Главная страница

Анализ лирического произведения в 5-11 классах. Анализ лирического произведения на уроках литературы в 5-11 клас. Анализ лирических произведений на уроках литературы в 511 классах План


Скачать 199.5 Kb.
НазваниеАнализ лирических произведений на уроках литературы в 511 классах План
АнкорАнализ лирического произведения в 5-11 классах
Дата16.06.2022
Размер199.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнализ лирического произведения на уроках литературы в 5-11 клас.doc
ТипУрок
#596951
страница1 из 3
  1   2   3




Анализ лирических произведений на уроках литературы в 5-11 классах
План

  1. Характерные особенности лирики.

  2. Основные пути анализа лирического произведения в школе.

  3. Особенности работы над текстом лирического произведения в 5-8, 9-11 классах.

  4. Этапы анализа поэтического текста. А.С. Пушкин. Зимнее утро.

  5. Филологический анализ лирического произведения. К. Батюшков. Мой гений.


ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Передавая уму и чувству ученика литературное произведение, мы должны помнить, что литература — это искусство, к которому нужно уметь подойти. У нас в музеях учат смотреть картины и статуи, учителя музыки учат не только играть или петь, но и «слушать музыку», а мы, словесники, учим читать художественное произведение,— для начинающего это дело столь же трудное, как и понимание полотен Репина и Левитана или композиций Чайковского и Глинки

М. А. Рыбникова

Анализ поэтического текста имеет специфические особенности, обусловленные необходимостью осмысления прежде всего эмоциональной реакции, вызванной чтением текста. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является алгоритм, основанный на исследованиях Л. Выготского, касающихся психологии восприятия искусства и закономерностей развития мышления и воображения. Л. Выготский доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и пере­живании произведения искусства, которое складывается из сочетания каких-то двух разнонаправленных, порой противоположных эмоций.

  1. Характерные особенности лирики.


В ходе анализа лирических произведений необходимо учитывать характерные особенности этого литературного рода:

  1. Лирика выражает человеческое сознание и подсознание, субъективный момент.

  2. Особенностью лирики является экспрессивный психологизм. В лирике изображены переживания, чувства, эмоции; многие лирические произведения построены на изображении размышления (медитативная лирика). Детали пейзажа, портрета и мира вещей имеют исключительно психологическую функцию (А. Ахматова «Смятение».)

  3. В некоторых лирических произведениях присутствует некоторое подобие сюжета и системы персонажей (М. Ю. Лермонтов «Нищий»), однако это бытие несамостоятельно, оно передаёт эмоциональный накал произведения.

  4. В лирике особое значение имеет анализ образа лирического героя. Лирический герой — это образ человека в лирике, носитель переживания. Недопустимо его отождествление с реальным автором, так как это обобщённый образ. Лирический герой - это и читатель в том числе. Иногда лирический герой - антипод автора («Нравственный человек» Н. А. Некрасова). У лирического героя нет имени, возраста, черт портрета, он существует вне обычного времени и пространства: его переживания протекают «везде» и «всегда».

  5. В лирике часто встречаются композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления, монтажа. Особенно важным является взаимодействие образов, часто создающее многоплановость художественного смысла.

  6. Главная опорная точка композиции лирического произведения находится в его финале. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев построено как монолог лирического героя или диалог «действующих лиц». (А. С. Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом».)

  7. В лирическом тексте как правило много тропов и синтаксических фигур.

  8. Анализ стихотворных особенностей лирической речи — это во многом анализ ее темповой и ритмической организации.

  9. Анализируя лирическое стихотворение, важно прежде всего осмыслить его пафос, уловить и определить ведущий эмоциональный настрой. Во многих случаях верное определение пафоса делает ненужным анализ остальных элементов художественного содержания, особенно идеи.

  10. В анализе лиро-эпических произведений следует особое внимание уделять синтезу эпических и лирических начал. Необходимо научиться видеть лирическую интонацию и скрытого лирического героя в объективно-эпическом на первый взгляд тексте. В анализе лирического произведения иногда необходимо учитывать и категорию жанра.




