Анализ ассортимента и оценка качества изделий художественных промыслов на примере силикатных товаров, реализуемых в торговом предприятии
Скачать 7.65 Mb.
|
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему «Анализ ассортимента и оценка качества изделий художественных промыслов на примере силикатных товаров, реализуемых в торговом предприятии» Выполнил обучающийся ___________ «___» _______ 2020 г. Н. В. Толмачева (подпись) (И.О. Фамилия) Специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров Квалификация Товаровед-эксперт Группа ТВ- 1711 Руководитель работы ___________ «___» _________ 2020 г. _____________ (подпись) (И.О. Фамилия) Работа защищена «____» ____________ 2020 г. ___________________ (Оценка) Председатель ГЭК Е. А. Егорова (подпись) (И.О. Фамилия) Барнаул 2020 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Художественные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий (в России — абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, мастерские в Талашкино и др.). В ряде стран народные художественные промыслы (в Российской Федерации — палехская миниатюра, дымковская игрушка, абашевская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, тульское оружейное дело и др.) развиваются при поддержке государства. Актуальность: Тема дипломной работы актуальна и сейчас, так как художественные промыслы - это история страны, города, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Целью дипломной работы является изучение ассортимента, технологии производства, хранения и упаковки, основные понятия, состояние рынка, а также экспертиза и оценка качества художественных промыслов на примере силикатных товаров. Исходя из цели, в задачи работы входит: – исследовать современное состояние рынка художественных промыслов; – рассмотреть технологию производства ассортимента художественных промыслов на примере силикатных товаров; – исследовать хранение и упаковку художественных промыслов на примере силикатных товаров; – проанализировать ассортимент художественных промыслов на примере силикатных товаров; – рассчитать эффект (разработка) ассортимента художественных промыслов на примере силикатных товаров. Объектом исследования является - предприятие ООО «Турина Гора». Предметом исследования является – художественные промыслы на примере силикатных товаров. Период исследования 2017-2019 гг. Методологическую базу исследования составляют: законодательные и нормативные акты Российской федерации, закон о защите прав потребителей, труды отечественных специалистов в области товароведения, таких как Н.С. Моисеенко, И.В. Муравина, А.В. Рыжакова. Информационной основой являются данные магазина ООО «Турина Гора». В процессе исследования применялись различные методы, включая: исследовательский, аналитический, экономико-статистические. Выпускная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложения. Во введении отражена актуальность темы, цель, задачи, объект и предмет, методологическая, информационная база, методы исследования. В первом разделе были рассмотрены: основные понятия и состояние рынка, классификация ассортимента, технология производства, характеристика ассортимента, упаковка, маркировка художественных промыслов на примере силикатных товаров. Во втором разделе изучены и проанализированы: основные организационные-экономические характеристики предприятия ООО «Турина Гора», анализ ассортимента художественных промыслов на примере силикатных товаров, организационная структура предприятия ООО «Турина Гора», оценка качества художественных промыслов. В заключении представлены основные выводы и рекомендации. 1 Теоретические основы анализа ассортимента, и оценка качества товароведной характеристики художественных промыслов на примере силикатных товаров 1.1.Современное состояние рынка художественных промыслов на примере силикатных товаров Возникновение рынка изделий народных промыслов уходит своими корнями в глубину веков. Не случайно этот рынок возник в сельской местности, где в основном и было сосредоточено производство данных изделий. Сначала изделия изготавливались для себя, не для обмена. Каждый крестьянин старался вложить в предмет своего труда частичку своей души, мечты и идеалы о лучшей жизни. Эти предметы быта становятся не только полезными, но и привлекательными, поэтому появляется интерес и необходимость их приобрести или выменять на какие-либо другие вещи, необходимые в быту. С возникновением обмена сформировался и рынок [5]. Народные художественные промыслы входят в особую отрасль современной художественной промышленности, но в то же относятся к декоративно-прикладному искусству. Произведения декоративно-прикладного искусства создают как отдельные художники в индивидуальном порядке, так и коллективы мастеров-исполнителей на предприятиях художественной