорость, с которой виртуальные концепции переходят в реальность, поражает воображение. 3. Неоренессанса в архитектуре и градостроительстве: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты. Исходные импульсы, которые привели к неоренессансу, заключались в новых функциональных и художественных требованиях, возникших в связи с развитием общества. Бурный рост капиталистического производства привел к относительному расширению гражданских свобод. Почти во всей Европе распалось феодальное общество, хозяйственная и политическая власть перешла к буржуазии, и в некоторых странах неоренессанс стал проявлением растущего национального самосознания и стремлений. Историческая характеристика стиля неоренессанс Неоренессанс становится универсальным стилем буржуазии и в его духе была решена большая часть значительных строительных задач того времени. К ним относится прежде всего перестройка крупных европейских городов, население которых за короткое время увеличилось во много раз, а также возникновение новых типов сооружений: здания банков и биржи, административные и торговые здания, рынки. Возникают сооружения на железных дорогах, промышленные здания и комплексы. Повышается значение народных домов, театров, концертных залов. Большую просветительную роль стали играть новые музеи, библиотеки, школы, а также с большим размахом решенные торговые выставки, некоторые павильоны которых представляли вершину конструктивных возможностей того времени. Стремление к функциональному планировочному решению и выразительной форме привело к изменению их планировочной и пространственной структуры и архитектурного образа большинства построек. Строительные особенности стиля неоренессанс Экономичный тип доходных домов периода классицизма был заменен комфортабельным секционным домом с большими квартирами и с хорошим санитарным оборудованием. Одновременно на промышленных окраинах возникают рабочие поселки и временные поселения. Строительная активность сосредоточивается в больших городах, а в связи с этим углубляются различия между городом и деревней, между размером поселений и способом жизни в них. Главным источником вдохновения для неоренессанса в большинстве европейских стран была архитектура Италии. Вместо простоты и ясности композиций и форм классицизма появляется расчлененность общего целого и деталей, начинает использоваться комбинация ордерной и арочной систем Характерные черты стиля неоренессанс требование возрождения архитектуры в смысле ее художественной правдивости при выражении назначения, конструкции и естественности используемых материалов. Главными теоретиками архитектуры XIX в., способствовавшими ее развитию, были К. Ф. Шинкель (1781 - 1841), Виолле - ле - Дюк (1814 - 1879), Г. Земпер (1803 - 1879), а в конце века венский архитектор О. Вагнер (1841 - 1918). Уже в конце XVII и XVIII вв. Фене - лон, Л. Кордемуа, М. Ложье выдвигали требование правдивой и естественной формы в искусстве и архитектуре. Их идеи подхватил К. Ф. Шинкель, который считал функциональность основным принципом всех объектов строительства, так как «художественную ценность определяет как можно более ясное выражение идеалов целесообразности, характер и образ объекта строительства». В архитектурное осмысление металлических конструкций внес большой вклад А. Лабруст, в работах которого французский неоренессанс достигает вершины своего развития. При строительстве библиотеки св. Женевьевы и особенно Национальной библиотеки в Париже (1858 - 1868) он использовал изящную металлическую конструкцию в высоких опорах и куполах над читальными залами и в легкой металлической решетке для хранилища книг. Решающую роль играла металлическая конструкция в интерьерах парижских универсальных магазинов Бон Марш (1876, авторы Л. Ш. Буало и Г. Эйфель) и Прантен (1811 - 1889, автор П. Седиль). С помощью этой конструкции удалось высвободить от опор внутреннее пространство и обеспечить хороший обзор интерьеров. Торговое здание ГУМа в Москве заняло целый городской квартал и имеет застекленные пассажи (1895, автор М. А. Померанцев). Металлический каркас стал основой и первого торгового здания в Праге «На пршикопе» (1869 - 1871, автор Т. Хансен). Его свободное и хорошо функционально организованное внутреннее пространство, однако, еще закрывается снаружи каменным неоренессансным фасадом. 