  1. Основные пути анализа лирического произведения в школе.


Наиболее распространёнными в школьной практике являются три основных пути изучения лирической поэзии.

Тематический (прослеживание определенных тем (мотивов) в ряде лирических произведений).

Недостаток этого пути заключается в том, что произведения не рассматриваются произведения в целом, из них извлекаются лишь определенные мотивы, характерные для поэта, и в связи с этим прочитываются соответствующие отрывки.

Второй путь - анализ лирических произведений в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы.

Недостаток состоит в том, что внимание сосредоточено на личности поэта, а лирика воспринимается лишь как иллюстрация к этапам его биографии.

Третий путь - восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. В этом случае после общей характеристики лирического творчества поэта разбираются в единстве формы содержания отдельные произведения, наиболее значительные, обычно предусмотренные программой.

В ходе анализа лирического произведения необходимо помнить:

  1. Лирическое стихотворение - самостоятельный, но не замкнутый в себе мир.

  2. Анализ лирического произведения возможен в рамках определённой системы творчества и в контексте всего творчества поэта.

  3. Необходимо установить связь лирического произведения с мироощущением поэта, своеобразием его поэтической манеры.

  4. Важно учитывать возрастные особенности учащихся.




  1. Особенности работы над текстом лирического произведения в 5-8, 9-11 классах.

В младших и средних классах учащиеся наделены способностью эмоционально воспринимать лирическое произведение, склонны к проявлению чувств, соотнесению настроения, появившегося в процессе чтения, с теми эмоциями, которые они когда-то испытали в обыденной жизни. Поэтому наиболее целесообразным считаем следующий алгоритм работы.

Алгоритм работы над текстом лирического произведения в V - VIII классах:

    • Создание установки на чтение.

    • Выявление мотива, близкого учащимся.

    • Соотнесение представлений учащихся с взглядами поэта на мир.

    • Уяснение особенностей художественной манеры автора.


Особенности работы над текстом лирического произведения в IXXI классах

Общие рекомендации

В старших классах направленность работы меняется. Учащихся 9-11 классов особенно интересует источник выраженного словом чувства, они стремятся глубоко проникнуть в текст, осмыслить особенности художественного мира автора, осознать его значение в истории национального и мирового литературного

Исходя из этого определяем цели анализа лирического в старших классах:

  1. Определение направленности творчества автора.

  2. Установление источников (литературных, жизненных), повлиявших на становление творческой манеры автора.

  3. Формирование представлений об эволюции творчества.

  4. Установление связи творчества поэта с историей литературы, поэтической традицией.

Предпочтительным путём анализа является сопоставление стихотворения с творчеством поэта и поэтическим миром его предшественников и наследников.
В ходе анализа лирического произведения учащиеся должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

  1. Понимание настроения и замысла автора.

  2. Умение уловить субъективные настроения, переживания, эмоции, заключённые в лирическом произведении.

  3. Умение определить общечеловеческое значение переживания, описанного в произведении, показать, как созданное по конкретному случаю стихотворение становится обращением не только к конкретному лицу, современникам поэта, но и к читателям многих последующих поколений.

  4. Выявление особенностей характера лирического героя, раскрывающегося не через действия и поступки, взаимоотношения с другими персонажами, а через его внутреннее состояние, эмоции и размышления.

  5. Определение характерных черт личности Поэта, прообраза лирического героя, прототипа образа поэта.

  6. Определение роли лирических персонажей (собеседников поэта, сподвижников, адресатов его стихов), их самодостаточности как фигур, равновеликих лирическому герою и находящихся с ним в сложных динамичных отношениях или подчиненности.

