СРС. Срс 1. Алтыбасарова Асемгуль. Дпс 202(с) 1 задание
Скачать 31.4 Kb.
|
Срс 1. Алтыбасарова Асемгуль. Дпс – 202(с) 1 задание. «Психотерапия и психологическое консультирования как виды психологической помощи».
Задание 4. Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных стадий консультирования, каждый из которых необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Этап – это отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов о стадиях психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения. Стадии психологического консультирования описывали и разбирали Алешина Ю.Е., Абрамова Г.С., Горностай П.П., Васьковская С.В., Кочюнас Р.-А. Б. и многие другие. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу . Каждая стадия психологического консультирования характеризуется определенными процедурами психологического консультирования. Процедуры психологического консультирования – это группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность. Основные этапы проведения психологического консультирования 1.Подготовительная стадия. На этой стадии психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале и в картотеке. В эту стадию разрабатывается план проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы, подготавливаются материалы и оборудования, которые могут понадобиться в ходе проведения психологической консультации. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин. 2. Настроечная стадия. На данной стадии психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. На протяжении этого этапа психолог-консультант встречает клиента и знакомится с ним. Кочюнас Р.-А. Б. (1999) пишет, что клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности . [Кочюнас Р.,1999, с. 35] В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин. На втором этапе применяются процедуры встречи с человеком, общего, эмоционально-положительного настроя человека на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с человеком. Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на человека наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение . 3. Диагностическая стадия. На данной стадии психолог-консультант выслушивает человека и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему человека. Основное содержание данной стадии составляет рассказ человека о себе и о своей проблеме, а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения. Во время исповеди психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций. К концу рассказа-исповеди клиента у психолога-консультанта уже должно сложиться определенное представление о сути проблемы клиента, а также предположения о возможных причинах проблемы и способах ее разрешения. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем. Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение. 3. Диагностическая стадия. На данной стадии психолог-консультант выслушивает человека и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему человека. Основное содержание данной стадии составляет рассказ человека о себе и о своей проблеме, а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения. Во время исповеди психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций. К концу рассказа-исповеди клиента у психолога-консультанта уже должно сложиться определенное представление о сути проблемы клиента, а также предположения о возможных причинах проблемы и способах ее разрешения. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем. Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования. Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать. Иногда данная стадия психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч. На третьей стадии психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти человека, процедуры подкрепления, прояснения мысли человека и психодиагностические процедуры. Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологу-консультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания). Процедурой активизации мышления и памяти клиента – это система приемов, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания. К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение слушающим, в данном случае психологом-консультантом, точки зрения, говорящего – клиента, выражение определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания. Сюда же можно отнести заполнение психологом-консультантом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента. Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время от времени – чаще всего тогда, когда сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта – словами, жестами, мимикой, пантомимикой и другими доступными экстра и паралингвистическими средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его. Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента состоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он говорит психологу-консультанту. 4. Рекомендательная стадия. Психолог-консультант, собрав на предыдущих стадиях необходимую информацию о человеке и его проблеме, на данном этапе вместе с человеком вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. На этой стадии психолог-консультант должен помочь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для человека является наиболее подходящим. На четвертой стадии проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания человеком тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать человека на выполнение этих решений Убеждение – это процедура, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента. Разъяснение – это процедура, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога-консультанта. Здесь психолог-консультант сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы. Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят. Поиск взаимоприемлемого решения – это ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы. Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы. Уточнение деталей – это разъяснение клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических рекомендаций. Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают. 5. Контрольная стадия. На данном этапе психолог-консультант и человек договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация человеком полученных им практических советов и рекомендаций. Завершающая стадия психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с человеком. Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. В конце данной стадии, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и человек могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. Таким образом, этапы и сопровождающие их процедуры направлены на достижение целей, которые стоят перед психологическим консультированием. Задание 6 Сновидения – это свободные ассоции бессознательного, преобразованные в визуальные образы. Сновидение пациента в психоаналитической терапии - это ценный материал для анализа. Сновидение в процессе анализа отражает реакцию на опыт, полученный в ситуации терапии, дают нам обратную связь с бессознательным пациента. Сновидения пациента позволяют психоаналитику (далее терапевту) подтверждать интерпретации, а "расшифровка" сновидений пациентом вырабатывает у человека навыки самоанализа. Если пациент рассказывает о своих снах и фантазиях, это значит, что он доверяет терапевту. Появление терапевта в сновидениях пациента говорит о переносе, о значимости терапевта для пациента. Источники сновидения: События дня накануне, ассоциативная связь с значимым воспоминанием. Так называемый «дневной остаток» Подсознательные импульсы. Конфликт Эго, Ид и СуперЭго Соматические ощущения. Сновидения могут отражать историю болезни, психотические приступы, психотические изменения, прогнозировать болезнь. Кошмарные сновидения снятся, когда: Не срабатывают защиты Супер – Эго; Информация из Ид. Это говорит о том, что человек находится в состоянии конфликта Вытесненные, подавленные детские желания 90% сновидений – это сновидения сексуальных желаний. Функции сновидений: Физиологическая: восстановить физиологическое равновесие, восстановить процессы мозга Создающая функция: отыгрывание во сне будущего опыта (интуация) Терапевтическая: избавление от травмирующего опыта. Информационная: информация о собственной психике, решение актуальных задач, проблем. Сновидения по Фрейду – это исполнение желаний, разрядка фантазий, запретных желаний. Существуют сновидения типические. К числу типических сновидений относятся сны о полетах, они говорят о половом созревании, удовлетворении сексуальных желаний, связаны с поллюциями у мальчиков, с оргазмом у девочек. Мужчинам характерны сновидения о смерти отца, а женщинам – матери. Сновидения выполняют психотерапевтическую функцию, они залечивают раны. Сны о сдаче экзаменов сняться на кануне каких-то испытаний (у мужчин накануне сексуальных испытаний), бессознательное посылает поддержку - утешение. Страх перед экзаменатором – кастрационная тревога (у мужчин), страх отвержения, получить нелюбовь – у женщин. Кошмары – признак слабого психического состояния, переработка страхов, посттравматических переживаний. Кошмарные сновидения снятся мазохистическим личностям, в них отражается желание страдать. Сновидения зашифровывают запретные желания под неприятные. Сновидения о наготе – эксгибиционистские сны. Обратная ситуация: сновидец одетый, а все окружающие раздеты, отражают личную закомплексованность сновидца. Сновидения о воскрешении умерших людей – попытка справиться с травмой смерти, а также суицидальные тенденции. Сновидения о смерти близких – проработка эдипова комплекса. Смерть родителя своего пола – агрессия к родителю своего пола и сексуальное влечение к родителю противоположного пола. С точки зрения Юнга – это знак изменения отношения к близким людям. Сновидения смерти сиблингов бывают у братьев и сестер. Бессознательное посылает нам сигналы через сновидения, раскрываются истинные чувства к каким-то людям, снимаются защиты, раскрываются блокированные чувства, передают соматические ощущения. В начале терапии мы не должны проводить символического толкования сновидений. Мы работаем с дневным переживанием и манифестным. Начинаем искать латентное символическое содержание. Латентное содержание сновидения – бессознательные мысли, желания, которые лежат в основе сновидения и определяют манифестное. Манифестное сновидение – картинка, сюжет, которое сновидец может пересказать сразу после пробуждения. Язык сновидений выражается, как правило, в визуальных областях, и задача терапевтического перевода состоит в трансформировании образов в слова и мысли. Работа сновидения перетрансформируется благодаря работе интерпретации. Техника работы со сновидениями включает в себя основное правило психоанализа – свободная ассоциация. Рассматриваем сновидение по деталям: расчленяем на отдельные образы и стимулируем ассоциирование. Инструкция: говорите, все, что приходит в голову по каждому образу. Только сновидец может знать, о чём его сновидение, толкование сна психоаналитиком - это интерпретация. Повторяющиеся сновидения свидетельствуют о нерешенной проблеме - это информация из бессознательного, которая требует проработки. Сновидения, которые вызывают сильные чувства (страх, отчаяние, радость) свидетельствуют о том, что материал проблемы скоро будет осознан. Переворачивание – противоположные реакции. Любовь может выступать как ненависть. Первая часть сновидения означает проблему, а последующие части – причину случившегося. Превращение одного образа в другой. Изменение интенсивности образов сновидения, когда человек не может проявить свою волю. По Фрейду, это протест, символическое слово «нет». Абсурдные сновидения выражают протест против ситуации, которая выражается как абсурдная. Пример: река течет в противоположном направлении. Отражение переноса и контр переноса в сновидении. Если терапевту снится пациент, это значит, что проблемы пациента затрагивают личностные проблемы терапевта - это есть проявление контр-переноса. Главным методом исследования сновидений является метод свободного ассоциирования. При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила: Не обращать внимание на манифестное содержание сновидения, независимо от того, понятно оно пациенту или кажется абсурдным, ясным или путанным, так как оно все равно не соответствует искомому бессознательному. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т.е. свободно ассоциировать. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само». Задание 7. Теория К.Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д. К.Г. Юнг являлся одним из подвижников Фрейда. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного. Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания. Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость. Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т. д. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности». Его теория нашла отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927) и т. д. А. Адлер отрицал положение 3. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. «Я» согласно Адлеру представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Его теория состоит из основных положений: 1) фиктивного финализма; 2) стремления к превосходству; 3) чувства неполноценности и компенсации; 4) общественного интереса; 5) стиля жизни; 6) творческого «я». Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т. д. Стиль жизни человека связан с чувством общности – это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни. Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, два представителя раннего психоаналитического движения, принципиально разошлись с Фрейдом по ключевым вопросам и пересмотрели его теорию в совершенно разных направлениях. Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья. Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуума. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Согласно Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип. Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес — внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья. Судя по исходным положениям, которых придерживается Адлер, этот ученый, отнюдь не будучи «неофрейдистом», как он сам считал, может быть гораздо лучше понят как предвестник современной гуманистической и феноменологической психологии. Его индивидуальная психология отражает: - сильную приверженность положениям свободы, холизма, неизменности, субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости; - умеренную приверженность положению рациональности; - промежуточную позицию по положению конституционализм—инвайронментализм. В то время как теоретические положения Адлера общепризнанно имеют высокую практическую ценность, эмпирическая их проверка явно недостаточна. Причина трудностей эмпирической валидизации конструктов индивидуальной психологии заключается в том, что они слишком глобальны, а вся теоретическая система недостаточно полно систематизирована. Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. В адлеровском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимания стиля жизни пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса. Другим замечательным примером пересмотра психодинамической теории Фрейда является аналитическая психология Юнга. Главное расхождение между обоими учеными касается природы либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, сексуальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума. Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное — это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, анимус и самость. Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Юнг выделил также четыре психологических функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувство являются рациональными функциями, ощущение и интуиция — иррациональными. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности (например, экстравертный мыслительный тип). Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания, происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности. |