промышленности. Это ювелирные фабрики, стекольные, фарфоровые, гончарные заводы, деревообрабатывающие, ковровые комбинаты, на которых изготовляют художественные изделия бытового, подарочного и сувенирного назначения из тканей, пряжи, нитей, дерева, металлов и сплавов, глины, рога, кости, камня. Предприятия современных народных художественных промыслов, выпускающие аналогичные изделия, отличаются от предприятий художественной промышленности прежде всего тем, что на них машины и механизмы используют в основном при подготовительных работах, на подсобных и отделочных операциях. Для самого же изготовления художественных изделий на данных предприятиях применяют ручной творческий труд мастеров-художников. Далее рассмотрим динамику объема и емкости рынка изделий народного промысла в РФ. На протяжении 2014 – 9 месяцев 2019 гг. российский рынок изделий народного промысла в стоимостном выражении характеризуется разнонаправленной динамикой. Так, в 2015 г. объем рынка незначительно вырос на 3%, в 2016 г. наблюдалось снижение на 1%, а в 2017 г. вновь рост на 4%. По итогам 2018 г. рынок достиг максимальных значений за рассматриваемый период, объем составил 7 008,2 млн руб., то выше уровня 2017 г. на 6,4%. На диаграмме 1.1 рассмотрим динамику объема российского рынка изделий народного промысла в 2014 – 9 мес. 2019 гг. Рисунок 1.1 Динамика объема российского рынка изделий народного промысла в 2014 – 9 мес. 2017 гг. Так же рассмотрим объем и динамику внутреннего производства изделий художественного промысла. Динамика объемов производства изделий художественного производства в 2014-2018 гг. характеризуется отрицательными значениями, за исключением 2017 г. В 2017 г. темпы снижения составили 5%, в 2016 г. – 6%. По итогам 2017 г. тренд развернулся, объемы производства выросли на 10%. Но уже в 2018 г. выпуск изделий народного промысла в РФ начал вновь падать, темпы снижения составили 3%, а объем - 5008,2 млн. руб. Рассмотрим на Диаграмме 1.2 динамику объемов производства изделий народного промысла в РФ за 2017 – 9 мес. 2019 гг. Рисунок 1.2 Динамика объемов производства изделий народного промысла в РФ за 2017 – 9 мес. 2019 гг. Совокупный объем выручки ТОП-5 крупнейших производителей изделий народного промысла в России характеризуется разнонаправленной динамикой на протяжении 2015-2019 гг. Далее на Диаграмме 1.3 рассмотрим динамику совокупного объема выручки крупнейших производителей (ТОП-5) изделий народного промысла в России, 2015-2019 гг., млн руб. Рисунок 1.3 Динамика совокупного объема выручки крупнейших производителей (ТОП-5) изделий народного промысла в России, 2015-2019 гг. Российские производители изделий народных художественных промыслов уже поставляют свою продукцию в 27 стран всех регионов мира. При этом объем экспорта отрасли в этом году увеличился в полтора раза. Об этом сообщает пресс-центр Минпромторга со ссылкой на замдиректора департамента развития промышленности социально-значимых товаров ведомства Лилию Нургатину по итогам работы круглого стола, посвященного достижениям, проблемам и возможностям отечественных организаций, экспортирующих изделия народных художественных промыслов. Несмотря на увеличение объемов поставок за рубеж, их доля в общем объеме реализации составляет всего три процента. Потенциал расширения деятельности здесь огромен: отечественные производители выпускают изысканные и уникальные изделия высочайшего качества и готовы к выходу на новые внешние рынки. В условиях цифровизации мировой экономики одним из самых перспективных инструментов роста продаж внутри страны и выхода на внешние рынки становятся каналы электронной коммерции, особенно для малых и средних предприятий. 1.2 Факторы, формирующие ассортимент и качество художественных промыслов на примере силикатных товаров Основными факторами формирующие ассортимент и качество художественных промыслов на примере силикатных товаров являются [6]: 1 Свойство сырья, применяемое для изготовления художественных промыслов; 2 Технологический процесс выработки изделий художественных промыслов; 3 Отделка изделий художественных промыслов. Далее мы рассмотрим более подробно каждый из пунктов. 1 Сырье, применяемое для изготовления художественных промыслов на примере силикатных товаров: - Керамикой (от греческого «керамос» — глина) называют изделия из глиняных материалов и кварцевого песка, полученные обжигом при высокой температуре. Для производства художественных изделий (скульптур малых форм, посуды, игрушек) широкое распространение с давних пор получили различные виды керамики: с пористым черепком - терракота, гончарная керамика, майолика, фаянс; с плотным черепком фарфор. - Стекло представляет собой аморфно-кристаллическое вещество, получаемое варкой (плавлением) кварцевого песка с другими составляющими (обычно содой, известняком и др.). Стекло обладает высокой прозрачностью, твердостью, химической устойчивостью, хрупкостью. Прозрачность, способность принимать всевозможную, зачастую на редкость красивую, окраску и техническая возможность придавать изделиям почти бесконечно разнообразные формы позволяют мастерам и художникам создавать из стекла выдающиеся художественные произведения. 