  7. Определение особенности стихотворной формы, музыкального строя речи (образность поэтической речи, поэтический синтаксис и стихосложение (ритмические особенности стиха). Необходимо не только называть понятия, но и говорить о функции, которую они выполняют в стиховой конструкции. Следует обратить внимание на следующие особенности: границы строки в пространстве художественном и графическом; место поэтического слова в стиховой конструкции или структуре.

  8. Выявление темы и основной мысли поэтического текста (анализ уровней морфологического, фонетического, лексического, синтаксического и т.д.; сопоставление сильных позиций текста, сопоставление первой и последней строфы, обнаружение сопоставительных и противопоставительных отношений элементов текста на разных его уровнях, выявление функций метра, рифмы и ритма в целом; поиск повтора).

  9. Определение авторского замысла через выявление закономерности в композиции поэтического текста (выявление мотивов и образов в первой строфе и наблюдение за их развитием в последующих строфах).

Важно помнить:

Лингвостилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем.

Не следует ограничиваться в работе сугубо лингвистической четкостью, неким формализмом подхода к тексту.

Процесс изучения лирического произведения в школе состоит из ряда этапов

ПЕРВЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Установка на чтение

  • Выразительное чтение учителя (создание атмосферы монолога, родившегося здесь сейчас).

  • Пауза, дающая возможность осмыслить услышанное.

  • Создание установки на повторное чтение.

На этом этапе целесообразно предложить учащимся следующие задания

Вариант 1

  • Осмыслить значение слов;

  • услышать ритм стихотворных строк, отметить меткость и точность стихотворных строк;

  • вообразить нарисованную словами картину;

  • вспомнить собственные впечатления от реальных предметов, обозначенных словами;

  • создать в воображении цельную картину, попробовать осмыслить собственные ассоциации, возникающие при чтении;

  • определить внутреннее состояние, чувства и мысли, которые возникли у поэта под впечатлением увиденного.


2 вариант

Создание проблемной ситуации

  • Прослушать музыкальный вариант исполнения стихотворения или музыкальные произведения, написанные на один литературный сюжет.

  • Прослушать стихотворение в исполнении мастеров слова.

  • Сравнить различные варианты текста.

  • Сопоставить трактовки.

  • Выявить полярные трактовки.

  • Найти общий мотив исполнения.

  • Защитить наиболее точное исполнение.

Помнить о том, что однозначность суждений недопустима.

2 ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Анализ поэтического текста во многом созвучен направлениям работы над прозаическими произведениями, однако имеет специфические особенности, обусловленные необходимостью осмысления прежде всего эмоциональной реакции, вызванной чтением текста. Наиболее продуктивным является алгоритм, основанный на исследованиях Л. Выготского, касающихся психологии восприятия искусства и закономерностей развития мышления и воображения. Л. Выготский доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства, которое складывается из сочетания каких-то двух разнонаправленных, порой противоположных эмоций.

Схема анализа включает три уровня: лексико-семантический, лингвостилистический и контекстный. На первом этапе происходит осмысление содержания стихотворения на уровне первого впечатления. Выявляя ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, а также контрастные мотивы, учащиеся отмечают противостояние цветов палитры, точек про­странства и времени, звуковых рядов. Затем можно рекомендовать выписать из текста стихотворения соотнесённые с данными образами понятия, дополнив лексическую цепочку словами, подсказанными личными ассоциациями. Такая работа способствует осмыслению первоначального восприятия поэтического текста и является основой для создания исходной интерпретации, объективность которой поможет доказать лингвостилистический анализ.

На втором этапе школьники должны уяснить значение основных изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, контрастных сопоставлений), а также «вспомогательных» художественных приемов, определяющих звучание стиха (строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации). На данном этапе целесообразно определить размер стиха, особенности рифмы, выявить роль звукописи в рождении смысла. Такая работа способствует выявлению авторской позиции и уточнению первичной интерпретации.