4. Эклектизм в архитектуре и градостроительстве: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты. Свободное использование исторических форм, которые при этом не связывались с общими тектоническими принципами соответствующего исторического стиля, было первым проявлением усиливающегося стремления освободиться от стилевых схем XIX в. и в этом смысле неизбежным переходным периодом к новой художественной концепции архитектуры. Конец XIX в., характеризуемый эклектизмом, одновременно был периодом интенсивного развития металлических конструкций и их использования в архитектуре. В этом важную роль сыграла так называемая Чикагская школа, которая заложила основы использования металлического каркаса в многоэтажных торговых и административных зданиях. Возникновение Чикагской школы, которая была в конце XIX в. единственным центром прогрессивных идей в бездушном эклектическом подражательстве, характерном для американской архитектуры, было стимулировано интенсивным строительным бумом, наступившим в 1870 г. в Чикаго после Великого пожара. Основателем школы был Уильям ле Барон Дженней, который запроектировал первый небоскреб - здание страховой компании «Хоум Иншуренс Компани» (1883 - 1885). Первым небоскребом с металлическим каркасом считается постройка, осуществленная Л. С. Буффингтоном (1880), хотя каркас и остался спрятанным за массивным каменным фасадом. Прогрессивный характер носила другая постройка Дженнея, получившая название «Лейтер» (1889), которая сдержанностью форм и конструктивным растром на фасаде выразила основные архитектурные принципы Чикагской школы. Своей вершины они достигли в работах Д. Рута, а особенно Л. Салливена, автора 12 - этажного универсального магазина «Карсон, Пири и Скотт» (1899), главным архитектурным элементом которого стало горизонтальное трехстворчатое окно. Регулярно расположенные, такие окна придают фасадам характер решетки. Вызывающая удивление «современность» архитектурного облика чикагских небоскребов порождена главным образом необходимостью получить хорошо освещенные интерьеры, освободить внутреннее пространство от массивных конструктивных элементов и тем добиться функциональной универсальности планировки. Влияние Чикагской школы на дальнейшее развитие американской архитектуры было подавлено новой вспышкой историзма и академизма, поддержанных в архитектурных решениях Всемирной выставки в Чикаго в 1893 г. Принципы Чикагской школы еще изредка находили отражение в работах ее учеников. Характерные черты Сдвинулись границы между различными видами творчества. Архитектура стала ближе скульптуре, а скульптура переняла тектонические принципы архитектуры. На смену простому соединению архитектуры и изобразительного искусства снова пришел их синтез, который за неполных два десятилетия своего существования обозначил образ наступающей эпохи. Архитектура необычайно ярко выразила ощущения времени - мира развитой техники и уходящего исторического романтизма. Она стала предвестником интеграции искусства техники и функции на более высоком уровне их развития, поэтому в ней так тесно переплелись технические и функциональные аспекты с художественными. Переход к современной архитектуре характеризовался богатством ее внутренней дифференциации, в процессе которой можно выделить два этапа, которые органически переплелись и не имеют точной границы ни в архитектуре отдельной страны, ни в произведениях отдельного архитектора. Для первого этапа развития было особенно характерно идейное расхождение с историзмом, последствия которого сказались на архитектуре XX в. Случаи периодического возврата к принципам свободного творчества показывают, что архитекторы всеми возможными способами стараются добиться убедительности образа своих произведений. Второй этап был представлен уже стремлением однозначно ориентироваться на функциональную логику архитектуры, что означало коренное изменение ее конструктивных и художественных принципов. 5. Модерн в архитектуре и градостроительстве: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты. Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), влияние которого распространилось на европейский континент. Это общество возникло из движения того же названия, боровшегося за возрождение художественных ремесел, и выступало против снижения художественного уровня продукции вследствие перехода к промышленному производству. Непосредственными его предшественниками были художественный и социальный критик Д. Рескин и поэт и художник - прикладник У. Моррис, которые призывали возвратиться к ручному труду, а также вместе с другими художниками и архитекторами по - новому определяли функциональные и формообразующие принципы архитектуры. Они выдвигали принцип целесообразности формы и художественной выразительности естественных материалов. Для модерна характерны извивающиеся линии; в декоре его асимметричные арабески решительно порывают с традицией, создавая растительные мотивы (во Франции и в Бельгии) и линеарные формы (в работах австрийских сецессионистов или шотландского арх. Чарлза Ренни Макинтоша). Вершины модерн достигает в архитектуре и в прикладных искусствах. В интерьере дома "Тасселя", в Брюсселе, расписанном Виктором Орта, декоративные возможности железа органично используются в мотивах текучести, повторяющихся и в рисунке инкрустированного пола, и в настенных росписях. Эта цельность проекта типична для стиля модерн (Ар Нуво), который охватывает и внутреннее убранство здания, вплоть до столовых приборов. Эксперименты Орта оказали влияние на другого бельгийского архитектора, Анри ван де Вельде, который создал проект галереи для Сэмюэла Бинга Значительное распространение