2 Технологический процесс выработки художественных промыслов на примере силикатных товаров практически аналогичен. Далее рассмотрим технологию производства изделий из керамики [7]. 1) Подготовка сырья заключается в очистке исходных материалов от примесей, тщательном измельчении, просеивании, сушке и т. д. 2) Приготовление массы состоит из смешивания сырьевых материалов в определенных пропорциях и перемешивания смеси с водой до получения однородной жидкой керамической массы. Массу пропускают через сито, очищают (электромагнитом) от примесей железа и обезвоживают (на фильтр-прессах или вакуумфильтрах) для получения формовочного теста. 3) Далее следует процесс формования изделий. Существует несколько способов формования изделий: свободная лепка; свободное формование на гончарном круге: пластическое формование ручным оттиском в форме; пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующих шаблона или ролика; шликерное литье в гипсовые формы; изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формования. Технология производства изделий из стекла немного отличается от производства изделий из керамики. Далее рассмотрим процесс производства изделий из стекла[24]. Начинается его производство с приготовления шихты. Шихта — смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция в производстве стекла. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до1450" — 1480 °С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка или формование, изделий различными методами. 3 Отделка художественных промыслов. Терракота (от итальянского слова, означающего - земля жженая) - представляет собой изделия с пористым черепком из красной или желтой обожженной глины, н политой глазурью. Гончарная керамика (от слова «горн» - печь для обжига) - это изделия из цветной глины, полностью или частично покрытые прозрачной свинцовой глазурью) [14]. Майолика (от названия острова Майорка) - изделия из белой или цветной обожженной глины, с крупнопористым черепком, как правило, с рельефными украшениями, покрытые приглушенными цветными глазурями, которые обычно называются эмалями. В Киевской Руси майолика была известна еще в X-XI вв., но с нашествием монголов это искусство было забыто и расцвело вновь лишь в XIV-XV вв. в Италии. Фаянс (от итальянского города Фаенцы) - изделия с белым пористым непросвечивающим черепком, покрытые бесцветной глазурью. В России фаянс появился в XVIII в., в Европе - в XV-XVI вв. Фарфор - относится к наиболее совершенной группе керамических изделий. Изделия из фарфора имеют белый спекшийся, непроницаемый для воды черепок, просвечивающий в тонких слоях; покрыты тонким слоем бесцветной глазури. При легком ударе по краю издают мелодичный звук. В Европе и России фарфор стали изготовлять лишь в начале XVIII в. В Европе его открыл немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бетхер в 1709 г. В России это сделал ученый-химик Д. И. Виноградов (современник и друг М. В. Ломоносова). Отделка силикатных изделий Живопись — создание рисунка с помощью кисти и трафарета силикатными красками с последующим обжигом при температуре 550 °С. Украшение металлической пленкой — нанесение на бесцветное и цветное стекло по матированной и травленой рельефной поверхности жидкого (12 %-ного) или порошкового золота. Золото наносят на изделие кисточкой тонким ровным слоем, затем изделие подсушивают и обжигают. Украшение люстровыми красками — нанесение люстровых красок на бесцветное и цветное стекло пульверизатором или кистью с последующим обжигом для получения на поверхности изделия блестящей металлической пленки. Украшение люстровыми красками позволяет получать различную окраску изделий из стекла: оранжевую, желтую, голубую, розово-сиреневую и т. д [15]. Алмазная грань — узорчатая резьба на изделиях из стекла, которую наносят с помощью шлифовальных кругов с последующей полировкой. Рисунки алмазной грани разнообразны: многогранники, звезды, лучи, а также сюжеты, полученные сочетанием мелких и глубоких граней. Налепы — нанесение на готовое, обычно выполненное в гутной технике, изделие жидкого стекла (в виде капельки) с последующим выдуванием его для образования нужной формы: шарика, гривы коня, гребня петуха и т.д. Для отдельных видов художественных стеклянных изделий применяют комбинацию различных украшений: люстровыми красками и золотом, стеклянной крошкой и золотом, алмазной гранью и пескоструйной обработкой и др [18]. |