На третьем этапе важно показать контекстное значение анализируемого произведения. Здесь происходит обращение к читательскому опыту учащихся, формирование умения отыскивать произведения с похожими мотивами или образами не только в контексте творчества конкретного автора, но и национального и мирового литературного процесса. Такая интерпретация может претендовать на наибольшую объективность и законченность.
Лексико-семантический анализ
Рассматриваем художественный образ в лирическом произведении как

  • результат творчества;

  • конкретную картину жизни, которая возникает в воображении в связи с буквальным значением слов;

  • эстетический идеал автора, его отношение к истине, добру и красоте.

Задания

1. Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию:

  • контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы;

  • противостояние цветов палитры;

  • противостояние точек пространства и времени;

  • противостояние звуковых рядов.

Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте.

2. Сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

3. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.

4. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

5. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

6. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.

Лингвостилистический анализ

Стих в лирике - это сам смысл произведения.

Цель анализа - понять, как стих соотносится со словами, с характером синтаксиса и всей композицией.

Лингвостилистический анализ

  1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию ключевых образов и расширению их значения: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

  2. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь, зависящие от размера, длины строк, рифмы, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.

  3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение

Исследуя звуковой состав необходимо иметь в виду, что значение имеют не столько сами звуки, сколько их соотношение со значением слова (звуки могут усиливать это значение, обращать внимание читателя на дополнительные смысловые оттенки, которые имеются или возникают в словах благодаря звуковой перекличке). Необходимо обратить внимание учащихся на то, что отсутствие какого-либо звука создаёт определённое настроение, отметить функции аллитерации и ассонансов:

    • воспроизведение картины происходящего: «По корням упругим топор засту­чал» (здесь явно слышен стук топора);

    • выделение главного слова: «Две другие друг к дружке ближе» (звуки главного слова «друг» повторяются во всех словах);

    • усиление эмоции: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу...»;

    • создание ощущения красоты, гармоничности ( А. С. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла...».

Исследуя состав слова, необходимо обратить внимание школьников на значения приставок, уменьшительно-ласкательных суффиксов, вносящих дополнительные смысловые оттенки.

Изучая стилистическую и эмоциональную окраску слов, необходимо отметить роль архаизмов, церковнославянизмов, смену времен глаголов, олицетворения, употребление слов в прямом или переносном смысле, указать на особенности синтаксиса, синонимы, эпитеты, сравнения.
Анализ стихотворения в контексте
творчества самого автора


Цель анализа: определение идеи лирического произведения (обобщающей, эмоциональной, образной мысли, выраженной средствами языка, определяемой личностью автора и окружающей его действительностью, передаваемой посредством отбора и организации словесного материала).

  • Найти произведения с аналогичными мотивами или образами.

  • Выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.).

  • Уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.

В контексте национального литературного процесса

  • Найти у русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения.

  • Сопоставить их с анализируемым текстом.

  • Сделать выводы о сходстве и различиях, о движении общего художественного мотива или образа во времени.

В контексте мирового литературного процесса

  • Найти в зарубежной литературе произведения, созвучные анализируемому. Сопоставить их по смысловым или художественным параметрам.

  • Выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем.

  • Установить степень участия автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.

Третий этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

На заключительном этапе анализа лирического произведения происходит обобщение всего сказанного. На данном уроке можно организовать конкурс чтецов, коллективное составление сценария литературно-музыкальной композиции.

Таким образом, на первом этапе происходит подготовка к восприятию лирического произведения; на втором этапе – создание первичной интерпретации, её корректировка, выявление авторской позиции; на третьем этапе – обобщение, подведение итогов, проверка степени усвоения материала.


  1. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»


Цели:

  1. Выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении, противопоставления чувства лирического героя неполноте жизни, заметной и в сонной «красавице», и в беззвучном покое зимы, и в милом, но замкнутом уюте комнаты.

  2. Обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений, совершенствование навыка устного словесного рисования, выразительного чтения.

  3. Формирование чувства прекрасного, умения во всём находить красоту и радость.