в Европе получила также идея «города - сада», которую в конце XIX в. сформулировал - англичанин Э. Говард в своей книге «Города - сады будущего» (1898). Города - сады рассматривались как небольшие, но самообеспечивающие градостроительные комплексы на 32 тыс. жителей. Они должны были приостановить концентрацию жилья в больших городах и путем соединения жилища с природой способствовать оздоровлению жизненной среды. Модерн не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои дома по ее законам, по законам органических природных форм. Русский модерн вдохновлялся другими источниками - своим 17 и 18 веком, своими древностями и фольклором. И, действительно, старое русское искусство: архитектура, одежда, утварь - уже сами по себе были азиатскими (хотя бы с точки зрения Европы). И вполне отвечали стилистическим принципам модерна. В этом смысле собор Василия Блаженного с его «пряничной», орнаментальной, разноцветной и в то же время «органической» красотой - это модерн (сравните с Гауди и увидите, насколько наш собор ближе стилю этого архитектора, чем, скажем, стилю Корбюзье). А старые русские терема с декоративностью их убранства! Даже простая русская изба с деревянной резьбой наличников, ворот и крыльца могла вдохновить любого архитектора модерна. Ф.О.Шехтеля. усадьба. Музей имени Горького. 6. Архитектура первой половины 20 в. общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты) Патент на выработку железобетонных изделий был получен Ж. Монье в 1867 г. Эта дата открыла эру железобетона, позволила проектировать системы гигантских пролетов при минимальных сечениях, делать летящие навесы и уменьшать до предела размеры и сечения опорных элементов — стен и столбов. Провозвестником нового этапа в архитектуре стала Эйфелева башня (высота 312м.), построенная их стальных сборных конструкций инженером Г. Эйфелем. Первый жилой дом, в котором были применены новые строительные принципы и материалы, был сооружен в Париже в 1903 г. Вершиной архитектуры довоенного времени стали огромные сводчатые ангары парижского аэропорта Орли: тонкостенный «гофрированный» железобетон, придавший сооружению выразительность и прочность. Наиболее известными архитекторами, работавшими в стиле модерн, были О. Вагнер, И. Ольбрих, Ванде Вельде, Ч. Макинтош, Л. Салливэн, О. Перре, Ф.-Л. Райт. Отказавшись от стилизаций, Ф. Райт рассматривал архитектуру как трехмерное объемно-пространственное искусство, призывал к установлению тесной связи архитектуры с природой, стремился к четкости и рациональности архитектуры. Наиболее известное произведение Ф. Райта «Дом над водопадом». Это - желание автора «романтизировать» архитектуру, теснее связывая ее с окружающей природой. Мировая война приостановила развитие модерна, но технический уровень архитектуры продолжал повышаться. Подъем строительства начался с 1924 г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации. Новая архитектурная школа - баухауз — стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует». Архитекторам баухауза свойственны геометризация форм и контрастные сочетания гладких стен с большими плоскостями зеркального стекла, черты экспрессивности и романтики в архитектуре. Одно из главных достижений архитектуры этого времени — попытки решения проблемы «минимального жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом буржуазной квартиры, что не могло не сказаться на решении жилищной проблемы в капиталистических городах. Ле Корбюзье, который видел истинную красоту в четкой ясности геометрических объемов, в простоте и логике современных железобетонных конструкций: «Дом - это машина для жилья». Единственным источником архитектурно-эстетической выразительности, по его мнению, является архитектурная конструкция. Корбюзье выдвинул пять тезисов, определяющих современный стиль: 1. Столбы (здание на столбах, которые заменяют первый этаж); 2. Плоская крыша (с использованием ее в качестве сада), 3 Свободное оформление плана (свайная каркасная система, доходящая до крыши, что дает возможность располагать внутренние стена в любых местах); 4. Удлиненное окно (вследствие каркасной конструкции горизонтальные ленточные окна могут располагаться по всему фасаду), 5. Свободное оформление фасада (каркас дает возможность распределять окна «без прямого отношения к внутреннему членению здания»). В своей книге «Урбанизм» он предложил проект идеального многонаселенного города с деловой частью, индустриальной зоной и зоной садов. Именно ему принадлежит идея домов-небоскребов. Развитие архитектуры в послевоенное время осуществлялось подлозунгом «новой архитектуры», вобравшей в себя передовые направления предыдущих лет, как универсального «интернационального» стиля, стандартизации и утилитарности. Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений была выработана специальная категория «хайтек» — высококачественная технология. Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал использование новых необычных конструкций и материалов. |