Виды деятельности учителя и учащихся: лексическая работа, экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, А. С. Степанова, К. Ф. Юона и др., составление ассоциативных рядов, стилистический эксперимент.

Ход урока.

1. Целеполагание. Слово учителя.

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой - студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной, Евпраксией Николаевной Пушкин - подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824—1826 гг.

2. Выразительное чтение стихотворения.

3. Лексическая работа

Аврора (лат. Aurora от aura, букв. «предрассветный ветерок»), в римской мифологии богиня утренней зари. Соответствует греческой Эос.

Нега (устар.) 1. Полное довольство. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаваться неге. Нега во взоре.

«Сомкнуты негой взоры» — закрытые во сне глаза.

4. Анализ стихотворения. Выявление первоначальных читательских впечатлений.

  1. Попробуйте представить солнечное морозное утро. Опишите ваши впечатления.

  1. Эксурсия по выставке репродукций зимних пейзажей И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, А. С. Степанова, К. Ф. Юона и др.




  1. Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки?

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег, ярко-голубое небо, морозный воздух переливается всеми цветами радуги. Кажется, весь мир наполнен радостью.

Выразительное чтение фрагмента из первоначального варианта стихотворения.

Под голубыми небесами

Необозримыми коврами

Лежит, как саван, белый снег.

Каково лексическое значение слова «саван»?

Саван – широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников.

Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте? Попробуйте устно нарисовать картину.

Мёртвая безжизненная снежная пустыня вызывает чувство безысходности и одиночества.

Как вы думаете, почему поэт изменил начало?

А. С. Пушкину было свойственна жизнерадостность. Он стремился найти красоту во всём. Зимний пейзаж прекрасен в ясный солнечный день. Поэт любуется красотой мира, ему непременно хочется поделиться своей радостью, разбудить спящую красавицу и рассказать ей о своём восторге.

Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

Почему так отличается настроение начала и финала стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение. В чём смысл противопоставлений? На эти вопросы мы ответим в ходе анализа стихотворения.
В чём проявляется контраст между строфами стихотворения?

Проследите смену эмоциональных состояний.


Эмоциональные состояния, нашедшие отражение в стихотворении

2 строфа Воспоминания о ненастном вечере

1 строфа Радость, воодушевление

3 строфа Спокойная картина безбрежных снегов

5 строфа Порыв к движению,

полноте бытия

4 строфа Уют комнаты

Как меняется время изображения событий?

Контраст времени

1-я строфа

настоящее

2-я строфа

«вечор»

3-я и 4-я строфы

«нынче»

5-я строфа

будущее и давнее прошлое,







Назовите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы первой строфы. Каков смысл этих противопоставлений?
Мороз и солнце.

Дремлешь – проснись.

Северная аврора – северная звезда.
Солнце и мороз - столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства.

Северная пылающая заря противопоставлена холодной далёкой звезде

Восторг поэта – дремоте «друга прелестного».

Почему поэт называет красавицу «звездою севера»?

Составьте ассоциативный ряд со словами «звезда».

Звезда – яркая, холодная, далёкая, недостижимая, непонятная, загадочная, прекрасная…

Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега – её состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью.

Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.

Прочитайте выразительно строфу, найдите контрастные образы или эмоционально противопоставленнные мотивы.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... Погляди в окно.
Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепененем героини.
Стилистический эксперимент.

Замените слова в строфе (такими они были в первоначальном варианте). Как изменилось настроение стихотворения?

Вьюга злилась

Вечор метель шумела.

Мгла носилась

Мгла кипела, мгла клубилась.

И ты печальная сидела


Ты сидела...

Глядя задумчиво в окно


Слова в окончательном варианте более достоверно передают звуки и краски ненастья, подчёркивают печальное настроение красавицы накануне вечером.

Однако утро исполнено радости, и поэт надеется, что холодная красавица не останется равнодушной к такому великолепию.
Выразительное чтение третьей строфы. Назовите контрастные образы. В чём смысл противопоставления?

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.
Прекрасен зимний пейзаж, но жизнь, скованная холодом, проявляется в нём приглушённо. В этом проявляется контраст внутри строфы.
Назовите слова, подчёркивающее незримое присутствие жизни в этом зимнем пейзаже?
Лес «чернеет», ель «зеленеет», и «речка подо льдом блестит». Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой.

Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни, сродни.

А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.
Прочитайте выразительно четвёртую строфу. Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию. В чём смысл противопоставления?
Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?
Весёлому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки, энергии огня противопоставлена инертность быта.
Какое слово в данном отрывке передаёт ощущение ликования?
В слове «озарена», подчёркнутом переносом, отражено настроение поэта

Лексическая работа.

Озарена - ярко освещена (высок.)

Почему это слово, относящееся к высокому стилю, соседствует в строфе с такими, как печь, лежанка, санки, кобылка? К какому стилю принадлежат эти слова?

«Приятно думать у лежанки» - чувства, знакомые героине.

Печь, лежанка, санки, кобылка – слова, в которых нашёл отражение быт, приглушающий восторженное ликование.
Прочитайте выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы или эмоционально противовпоставленные мотивы. В чём смысл противопоставления?
Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.
В строфе противопоставлены стремительность желаний и грусть воспоминаний.
Найдите в строфе фразу, созвучную по настроению строчке «Вся комната янтарным блеском озарена».
Поэт стремится «предаться бегу нетерпеливого коня» и вместе с тем свободному полёту мысли и чувства, дающему ощущение полноты жизни. Однако стремление к радости заглушено вновь картиной опустошения природы. Прежняя полнота чувств вновь утрачена.
Контрасты эмоциональных состояний возникают и между строфами, противопоставленными по времени.

Работа с таблицей, подведение итогов анализа.

Контрасты во внутреннем строении строф







1 строфа

восторг поэта

дремота «друга прелестного»

2 строфа

кружение вьюги

печальное оцепенением героини

3 строфа

великолепие зимы

скованность жизни

4 строфа

веселый треск» печи

неподвижность «лежанки»

5 строфа

стремительность утренних желаний

грусть воспоминаний о прошлом

Контрасты строф

Радость пробуждения

Воспоминания о ненастном вечере

Спокойная картина безбрежных снегов

Порыв к движению,

полноте бытия

Уют комнаты

Контраст времени

1-я строфа

настоящее

2-я строфа

«вечор»

3-я и 4-я строфы

«нынче»

5-я строфа

будущее и давнее прошлое,







Почему так отличается настроение начала и финала стихотворения? В чём смысл противопоставлений?

Чувство лирического героя диссонирует с неполнотой жизни, заметной и в сонной «красавице», и в беззвучном покое зимы, и в милом, но замкнутом уюте комнаты. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.

2 ноября 1829 г., Пушкин написал стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне?..»

Выразительное чтение. Что возвращает поэту ощущение полноты жизни?
«Бледный снег» сковывает поток жизни. Жизнь лишается поэзии: «Стих вяло тянется, холодный и туманный». И только любовь возвращает ощущение полноты жизни: «Как жизнь, о боже мой, становится полна!»

Итоги. Что объединяет эти стихотворения? Почему слово «милый» повторяется в последней строфе «Зимнего утра»?

В последней строфе стихотворения «Зимнее утро» усилено ощущение потери прежней полноты чувств. Однако поэт далёк от отчаяния. Он благодарен судьбе за прежнюю радость. Грусть прогоняют дорогие воспоминания: «Берег, милый для меня».

Чувство потеряло прежнее одушевление, но надежда на счастье остаётся, поэтому образ милого друга сливается в сознаниии с «берегом милым».

Так стихотворение о зиме просветляется любовью, стремлением поэта во всем находить красоту и радость.

Выразительное чтение стихотворения.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.
  1   2   3


написать администратору сайта